Антон Адасинский: «Тема произведения Данте сейчас как никогда актуальна»
В конце ноября в рамках Международного кинорынка и форума Российский кинобизнес прошла презентация музыкальной сказки-притчи для детей и для взрослых «Билет на Божественную комедию». Режиссер Антон Адасинский и продюсер Анастасия Разлогова рассказали, как появилась идея проекта и в чем его особенность, что роднит фильм со знаменитым произведением Данте, где проходили съемки и многое другое.
Корреспондент
Вы рассказывали, что идея «Билета на Божественную комедию» у вас появилась давно, и с момента зарождения ничуть не изменилась. Можете вспомнить, когда именно вы задумали снять этот фильм и когда ваши мысли оформились в сценарий?
Антон Адасинский
Тяжело вспомнить конкретный день, когда моя изначальная идея обрела форму. К сценарию я подбирался этапами, одним из которых было мое знакомство с режиссером Александром Сокуровым. Он планировал снять «Божественную комедию», но так и не реализовал свою задумку. Хотя некоторые эпизоды даже были сняты, и я принимал участие в их создании.
Меня зацепила данная тема, и я взялся перечитывать Данте. В дальнейшем мотивы «Божественной комедии» стали появляться в других моих работах, хотя тематика человеческих проступков и грехов всегда фигурировала в моем творчестве. Образ Дьявола, Мефистофеля, Темной Силы, по-разному можно назвать, в работах появляется всегда, меня он интересует гораздо больше, чем Бог.
Если смотреть на изначальную задумку, то она сильно отличается, к чему я пришел сейчас. Сначала была сделана одноименная театральная постановка, а сценарий за все годы модифицировался в историю, более легкую и понятную детям от 6 лет. «Божественная комедия» будет рассказана зрителям через детское восприятие метафоричным языком, с музыкой и песнями.
Корреспондент
Насколько в фильме будет угадываться «Божественная комедия» Данте, что конкретно вы взяли из произведения? В фильме, как и в поэме, будут отражены человеческие пороки, будет ли на некоторых из них сделан акцент?
Антон Адасинский
Круги ада, Вергилий или Данте не будут впрямую упоминаться, но зрителям, знакомым с «Божественной комедией», определенно станет все понятно. Даже в пейзажах будут угадываться мотивы поэмы. Намеки и фразы из книги также будут присутствовать, такие, например, как «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу», «Любовь, что движет солнце и светила», «Я в третьем круге, там, где дождь струится, проклятый вечный, грузный, ледяной; всегда такой же, он все так же длится». Последняя цитата будет произнесена в фильме мной.
Корреспондент
Фильм поднимает философский вопрос ценности и быстротечности времени. Какими еще вопросами вы задаетесь в картине, над какими пытаетесь заставить задуматься зрителей и на какие из вопросы дадите ответы своим кино?
Антон Адасинский
Когда затрагиваются такие вечные и глобальные темы, как Время, Жизнь, Смерть, то легко впасть в назидательность, но такой прием больше не работает со зрителями.
Фильм не будет учить, что время быстротечно и нужно жить каждым днем, – это и так все знают. Человек самостоятельно должен вынести что-то для себя. Поэтому в своей работе я избегаю морализаторства. Борхес когда-то сказал: «Я ничего не знаю. Я даже не знаю даты своей смерти». Если мы не знаем, сколько нам отведено на этом свете, то сложно понять ценность каждой секунды жизни. Осознание этого зачастую приходит поздно, а лучше бы – как можно раньше.
Корреспондент
Что касается ответов на вопросы. Расскажите, сразу ли вы решили, каким будет финал картины и считаете ли вы, что финал каждого фильма должен ставить точку в истории или необходимо дать возможность зрителям поставить точку самим?
Антон Адасинский
Картина закончится вопросом, который должен стать началом следующего фильма – продолжения истории детей – главных героев ленты. Станут ли они проживать жизнь по-другому, вынесут ли что-то для себя, сделают ли выводы? Мне самому интересно увидеть, что из этого получится.
Реакция зрителей для меня всегда непредсказуема, каждый понимает и чувствует историю по-своему.
Корреспондент
Сложнее или проще для вас, что главные роли исполнили ваши сыновья?
Антон Адасинский
Безусловно сложнее. Когда мои дети работают с другими режиссерами, то ходят по струночке, а с папой можно расслабиться, поэтому приходится иногда работать с ними достаточно жестко и сурово. Однако они на сцене с трех лет, поэтому хорошо вливаются в процесс.
С детьми также надо обсуждать различные применимые в кино термины, которые нужны на площадке. Нельзя просто сказать: «Тебе нужно прожить роль», ребенок не сможет понять задачи. Нужно искать определенный лексикон для работы с ними, и в процессе съемок мне удается это сделать.
Корреспондент
Вам отведена тоже очень важная роль в картине – минутной стрелки в Мировых часах. В какой момент вы решили, что должны исполнить ее сами?
Антон Адасинский
Образ Минутной стрелки у меня возник давно. В спектакле «Инферно-бал» в Венгрии у меня был костюм – черное длинное пальто-френч, черные колготки, тонкие тапочки. Помню, что однажды я стоял на сцене и на меня падал свет, а режиссер сказал, что я напоминаю ему солнечные часы. Это засело у меня в голове. Так я впоследствии и стал Минутной стрелкой.
Корреспондент
По какому принципу вы отбирали перформеров для съемок отдельных сцен на фестивале RADI SVETA: BAIKAL? Сначала вы отобрали одних, но в итоге поменял актеров.
Антон Адасинский
Действительно, по видеопрезентациям я сначала отобрал одних актеров, которые должны были сыграть клоунов. Но потом, вспомнив, как в детстве боялся клоунов, решил сделать их не добрыми, а злыми, поэтому заменил актеров.
Мне непросто работать с профессиональными актерами, с ними приходится использовать терминологию и тратить на это много времени. Мне комфортнее с теми, кто уже обучался у меня и понимает все без слов.
Корреспондент
Вы не первый год сотрудничаете с этим фестивалем, именно поэтому было решено снимать часть сцен там?
Антон Адасинский
Второй год сотрудничаю с фестивалем RADI SVETA: BAIKAL. Когда я только писал сцену с цирком, то уже представлял, как он должен был выглядеть. Но строить цирк-шапито, стоящий на луне, было бы слишком затратно, а старый цирк на острове идеально вписывался в мое видение. Экспедиция на Ольхон стала возможной благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Корреспондент
Ранее вы говорили, что снять примерно больше половины – 60% – фильма. Где еще планируете съемки и когда они пройдут?
Антон Адасинский
В декабре планируем снимать в Санкт-Петербурге сцены с нотами – музыкой, которая по сюжету фильма тоже решила стать свободной. Это моя рефлексия как музыканта на сегодняшнюю музыкальную культуру. В настоящее время выходит много новой музыки, но она в своей массе не заслуживает внимания. Именно поэтому, в основном, я предлагаю своим сыновьям слушать то, на чем выросло мое поколение – The Beatles, The Rolling Stones и Ника Дрейка – или классическую музыку. Стараюсь прививать им вкус к хорошей музыке – сложной и многогранной.
Поэтому в фильме важна история семи сбежавших нот, которые путешествуют вместе с главным героем.
Надеюсь, получится доснять часть материала на маленьком вулканическом острове, название которого пока не могу назвать. А также необходимо снять те самые странные места, символизирующие смертные грехи, сейчас нахожусь в поиске кинематографического языка, который необходим для воплощения этих сцен.
Корреспондент
В фильме переплетается кино, театр, видеоарт и музыка. Вы также будете совмещать на экране: актеров и миниатюры декораций, сделанные вручную, а также рисованные объекты. Насколько трудоемок этот процесс?
Антон Адасинский
Да, на постпродакшене последует кропотливая работа, мы будем добавлять дополнительные объекты и эффекты в нашу картину, но благодаря современным технологиям возможности у нас безграничны.
Корреспондент
Отчасти про музыку вы уже рассказали, но хотелось бы узнать, что можно будет услышать в фильме?
Антон Адасинский
Двенадцать песен, которые были в одноименном мюзикле, очень театральные, поэтому существенная их часть не попадет в кино. Тем пейзажам, которые будут в фильме, больше подойдет другая музыка, сольным инструментом может стать труба с высоким и холодным звучанием.
Корреспондент
Вопрос, который, наверное, должен был быть первым, но все-таки хочется им завершить интервью. Вы совмещаете много профессиональный ролей – хореографа, музыканта, актера, сценариста, режиссера и так далее. На каком направлении все-таки сделаете упор?
Антон Адасинский
Я сейчас заточен на работу с детьми. Мне нравится делать спектакли и большие шоу для взрослых, но я не думаю, что своей работой мне удается так же влиять на них, как на подрастающее поколение. Дети – совсем другая аудитория, и за ними будущее!
Чтобы изменить мир, сделать его лучше, нужно ориентироваться именно на детей, а не на взрослых с их устоявшимися идеями, идеалами. Движимые ими, они совершают ужасные ошибки. Тема произведения Данте сейчас как никогда актуальна.
Корреспондент
Можно ли сказать, что роль отца полностью изменила направление вашей профессиональной деятельности?
Антон Адасинский
Абсолютно. Хочется, чтобы мои дети вышли на «большую воду» в искусстве раньше, чем это сделал я.
Анастасия Разлогова: «Существование сложных авторских картин развивает не только зрителя, но и киноиндустрию в целом»
Корреспондент
На какой стадии сейчас проект «Билет на Божественную комедию», какая работа идет в данный момент и когда планируется релиз фильма? Укладываетесь ли вы в график?
Анастасия Разлогова
У проекта очень сложная и интересная судьба. Антон Адасинский несколько лет самостоятельно занимался производством, а я присоединилась к работе полтора года назад. На данном этапе мы сняли больше половины материала, а в сентябре организовали съемочную экспедицию на остров Ольхон на Байкале, а в декабре снимем ключевые сцены фильма – музыкальные номера – совместно с Музыкальным театром детей Марины Ланда в Санкт- Петербурге.
Надеемся завершить производство в следующем году и выпустить фильм в конце 2023 года.
Корреспондент
Расскажите про экспедицию на остров Ольхон на Байкале. Как шла подготовка к съемкам? Известно, что пришлось восстанавливать цирк-шапито, в котором снимали одну из сцен. С какими еще сложностями столкнулись?
Анастасия Разлогова
Поехать снимать фильм, даже небольшой группой, на Байкал – это затратное мероприятие для независимого кинопроизводства. Поэтому организовать экспедицию без поддержки Президентского фонда культурных инициатив было бы невозможно.
Одной из главных задач для нас было правильно скоординировать всю работу на острове, чтобы уложиться в несколько дней. В этом нам очень помог Международный фестиваль-резиденция современного искусства RADI SVETA: BAIKAL, который проходит на острове каждый год.
Все необходимое для съемок мы везли с собой в чемоданах, группа съезжалась на остров из разных концов мира. Уже на месте мы своими руками восстанавливали интерьер старого цирка-шапито. Такая возможность, особенно продюсерам, представляется редко. (Смеется.) Честно говоря, я очень рада, что выбранные мною проекты всегда связаны с авантюрами, которые очень увлекательны и далеки от рутинных дел.
Корреспондент
Фильм, как вы говорили, поддержан Президентским фондом культурных инициатив. На каком этапе он подключился и какова общая поддержка?
Анастасия Разлогова
О том, что проект получил грант от Фонда, мы узнали в апреле. Первая подданная по этому фильму заявка сразу же была одобрена. Это целевой грант, рассчитанный именно на экспедицию на Байкал и постпродакшен уже отснятого материала, дополнительно мы постараемся провести съемки в Санкт-Петербурге. Поддержка Президентского фонда культурных инициатив дала нам возможность продолжить работу над проектом. И, важно отметить, что фонд также поддержал серию презентаций фильма, которые уже прошли в Москве и Санкт-Петербурге и запланированы в Улан-удэ и других городах России.
Корреспондент
Давайте перейдем к теме картины. Режиссер отмечает, что главное – раскрыть ценность Времени, тема которого пронизывает весь сюжет, фильм концентрируется на том, как человечество тратит ценные секунды, а иногда просто не осознает, сколько их у нас в запасе. Как бы вы в свою очередь сформулировали главный посыл фильма?
Анастасия Разлогова
Мне как продюсеру важно сказать не о содержании фильма, а о значимости таких проектов в целом. Существование сложных авторских картин развивает не только зрителя, но и киноиндустрию в целом, в которой принято делать кино по определенным лекалам. Нарушать правила иногда нужно, особенно в такое турбулентное время как сейчас. Индустрия – это не только центр с его мастодонтами, но и все что его окружает – авторские, экспериментальные фильмы, короткометражное кино, фестивальные картины, все они, так или иначе, внедряются в общий процесс и меняют его. Медленно, но упорно.
Корреспондент
То есть вы стремитесь привлечь новую аудиторию?
Анастасия Разлогова
Есть основная киноходящая аудитория, на которую рассчитан основной, выпускаемый лидерами индустрии контент, а есть зрители, которые вообще перестали интересоваться российским кино. Они ходят в кинотеатры не из-за каких-то ограничительных обстоятельств, вроде недавней пандемии, а потому что для них просто нет подходящих фильмов. Мы нацелены, в том числе, и на этих людей. Другой вопрос – сложно донести до этой части аудитории информацию о фильме и тем более убедить, что он будет интересен. Во многом это зависит от прокатчиков и киносетей, которые пока не разобрались, заинтересованы ли они в таких картинах и что с ними вообще делать. Смысл работать с такими фильмами есть, особенно учитывая ситуацию с сокращением количества контента, в которой оказались сейчас наши кинотеатры, но, как я уже говорила, процесс развития небыстрый.
Корреспондент
Тема фильма фантастическая, сказочная, но наверняка в истории прослеживаются отголоски реальной жизни. Какие актуальные, значимые на сегодняшний день для зрителя темы, на ваш взгляд, поднимаются?
Анастасия Разлогова
Мы опираемся на общечеловеческие ценности, которые актуальны всегда и присущи любому человеку.
Корреспондент
Фильм представляет собой соединение кино, театра и видеоарта, там много и музыки. Это своего рода сказка-мюзикл. Можно ли как-то подробнее описать жанр?
Анастасия Разлогова
Это приключенческая музыкальная сказка-притча. Проект объединяет в себе много направлений и жанров. Мальчик Давид отправляется в опасное путешествие, чтобы спасти Мировые часы, потому что время на земле остановилось – это фильм-приключение. На пути он побывает в деревне «Ленивых» и в селе «Обжор», а также встретит и испытает на себе другие человеческие соблазны. Это делает фильм более сложным, но не менее интересным. В финале, когда Давид дойдет до часов, перед ним встанет вопрос – нужно ли чинить время? Или лучше остаться в одном моменте и никогда не взрослеть? Это делает фильм философским, над таким вопросом будет полезно задуматься и детям, и взрослым.