Юрий Литовчин: «Телемания – живой организм и меняется в зависимости от происходящих событий»
21 ноября состоится торжественная церемония награждения победителей международного молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов Телемания. Фестиваль был учреждён в 2003 году институтом кино и телевидения (ГИТР), и вот уже много лет служит для молодых авторов площадкой, где они могут заявить о себе и своём творчестве.
Ректор ГИТРа и представитель оргкомитета фестиваля Юрий Литовчин рассказал в интервью ПрофиСинема, как на Телеманию повлияла пандемия и почему важно участвовать в фестивалях.
Корреспондент:
Юрий Михайлович, чем особенна Телемания-2021?
Юрий Литовчин:
Телемания из года в год отличается качеством работ и количеством участников. Я знаю, что на момент последнего дня принятия заявок, было зарегистрировано более 500 работ. Также этот год для Телемании был особенным и по другим причинам.
Во-первых, фестиваль получил грантовую поддержку Федерального агентства по делам молодёжи. Это дало нам возможность устраивать мастер-классы и привлекать для работы настоящих профессионалов.
А во-вторых, в этом году Телемания попала в список фестивалей Министерства культуры, а это значит, что мы можем организовывать показы фильмов в кинотеатрах Москвы и Санкт-Петербурга без наличия прокатного удостоверения.
Корреспондент:
А сложно ли получить прокатное удостоверение?
Юрий Литовчин:
Чтобы получить прокатное удостоверение самостоятельно, в первую очередь, за него нужно заплатить. Помимо финансов необходимо затратить много других ресурсов: время и силы. Речь идёт о получении удостоверения для 500 заявок. Попасть в список фестивалей, которым разрешается работать без прокатного удостоверения, считается большим достижением. За это нужно благодарить генерального продюсера Телемании — Елену Коржаеву.
Корреспондент:
Как пандемия повлияла на фестиваль?
Юрий Литовчин:
С сентября по ноябрь в институте кино и телевидения ГИТР в рамках фестиваля проводят «Индустриальные среды» — мастер-классы успешных представителей медиаиндустрии. Планировалось, что весь ГИТР в течение двух месяцев будет жить Телеманией, но из-за ограничений мы проводим дискуссии более локально. Снимаем паблик-токи и транслируем их в интернете.
Из-за пандемии в прошлом году мы отменили торжественную церемонию закрытия в Останкино. Телемания-2021 отличается тем, что фестиваль в рамках ограничений проходит уже во второй раз, и мы — организаторы — успели понять, как подстроиться под ситуацию с пандемией. Надеемся, что провести церемонию закрытия всё-таки получится, и мы сможем в торжественной обстановке поздравить победителей!
Корреспондент:
Сейчас активно набирает популярность съёмка контента на телефон. Планируется ли на Телемании появление новых номинаций? Например, «Лучший материал, снятый на телефон»?
Юрий Литовчин:
Телемания — это живой организм, который может меняться в зависимости от происходящих вокруг нас событий. Вполне возможно, что в следующем году появятся новые номинации. Специально мы не стремимся увеличивать их количество, но если будет много работ одного формата…
Хочу отметить, что мы не ограничиваем участников и не указываем в номинациях, на что должен быть снят материал. Наоборот, ждём людей с новым видением кино. Уже несколько лет на Телемании работает отборщик. Он ищет интересные работы и предлагает их создателям участвовать в фестивале. Мы сейчас говорим не об авторах классического кино, а о тех людях, которые занимаются съемкой контента для интернета и не совсем комфортно себя чувствуют в фестивальных условиях. Если бывалые киношники при создании материала знают, на каких фестивалях будут продвигать свои работы, то телевизионщики и покорители интернета часто не думают о фестивальном продвижении. Мы мотивируем таких людей участвовать в Телемании и тем самым становиться заметнее.
Корреспондент:
Почему наравне с Дмитрием Дибровым и Юрием Быковым в жюри фестиваля также входит большое количество студентов?
Юрий Литовчин:
Ребята в студенческом возрасте — максималисты. Им часто кажется, что они не поняты другими и поэтому чувствуют свою недооценённость. По этой причине случаются творческие конфликты. Мы решили, что жюри должно состоять из людей, которые имеют большой опыт в медиаиндустрии и тех, кто только начинает свой путь в этой сфере. Так решение жюри нашего фестиваля можно считать максимально объективным.
Корреспондент:
Какие возможности даёт участникам победа на Телемании?
Юрий Литовчин:
Там много разных бонусов, но самый интересный, на мой взгляд, — фестивальное продвижение от компании CinePromo на год. CinePromo будет курировать пять работ-победителей: отправлять заявки на фестивали и поддерживать с адаптацией. Я считаю этот приз самым значительным, потому что в прошлом году фильмы брали по 60-70 фестивалей: где-то картина побеждала, где-то брала диплом участника или занимала место в призовой тройке.
Корреспондент:
Почему важно участвовать в фестивалях, в том числе в Телемании?
Юрий Литовчин:
Важно отправлять работы на фестивали, чтобы определить своё место на медиарынке. Автор учится понимать свои творческие возможности и благодаря участию осваивает новые высоты.
Также участвовать в фестивалях нужно, чтобы искать людей, готовых спонсировать ваши идеи. Медиапродукты — это, как правило, заказы студии, канала или интернет-проекта. Чтобы получить заказчика для своего творчества, нужно где-то его показать. Фестивали позволяют делать это.
Почему Телемания? Это возможность для молодых авторов сделать первый шаг. Многие себя недооценивают и пугаются отправлять работы из-за большой конкуренции. На Телеманию присылают студенческие работы самого разного уровня, а значит ситуация более комфортная. Участие в нашем фестивале — это возможность для молодых авторов заявить о себе и ощутить вкус признания. Конечно, если не получится победить, не нужно разочаровываться в своём творчестве. Важно понимать, что фестивали — это дело вкуса! Наоборот, постарайтесь еще больше мотивировать себя - создавать качественные работы.
Корреспондент:
Чем Телемания отличается от других фестивалей?
Юрий Литовчин:
Телемания происходит от слов «мания» и «маньяки». Конечно, в самом лучшем смысле этих слов. (Смеётся.) Работы, которые могут быть показаны в кинотеатре — это не наш формат. Мы занимаемся контентом для малого экрана. Это особенность нашего фестиваля. Телемания — то есть «дальнее видение» телевидения.