2 апреля 2014 12:26
Онлайн-кинотеатры: Альтернатива традиционному кинопоказу?
21 марта 2014 года аналитическая компания iKS-Consulting провела круглый стол, на котором эксперты и представители ведущих онлайн-кинотеатров России обсудили ситуацию, сложившуюся на рынке в 2013 году и обозначили основные драйверы роста и проблемы в развитии. В ходе обсуждения был поднят вопрос взаимодействия и взаимовлияния традиционного кинопоказа и онлайн-кинотеатров.
По оценке iKS-Consulting, аудитория российских онлайн-кинотеатров в конце 2013 года достигла отметки в 24 миллиона человек, что составляет 36% от всей российской интернет-аудитории. Несмотря на то, что на рынке онлайн-кинотеатров действуют свыше двух десятков игроков, 9 из них контролируют 97% рынка.
В целом, российский рынок онлайн-кинотеатров в 2013 году вырос более, чем в два раза, по сравнению с показателями предыдущего года и составил 1,65 миллиарда рублей. При этом в 2014 году темпы роста, по мнению аналитиков, превысят 75% и объем рынка достигнет 2,9 миллиарда рублей.
Онлайн-кинотеатры пытаются выстраивать успешные модели функционирования своего бизнеса. Так, в 2013 году, основная часть доходов (1,29 миллиарда) поступила онлайн-кинотеатрам за счет рекламы, а только 0,36 миллиарда рублей – за счет оплаты видеоконтента пользователями. При этом рекламные доходы также выросли почти в два раза и в перспективе продолжат расти в среднем на 30% в год. К 2018 году реклама сможет приносить онлайн-кинотеатрам порядка 4,6 миллиарда рублей. Доходы от платной подписки, несмотря на не слишком впечатляющие пока суммы, тем не менее, растут более высокими темпами: в 2013 эта часть доходов выросла в 4,5 раза.
Но, как отмечают эксперты рынка, большая часть денег пришла от совершения пользователями разовой покупки контента, а не постоянной подписки на тот или иной ресурс. В целом, многие эксперты достаточно позитивно настроены относительно прогнозов на будущее и считают 2013 год крайне успешным для рынка.
В числе факторов, повлиявших на рост рынка с момента его зарождения, были: расширение числа пользователей, увеличение области покрытия широкополосным интернетом, рост числа различных гаджетов и приложений для просмотра видео.
Однако постепенно значение этих факторов будет ослабевать, а на первый план выйдет большее распространение Smart TV и платного контента.
По данным отчета iKS-Consulting, количество проданных в России Smart-телевизоров уже достигло 6,8 миллионов штук, около 60% которых подключены к Сети. Рост аудитории онлайн-кинотеатров на Smart TV обусловлен как ростом продаж телевизоров, так и увеличением числа самих видеосервисов, предустановленных на эти телевизоры.
Учитывая эту динамику, эксперты ожидают, что к 2018 году доля выручки от платных сервисов приблизится к 50% от всех доходов онлайн-кинотеатров в России и составит 4,6 миллиарда рублей в год.
«Аргумент, что пользователь не готов платить за контент, остается в прошлом. И мы полагаем, что в следующем году есть большие перспективы роста и у платного сегмента. Мы считаем, что в 2013 году впервые существенно изменились подходы работы на рынке. В частности, увеличивается прозрачность и качество коммуникации между рекламодателями. Большую ставку в будущем мы делаем на Smart TV и другие тренды, которые наметились в минувшем году», - рассказал директор по медиа-исследованиям и стратегической аналитике ресурса ivi.ru Дмитрий Пашутин. Своего коллегу также поддержали представители ресурсов Tvigle и Play.
И если ставку на Smart TV поддерживают практически все онлайн-кинотеатры, то большой потенциал развития платной подписки и ее конкурентоспособность с рекламной моделью пока у некоторых представителей рынка вызывает вопросы. В частности, глава компании Megogo Виктор Чеканов «предостерег» коллег от «попытки ухода от рекламной модели» и отметил, что его ресурс не только планирует развивать это направление, но и повышать качество собственного рекламного продукта.
Основной проблемой на пути распространения платного контента и рынка онлайн-кинотеатров в целом остается пиратство. В этой области есть некоторые успехи. Принятый в августе прошлого года «антипиратский» закон хоть и не совсем оказался эффективен на практике, но психологически очень сильно повлиял на «пиратские» ресурсы, часть из которых попыталась хотя бы частично легализовать размещаемый на их платформах контент.
«Антипиратский закон был принят и частично работает. Мы знаем, что сообщество им не удовлетворено, ведутся доработки. Антипиратская деятельность, на наш взгляд, – основной ресурс для расширения рынка онлайн-видео. Сколь бы разнообразны ни были бизнес-модели, мы должны поставить заслон недобросовестной конкуренции», - считают представители Ассоциации интернет-видео, в числе «антипиратских» предложений которой – обязательная блокировка доступа ко всему ресурсу в том случае, если он несколько раз выкладывает нелегальный контент.
Дальнейший рост рынка платной подписки тесно связан с независимыми измерениями аудитории приложений для мобильных устройств и Smart TV. На данный момент подобные исследования только запускаются: первый проект по измерению такой аудитории компания TNS сделала лишь в прошлом году и только на примере Москвы, что, конечно, недостаточно для полного понимания ситуации и предпочтений потребителей контента. Такие исследования также могут способствовать и развитию рекламной модели, когда рекламодатели будут более четко понимать, какой продукт и на какой платформе получит более эффективное представление. Представители компании TNS пообещали участникам встречи продолжить исследования в данной области.
Несмотря на значительный рост аудитории, по оценкам экспертов в 2013 году ни один из игроков рынка не только не получил прибыль, но даже не прошел точку безубыточности. Вполне вероятно, в ближайшей и среднесрочной перспективе мы увидим укрупнение рынка на 2-3 площадках, так как только крупный игрок с большой аудиторией сможет заинтересовать рекламодателей.
Рынок онлайн-кинотеатров стремительно растет, но даже большие темпы роста, выражающиеся в сотнях процентов ежегодно, из-за низкой базы (малого начального объема рынка) не позволяют достичь значительных абсолютных значений, если сравнивать их с традиционным кинотеатральным показом. Более того, по прогнозам экспертов, объем рынка к 2018 году составит около 9 млрд. рублей, что значительно меньше даже текущих показателей традиционного кинопроката.
Несмотря на то, что наиболее активная часть кинотеатральной аудитории уже имеет или получит в ближайшей перспективе альтернативные способы просмотра фильмов, говорить о замене традиционного кинопоказа просмотром в интернете несколько преждевременно. Небольшой объем рынка онлайн-кинотеатров не позволяет дистрибьюторам ни продюсерам сейчас, ни в среднесрочной перспективе (с учетом роста рынка до 2018 года) получать те финансовые потоки, которые они получают при традиционном кинотеатральном показе.
Мы полагаем, что онлайн-кинотеатры на ближайшие несколько лет займут ту нишу, которую ранее занимал DVD. При этом, скорее всего, мы будем наблюдать постепенное, а не лавинообразное увеличение аудитории и плавное сокращение окон между кинотеатральным и онлайн релизами.
Возможно, в онлайн-кинотеатры уйдут из кинотеатров фильмы для небольшой сегментированной (например, артхаусной) аудитории, которые выходили в прокат на небольшом количестве экранов.
В связи с этим опасения экспертов традиционного кинопоказа, нервно наблюдающих за ростом рынка онлайн-кинотеатров, представляются несколько преувеличенными.
Зрители и деньги
По оценке iKS-Consulting, аудитория российских онлайн-кинотеатров в конце 2013 года достигла отметки в 24 миллиона человек, что составляет 36% от всей российской интернет-аудитории. Несмотря на то, что на рынке онлайн-кинотеатров действуют свыше двух десятков игроков, 9 из них контролируют 97% рынка.
В целом, российский рынок онлайн-кинотеатров в 2013 году вырос более, чем в два раза, по сравнению с показателями предыдущего года и составил 1,65 миллиарда рублей. При этом в 2014 году темпы роста, по мнению аналитиков, превысят 75% и объем рынка достигнет 2,9 миллиарда рублей.
Но, как отмечают эксперты рынка, большая часть денег пришла от совершения пользователями разовой покупки контента, а не постоянной подписки на тот или иной ресурс. В целом, многие эксперты достаточно позитивно настроены относительно прогнозов на будущее и считают 2013 год крайне успешным для рынка.
Драйверы роста
В числе факторов, повлиявших на рост рынка с момента его зарождения, были: расширение числа пользователей, увеличение области покрытия широкополосным интернетом, рост числа различных гаджетов и приложений для просмотра видео.
Однако постепенно значение этих факторов будет ослабевать, а на первый план выйдет большее распространение Smart TV и платного контента.
По данным отчета iKS-Consulting, количество проданных в России Smart-телевизоров уже достигло 6,8 миллионов штук, около 60% которых подключены к Сети. Рост аудитории онлайн-кинотеатров на Smart TV обусловлен как ростом продаж телевизоров, так и увеличением числа самих видеосервисов, предустановленных на эти телевизоры.
Учитывая эту динамику, эксперты ожидают, что к 2018 году доля выручки от платных сервисов приблизится к 50% от всех доходов онлайн-кинотеатров в России и составит 4,6 миллиарда рублей в год.
«Аргумент, что пользователь не готов платить за контент, остается в прошлом. И мы полагаем, что в следующем году есть большие перспективы роста и у платного сегмента. Мы считаем, что в 2013 году впервые существенно изменились подходы работы на рынке. В частности, увеличивается прозрачность и качество коммуникации между рекламодателями. Большую ставку в будущем мы делаем на Smart TV и другие тренды, которые наметились в минувшем году», - рассказал директор по медиа-исследованиям и стратегической аналитике ресурса ivi.ru Дмитрий Пашутин. Своего коллегу также поддержали представители ресурсов Tvigle и Play.
И если ставку на Smart TV поддерживают практически все онлайн-кинотеатры, то большой потенциал развития платной подписки и ее конкурентоспособность с рекламной моделью пока у некоторых представителей рынка вызывает вопросы. В частности, глава компании Megogo Виктор Чеканов «предостерег» коллег от «попытки ухода от рекламной модели» и отметил, что его ресурс не только планирует развивать это направление, но и повышать качество собственного рекламного продукта.
Проблемы роста
Основной проблемой на пути распространения платного контента и рынка онлайн-кинотеатров в целом остается пиратство. В этой области есть некоторые успехи. Принятый в августе прошлого года «антипиратский» закон хоть и не совсем оказался эффективен на практике, но психологически очень сильно повлиял на «пиратские» ресурсы, часть из которых попыталась хотя бы частично легализовать размещаемый на их платформах контент.
«Антипиратский закон был принят и частично работает. Мы знаем, что сообщество им не удовлетворено, ведутся доработки. Антипиратская деятельность, на наш взгляд, – основной ресурс для расширения рынка онлайн-видео. Сколь бы разнообразны ни были бизнес-модели, мы должны поставить заслон недобросовестной конкуренции», - считают представители Ассоциации интернет-видео, в числе «антипиратских» предложений которой – обязательная блокировка доступа ко всему ресурсу в том случае, если он несколько раз выкладывает нелегальный контент.
Дальнейший рост рынка платной подписки тесно связан с независимыми измерениями аудитории приложений для мобильных устройств и Smart TV. На данный момент подобные исследования только запускаются: первый проект по измерению такой аудитории компания TNS сделала лишь в прошлом году и только на примере Москвы, что, конечно, недостаточно для полного понимания ситуации и предпочтений потребителей контента. Такие исследования также могут способствовать и развитию рекламной модели, когда рекламодатели будут более четко понимать, какой продукт и на какой платформе получит более эффективное представление. Представители компании TNS пообещали участникам встречи продолжить исследования в данной области.
Несмотря на значительный рост аудитории, по оценкам экспертов в 2013 году ни один из игроков рынка не только не получил прибыль, но даже не прошел точку безубыточности. Вполне вероятно, в ближайшей и среднесрочной перспективе мы увидим укрупнение рынка на 2-3 площадках, так как только крупный игрок с большой аудиторией сможет заинтересовать рекламодателей.
Рынок онлайн-кинотеатров стремительно растет, но даже большие темпы роста, выражающиеся в сотнях процентов ежегодно, из-за низкой базы (малого начального объема рынка) не позволяют достичь значительных абсолютных значений, если сравнивать их с традиционным кинотеатральным показом. Более того, по прогнозам экспертов, объем рынка к 2018 году составит около 9 млрд. рублей, что значительно меньше даже текущих показателей традиционного кинопроката.
Онлайн-кинотеатры заменят традиционный кинопоказ?
Несмотря на то, что наиболее активная часть кинотеатральной аудитории уже имеет или получит в ближайшей перспективе альтернативные способы просмотра фильмов, говорить о замене традиционного кинопоказа просмотром в интернете несколько преждевременно. Небольшой объем рынка онлайн-кинотеатров не позволяет дистрибьюторам ни продюсерам сейчас, ни в среднесрочной перспективе (с учетом роста рынка до 2018 года) получать те финансовые потоки, которые они получают при традиционном кинотеатральном показе.
Мы полагаем, что онлайн-кинотеатры на ближайшие несколько лет займут ту нишу, которую ранее занимал DVD. При этом, скорее всего, мы будем наблюдать постепенное, а не лавинообразное увеличение аудитории и плавное сокращение окон между кинотеатральным и онлайн релизами.
Возможно, в онлайн-кинотеатры уйдут из кинотеатров фильмы для небольшой сегментированной (например, артхаусной) аудитории, которые выходили в прокат на небольшом количестве экранов.
В связи с этим опасения экспертов традиционного кинопоказа, нервно наблюдающих за ростом рынка онлайн-кинотеатров, представляются несколько преувеличенными.
Другие статьи по теме Кинобизнес
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
20.11.2024
Российской киноиндустрии ежегодно будут выделять дополнительные 2,6 млрд рублей
20.11.2024
2025 год станет ключевым для супергеройского кино
20.11.2024
Warner Bros. займется ремейками знаменитых корейских фильмов
Другие статьи по теме Борьба с пиратством
20.11.2023
Роскомнадзор будет блокировать и пиратов за ЛГБТ*-пропаганду
13.10.2023
Аналитика ПрофиСинема: кинотеатральный рынок – рост или падение?
04.08.2023
«Барби» – самый кассовый фильм женщины-режиссера
26.07.2023
Пиратские копии «Барби» и «Оппенгеймера» доберутся до России не раньше осени
22.06.2023
Минцифры прорабатывает послабления для пиратских видеосервисов
Реклама