Андрей Волгин: «В “Сергии против нечисти” я столкнул драму с бескомпромиссным юмором»
1 февраля в онлайн-кинотеатре Kion состоится премьера сериала «Сергий против нечисти. Яга» – продолжение вселенной проекта «Сергий против нечисти» о том, как двое мракоборцев в исполнении Романа Маякина и Лукерьи Ильяшенко сражаются с фольклорной нечистью на улицах современной Москвы. Корреспондент портала ПрофиСинема поговорил с режиссером «Яги» Андреем Волгиным о том, каково ему было работать с новым для него жанром, как он изменил визуальный мир «Сергия», а также в каких проектах режиссер занят сейчас.
Елена Трусова:
Первого февраля выходит 3 сезон сериала «Сергий против нечисти», в котором вы заняли режиссерское кресло. Расскажите, как вы присоединились к проекту и почему решили за него взяться?
Андрей Волгин:
Еще на втором сезоне режиссер Кирилл Кузин попросил меня присоединиться к проекту в качестве художественного руководителя по компьютерной графике. И с этого момента я стал погружаться в «мир нечисти» сериала. После того, как второй сезон вышел – он был хорошо принят зрителем – мне позвонила ведущий продюсер проекта с предложением стать режиссером третьего сезона. Я прочитал сценарий, и он мне очень понравился. Легкая, дерзкая и смешная история. Я согласился. Сериал для меня не новая производственная форма, но я впервые работал с большой платформой. И, если честно, мне было интересно, что у нас в итоге получится. Работа в этом проекте была очень комфортной и по-настоящему профессиональной.
Елена Трусова:
Каким вкратце стал новый сезон, чем он отличается от двух предыдущих? Насколько удалось воплотить все ваши творческие решения?
Андрей Волгин:
С приходом нового режиссера, конечно, немного изменился мир «Сергия». Мне было важно показать отношения героев – их страхи, их зависимости, их самоотдачу, любовь и дружбу. Я пытался вытащить из истории людей. Я думаю, он получился более душевным, более человечным и даже немного драматичным. Но при этом, я четко понимал, что нужно не забывать про первый и второй сезоны, про их мир и правила. И я хотел столкнуть драму с бескомпромиссным юмором. Уверен, это получилось. Также к проекту присоединился очень талантливый оператор-постановщик. И визуально «Сергий» стал выглядеть иначе, более сложный по композиции, по свету, по движению камеры. Задача, которую я ставил перед группой, была говорить со зрителем на киноязыке.
В этой истории практически все творческие решения относятся к миру нечисти. Я впервые работал с таким большим количеством пластического грима. Также впервые разрабатывал с нуля «сказочных» персонажей. И это было по-настоящему круто и интересно. «Сергий» славится своим нестандартным подходом к тому как реализована та или иная нечисть в истории. И думаю, мы удивим зрителя.
Елена Трусова:
Одним из центральных персонажей нового сезона окажется Яга. Из премьерного трейлера становится понятно, что ради спасения Кати Сергий вынужден заключить сделку с Ягой. И ее образ очень далек от привычного фольклорного. В чем главные отличия и уникальность вашей Яги?
Андрей Волгин:
Яга – самый сложный персонаж. Мы долго думали, кто это и что это. Дряхлая старуха в ступе? Нет, неинтересно и это уже было. Может она соткана из дыма и парит в воздухе. Нет, было и не работает на историю. Мы перебирали все возможные варианты. И потом решили, что она настолько стара, что скучает по своей былой молодости. А в молодости она было еще той оторвой. Вот и придумался персонаж, исходя из таких вводных.
Наше главное отличие – это играть на контрасте и одержимости. Когда Лена Подкаминская пришла на пробы, я сразу понял: это точно Яга. Дерзкая, красивая, суперсексуальная. При этом в ней есть ощущение того, что она не первую сотню лет прожила на этом свете. И когда она из этой эффектной дамы превращается в мерзкую старуху, для персонажа «Сергия» это прямо удар по самолюбию. Это и есть уникальность нашей Яги, дикая смесь красоты и мерзости.
Елена Трусова:
Елена Подкаминская отмечала, что не любит эпизодические роли, но «работа с командой проекта, атмосфера на площадке и интересный образ героини разрешили все сомнения и дали возможность даже за этот короткий период сделать что-то увлекательное и убедительное». Расскажите, как вам работалось с актрисой, а также когда и как проходили съемки? Какие столичные локации были задействованы?
Андрей Волгин:
Лена очень комфортная актриса. И классно, что она настоящий партнер не только по отношению к товарищам по актерскому цеху, но и ко всем остальным цехам. Она очень трепетно относилась к своему персонажу, а грим, костюм, реквизит – все работало на образ. Много своего Лена привнесла в историю и в образ героини. Круто, когда ты работаешь с актером, у которого горят глаза от роли и который отдается на 100% своей работе. Мне вообще повезло с кастингом на этом проекте. Все актеры без исключения – просто подарок для режиссера. Огромное им спасибо!
Я бы не сказал, что съемки проходили тяжело. Нет, все было четко и по делу, в рамках запланированного. Но конечно, были тяжелые смены. Лукерья Ильяшенко, которая перевоплощалась в кикимору, просто герой. Приезжать на площадку к трем утра, делать полный пластический грим всего тела… А это 6–7 часов в гримерном кресле и потом 10 часов работы в кадре. В холодном, подземном бункере, когда тебя мажут специальной слизью каждые 15 минут. И играть не просто диалоговые сцены, а летать на тросах, драться и т.д. – это реально подвиг. Я думал, Луша в какой-то момент начнет психовать и просто уйдет с площадки. Но этого не случилось, как говорится, «мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус». Я думаю, и Лукерье было интересно делать это с профессиональной точки зрения. Не каждый день тебе предлагают такой крутой образ. И воплотить его на экране, конечно, – это вызов актеру.
Роман Маякин – просто безбашенный, очень смешной «заводной апельсин». 90% трюков Рома делал сам, реально он работал на износ. И мне очень понравилось, что Рома на 1000% погружен в своего персонажа. Когда мы уходили на обед, он оставался Сергием. И знаете, многие режиссеры против того, чтобы актеры отходили от написанного текста. Я – нет, если это делает историю лучше. И мы с Ромой сразу договорились о том, что он может креативить и предлагать что-то новое. Знаете, это сработало, персонаж стал живее.
Про локации. Первый и второй сезон «крутился» вокруг Москва-Сити. И на этом был сделан акцент. В третьем сезоне мы решили раскидать географию мира и специально не стали акцентировать внимание только на одной локации. Мы понимали, какой мир мы рисуем в истории, и искали странные, нестандартные локации, которые подчеркивали бы придуманную атмосферу. Наш художник-постановщик Назик Каспарова собрала интересный образ мира «Сергия» третьего сезона. Это и аптека Яги, которую сделали из старого особняка, и логово Кикиморы на очистных сооружениях – очень классный объект, сделанный практически из голых стен, и мусорный завод, который также был придуман и сделан силами художников. Ну и плюс большое количество столичных локаций, которые мы также адаптировали под себя.
Елена Трусова:
В первых двух сезонах сериала большое внимание уделялось трюкам. Стоит ли ожидать от третьего сезона аналогичного экшена и как строится работа на площадке с каскадерами?
Андрей Волгин:
Конечно стоит. Мы в каждой серии прыгаем, бегаем, летаем и деремся. И все это еще «жирно смазано» компьютерной графикой. За трюки у нас отвечал Константин Адаев. Костя очень детально подходит к каждому трюку и его проработке. Сначала мы обсуждали, какая драматургическая задача у эпизода, и только потом происходила постановка трюка с нужными акцентами для истории. Далее ребята репетировали с актерами, снимали превизы, и только потом мы выходили в съемки. Детальная проработка трюка очень сильно влияет на итоговый результат.
Елена Трусова:
В третьем сезоне появляется много новых персонажей, некоторых из них сыграли Ян Цапник, Софья Володчинская и Михаил Тарабукин. Кого они воплотят на экранах, какую нечисть (и не только) увидит зритель в третьем сезоне?
Андрей Волгин:
Зритель увидит нечисть в неожиданных образах, это главное. Мне самому было бы интересно посмотреть, что же они еще придумали. Ян Цапник играет у нас только головой. Думаю, для него это был интересный и незабываемый опыт. Знаете, мне понравилось, что в такой маленькой роли Ян суперорганичен, и он сразу согласился играть, хотя это, по сути эпизод. Он мне позвонил и сказал: «Это так смешно и классно, давай сделаем». Соня наш могучий джин. Сначала мы думали, что это будет брутальный мужик, сотканный из дыма и пыли. Но потом пришли к тому, что это должна быть эффектная маньячка, желающая поработить мир. Соня очень органично вписала себя в роль Ифрит. Миша – просто огонь, он с полуслова понимает задачу и делает все на 100%. По истории он – мелкий воришка, который встает на службу злу, превращаясь в нечисть.
Елена Трусова:
В год выхода сериала, пару лет назад, на фестивале Пилот проект сразу отметили наградой профессионального жюри за «мастерское смешение жанров»: детектив, мистика и комедия. Я бы добавила, что здесь есть и боевик, и триллер, и драма, и экшен. Как в третьем сезоне вы работаете с жанрами, какой из них превалирует?
Андрей Волгин:
Как я уже говорил, мы сохранили смешение жанров. Мы пытались максимально идти на контрасте. То есть, если нам тут страшно, то через секунду уже будет смешно, а через минуту мы задумываемся над отношениями персонажей. Это очень классные эмоциональные качели для зрителя, которых он ждет. И мне интересно работать, когда у тебя в руках разножанровость. Это очень нужный опыт для карьеры. Если говорить про этот сезон, я думаю, он более комедийный и в то же время более душевный.
Елена Трусова:
Сейчас и на других онлайн-платформах появляются многосерийные проекты, которые так или иначе завязаны на мистике или фольклоре – «Волшебный участок», «Вампиры средней полосы» и другие. С чем, на ваш взгляд, связан зрительский интерес к подобной тематике?
Андрей Волгин:
Сказка, но сказка для взрослых. Я думаю это основной движок интереса к подобного рода историям. Но при этом – не мрачная сказка. Она должна быть интересная, смешная и с придуманным миром, точнее, неожиданным для зрителя. Я думаю, это основа «смотрения». Да и творческим группам интересно работать с таким контентом. Все же в твоих руках, и только от тебя зависит будущая вселенная истории. Это вызов, и он крутой.
Елена Трусова:
Если говорить не о российском, а о зарубежном контенте, где также много похожих проектов о сверхъестественном: в чем уникальность отечественного продукта, помимо использования русского, хорошо знакомого зрителю фольклора?
Андрей Волгин:
Знаете, наверное, уникальность нашего продукта в том, что по качеству он не проигрывает западным аналогам. Я говорю про качество драматургии, режиссуры, операторского мастерства, художественной составляющей. Раньше говорили: «Ну это же наше, все понятно». Сейчас я смотрю контент, и понимаю, что это сделано очень достойно. Мне нравится, как зрителю и как профессионалу на это смотреть. И дело не в бюджете, дело в том, что индустрия развивается. И это очень радует.
Елена Трусова:
Вы работаете как в полнометражном кино, так и в сериальных проектах. Планируете и дальше работать с разными форматами? И над чем сейчас ведете работу?
Андрей Волгин:
Да, я планирую, конечно. Все новое вызывает у меня интерес, и конечно, хочется и пробовать, и учиться. Мне нравится искать себя в разных жанрах. Это дает большую базу для полета фантазии. Сейчас я работаю над приключенческим детективом «Красный шелк». Это большой кинопроект, сложный, интернациональный. Проект с обширной географией, эффектными трюками и крепким актерским составом. И как раз это тоже для меня новый жанр. Скоро уже начинаются съемки, и мы делаем все для того, чтобы кино было захватывающим и непредсказуемым.