Киноиндустрия обсуждает «вызовы в эпоху глобальной цифровой трансформации»
10 декабря 2020 года прошла масштабная конференция «Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации». Мероприятие организовано по инициативе Министерства культуры РФ при поддержке филиала Киностудии Горького – Научно-исследовательского кинофоинститута (НИКФИ). В обсуждении, прошедшем в смешанном формате, принимали участие крупнейшие представители отечественной индустрии. Организаторам удалось создать атмосферу оживленного диалога: в ходе дискуссии было обозначено немало острых тем и проблем, с которыми приходится сталкиваться в текущей реальности не только основным игрокам, но и зрителям.
Стратегия на 5 лет: кризис, последствия, пути выхода
Заместитель Министра культуры РФ Максим Ксензов начал свой доклад с позитивной ноты, подводящей итоги десятилетия: был отмечен и двукратный подъем производства, и внедрение ЕАИС, сделавшее рынок прозрачным, и увеличение доли российского кино на экранах, превышающей 20% без мер квотирования. Однако, весь финансовый рост оказывается перечеркнут текущим кризисом – в условиях пандемии киноиндустрия столкнётся с нехваткой ресурсов для нового производства и значительным снижением поступлений от дистрибуции. Общее снижение доходов кинопроизводителей оценивается не менее чем в 23 млрд руб, что составляет почти 50% годового оборота и может привести отрасль к показателям 2010 года. Также отмечается и рост цен на зарубежный контент, связанный с девальвацией рубля. Общая ситуация выглядит плачевно: возникают прецеденты неплатежей внутри киноиндустрии, что ведет к общему дефициту оборотных средств.
Вместе с тем, Ксензов подчеркнул, предполагаемого в будущем спада кинопроизводства планируется избежать: господдержка не будет остановлена. В текущий момент Министерство рассматривает варианты создания «прозрачной инвестиционно-привлекательной индустрии с уверенной позицией на локальном рынке и перспективами на международном рынке» за следующие 5 лет.
Для это необходимо решение нескольких основных задач: создание качественного конкурентоспособного продукта, обеспечение прорывного развития киноиндустрии посредством модернизации существующих студий, внедрение льготных налоговых условий для производителей контента, поиск инструментов долгосрочного финансирования. Другая амбициозная задача состоит в консолидации коммерческих производителей и государства с целью независимых исследований, изучения рынка, эффективного маркетингового продвижения кинопродукции в том числе и на экспорт.
Эти решения призваны стимулировать спрос на отечественные фильмы. Не менее остро стоит проблема разработки плана профессиональной подготовки кадров по востребованным киноспециальностям, в особенности в области документального и анимационного контента. Министерство планирует введение новых конкурсов и дополнительных сценарных отборов, а также дополнительную поддержку авторских и экспериментальных фильмов.
За следующие 5 лет предполагается увеличить доходы всей индустрии на 36 млрд. рублей в год по сравнению с уровнем 2019 года. Меж тем, Ксензов обозначил, что подобное достижение будет в значительной мере подкреплено ОТТ и платным ТВ, — к концу 2025 года их доход превысит кинотеатральный почти в два раза. Здесь же следует предостережение: возможность выдачи прокатных удостоверений к контенту ОТТ пока не рассматривается, но Министерство заинтересовано в соответствии выпускаемых на стриминговых сервисах фильмов и сериалов законодательной базе и ищет механизмы регулирования, в том числе и в создании экономически прозрачной системы, подобной ЕАИС.
Современная система кинопоказа: кто виноват и что делать?
Значение господдержки также отметил исполнительный директор Фонда кино Федор Соснов. Именно она способствует активному развитию цифрового показа в стране. Отказ от пленки в пользу цифровизации позволяет экономить на доставке, закупать и показывать редкие европейские картины. Вместе с тем, Соснов отметил, что зритель, выбирая кинотеатр, ориентируется на время сеанса и его географическое расположение, а не на качество изображения и звука. И если населению крупных городов есть из чего выбирать, то жители регионов зачастую лишены такой возможности.
Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин обозначил проблему с другой стороны, объяснив, что стандарт отечественного кинопоказа не может быть написан и реализован, поскольку все оборудование для кинотеатрального показа производится за рубежом. По словам Березина, сейчас не решен даже вопрос громкости того или иного фильма при показе.
Аналогичное мнение высказал Сергей Сельянов, председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения: примерно 10% от бюджета фильма вкладывается в повышение качества изображения и звука, но в итоге вложенных средств оказывается не видно, поскольку кинотеатр не поддерживает современные технологии.
Выход эксперты видят в лицензировании кинотеатров и создании дополнительных межведомственных организаций, способных контролировать эту проблему. Дмитрий Чекалин, представитель ISO и SMP, в своем докладе подчеркнул: «Необходима поддержка работы национального технического комитета по стандартизации ТК 15 «Кинематография» и интенсификация развития национальной базы нормативной технической документации на основе международных стандартов и отечественных разработок».
Еще одна проблема связана с отсутствием профессиональных стандартов: Слащева упомянула об отсутствии специалистов, способных работать на производстве научно-популярного и образовательного контента, Березин же говорил о кризисе в профессии киномеханика и кинотехника. То же замечание высказал Александр Зенин, технический директор службы кинопоказа ММКФ: по его словам, техники оказываются не способны работать даже с меморандумами от крупных студий, в которых обозначены параметры яркости и громкости.
Кинотеатры и стриминг – друзья или враги?
В то время как кинотеатральный показ переживает кризис, ОТТ сервисы, напротив, наращивают влияние. С долей пессимизма на этот счет высказался Сельянов – HD качество воспроизведения порой оказывается лучше изображения на больших экранах. Другая зона конкуренции – борьба за право на эксклюзивный показ, которая стала отличительной особенностью уходящего года.
Директор по развитию медиасервисов Яндекса Ольга Филипук, напротив, выразила убеждение, что конкуренции нет: все подписчики экосистемного продукта Яндекс+ становятся потенциальными кинозрителями, а цифровая среда лишь помогает расширять границы досуговых предпочтений. С этой точкой зрения согласился и Антон Сиренко, гендиректор российского офиса Sony Pictures, заметив, что «искать свое» кино стало проще». Вариант партнерства стриминга и кинотеатров видится экспертам и в качестве маркетинговой поддержки фильмов на всех этапах производства и показа. Вместе с тем, эксперты единогласно высказались за создание аналога ЕАИС для ОТТ сервисов.
Еще одна особенность платформ – готовность к смелым экспериментам: в качестве примера Филипук привела онлайн-релиз картины «Сера» одновременно с ее победой на Кинотавре 2020.
Общая обеспокоенность вокруг цифровизации связана с вопросом авторских прав: все представители индустрии ждут обновления антипиратских законов. Стриминговые сервисы вносят значительный вклад в ускорение этого процесса: с 1 ноября 2018 года более 4.3 млн ссылок добавлено Кинопоиском в реестр пиратских страниц в соответствии с положениями антипиратского меморандума.
Глава StarMedia Влад Ряшин увидел множество глобальных рисков в общей тенденции – таких как существенное снижение рентабельности бизнеса для кинопроизводителей и сокращение независимых продюсерских компаний. По его мнению, следует обратить внимание на опыт иностранных коллег: European Producers Club выступает за то, чтобы обязать иностранных стимеров инвестировать процент от оборота в производство локального контента. Важнейшей особенностью взаимодействия со стриминговыми сервисам он указал появление «индустриального соглашения с имплментированием основных пунктов в законодательном поле». Подробно принципы регулирования деятельности онлайн-платформ в Европе представлены в презентации, подготовленной Владом Ряшиным.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса