Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 августа 2009 17:32

Алексей Рязанцев: «Акция по защите шестой части «Гарри Поттера» от «пиратов» была проведена на твердую «четверку»»

Алексей Рязанцев: «Акция по защите шестой части «Гарри Поттера» от «пиратов» была проведена на твердую «четверку»»

Пресс-показ картины «Гарри Поттер и Принц-полукровка», состоявшийся незадолго до официальной российской премьеры шестого фильма о юном волшебнике, предварило выступление генерального директора компании «КАРО Премьер» Алексея Рязанцева. Он сообщил журналистам, что один главных летних релизов 2009 года будет максимально защищен от нелегального распространения. Затем в СМИ стала появляться информация о проведении столичным Управлением по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) операции под кодовым названием «Гарри». Спустя почти месяц после выхода картины в прокат мы встретились с Алексеем Рязанцевым, чтобы выяснить подробности нашумевшей антипиратской акции и разузнать о ее результатах.

Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, какие действия были предприняты в рамках данной операции? С чем в первую очередь планировалось вести борьбу: созданием и распространением контрафактных дисков или с Интернет-«пиратством»?

Алексей Рязанцев:

Прежде всего, надо отметить, что акция проводилась не только в Москве, но и по всей России. Борьба велась с появлением в продаже нелегальных дисков. Совместно с УБЭП мы тщательно следили за тем, чтобы они стали доступными как можно позже.
Для нашей компании это первый подобный опыт защиты выходящего в прокат фильма. Ранее были известны операции, проводимые Первым каналом. Самая громкая из них - антипиратская акция, связанная с релизом картины Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение». Я убежден, что нельзя превращать такие операции в часто повторяющиеся действия. Во-первых, у УБЭП и без того много работы, так что мы не можем регулярно отвлекать их от других дел. Во-вторых, любая крайняя мера, превращенная в нечто обыденное, потеряет свою силу. Если без конца объявлять о яростной борьбе с «пиратами», они приспособятся и изобретут противодействия. У франшизы «Гарри Поттер» невероятно много поклонников. Выпуск на экраны шестого фильма – значимое событие, которого, в связи с переносом даты релиза с ноября прошлого года, зрители заждались. Именно поэтому было решено провести масштабную акцию по защите картины от «пиратов». Студия Warner Brothers поддержала нашу идею.
Со стороны «КАРО Премьер» были предприняты следующие меры: копии «Гарри Поттера и Принца-полукровки» всегда находились в разрозненном состоянии и хранились в сейфах. Мы всеми силами избегали возможности осуществления нелегальной перезаписи на студии, где происходило дублирование фильма. Были обнародованы контактные телефоны, по которым любой доброжелатель, обнаруживший контрафактный диск, мог сообщить нам об этом, назвать адрес палатки, номер павильона и другую необходимую для поимки преступников информацию. Желательным было также, чтобы человек, решивший нам помочь, приобрел диск, чтобы по нему мы могли понять, где произошла «утечка», в результате которой была сделана нелегальная копия.

Корреспондент:
Что, в свою очередь, было сделано УБЭП?
 
Алексей Рязанцев:

Закономерно, что УБЭП взяло на себя основную работу. Мы выступали в роли инициаторов проведения акции. Благодаря тому, что компания «КАРО Премьер» существует уже давно и зарекомендовала себя в киноиндустрии, УБЭП согласилось нам помочь. Еще раз повторюсь, у этой организации много своих дел, так что мы очень благодарны им за содействие.
Справка УБЭП по операции «Гарри»

Корреспондент:
Несмотря на предпринятые меры, «пиратские» диски с фильмом «Гарри Поттер и Принц-полукровка» все-таки появились. Можно ли считать это провалом операции? Как Вы оцениваете результаты проведенной акции?

Алексей Рязанцев:

Ни о каком провале не может быть и речи. Я считаю, что акция по защите шестой части «Гарри Поттера» от «пиратов» была проведена на твердую «четверку». Это замечательно, учитывая, что «пятерка» в нынешних условиях в принципе невозможна.
Главными достижениями, на мой взгляд, являются следующие результаты. Нелегальные диски поступили в продажу только в конце первого уик-энда. Когда состоялся релиз фильма «Гарри Поттер и Принц-полукровка», я был в Санкт-Петербурге и лично ходил по основным пунктам распространения контрафактной кинопродукции. Первый диск мною был замечен только во второй половине воскресенья. Конечно, «пираты» были осведомлены, что проводилась акция, поэтому многие не выкладывали на прилавки эту картину, а приносили ее через несколько минут после того, как покупатель спрашивал их о наличии фильма в продаже. И, тем не менее, это тоже достижение. Хорошо уже то, что операция вызвала если не страх, то опасения «пиратов». Замечательно, что на «Горбушке» диски были обнаружены только в трех павильонах.
«Гарри Поттер и Принц-полукровка» лидировал по кассовым сборам три уик-энда, этого не удавалось ни одному релизу в 2008 году. Я уже не говорю о феноменальных рекордах в первые два дня проката. Думаю, эти цифры во многом были обусловлены не только популярностью франшизы, но и проводимой акцией. К сожалению, у нас никогда не было возможности сравнить, сколько фильм мог бы заработать, если бы «пиратов» не существовало вообще. Любые подсчеты потерь дистрибьюторов в связи с нелегальным распространением картины весьма и весьма приблизительны. Так или иначе, я доволен тем, чего нам удалось добиться.

Корреспондент:
Как вы считаете, в чем главная причина неуловимости «пиратов»? Каким образом они чаще всего добывают нелегальный контент?

Алексей Рязанцев:

На сегодняшний день стало очевидно, что низкокачественные «экранки» с одноголосым переводом и периодическим мельканием голов неусидчивых зрителей в кинозале уже не пользуются спросом. Производители контрафактных дисков изо всех сил стремятся предложить покупателям фильм с хорошим изображением и звуком. В связи с этим надо отметить, что так называемые «студенты», приобретавшие небольшое количество перезаписывающих устройств и использовавшие их у себя дома, практически ушли из «пиратского» бизнеса или сосредоточились на нелегальном распространении продукции в Интернете. Сейчас производство контрафактных дисков происходит на специальных заводах. Это конвейер, который, несомненно, находится под надежным прикрытием.
«Пираты» невероятно изобретательны. Однако основные источники, из которых они получают контент, многим хорошо известны. Если мировая премьера проходит значительно раньше российской, «экранки» поступают из-за рубежа. Проблема «пиратства» актуальна не только в нашей стране. Бывали случаи, когда фильм нелегально копировался на студиях-производителях. Нередко «утечка» контента происходит во время дублирования или же во время доставки копий в кинотеатры. Часто «пираты» делают «экранки» в первые дни проката – во время утренних сеансов, когда бдительность контролеров «усыплена». Современные технологии позволяют им избегать использования громоздких устройств, бросающихся в глаза работникам кинотеатров. К тому же, «пираты» работают командой: они проводят диагностику, в каких залах удобнее копировать фильм, выкупают несколько мест, так чтобы прикрывать друг друга, если работники кинотеатров будут ходить по залу с проверкой. Звук может писаться в совершенно другом месте. Однако повторюсь, всякое наше защитное действие заставляет «пиратов» изобретать новые способы добычи контента. Никогда не знаешь, откуда может произойти «утечка».

Корреспондент:
В последнее время о проблеме «пиратства» говорилось много, в том числе и на Парламентских Слушаниях в Государственной Думе. Что, на Ваш взгляд, должно сделать государство, чтобы защитить правообладателей?

Алексей Рязанцев:

В своем выступлении на Парламентских слушаниях я приводил аналогию с тем, как несколько лет назад государство озаботилось здоровьем нации и устранило нелегальное производство и распространение алкоголя. Борьба с «пиратством» должна носить такой же характер. Конечно, данная проблема усложняется тем, что многие считают деятельность «пиратов» в некотором роде просветительской: якобы они делают кино доступным для тех, у кого нет денег на то, чтобы сходить в кинотеатр или приобрести лицензионный диск, который стоит дороже. Однако надо признать, что билет в кинотеатр сейчас в среднем стоит 160 рублей, а контрафактный диск – 100 рублей. Эту разницу с натяжкой можно назвать существенной. Другое дело, что далеко не во всех населенных пунктах нашей страны есть кинотеатры, и не каждый может позволить себе съездить в областной центр, чтобы посмотреть очередную премьеру. И все же, на мой взгляд, было бы правильнее задуматься о строительстве миниплексов, оснащении региональных кинозалов цифровым оборудованием, которое впоследствии позволит удешевить кинопоказ, чем закрывать глаза на проблему «пиратства».
Как таковой механизм борьбы с нелегальным распространением киноконтента извне понятен. Мне кажется, правильнее задуматься о том, как решать проблему изнутри, то есть путем изменения нравственной позиции граждан. Увы, большинство людей не понимают, что «пиратство» - такое же воровство, как ограбление квартир, угон автомобилей и т.п. Дело в том, что нарушение авторских прав – неочевидное преступление. Властям стоило бы задуматься о своего рода нацпроекте, в рамках которого гражданам бы разъяснялась противозаконность приобретения нелегальной продукции.

Корреспондент:
Считаете ли Вы возможной легализацию «пиратства»? В частности, получение правообладателями прибыли от выкладывания защищенных копий в Интернет?

Алексей Рязанцев:

К сожалению, пока у прокатчиков нет идей, как можно было бы извлекать прибыль из выкладывания копий в Интернет. Это новое для нас средство трансляции киноконтента. Думаю, со временем появятся достойные решения.

Справка УБЭП по операции «Гарри»
Автор:
Мария Мухина

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Борьба с пиратством

Реклама