Ситора Алиева: «Жаль, что в последние годы исчезает уникальность авторского жеста»
С 11 по 18 сентября в Сочи пройдет 31 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. В преддверии старта мероприятия главный редактор интернет-портала ПрофиСинема Нина Ромодановская поговорила с программным директором смотра Ситорой Алиевой о влиянии пандемии на отрасль, феминизации кино, а также о проблемах современных дебютантов.
Нина Ромодановская
Пандемия коронавируса внесла свои корректировки во все сферы, но главный национальный российский кинофестиваль;все-таки пройдет оффлайн. Почему для вас было важно провести его в традиционном формате?
Ситора Алиева
Кризис сейчас в разгаре. Ограничения снимаются, а тревога не исчезает. Киноиндустрия – одна из наиболее пострадавших отраслей, причем как в экономическом, так и в культурном аспектах. Но говорить о полном крахе преждевременно, так как пандемия вывела онлайн-платформы на другой уровень: воспроизводство и демонстрация контента показывают невероятные цифры. Не будем забывать, что в понятие «контент» входят не только сериалы, но и авторское и зрительское кино, документалистика и короткий метр… Постепенно открываются кинотеатры, весь мир надеется, что фильм Кристофера Нолана «Довод» (в России он вышел 3 сентября) вернет зрителя.
Именно поэтому для нас важно не пропустить этот год, показать фильмы профессиональной аудитории на большом экране. Кинотавр — это навигатор для всех представителей отрасли: прессы, кинематографистов, дистрибьюторов, которые индустриально репрезентуют фильмы нашей программы.
В 2019-м «Верность» Нигины Сайфуллаевой и «Давай разведемся!» Анны Пармас собрали по 100 млн рублей в прокате. А в 2020-м «Холоп» Клима Шипенко — дебютанта Кинотавра-2009, стал самым кассовым российским фильмом за всю историю, «Зулейха открывает глаза» Егора Анашкина — лауреата короткометражного конкурса Кинотавра-2005 — самым рейтинговым сериалом года, «Спутник» Егора Абраменко – участника короткометражного конкурса Кинотавра-2017 — первым и единственным российским блокбастером, сменившим форму релиза и вышедшим во время пандемии онлайн, а вчера он стал первым российским фильмом, возглавившим американский iTunes. Готовится к выходу «Стрельцов» Ильи Учителя, лауреата Кинотавра-2016… Эффективность Кинотавра доказывают авторы и их работы, для которых мы существуем.
Нина Ромодановская
Кинотавр — это фестиваль, который определяет лицо российского кино на ближайшие годы, а самое главное — дает голос молодым авторам. В основном конкурсе стабильно представлено много дебютных работ. Часто режиссеры-лауреаты прошлых лет, которых когда-то открыл Кинотавр, возвращаются на смотр со своими новыми фильмами. Чем обусловлена такая стабильность?
Ситора Алиева
Сегодня, когда мир перегружен визуальным мусором, постоянно растет роль экспертных культурных институций: фестивалей, выставок и пр. Включая дебютный фильм в свою программу, Кинотавр дает автору возможность сделать следующий шаг: запуститься с новым проектом – полным метром, сериалом, коротким метром — неважно. И как любой фестиваль, мы следим за теми, чьи имена открыли.
В этом году в конкурсе 4 дебюта – без кино молодых мы себя вообще не мыслим, открытие новых имен была и будет одна из основных функций нашего смотра. Несколько лет назад киновед Игорь Сукманов, программный директор минского Международного кинофестиваля «Листопад», написал в журнале «Искусство кино», что он уже не успевает отслеживать судьбу наших вчерашних новичков.
Нина Ромодановская
В одном из интервью Вы сказали, что «хорошему дебюту деньги не нужны» и что «техника не важна, когда режиссеру есть что сказать». Но все-таки — какие источники финансирования и возможности есть у режиссеров-дебютантов в современных реалиях?
Ситора Алиева
Сегодня в России деньги на дебютное, авторское, экспериментальное и документальное кино дают Министерство культуры, «КИНОПРАЙМ», Фонд кино,частные инвесторы. Главное – найти правильного продюсера и влюбить его в свой проект.
Во всем мире режиссеры, которые хотят снять дебют, делают это. Когда мне задают вопрос «где достать денег на первый фильм», особенно если речь идет о коротком метре, мне хочется сразу ответить: «Настоящие режиссеры подобных вопросов не задают».
На фестивалях я часто общаюсь с молодыми авторами из разных стран. Они берут камеру, снимают, а потом попадают в программы крупнейших мировых смотров, и никто не говорит о деньгах. Этот вопрос возникает, когда речь заходит о следующем фильме: если твоя первая картина имела успех, то шансов найти финансирование больше, если же ее не заметили, то поиск денег – вполне естественный ход событий.
Однажды я уже рассказывала историю создания короткометражного фильма, который увидела в Роттердаме. В картину не было вложено ровным счетом ничего: автор снял ее в соседнем кафе, а смонтировал дома. Затем пошел в студию к друзьям, которые завершали собственный фильм, встроился в их ночной график и доделал.
Меня восхитило, как тщательно дебютант работал с плакатами и пресс-релизами своего фильма — я редко встречаю такую дисциплину и ответственность, присущую разве что большим голливудским студиям. Подобное отношение к профессии — самое главное для режиссера. В Роттердам я езжу уже более двадцати лет и наблюдаю, как авторы страстно ищут своего зрителя, а сегодня, в эпоху социальных сетей, возможностей для этого существенно больше.
Нина Ромодановская
В этом году вы получили более трехсот заявок на участиев конкурсе короткометражных фильмов и взяли только 10% из них. Вы отметили, что «остается впечатление зашлакованности сознания, а одинаковость того, что заявляют на фестивальный отбор из года в год, высока». В чем, по-вашему мнению, причина того, что короткометражное кино топчется на месте?
Ситора Алиева
Прощу прощения, что повторяюсь, но проблема последних лет в том, что мир переполнен визуальным контентом, и его количество с каждым годом растет в индустриальных масштабах. При этом создается ощущение, что процесс стагнируется, сюжеты тиражируются, герои банализируются, поиск новых смыслов и идей сведен к минимуму. Взгляд молодых людей на кинематограф упрощен и стандартизирован настолько, что невольно кажется, что авторы доброй половины поданного на отбор – люди со средним образованием.
Короткий метр – полноправная часть индустрии, поэтому куратор программы Ирина Любарская предложила сделать в этом году панораму. Это фильмы киношкол, независимых компаний, новых игроков, решивших сменить профессию: актеров, киноведов, продюсеров, свою работу представит фонд «Антон тут рядом». Надеемся, что данная стратегия поможет более четко понять молодых: что их волнует по-настоящему, чем они хотят поделиться с миром, как они это делают, влияют ли на них уже сейчас глобальные изменения в индустрии? Анализ всех поступивших на отбор картин показал, что влияют. Большая часть очевидно находится под прессом веб-сериального метода работы с историями, что заметно упрощает драматургию. Жаль, что в последние годы исчезает авторская целостность, уникальность авторского жеста. С одной стороны, наступили времена самоцензуры, с другой – режиссеры грезят о коммерческом успехе и, возможно, сознательно создают подобный контент в надежде, что их оценят.
Нина Ромодановская
Такой современный конформизм?
Ситора Алиева
Да. С одной стороны, смысловой, с другой — эстетический. Ты не хочешь придумать, не хочешь включить фантазию, боишься ошибиться, боишься сделать претенциозно или традиционно, боишься открыть миру себя, свое самое личное и интимное, и в итоге теряешь социальную чувствительность. Уходит тайна подлинного творчества.
Но не все так пессимистично. Сохраняются и позитивные тенденции прошлых лет. 40% заявок на участие в конкурсе короткого метра поступили от женщин-режиссеров, для сравнения, в 2016 году этот показатель был равен 36%, в 2018 — 34%. Мы продолжаем получать копродукции: Россия-США, Россия-Италия, Россия-Франция. Это свидетельствует о том, что молодые люди, которые выросли или работают за границей, тоже снимают русскоязычное кино и мечтают работать в России.
Нина Ромодановская
«Смена ролей» происходит внутри кинопроизводства очень часто. Десятая часть короткометражных фильмов, присланных на отбор, снята актерами. И это, как вы отмечали, максимум за всю историю существования программы. Свои работы представили киноведы и журналисты, а также продюсеры — из их заявок также были отобраны самые интересные фильмы. Как считаете, с чем связана такая смена деятельности и к чему она приводит?
Ситора Алиева
Я думаю, что это происходит из-за привлекательности режиссерской профессии. Кинокритик или актер могут не чувствовать себя доминирующими личностями, поэтому нередко первопричиной становится эго. Параллельно возникает острая необходимость высказаться, и получается микс — мне есть, что сказать, и я сделаю это лучше, чем те, у кого я снимался или о ком писал.
Нина Ромодановская
Вы затронули тему географии производства короткометражных и упоминали, что с каждым годом она расширяется и в случае с полным метром. Что, по вашему мнению, способствует развитию регионального кинематографа, его выходу на качественно новый уровень?
Ситора Алиева
Региональное кино выходит на новый уровень, что объясняется местными программами поддержки кино и, конечно, интересом зрителей к своим авторам. Уже несколько лет мы получаем полнометражные студийные фильмы не только из Якутии, но и из Татарстана и Башкортостана: в этих республиках постепенно складывается весь индустриальный круг «образование – питчинги – производство – фестивали – кинопрокат».
Нина Ромодановская
Что касается других тенденций, то уже несколько лет подряд процесс феминизации кино становится все более очевиден и заметен. А женщины-продюсеры даже могут поспорить с мужчинами по части успешности проектов. Чем подпитывается и от чего в большинстве своем зависит этот процесс?
Ситора Алиева
Феминизация реально меняет кино во всем мире, но пока в Голливуде и не только ключевые решения по-прежнему принимают белые гетеросексуальные руководители. Американская ассоциация женщин-режиссеров борется за увеличение процента работающих в индустрии женщин и небезрезультатно: в отношении режиссеров эта цифра выросла с 4% до 12%. Конечно, тут немного «помог» и Харви Вайнштейн, но важность момента состоит еще и в том, что феминистский взгляд на мир медленно, но неуклонно укрепляет свои позиции через кинематограф. Назову лишь несколько лент: «Никогда, редко, иногда, всегда» Элизы Хиттман, «Маленькие женщины» Греты Гервиг, «Портрет девушки в огне» Селин Сьямма, «Атлантика» Мати Диоп, «Лапочка» Мании Меддур Жанс.
Вернемся к Кинотавру. В этом году 30% всех поданных на отбор полнометражных фильмов сняты женщинами. Это устойчивая тенденция последних пяти лет, цифры колеблются от 28 до 34 процентов. В конкурсной программе женщин-режиссеров, самым феминистским фильмом стал «Город уснул» — продюсер, режиссер, автор сценария, монтажер, оператор и художник — женщины.
У женщин-кинематографистов наблюдается более мощная мотивация: они хотят делать кино, и они его делают – с большей энергией, вдохновением, бесстрашием и риском…
Нина Ромодановская
В последнее время также наблюдается все большая свобода российского кинопроизводства от государственной поддержки. Зависит ли на сегодняшний день качество и нестандартность, свежесть идей от способа финансирования?
Ситора Алиева
Не зависит. Главное – проект и его художественная ценность. Не могу не отметить, что подготовка к созданию фильма, увы, порой очень поверхностна. При просмотре большинства работ создается впечатление, что сценарий написан за неделю, подготовительный период отсутствовал, с киноязыком, эстетикой и монтажом никто особо не парился… Но почему-то все хотят на мировые смотры и Кинотавр.
Нина Ромодановская
И последний, самый актуальный вопрос на сегодняшний день. Киноиндустрия в этом году понесла огромные убытки, многие проекты закрылись, другие отложены на неопределенный срок, кинотеатральные сети в тяжелом положении. Насколько длительным и тяжелым, на ваш взгляд, окажется это восстановление?
Ситора Алиева
К счастью, это еще не апокалипсис, рассуждать о конце света рано. Мы точно живем не в «последние времена». Мир продолжает меняться, и вся наша индустрия в данный момент медленно выходит из состояния полной стагнации и реального кризиса. Кино – не отдельно существующая реальность, а часть мировой экономики, и в нем происходят те же самые процессы. Кинотеатры, как и розничная торговля, понесли огромные убытки, а онлайн-платформы, как и онлайн-магазины, фантастически обогатились и продолжают концентрировать контент и привлекать миллионы новых зрителей по всему миру, капитализм не задушишь, не убьешь. Очевидно, что мир уже не будет прежним, восстановление будет длительным, но первые результаты, надеюсь, увидим на Кинотавре-2021.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса