Феномен и перспективы регионального кино обсудили во ВГИК
9 июня во ВГИКе прошла научно-практическая конференция «Феномен российского регионального кинематографа. Вопросы кинопоказа и кинопроката в регионах РФ в современной политической ситуации». В ней приняли участие представители научного и экспертного сообщества, а также федеральных и региональных органов власти, курирующих развитие кинематографа в России.
Модератором выступили Нина Кочеляева, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК, и Сергей Каптерев — научный сотрудник ВГИК.
Участники обсудили вопросы подготовки кадров для регионов. Заместитель директора Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Галина Сыцко отметила острую нехватку специалистов среднего состава и проблему централизации кинообразования в стране.
Владимир Малышев, и.о. ректора ВГИК, рассказал про образовательные программы университета в субъектах РФ. Он напомнил про филиалы вуза, где конкурсный отбор гораздо ниже, чем в Москве, а также про целевые наборы и дополнительную подготовку людей с профессиональным образованием.
«С этого года мы вводим подготовку специалистов среднего звена на Высших курсах кино и телевидения ВГИК, в том числе в регионах, включая с выездом преподавателей на места», – сообщил Малышев.
При этом он добавил, что ВГИК также возрождает систему кикноклубов: на данный момент действует около 60 киноклубов по всей стране.
Генеральный директор киностудии Сахафильм Сардана Саввина рассказала историю создания и развития организации. По данным спикера, актуальной проблемой якутского кинематографа является выход в федеральный прокат. Если с региональными кинопрокатчиками производителям фильмов удалось договориться, то всероссийский рынок пока только предстоит охватить.
В ходе конференции был также представлен один из первых успешных кейсов межрегионального взаимодействия. Саха, Татарстан и Башкортостан в данный момент разрабатывают каталог фильмов своих регионов. Об этом сообщила Миляуша Айтуганова, генеральный директор киностудии Татар Фильм.
Спикер перечислила проблемы, с которыми сталкивается не только татарстанский, но и региональный кинематограф в целом. Это прокат региональных фильмов в федеральных кинотеатральных сетях, длительное ожидание их включения в программу Пушкинской карты, отсутствие системы анализа текущего состояния регионального кинематографа.
«На данный момент у нас нет полной картины, где и как развивается кино, – регионы познают друг друга, только общаясь непосредственно между собой. Возможно, в будущем появится какой-то аналитический центр, где будут проводиться серьёзные исследования этого вопроса», – пояснила Миляуша Айтуганова.
Директор киностудии Башкортостан Юнир Аминев добавил, что отрасль в республике так же сталкивается с проблемами, обозначенными коллегами из Татарстана и Якутии.
Однако он напомнил, что благодаря поддержке Минкульта в регионе серьезное развитие получило анимационное направление. Также спикер уточнил, что на территории Башкортостана действует более 50 кинозалов, продолжается их оснащение кинооборудованием. В ближайшее время будет действовать Фонд кино Башкортостана.
Заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК), исполнительный директор Молодёжного центра Союза кинематографистов РФ Дмитрий Якунин рассказал о деятельности ФПРК, учреждённого в феврале этого года Союзом кинематографистов РФ.
Он напомнил, что предпосылками создания Фонда является многолетняя деятельность Союза кинематографистов РФ и Молодёжного центра Союза кинематографистов РФ, направленная на поддержку дебютантов, в том числе – проживающих в регионах. Спикер уточнил, что с 2013 года проводятся питчинги дебютантов по всей стране, круглые столы, конференции, мастер-классы с участием ключевых игроков индустрии и т.д.
«Результатом нашей работы стало учреждение Фонда поддержки регионального кинематографа, призванного системно взаимодействовать с регионами. Первым проектом Фонда является всероссийский конкурс Россия – взгляд в будущее, победителями которого стали 60 документальных кинолент. Мы надеемся, что в следующем году получим яркие и качественные работы о жизни нашей огромной страны», – подчеркнул Дмитрий Михайлович и пригласил партнёров к участию в других проектах ФПРК, которые будут реализованы в этом году: лаборатории игровых и неигровых фильмов и сериалов, а также конкурсе роликов социальной рекламы Хорошая история.
Министр культуры Карачаево-Черкесской республики Зураб Агирбов рассказал об успехах в развитии кино в регионе. По его данным, с недавнего времени в республике начали снимать в среднем три фильма в год. Переломным этапом в развитии кинематографа министр назвал Северо-Кавказский молодёжный кинофорум, проведённый в Черкесске Молодёжным центром Союза кинематографистов России летом прошлого года.
Он рассказал о проекте создания кавказского кинокластера, а также старте образовательной программы, в рамках которой молодые авторы учатся подавать заявки на участие в конкурсах, питчингах и фестивалях. Также представитель ведомства напомнил, что на территории северокавказских республик есть множество локаций, подходящих для съёмок, и пригласил к сотрудничеству.
Проблему проката документального кино отдельно подняла Мария Готлиб, программный директор Центра документального кино.
«Мы занимаемся прокатом документального кино и находимся с вами примерно в одинаковой ситуации – док примерно так же, как и региональные фильмы, как правило, неохотно берут в прокат», – отметила эксперт.
При этом она добавила, что в данный момент в стране нет ярко выраженной проблемы производства кино.
«Важно, что с производством кино у нас всё хорошо, в том числе появился Фонд поддержки регионального кинематографа (ФПРК). Я была в составе экспертной группы конкурса документального кино “Россия – взгляд в будущее”, и отмечу, что там было действительно очень много хороших заявок. Но вопрос – что потом делать со снятыми фильмами? Как их ставить в прокат? Как привлекать на них зрителя? Эта задачи, которые предстоит решить ФПРК, и я надеюсь, что у коллег это получится», – резюмировала Мария Викторовна.
Итоги дискуссии подвел Владимир Хотиненко, режиссёр, заведующий кафедрой игрового кино ВГИК.
«Мне бы хотелось, чтобы феномен регионального кино вошел в норму, потому что это оздоравливает национальный кинематограф, ведь в погоне за голливудскими фильмами мы немного потеряли собственную культуру. Нужно уделять внимание развитию регионального кино в стране, вкладывать деньги в эту сферу, а проблемы, которые в том числе здесь обсуждались, надо воспринимать как вызов. И ни в коем случае не упускать возможности!» – подчеркнул режиссер.