19 марта 2010 16:31
Елена Хажинская: «Прокатчики никогда не будут действовать себе во вред»
Прокат российских фильмов в последнее время, занятие не самое благодарное. То тут, то там ведутся разговоры о том, что зрители не хотят смотреть отечественное кино (если только речь не идет о крупных комедийных проектах). На 81-м Российском Международном Кинорынке дистрибьюторская компания «Наше кино» представила пакет релизов, в котором пятнадцать картин русских продюсеров. Мы побеседовали с директором по кинопрокату компании Еленой Хажинской о делах «Нашего кино», о планах на будущее и обо всех нюансах работы с отечественными фильмами.
Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, об основном принципе отбора российских фильмов в репертуарный план компании «Наше кино».
Елена Хажинская:
Хочется верить, что однажды главным критерием отбора фильмов в пакет релизов компании «Наше кино» будет только качество картин. Пока, к сожалению, немногие русские проекты отвечают общемировым стандартам качества. Зачастую для широкого проката предлагаются фильмы телевизионного формата. Поэтому, отбирая картины, мы опираемся на множество факторов. В обсуждениях с партнерами, с продюсерами проектов, стараемся искать общие точки соприкосновения, выгодные обеим сторонам.
В нашей компании существует несколько схем работы с кинопроизводителем: выпуск фильма оплачивает продюсер картины, выпуск фильма финансирует прокатная компания, или расходы на выпуск делятся между продюсером и дистрибьютором (например, «Наше кино» тиражирует фильмокопии, а продюсер осуществляет рекламную кампанию фильма за свой счет). Случается так, что вложения в картину со стороны прокатной компании не оправдывают ожиданий. Так было с фильмом «Первый отряд», который нам очень нравился. Мы были уверены, что соберем достойную кассу, но, видимо, неверно оценили зрительский спрос на столь специфический продукт. Компании «Наше кино» удалось вернуть вложенные средства, но заработать не получилось.
Корреспондент:
Если продюсер готов сам вложиться в продвижение картины, в печать фильмокопий, он найдет общий язык с компанией «Наше кино»?
Елена Хажинская:
Нет, не всегда. Были случаи, когда продюсеры хотели профинансировать выпуск своих фильмов, но мы отказывались от сотрудничества, так как прокатчик не может позволить себе рисковать репутацией и отношениями с кинотеатрами. Но, как правило, мы отказываем продюсерам с финансированием, только если кино откровенно телевизионное.
Корреспондент:
Насколько, на Ваш взгляд, правомерны заявления российских режиссеров о том, что дистрибьюторы не хотят брать их фильмы в пакет релизов? Почему возникают такие «жалобы»?
Елена Хажинская:
Дистрибьюторы – в первую очередь, посредники между кинотеатрами/зрителями и продюсерами/режиссерами. Кинотеатры хотят заработать, производители – чтобы люди посмотрели их фильм и тоже, конечно, заработать. Нам нужно найти золотую середину: по количеству копий, по формату выпуска картины, чтобы всем было выгодно.
Продюсеры, которые делают кино, в него влюблены и верят в успех прокатной судьбы фильма. Нередко эти картины больше подходят для показа на телевидении, нежели в кинотеатрах. Кинопроизводители должны понять, что прокатчики никогда не будут действовать себе во вред. Если дистрибьюторы видят, что кино отличное и что оно может собрать приличную кассу, то ничто не помешает расписать четыреста-пятьсот копий этой картины. И кинотеатры с удовольствием возьмут в репертуары достойный продукт. Если проект спорный, естественно, любой прокатчик засомневается, стоит ли ему рисковать своими деньгами и хорошими отношениями с кинотеатрами.
Продюсеры обязательно должны обращать внимание на то, как кинотеатральные букеры воспринимают картину на Кинорынке. Если фильм не вызывает у них энтузиазма, то лучше выпускать картину ограниченным или средним форматом, а может быть и сразу продать права на телепоказ и прокат на DVD, и этим ограничиться.
Корреспондент:
Как компания «Наше кино» определяет оптимальное количество копий того или иного фильма? Выработалась ли формула, каким количеством копий выгоднее прокатывать отечественное кино?
Елена Хажинская:
Как я уже говорила, зачастую у продюсеров, особенно, у дебютантов, бывает несколько завышенное мнение о качестве своего продукта. Многие хотят выпускать фильм в широкий кинотеатральный прокат, надеясь, что наработка на копию составит $5-10 тыс. долларов. Мы, естественно, советуем продюсерам, какое количество копий лучше тиражировать.
Универсальной формулы не существует: нельзя решить, что для комедий лучше делать триста копий, а для фильмов ужасов – сто. В первую очередь, надо оценивать качество картины, но этот критерий не является определяющим. Фильм может быть сделан прекрасно, но если он авторский, как например, наш мартовский релиз - «Одноклассники» Сергея Соловьева, нет смысла показывать его в нескольких кинотеатрах одного небольшого города. Вся многочисленная армия поклонников творчества режиссера спокойно может посмотреть картину на одном экране конкретного населенного пункта, иначе – зрители рассеются, и каждая копия не будет отработана настолько, чтобы принести прибыль и кинотеатру, и прокатчику, и продюсеру. Поэтому авторское кино обычно выходит малым количеством копий.
Корреспондент:
Каким количеством копий Вы проводите границу между широким и ограниченным прокатом?
Елена Хажинская:
По моему мнению, ограниченный прокат сегодня – тиражирование до пятидесяти копий. Раньше считалось, что – до десяти, но количество экранов увеличилось. На сегодняшний день в России свыше двух тысяч залов, поэтому до пятидесяти копий – ограниченный прокат, от пятидесяти до ста – средний, от ста для наших фильмов – уже широкий.
Корреспондент:
Что, на Ваш взгляд, является залогом успешного проката российского фильма: комедийный жанр, какие-то конкретные актеры или, может быть, определенная проблематика картины?
Елена Хажинская:
Есть несколько факторов, которые и сливаются в то самое понятие качество. Хороший сценарий (история должна быть понятной зрителям), режиссер, «звезды» в ролях (люди все-таки хотят смотреть на знакомые лица) - это три столпа, на которых держится качественный фильм.
Мне всегда казалось, что больше всего зрителей придет на комедии. Так и есть. Однако из любого правила бывают исключения. Например, фильм «Царь» - очень тяжелое, мрачное кино. И, тем не менее, результат – $5,5 млн. У картины «Кандагар» отличные сборы. «Брестская крепость», которая еще только выйдет в прокат, думаю, будет иметь успех у зрителей. Главное – как ни крути, все-таки качество.
Корреспондент:
Как Вы строите диалог с кинотеатрами? Как убеждаете, что тот или иной фильм стоит поставить в репертуар? На что они легче откликаются: на какие-то особые маркетинговые ходы или на имя продюсера? С какими кинотеатрами в основной массе сотрудничает компания «Наше кино»: с московско-питерскими или региональными?
Елена Хажинская:
«Наше кино» сотрудничает со всеми кинотеатрами в нашей стране. Естественно, с многозальниками мы работаем чаще, чем с одно-двухзальниками, исключительно по причине отсутствия ежемесячных блокбастров. На крупных картинах, таких как «Царь», прокатом покрываются почти все кинотеатры (либо первым, либо вторым экраном). Конечно, компания «Наше кино» никогда не ставит ультиматумов, а просто надеется на понимание букеров о том, что российское кино надо поддерживать в прокате, иначе оно совсем перестанет существовать.
Я думаю, для всех объективно, что на зрительскую активность сильно влияет реклама проекта. Даже если фильм с ограниченным зрительским потенциалом, но у него мощное продвижение, народ пойдет смотреть это кино, хотя бы в первый уикенд. Представителей кинотеатров интересует, в каком объеме будет реклама, планируются ли кампании по продвижению картины конкретно в их городе. Очень важна внутрикинотеатральная реклама – на постоянных посетителей она действует наилучшим образом. Максимальный рекламный бюджет у проекта, выпускаемого новой компанией «Наше кино» (с 1 октября 2009 года), составлял $1 млн. Это был фильм «Царь».
Некоторые картины мы расписываем только по городам-миллионникам. Например, так произошло с фильмом «Короткое замыкание», потому что в крупных городах у альманаха про любовь и снявших его режиссеров найдется по пятьсот или по тысяче поклонников, а в маленьком городе – только десять.
Корреспондент:
Получается, что какие-то интересные фильмы до своего зрителя не доходят? Не это ли служит одной из причин «пиратства»?
Елена Хажинская:
У нас была неоднозначная ситуация с фильмом «Весельчаки». Из некоторых небольших городов приходили письма с вопросом, почему в местных кинотеатрах не показывали это кино. Постановка картины зачастую зависит от личного восприятия букером кинотеатра того или иного фильма. Конечно, в нашей стране еще катастрофически не хватает экранов для достойной постановки фильмов, и нельзя упрекать кинотеатры в том, что они не могут уделить достаточно времени в день авторским или некрупным российским релизам. Зрителям все нюансы не объяснишь. Даже если сто человек в маленьком городе хотят посмотреть проект «Весельчаки», их числа не достаточно для полноценного двухнедельного проката фильма. Букеры не могут учитывать интересы сотни человек, жертвуя пожеланиями тысяч. Ведь кинотеатры не благотворительные, а коммерческие организации. Но мне хочется, чтобы они не забывали, зарабатывая деньги на американских блокбастерах, оказывать поддержку менее кассовым отечественным фильмам.
Если рассматривать вопрос пиратства, то ни для кого не секрет, что любой фильм, в лучшем случае, на третий день лежит на прилавках с «пиратскими» DVD. Еще раньше он появляется в Интернете. Это наносит урон всем, и кинотеатрам, и прокатчикам и, естественно, продюсерам. Было несколько показательных «порок», которые повлияли на то, что «пираты» стали опасаться крупных российских релизов. Но такие акции – капля в море. Мы готовы участвовать в любых совместных кампаниях против нелегального распространения киноконтента. Хотя искоренить его, наверное, можно, только если продавцов контрафактных дисков будут сажать в тюрьму на долгий срок. Интернет-«пиратство», на мой взгляд, ликвидировать нереально.
Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, о расширении состава учредителей дистрибьютора «Наше кино», произошедшем в мае прошлого года.
Елена Хажинская:
В числе учредителей компании «Наше кино» теперь три ведущие продюсерские студии. В этом году мы выпускаем пять фильмов кинокомпании «СТВ» Сергея Михайловича Сельянова, три картины продюсерской фирмы «ПРОФИТ» Игоря Александровича Толстунова и проект «Детям до 16…» «Красной стрелы» Вадима Горяинова и Валерия Тодоровского. Получается, что прокатный план компании наполовину состоит из проектов «наших» продюсеров.
Однако девяти картин в год не хватает для полноценной работы дистрибьюторской организации. Чтобы окупать ежемесячные расходы, прокатчику необходимо выпускать по два фильма в месяц, поэтому нам нужны сторонние проекты, так что компания «Наше кино» заинтересована в общении с другими кинопроизводителями.
Корреспондент:
Какие ожидания от наступившего 2010 года? Изменится ли качественно ситуация по сравнению с прошлым годом?
Елена Хажинская:
Если ситуация с прокатом русского кино изменится, мы все будем только очень рады, но этому должно способствовать в первую очередь улучшение качества выпускаемого продукта. В 2010 году уже заявлено потенциально успешных картин российского производства больше, чем в прошлом году.
Если рассматривать конкретно компанию «Наше кино», то в прошлом году мы пережили серьезные изменения в составе учредителей и менеджменте компании, и до 1 октября 2009 года предыдущей одноименной прокатной организацией было выпущено только две картины. Новая компания за три месяца реализовала шесть проектов: какие-то были более удачными, какие-то – менее. Анализировать результаты одного квартала, на мой взгляд, достаточно сложно – они не показательны. Я уверена, что 2010 году дела компании «Наше кино» будут значительно лучше.
Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, об основном принципе отбора российских фильмов в репертуарный план компании «Наше кино».
Елена Хажинская:
Хочется верить, что однажды главным критерием отбора фильмов в пакет релизов компании «Наше кино» будет только качество картин. Пока, к сожалению, немногие русские проекты отвечают общемировым стандартам качества. Зачастую для широкого проката предлагаются фильмы телевизионного формата. Поэтому, отбирая картины, мы опираемся на множество факторов. В обсуждениях с партнерами, с продюсерами проектов, стараемся искать общие точки соприкосновения, выгодные обеим сторонам.
В нашей компании существует несколько схем работы с кинопроизводителем: выпуск фильма оплачивает продюсер картины, выпуск фильма финансирует прокатная компания, или расходы на выпуск делятся между продюсером и дистрибьютором (например, «Наше кино» тиражирует фильмокопии, а продюсер осуществляет рекламную кампанию фильма за свой счет). Случается так, что вложения в картину со стороны прокатной компании не оправдывают ожиданий. Так было с фильмом «Первый отряд», который нам очень нравился. Мы были уверены, что соберем достойную кассу, но, видимо, неверно оценили зрительский спрос на столь специфический продукт. Компании «Наше кино» удалось вернуть вложенные средства, но заработать не получилось.
Корреспондент:
Если продюсер готов сам вложиться в продвижение картины, в печать фильмокопий, он найдет общий язык с компанией «Наше кино»?
Елена Хажинская:
Нет, не всегда. Были случаи, когда продюсеры хотели профинансировать выпуск своих фильмов, но мы отказывались от сотрудничества, так как прокатчик не может позволить себе рисковать репутацией и отношениями с кинотеатрами. Но, как правило, мы отказываем продюсерам с финансированием, только если кино откровенно телевизионное.
Корреспондент:
Насколько, на Ваш взгляд, правомерны заявления российских режиссеров о том, что дистрибьюторы не хотят брать их фильмы в пакет релизов? Почему возникают такие «жалобы»?
Елена Хажинская:
Дистрибьюторы – в первую очередь, посредники между кинотеатрами/зрителями и продюсерами/режиссерами. Кинотеатры хотят заработать, производители – чтобы люди посмотрели их фильм и тоже, конечно, заработать. Нам нужно найти золотую середину: по количеству копий, по формату выпуска картины, чтобы всем было выгодно.
Продюсеры, которые делают кино, в него влюблены и верят в успех прокатной судьбы фильма. Нередко эти картины больше подходят для показа на телевидении, нежели в кинотеатрах. Кинопроизводители должны понять, что прокатчики никогда не будут действовать себе во вред. Если дистрибьюторы видят, что кино отличное и что оно может собрать приличную кассу, то ничто не помешает расписать четыреста-пятьсот копий этой картины. И кинотеатры с удовольствием возьмут в репертуары достойный продукт. Если проект спорный, естественно, любой прокатчик засомневается, стоит ли ему рисковать своими деньгами и хорошими отношениями с кинотеатрами.
Продюсеры обязательно должны обращать внимание на то, как кинотеатральные букеры воспринимают картину на Кинорынке. Если фильм не вызывает у них энтузиазма, то лучше выпускать картину ограниченным или средним форматом, а может быть и сразу продать права на телепоказ и прокат на DVD, и этим ограничиться.
Корреспондент:
Как компания «Наше кино» определяет оптимальное количество копий того или иного фильма? Выработалась ли формула, каким количеством копий выгоднее прокатывать отечественное кино?
Елена Хажинская:
Как я уже говорила, зачастую у продюсеров, особенно, у дебютантов, бывает несколько завышенное мнение о качестве своего продукта. Многие хотят выпускать фильм в широкий кинотеатральный прокат, надеясь, что наработка на копию составит $5-10 тыс. долларов. Мы, естественно, советуем продюсерам, какое количество копий лучше тиражировать.
Универсальной формулы не существует: нельзя решить, что для комедий лучше делать триста копий, а для фильмов ужасов – сто. В первую очередь, надо оценивать качество картины, но этот критерий не является определяющим. Фильм может быть сделан прекрасно, но если он авторский, как например, наш мартовский релиз - «Одноклассники» Сергея Соловьева, нет смысла показывать его в нескольких кинотеатрах одного небольшого города. Вся многочисленная армия поклонников творчества режиссера спокойно может посмотреть картину на одном экране конкретного населенного пункта, иначе – зрители рассеются, и каждая копия не будет отработана настолько, чтобы принести прибыль и кинотеатру, и прокатчику, и продюсеру. Поэтому авторское кино обычно выходит малым количеством копий.
Корреспондент:
Каким количеством копий Вы проводите границу между широким и ограниченным прокатом?
Елена Хажинская:
По моему мнению, ограниченный прокат сегодня – тиражирование до пятидесяти копий. Раньше считалось, что – до десяти, но количество экранов увеличилось. На сегодняшний день в России свыше двух тысяч залов, поэтому до пятидесяти копий – ограниченный прокат, от пятидесяти до ста – средний, от ста для наших фильмов – уже широкий.
Корреспондент:
Что, на Ваш взгляд, является залогом успешного проката российского фильма: комедийный жанр, какие-то конкретные актеры или, может быть, определенная проблематика картины?
Елена Хажинская:
Есть несколько факторов, которые и сливаются в то самое понятие качество. Хороший сценарий (история должна быть понятной зрителям), режиссер, «звезды» в ролях (люди все-таки хотят смотреть на знакомые лица) - это три столпа, на которых держится качественный фильм.
Мне всегда казалось, что больше всего зрителей придет на комедии. Так и есть. Однако из любого правила бывают исключения. Например, фильм «Царь» - очень тяжелое, мрачное кино. И, тем не менее, результат – $5,5 млн. У картины «Кандагар» отличные сборы. «Брестская крепость», которая еще только выйдет в прокат, думаю, будет иметь успех у зрителей. Главное – как ни крути, все-таки качество.
Корреспондент:
Как Вы строите диалог с кинотеатрами? Как убеждаете, что тот или иной фильм стоит поставить в репертуар? На что они легче откликаются: на какие-то особые маркетинговые ходы или на имя продюсера? С какими кинотеатрами в основной массе сотрудничает компания «Наше кино»: с московско-питерскими или региональными?
Елена Хажинская:
«Наше кино» сотрудничает со всеми кинотеатрами в нашей стране. Естественно, с многозальниками мы работаем чаще, чем с одно-двухзальниками, исключительно по причине отсутствия ежемесячных блокбастров. На крупных картинах, таких как «Царь», прокатом покрываются почти все кинотеатры (либо первым, либо вторым экраном). Конечно, компания «Наше кино» никогда не ставит ультиматумов, а просто надеется на понимание букеров о том, что российское кино надо поддерживать в прокате, иначе оно совсем перестанет существовать.
Я думаю, для всех объективно, что на зрительскую активность сильно влияет реклама проекта. Даже если фильм с ограниченным зрительским потенциалом, но у него мощное продвижение, народ пойдет смотреть это кино, хотя бы в первый уикенд. Представителей кинотеатров интересует, в каком объеме будет реклама, планируются ли кампании по продвижению картины конкретно в их городе. Очень важна внутрикинотеатральная реклама – на постоянных посетителей она действует наилучшим образом. Максимальный рекламный бюджет у проекта, выпускаемого новой компанией «Наше кино» (с 1 октября 2009 года), составлял $1 млн. Это был фильм «Царь».
Некоторые картины мы расписываем только по городам-миллионникам. Например, так произошло с фильмом «Короткое замыкание», потому что в крупных городах у альманаха про любовь и снявших его режиссеров найдется по пятьсот или по тысяче поклонников, а в маленьком городе – только десять.
Корреспондент:
Получается, что какие-то интересные фильмы до своего зрителя не доходят? Не это ли служит одной из причин «пиратства»?
Елена Хажинская:
У нас была неоднозначная ситуация с фильмом «Весельчаки». Из некоторых небольших городов приходили письма с вопросом, почему в местных кинотеатрах не показывали это кино. Постановка картины зачастую зависит от личного восприятия букером кинотеатра того или иного фильма. Конечно, в нашей стране еще катастрофически не хватает экранов для достойной постановки фильмов, и нельзя упрекать кинотеатры в том, что они не могут уделить достаточно времени в день авторским или некрупным российским релизам. Зрителям все нюансы не объяснишь. Даже если сто человек в маленьком городе хотят посмотреть проект «Весельчаки», их числа не достаточно для полноценного двухнедельного проката фильма. Букеры не могут учитывать интересы сотни человек, жертвуя пожеланиями тысяч. Ведь кинотеатры не благотворительные, а коммерческие организации. Но мне хочется, чтобы они не забывали, зарабатывая деньги на американских блокбастерах, оказывать поддержку менее кассовым отечественным фильмам.
Если рассматривать вопрос пиратства, то ни для кого не секрет, что любой фильм, в лучшем случае, на третий день лежит на прилавках с «пиратскими» DVD. Еще раньше он появляется в Интернете. Это наносит урон всем, и кинотеатрам, и прокатчикам и, естественно, продюсерам. Было несколько показательных «порок», которые повлияли на то, что «пираты» стали опасаться крупных российских релизов. Но такие акции – капля в море. Мы готовы участвовать в любых совместных кампаниях против нелегального распространения киноконтента. Хотя искоренить его, наверное, можно, только если продавцов контрафактных дисков будут сажать в тюрьму на долгий срок. Интернет-«пиратство», на мой взгляд, ликвидировать нереально.
Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, о расширении состава учредителей дистрибьютора «Наше кино», произошедшем в мае прошлого года.
Елена Хажинская:
В числе учредителей компании «Наше кино» теперь три ведущие продюсерские студии. В этом году мы выпускаем пять фильмов кинокомпании «СТВ» Сергея Михайловича Сельянова, три картины продюсерской фирмы «ПРОФИТ» Игоря Александровича Толстунова и проект «Детям до 16…» «Красной стрелы» Вадима Горяинова и Валерия Тодоровского. Получается, что прокатный план компании наполовину состоит из проектов «наших» продюсеров.
Однако девяти картин в год не хватает для полноценной работы дистрибьюторской организации. Чтобы окупать ежемесячные расходы, прокатчику необходимо выпускать по два фильма в месяц, поэтому нам нужны сторонние проекты, так что компания «Наше кино» заинтересована в общении с другими кинопроизводителями.
Корреспондент:
Какие ожидания от наступившего 2010 года? Изменится ли качественно ситуация по сравнению с прошлым годом?
Елена Хажинская:
Если ситуация с прокатом русского кино изменится, мы все будем только очень рады, но этому должно способствовать в первую очередь улучшение качества выпускаемого продукта. В 2010 году уже заявлено потенциально успешных картин российского производства больше, чем в прошлом году.
Если рассматривать конкретно компанию «Наше кино», то в прошлом году мы пережили серьезные изменения в составе учредителей и менеджменте компании, и до 1 октября 2009 года предыдущей одноименной прокатной организацией было выпущено только две картины. Новая компания за три месяца реализовала шесть проектов: какие-то были более удачными, какие-то – менее. Анализировать результаты одного квартала, на мой взгляд, достаточно сложно – они не показательны. Я уверена, что 2010 году дела компании «Наше кино» будут значительно лучше.
Другие статьи по теме Кинобизнес
22.11.2024
Итоги международного кинорынка DICM 2024 в Дубае
22.11.2024
Итоги кинопроката европейских фильмов по всему миру в 2014-2023 годах
22.11.2024
«Гладиатор 2» и «Злая» борются за лидерство в одном из самых кассовых уикендов года
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
Другие статьи по теме Кинокомпания Наше кино
27.09.2022
Наше кино на СПбМКФ: детско-семейные фильмы и история эскортницы
26.08.2020
В Москве состоялась премьера блокбастера «Вратарь галактики»
10.01.2020
15 самых ожидаемых фильмов 2020 года: выбор ПрофиСинема
02.09.2019
Враги государства: в прокате «Опасные секреты» с Кирой Найтли
04.07.2019
В сети появился трейлер российско-китайского фильма «Тайна печати дракона»
Реклама