Враги государства: в прокате «Опасные секреты» с Кирой Найтли
«Опасные секреты» - основанный на реальных событиях фильм о взбунтовавшемся винтике государственной машины. Это романтичное кино о способности добра более или менее побеждать, в котором Кира Найтли сыграла одну из своих лучших ролей. Между тем, о другом современном винтике, самом интересном и ярком в своем бунте, адекватного фильма все еще нет.
В конце января 2003 года сотрудники Центра Правительственной Связи Великобритании получили через начальство письмо из американского АНБ: их просили принять участие в незаконной операции по сбору компромата на представителей нескольких стран в Совете Безопасности ООН, которые скорее всего будут голосовать против вторжения в Ирак. 28-летняя сотрудница ЦПС Кэтрин Ган была либералкой, она выросла в «стране третьего мира», вышла замуж за курда, бежавшего в Великобританию из того региона. В общем, она возмутилась и через знакомую антивоенную активистку передала письмо в британскую прессу. Вскоре его напечатали в The Observer, в ЦПС началось внутреннее расследование. Чтобы не подставлять коллег, Ган созналась, ее обвинили в разглашении гостайны и долгие месяцы прессовали ее и ее семью. После чего состоялось судебное заседание, которое длилось всего около получаса. Ган не признала вину, а обвинение внезапно решило не продолжать дело (благодаря тактике адвоката британское правительство столкнулось с риском раскрытия внутренних документов о действиях своих чиновников и решило не связываться). Ган освободили прямо в зале суда. Войну она не остановила, но она хотя бы попыталась и ухитрилась не сесть за это в тюрьму.
После таких приключений правительственная карьера Ган, разумеется, закончилась. Она преподавала, получала международные премии. А в 2006 году написала статью, в которой призывала всех инсайдеров, у кого есть информация о незаконных действиях правительства, разглашать информацию ради справедливости. Текст касался возможной военной операции в Иране, но в более широком смысле речь шла в принципе о таком необычном способе контроля за действиями власти.
Вся эта пост-судебная часть в фильм не попала, у режиссера из ЮАР Гэвина Худа (Оскар за «Цоци» как за лучший фильм на иностранном языке, потом неоднозначная карьера в Голливуде с «Люди Икс: Начало. Росомаха» и «Игра Эндера» и вот теперь интерес к относительно небольшим фильмам на политические темы, начавшийся с «Всевидящего ока» с Хелен Миррен) хватило такта закончить вовремя и не скатиться в агитпроп. «Опасные секреты» мигрируют из триллера про правительственную слежку в историю журналистского расследования и тут же - в судебную драму. Потому сравнительный ряд неминуем - «Вся президентская рать», «Свой человек», «В центре внимания». Худ не Алан Дж. Пакула, не Майкл Манн и не Том МакКарти. Но у него вышло качественное кино с романтической идеей о свободе слова, о необходимости независимой прессы, о том, что мы скорее всего не способны изменить историю, но пытаться все же стоит.
Может, тут не хватает расшифровок некоторых фактических деталей и политических тонкостей. Ну, например, почему мужу Ган грозила депортация, хотя депортация в зону военных действий или в страну, где идет геноцид, запрещена? И как это редакция The Observer поначалу «топила» за правительство в вопросе иракской кампании? Все это, видимо, нуждается в пояснениях в кадре, но Худ снимает больше о людях и о том, что такое хорошо и что такое плохо, и в этом смысле в его фильме все в порядке. Вернее, он снимает так, что англичанам все гораздо понятнее и ближе. Может быть потому британская пресса оценила фильм более эмоционально, чем американская. Тут есть кому сопереживать, и это заслуга самой реальности. Премьера «Опасных секретов» состоялась в январе нынешнего года на кинофестивале Сандэнс в Юте. Там же с разницей в пару дней показали «Отчет о пытках» Скотта З. Бернса с Адамом Драйвером в главной роли, драму о сенатском расследовании о применении пыток в тюрьмах ЦРУ. Фильм гораздо более мощный, тонкий и точный. Но его действие происходит в ЦРУ или в правительственных кабинетах, в кадре то скользкие представители власти, то хмурые црушники, то их жертвы, слишком непонятные и эпизодические для полноценного сопереживания. То ли дело «Опасные секреты», где зрителю предлагается целая россыпь хороших людей - отчаянная героиня, журналисты, адвокаты, правозащитники. Понятно, что в эмоциональном плане он смотрится более выигрышно. Благодаря конечно же и актерам: паре Рис Иванс - Мэтт Смит в ролях журналистов The Observer (да и вообще самая сильная сцена фильма - сцена с корректурой, которая немного поправила для печати цитату из письма АНБ и в итоге почти завалила дело), Рэйфу Файнсу в роли известного адвоката и специалиста по международному праву Бена Эммерсона. И определенно благодаря Кире Найтли, которая справилась со своей неземной красотой (своими ушами слышала на московском пресс-показе, как один пожилой кинокритик не без яда в голосе говорил коллеге «да, Найтли постарела, она уже не та»), добилась необходимой сдержанности, а там, где ее темперамент все же прорывается, это вполне оправдано. Когда она видит американское письмо опубликованным в газете, когда слышит телерепортажи о разгорающемся скандале, ее тошнит над унитазом от страха, и это понятно, это фильм о человеке, который очень боится, прямо до физиологических реакций боится, но все же делает. После ряда фестивальных показов фильм только-только выходит в международный прокат. Каких-то фееричных сборов от него ждать, видимо, не стоит. Но по крайней мере Кэтрин Ган, девушка, которая выжила, удостоилась биографического фильма со звездами мирового уровня.
Есть и другие наши современники, пытающиеся противостоять системе и разглашающие неудобные секреты властей, о них тоже снимают фильмы. Разного уровня мастерства и разной коммерческой судьбы, но от известных режиссеров и со знаменитыми актерами. Лента «Пятая власть» Билла Кондона с Бенедиктом Камбербэтчем в роли Джулиана Ассанжа в прокате сокрушительно провалилась. «Сноуден» Оливера Стоуна с Джозефом Гордоном-Левиттом - в общем и целом тоже. Зато документальный фильм «Citizenfour: Правда Сноудена» Лоры Пойтрас получил Оскар. А об Ассанже и WikiLeaks свое кино снял и один из самых успешных современных документалистов Алекс Гибни («Мы крадем секреты: История WikiLeaks»).
На этом фоне как-то особенно обойденным вниманием выглядит самый масштабный винтик нашего времени, транс-женщина Челси Элизабет Мэннинг. Она, вернее, в те времена еще он, военнослужащий армии США Брэдли Мэннинг, привел WikiLeaks к успеху и повлиял на Сноудена. Это было уже после поступка Кэтрин Ган, но масштабы и последствия их действий несопоставимы. Персонально о нем, вернее, о ней, недавно был снят довольно посредственный документальный «XY Chelsea». Интересно, что еще в 2012 году Алекс Гибни и продюсер Марк Шмугер получили права на книгу Денвера Никса «Private: Bradley Manning, WikiLeaks, and the Biggest Exposure of Official Secrets in American History book». В начале 2013 года Variety писала, что это будет первый игровой фильм Гибни. Но проект так пока и остался проектом.
Сегодня, когда «Опасные секреты» о Кэтрин Ган выходят в прокат, в книжных магазинах мира со дня на день появится первая биографическая книга Эдварда Сноудена «Permanent Record». Между тем Челси Мэннинг все еще за решеткой. Перед тем, как выйти в отставку, президент Барак Обама существенно снизил срок заключения Мэннинг, и она ненадолго оказалась на свободе. Но с марта нынешнего года снова попала под стражу, за отказ давать показания против Ассанжа и за неуважение к суду. Сегодня она находится в федеральной тюрьме в Александрии, штат Вирджиния. Ее адвокаты говорят, что ее решимость неизменна и санкции против нее не будут эффективными. Президент США Дональд Трамп давно дал свое определение поступку Мэннинг, написав когда-то в твиттере, что она – «неблагодарный предатель», который «не заслуживает освобождения». Этот винтик определенно самый бесстрашный и его история все еще ждет своего автора.
«Опасные секреты» Гэвина Худа в российском прокате с 5 сентября (прокатчик - Наше кино).
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса