16 ноября 2011 15:01
Москва – столица «Русского Зарубежья»
С 7 по 14 ноября 2011 Первопрестольная была столицей русской эмиграции по всему миру – в эти дни в Москве проходил Пятый юбилейный Международный кинофестиваль «Русское Зарубежье». Центральным событием смотра стал традиционный конкурсный показ игрового и документального кино, посвященный теме русской эмиграции. Кроме того, был проведен целый ряд тематических встреч, выставок и творческих вечеров с нашими соотечественниками, разбросанными судьбой с их талантами по всем уголкам мира.
19 фильмов просмотрено, 12 зарубежных гостей встречено, 4 творческих вечера проведено, 2 медали вручены – вот то богатство, которое сверкает из юбилейного сундука этого фестиваля. Организаторы сберегали каждое из сокровищ – ежедневно велся дневник фестиваля, повествующий о каждой новой находке Русского Зарубежья.
По окончании работы смотра, 14 ноября, в Большом зале Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына прошла торжественная церемония закрытия фестиваля и награждения лауреатов конкурсного показа.
Пятый юбилейный год работы фестиваля показал многое. Своим вниманием фестиваль в этом году не обошли не только отечественные, но и зарубежные корреспонденты, география которых из года в год расширяется все больше.
В двух залах Дома Русского Зарубежья, что находится в самом центре Москвы у метро Таганская, мест с каждым днем фестиваля не хватало все больше. Кстати говоря, организаторы фестиваля довольно-таки чутко отнеслись к этим новых условиям и пообещали в скором времени сообщить об окончании строительства нового, еще более вместительного и комфортного зрительного зала для будущих фестивалей, традиционно проходящих каждый год в эти ноябрьские дни в Москве.
Интерес публики был вызван и огромной работой, проведенной по отбору гостей фестиваля: его участников и членов жюри, а также почетных гостей, приглашенных из Канады, Швейцарии, Великобритании, Франции, Германии, Сербии, Эстонии, Австралии и США. Напомним, что фестиваль «Русское Зарубежье» празднует в этом году свое пятилетие, и его организаторы как всегда постарались отобрать лучшее из созданного за последнее время в киноискусстве о жизни русских за рубежом. В результате в конкурс вошли пять игровых и четырнадцать документальных фильмов. В конкурсе фестиваля приняли участие такие фильмы, как «Многоточие» Андрея А. Эшпая, «Степи» Роба Нильссона, «Николай Романов. Обретенная Россия» Жиля Вюиссо, «Женитьба по-итальянски» Александра Бруньковского и другие работы.
Обычно кинофестивали сводятся только к простому показу фильмов. В данном же случае организаторы радовали своих гостей еще и творческими вечерами, устроенными специально по этому случаю.
Возвращение великого русского «француза Александра Алексеева» собрало в стенах Дома Русского Зарубежья знающих почитателей великого аниматора, а также познакомило непосвященных в эту сферу зрителей с его великими творениями. Вечер творчества Александра Алексеева собрал родственников, знакомых и почитателей его таланта.
Творческий вечер уникальной русской певицы Ксении Мейснер заставил зрителей обратиться к памяти прекрасного дореволюционного романса. Ни разу не посетив Россию и прожив всю жизнь в городе Аделаида в Австралии, Ксения смогла перенять у своей матери ту редкую манеру пения, которая была характерна для нашей России до 1917 года. Весь вечер Ксения делилась со слушателями порой забытыми у нас мелодиями и песнями. Открытием для всех присутствующих было знакомство Ксении не только со старинным романсом, но и с песнями нашего современника Булата Окуджавы. Он был запрещен в Советском Союзе, а там, в далекой Австралии, Ксения смогла познакомиться с его песнями, как, впрочем, и с ним лично, о чем она поведала в рассказе о волнующих подробностях этой встречи.
На фестивальный показ приехал также сын великого русского изобретателя и авиаконструктора Игоря Сикорского: Николай Игоревич представил фильм Александра Гурьянова «Толкай телегу к звездам». Это был двойной подарок зрителям – с одной стороны, премьера документального фильма, а с другой, возможность узнать из первых уст о жизни самого «отца авиации».
Еще одним мероприятием стал вечер «Русский след в Сербии», состоявшийся в первый день работы фестиваля. В тот же день была открыта и выставка «Толстой и Достоевский в сербской культуре», она не только показала, какое место два этих великих русских писателя занимают в культуре Сербии, но и познакомила посетителей с элементами прикладного искусства, а также подарило дегустацию вин, которых невозможно найти на прилавках российских магазинов. Апогеем дружелюбности между братским народом Сербии и русским народом стало награждение знаменитого сербского кинокомпозитора Горана Бреговича медалью имени Михаила Чехова за выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства. Перед многотысячной аудиторией «Крокус Сити Холла» награжденный композитор отметил необходимость помнить о родственной связи сербов и русских, помощь друг другу у которых стала доброй братской традицией. Все эти события были подготовлены в рамках социально-инвестиционного проекта «Русские на Балканах», руководителем которого является директор кинофестиваля «Русское Зарубежье» Филипп Кудряшов.
Помимо официальных мероприятий, на которых присутствовали сотни зрителей, по велению души и сердца отдельных его гостей произошло и несколько незапланированных волнующих встреч. Например, благодаря усилиям организаторов фестиваля Ксения Мейснер встретилась с Семеном Сегалем, автором музыки церковных песнопений, которые, как рассказала Ксения, исполняются не только в церквях России, но и в Австралии, в храме, где она поет. Семену – регенту храма царевича Димитрия при Первой городской больнице Москвы – было радостно узнать, что человек с другого континента столь трепетно относится к его творчеству. Еще одним таким волнующим событием стало посещение Донского монастыря американским режиссером Робом Нильссоном. Вдохновленный русской культурой режиссер девизом своей жизни считал фразу Солженицына из романа «Архипелаг ГУЛАГ» о том, что все должно быть РАССКАЗАНО. Посещение места погребения великого русского писателя и великолепная экскурсия по Донскому монастырю стали, по словам Роба, поистине волнующим событием.
Но вернемся к фестивалю и его участникам. Хотя жюри фестиваля «Русское Зарубежье» и было средоточием профессионализма, процесс отбора фильмов-победителей конкурсного показа вызвал немало жарких споров. Тем не менее, победители были названы.
Международное жюри, в составе которого были актер и режиссер Александр Марин (Канада), театральный режиссер Михаил Крутов (Франция), писатель, драматург и режиссер Вячеслав Хотулев (Россия), выбрали победителя в конкурсе игрового кино. Им стал фильм «Разговор перед лицом молчания» режиссеров Александры Равенских и Владимира Макарихина. Дипломом жюри был отмечен фильм Джеймса Айвори «Белая графиня».
В конкурсе неигрового кино жюри, в составе которого были народная артистка России Валентина Теличикина, режиссер Екатерина Еременко (Германия), режиссер Анна Чернакова (Великобритания), главного приза удостоило фильм «Отец Михаил. История одной семьи» автора Елены Чавчавадзе и режиссера Галины Огурной. Диплом жюри получил документальный фильм Олега Беседина «Бронзовый апрель глазами русских».
19 фильмов просмотрено, 12 зарубежных гостей встречено, 4 творческих вечера проведено, 2 медали вручены – вот то богатство, которое сверкает из юбилейного сундука этого фестиваля. Организаторы сберегали каждое из сокровищ – ежедневно велся дневник фестиваля, повествующий о каждой новой находке Русского Зарубежья.
По окончании работы смотра, 14 ноября, в Большом зале Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына прошла торжественная церемония закрытия фестиваля и награждения лауреатов конкурсного показа.
Пятый юбилейный год работы фестиваля показал многое. Своим вниманием фестиваль в этом году не обошли не только отечественные, но и зарубежные корреспонденты, география которых из года в год расширяется все больше.
В двух залах Дома Русского Зарубежья, что находится в самом центре Москвы у метро Таганская, мест с каждым днем фестиваля не хватало все больше. Кстати говоря, организаторы фестиваля довольно-таки чутко отнеслись к этим новых условиям и пообещали в скором времени сообщить об окончании строительства нового, еще более вместительного и комфортного зрительного зала для будущих фестивалей, традиционно проходящих каждый год в эти ноябрьские дни в Москве.
Интерес публики был вызван и огромной работой, проведенной по отбору гостей фестиваля: его участников и членов жюри, а также почетных гостей, приглашенных из Канады, Швейцарии, Великобритании, Франции, Германии, Сербии, Эстонии, Австралии и США. Напомним, что фестиваль «Русское Зарубежье» празднует в этом году свое пятилетие, и его организаторы как всегда постарались отобрать лучшее из созданного за последнее время в киноискусстве о жизни русских за рубежом. В результате в конкурс вошли пять игровых и четырнадцать документальных фильмов. В конкурсе фестиваля приняли участие такие фильмы, как «Многоточие» Андрея А. Эшпая, «Степи» Роба Нильссона, «Николай Романов. Обретенная Россия» Жиля Вюиссо, «Женитьба по-итальянски» Александра Бруньковского и другие работы.
Обычно кинофестивали сводятся только к простому показу фильмов. В данном же случае организаторы радовали своих гостей еще и творческими вечерами, устроенными специально по этому случаю.
Возвращение великого русского «француза Александра Алексеева» собрало в стенах Дома Русского Зарубежья знающих почитателей великого аниматора, а также познакомило непосвященных в эту сферу зрителей с его великими творениями. Вечер творчества Александра Алексеева собрал родственников, знакомых и почитателей его таланта.
Творческий вечер уникальной русской певицы Ксении Мейснер заставил зрителей обратиться к памяти прекрасного дореволюционного романса. Ни разу не посетив Россию и прожив всю жизнь в городе Аделаида в Австралии, Ксения смогла перенять у своей матери ту редкую манеру пения, которая была характерна для нашей России до 1917 года. Весь вечер Ксения делилась со слушателями порой забытыми у нас мелодиями и песнями. Открытием для всех присутствующих было знакомство Ксении не только со старинным романсом, но и с песнями нашего современника Булата Окуджавы. Он был запрещен в Советском Союзе, а там, в далекой Австралии, Ксения смогла познакомиться с его песнями, как, впрочем, и с ним лично, о чем она поведала в рассказе о волнующих подробностях этой встречи.
На фестивальный показ приехал также сын великого русского изобретателя и авиаконструктора Игоря Сикорского: Николай Игоревич представил фильм Александра Гурьянова «Толкай телегу к звездам». Это был двойной подарок зрителям – с одной стороны, премьера документального фильма, а с другой, возможность узнать из первых уст о жизни самого «отца авиации».
Еще одним мероприятием стал вечер «Русский след в Сербии», состоявшийся в первый день работы фестиваля. В тот же день была открыта и выставка «Толстой и Достоевский в сербской культуре», она не только показала, какое место два этих великих русских писателя занимают в культуре Сербии, но и познакомила посетителей с элементами прикладного искусства, а также подарило дегустацию вин, которых невозможно найти на прилавках российских магазинов. Апогеем дружелюбности между братским народом Сербии и русским народом стало награждение знаменитого сербского кинокомпозитора Горана Бреговича медалью имени Михаила Чехова за выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства. Перед многотысячной аудиторией «Крокус Сити Холла» награжденный композитор отметил необходимость помнить о родственной связи сербов и русских, помощь друг другу у которых стала доброй братской традицией. Все эти события были подготовлены в рамках социально-инвестиционного проекта «Русские на Балканах», руководителем которого является директор кинофестиваля «Русское Зарубежье» Филипп Кудряшов.
Помимо официальных мероприятий, на которых присутствовали сотни зрителей, по велению души и сердца отдельных его гостей произошло и несколько незапланированных волнующих встреч. Например, благодаря усилиям организаторов фестиваля Ксения Мейснер встретилась с Семеном Сегалем, автором музыки церковных песнопений, которые, как рассказала Ксения, исполняются не только в церквях России, но и в Австралии, в храме, где она поет. Семену – регенту храма царевича Димитрия при Первой городской больнице Москвы – было радостно узнать, что человек с другого континента столь трепетно относится к его творчеству. Еще одним таким волнующим событием стало посещение Донского монастыря американским режиссером Робом Нильссоном. Вдохновленный русской культурой режиссер девизом своей жизни считал фразу Солженицына из романа «Архипелаг ГУЛАГ» о том, что все должно быть РАССКАЗАНО. Посещение места погребения великого русского писателя и великолепная экскурсия по Донскому монастырю стали, по словам Роба, поистине волнующим событием.
Но вернемся к фестивалю и его участникам. Хотя жюри фестиваля «Русское Зарубежье» и было средоточием профессионализма, процесс отбора фильмов-победителей конкурсного показа вызвал немало жарких споров. Тем не менее, победители были названы.
Международное жюри, в составе которого были актер и режиссер Александр Марин (Канада), театральный режиссер Михаил Крутов (Франция), писатель, драматург и режиссер Вячеслав Хотулев (Россия), выбрали победителя в конкурсе игрового кино. Им стал фильм «Разговор перед лицом молчания» режиссеров Александры Равенских и Владимира Макарихина. Дипломом жюри был отмечен фильм Джеймса Айвори «Белая графиня».
В конкурсе неигрового кино жюри, в составе которого были народная артистка России Валентина Теличикина, режиссер Екатерина Еременко (Германия), режиссер Анна Чернакова (Великобритания), главного приза удостоило фильм «Отец Михаил. История одной семьи» автора Елены Чавчавадзе и режиссера Галины Огурной. Диплом жюри получил документальный фильм Олега Беседина «Бронзовый апрель глазами русских».
Другие статьи по теме Международный кинофестиваль «Русское зарубежье»
22.02.2022
Минкульт отобрал фестивали, которые получат поддержку
17.11.2014
VIII МКФ «Русское зарубежье» определил победителей
07.11.2014
VIII Международный кинофестиваль «Русское зарубежье» открывается в Москве
11.10.2012
Фестиваль «Русское зарубежье» в шестой раз пройдет в Москве
13.12.2011
Филипп Кудряшов: «Я считаю, что документальное кино может привлекать зрителя»
Реклама