Дмитрий Якунин: «100 фильмов программы «Будем жить» - с опорой на традиции, с акцентом на дебюты»
С 23 по 31 августа 2019 года на ведущих московских площадках пройдет VIII Московский кинофестиваль «Будем жить», приуроченный в этом году к Дню российского кино и Году театра. Директор смотра Дмитрий Якунин рассказал в интервью ПрофиСинема о зарождении, развитии и концепции фестиваля, программе смотра этого года, задачах московского питчинга дебютантов, а также анонсировал документальный проект об отечественной рок-музыке, созданный новым продюсерским центром MovieStart.
Корреспондент:
С 2011 года в Москве проводится фестиваль российского кино «Будем жить», бессменным директором которого вы являетесь уже 8 лет. Как за эти годы трансформировался фестиваль? Что изменилось?
Дмитрий Якунин:
Фестиваль первоначально был задуман как смотр студенческих, дебютных фильмов. Президент кинофестиваля, актер и режиссер, народный артист России Евгений Герасимов пригласил меня, работавшего тогда пресс-секретарем Союза кинематографистов, собрать программу, сформировать жюри и в целом предложить концепцию нового фестиваля. Все тогда только начиналось, но при этом в самых первых наших фестивалях принимали участие студенческие работы тогда еще не известных зрителям режиссеров - Кирилла Плетнева, Ильи Учителя, Нигины Сайфуллаевой, Айнура Аскарова, Ашота Кещяна, Эдуарда Бордукова, Ильи Казанкова, Константина Фама,Антона Коломееца, Анны Яновской, Анны Шишовой, Аксиньи Гог, Софии Гевейлер и др.
В первые годы мы отбирали только документальные и короткометражные игровые фильмы, а в жюри к нам приходили Владимир Меньшов, Джаник Файзиев, Юрий Коротков. Мастер-классы проводили Петр Мамонов, Александр Адабашьян, Александр Митта, Владимир Грамматиков. Особенностью фестиваля был поиск новых форм продвижения российского кино - нашими площадками в разные годы были open-air кинотеатры на Воробьевых горах, Площади Революции, а в последние годы – на Поклонной горе. Примечательно, что победитель зрительского голосования определялся «уровнем шума» - аплодисментами, измеряемыми специальной программой.
Несколько лет назад формат фестиваля изменился и в программу вошли уже и полнометражные фильмы. Но, при отборе, учитывая сформировавшуюся молодежную зрительскую аудиторию, акцент мы делаем на дебютных работах. В нашу программу в разные годы входили фильмы-дебюты таких режиссеров как Кирилл Плетнев, Анар Аббасов, Виталий Суслин, Александр Хант, Иван Шахназаров, Татьяна Эверстова. С другой стороны, мы всегда с удовольствием отбираем и представляем на суд жюри и зрителей фильмы известных, опытных режиссеров. Например, в этом году в нашу программу вошла картина Владимира Аленикова «Странники терпения», ранее представленная в Монреале, а в настоящее время претендующая на Золотой Глобус.
Вообще, девиз нашего фестиваля – сохраняя лучшее, думаем о будущем. Как мне кажется, наша программа полностью отражает этот принцип.
Отдельно хочу особо отметить высокую роль президента кинофестиваля Евгения Герасимова, это он буквально с первых шагов вдохнул жизнь в фестиваль, который ширится с каждым годом и привлекает огромное количество зрителей – москвичей и гостей столицы.
Корреспондент:
Можете подробнее рассказать, что ждет зрителя фестиваля в этом году?
Дмитрий Якунин:
В программе полного метра – снова акцент на дебюты. Мы покажем «Быка» Бориса Акопова, «Печень» Ивана Снежкина, «Молодое вино» Петра Олевского, вторые фильмы Анара Аббасова «Битва», Ян Гэ «Троица», а также у нас в программе работы режиссеров из Якутии – «Нет Бога, кроме меня» Дмитрия Давыдова - и Татарстана – «Кире» Ильсияра Дамаскина и Рустама Рашитова. Причем, для «Битвы» и «Кире» наша площадка станет премьерной.
Как всегда, наш «конек» - программа короткого метра. В нашем конкурсе – участник секции Cinefondation Каннского кинофестиваля «Сложноподчиненное» Олеси Яковлевой, лауреат Кинотавра «Топливо» Михаила Архипова, участники престижных фестивалей в Клермон-Ферран, Тампере, ММКФ – «Лионелла» Сергея Боровкова, «Путешествие в Париж» Марии Поляковой, «Мамины шпильки» Татьяны Федоровской. Зрители смогут увидеть звезд, снявшихся в короткометражных фильмах – Михаила Пореченкова, Яна Цапника, Никиту Кукушкина, Михаила Шаца, Виталия Хаева, Ирину Пегову, а также Владимира Этуша – это его последняя работа в кино.
Документальная программа составлена, прежде всего, из картин молодых кинематографистов. Причем, фильмы разножанровые – в программе представлены байопики, ленты о природе, о малых народах, социальный док.
Наши отборщики Наталья Каленова, Юлия Волкова и Ольга Филонова выполняют огромную профессиональную работу и обладают тонким вкусом. Я очень им благодарен за это, и их работа в итоге будет оценена по достоинству нашими зрителями.
Как всегда, нас поддерживают ведущие московские площадки - показы пройдут в Центральном Доме кинематографистов, кинотеатрах Космос, ЦДК, Поклонка, Иллюзион, а также специально построенном кинотеатре-шатре на Поклонной горе. Всего в программе 100 фильмов - 50 конкурсных, 50- внеконкурсных. Красивые цифры.
Корреспондент:
В этом году фестиваль «Будем жить» не только будет традиционно приурочен к Дню российского кино, но и к Году театра в России. Повлиял ли этот факт на представленную программу и проведение киносмотра?
Дмитрий Якунин:
Да, конечно. На открытие и закрытие мы пригласили руководителей московских театров – Александра Ширвиндта, Евгения Миронова, Владимира Машкова, Сергея Безрукова, которые представят свои творческие проекты. Кроме того, в рамках фестиваля будет показана специальная программа короткометражных фильмов, посвященных театру.
Кроме того, запланирован ряд мероприятий, посвященных 100-летию ВГИК. Одно из ключевых событий образовательной программы – мастер-класс знаменитого педагога Владимира Фенченко «Искусство монтажа в кино и жизни» с показом фрагментов документального фильма, который так и называется «Фенченко». В качестве режиссеров - выпускники мастерской Сергея Мирошниченко. Специально к юбилею, председателями всех жюри являются педагоги ВГИК, мастера Владимир Хотиненко, Александр Котт, Виктор Ман. Также в жюри войдут Катя Мцитуридзе (Роскино), Дмитрий Литвинов (Планета информ), Любовь Балагова (Сочинский кинофестиваль), оператор Игорь Клебанов, Сусанна Альперина (Российская газета), Софья Квашилава (Рамблер групп), Александра Геллер (Пионер), Егор Одинцов (Московский еврейский кинофестиваль), режиссер Екатерина Головня, Мария Готлиб (ЦДК).
Корреспондент:
Одним из главных событий для молодых кинематографистов нашей страны является Всероссийский питчинг дебютантов. Вы один из создателей и идеологов мероприятия. Почему вы свое время решили этим заниматься и как планируете развивать питчинг дальше?
Дмитрий Якунин:
Первый питчинг дебютантов был проведен Молодежным центром еще в 2013 году. За это время прошло 12 питчингов в Москве и более 40 в регионах. Я благодарен Олегу Богатову, который в свое время пришел в МЦ с этой идеей и продолжает участвовать в организации московских питчингов, а также Правление нашей организации в лице Филиппа Абрютина, Ивана Кудрявцева и Ангелины Голиковой, поддержавших данный проект. Мы очень благодарны Никите Сергеевичу Михалкову и двум его первым замам по Союзу, Сергею Лазаруку и Олегу Иванову, которые на разных этапах развития питчингов оказывали нам поддержку – и словом, и делом.
Изначальная миссия питчинга дебютантов – наладить «мостик» между молодыми кинематографистами, т.н. «ноунэймами», и ведущими продюсерскими компаниями, стать полезным игроком для обеих сторон индустрии.
С развитием региональных питчингов мы осознали новую задачу – развить кино в регионах, привлечь внимание региональных властей к местным кинематографистам, их проектам. Образно выражаясь, «распахать целину». Безусловно, с развитием онлайн курсов, с доступностью техники, развитием мобильного кино, эта задача выглядит не такой нерешаемой, как допустим, 10, или даже 5 лет назад. Но остается множество нерешенных проблем. Конечно, наши питчинги не могут их в одночасье решить, да и такой задачи не стоит. Но наши питчинги в регионах – это отправная точка, некий двигатель для развития. И для нас очень приятно находиться в фарватере этого нового, но перспективного и яркого направления - регионального кино.
В первые годы питчинг проводился без призового фонда и при минимальном финансировании, но зато в состав жюри вошли Яведущие продюсеры и эксперты – Александр Цекало, Наталья Мокрицкая, Джаник Файзиев, Дмитрий Рудовский, Игорь Толстунов, Игорь Мишин, Федор Попов, Владимир Грамматиков, Жора Крыжовников, Сергей Мирошниченко, Олег Иванов, Мария Лемешева, а среди участников первых наших питчингов были, например, такие люди как Алексей Нужный, Тимофей Жалнин, Василий Соловьев, Артем Царегородцев, Кирилл Васильев, Камилл Ахметов, которые сейчас не нуждаются в дополнительном представлении.
В 2017 году наш проект был впервые поддержан Фондом Президентских грантов, что позволило провести конкурс в 15 регионах России. В прошлом году мы снова получили грант. Это позволило существенно увеличить призовой фонд. Сейчас он составляет 10 миллионов рублей, по 500 тысяч рублей на каждый питчинг. В этом году мы провели конкурсы в Уфе, Казани, в рамках ММКФ (в 5 номинациях), Петрозаводске, Ставрополе, Барнауле, Нижнем Новгороде. Ближайшие наши питчинги состоятся в Москве (в рамках «Будем жить» по теме «Образ Москвы»), Челябинске (в рамках фестиваля «Предчувствие»), Крыму (в рамках «Евразийского моста»), а также в Иркутске, Кемерово и Тюмени. Кроме того, при нашей поддержке, но не в рамках грантового конкурса, прошли питчинги в Улан-Удэ, Челябинске, Тыве, а до конца года состоятся в Архангельске, Чебоксарах. Безусловно, такой масштабный проект невозможно было бы провести без нашей команды – Ольги Филоновой, Марины Черепановой, экспертов, а также наших региональных коллег, партнеров Молодежного центра.
Что касается планов… В следующем году мы очень хотим развивать проект, выводить его на новый уровень. Так, на некоторые площадки мы будем приглашать европейских тьюторов – менторов различных скрипт-лабораторий. Также для нас очень важно системное сотрудничество с ведущими онлайн платформами, поэтому мы будем развивать номинацию «веб-сериалы». Что касается региональных питчингов, то в следующем году с нашими региональными коллегами мы планируем организовывать локейшн-туры, рассказывать об особенностях российских регионов.
Корреспондент:
Всероссийский питчинг дебютантов проходит во многих городах России. В этом году он впервые проводился (19-20 июля) в Нижнем Новгороде в рамках III Фестиваля нового российского кино Gorky Fest. Расскажите, как прошел первый Нижегородский питчинг кинопроектов.
Дмитрий Якунин:
GorkyFest – относительно новый фестиваль, но он уже успел стать громким и значимым событием как для киноиндустрии, так и для зрителей. С другой стороны, в Нижнем Новгороде работает несколько качественных производственных единиц, студий компьютерной графики, успешно зарекомендовавших себя в рекламе и других сферах бизнеса. Потому несмотря на то, что питчинг в Нижнем Новгороде прошел впервые, все 15 вошедших в шорт-лист проектов получили высокие оценки экспертов, которые отметили серьезную подготовку участников. На питчинге было несколько сильных проектов, посвященных новым технологиям, искусственному интеллекту, взаимоотношениям человека и роботов. Лауреатом и обладателем призовых 500 т.р. стал проект команды местного кинокластера Кинофактуры - «Контакт». Это пилотная серия веб-сериала, поддерживаемого сетью Вконтакте. Продюсеров и экспертов заинтересовал и ряд других проектов.
Корреспондент:
Всероссийский питчинг, помимо того, что поддерживает дебютантов, выполняет еще и образовательную функцию, а также помогает искать новые темы. В чем заключается его значение для всего российского кинематографа?
Дмитрий Якунин:
В рамках наших питчингов мы проводим тренинги для его участников, эксперты дают мастер-классы. Для нас очень важно, чтобы молодые кинематографисты в рамках образовательных мероприятий не только получали теоретические знания, но и встречались, прежде всего, с действующими представителями отрасли, получали информацию о том, как устроена киноиндустрия, каким образом распределяется государственное финансирование, советуем читать индустриальные СМИ, в том числе, и Профисинема. Что касается тематики – на наш питчинг отбираются разножанровые проекты, мы не ориентируемся на какую-то одну тему, жанр, направление. Отбор идет, прежде всего, исходя из истории, ее оригинальности. С другой стороны, нам очень важно, чтобы на нашем питчинге были представлены новые форматы – скрин-лайф, интерактивное кино, веб-сериалы, мобильное кино, VR. Как раз на тему «Кино будущего» в рамках «Будем жить» мы проведем круглый стол, куда приглашаем ведущих продюсеров, киношколы, онлайн-платформы, а также представителей государственных структур.
Корреспондент:
Часто лауреатами питчингов становятся фестивальные хиты, например, «Ну, здравствуй, Оксана Соколова» Кирилла Васильева и «Рыба-мечта» Антона Бильжо. Можете ли вспомнить другие проекты, которые ждал успех и которые заинтересовали вас лично?
Дмитрий Якунин:
Практически каждый месяц в Москве и регионах снимаются или выходят фильмы, представленные на наших различных питчингах. Собственно, для того они и проводятся. Честно, мы уже сбились со счета, но к концу года обязательно подведем итоги. На данный момент фильмов, входивших в наш шорт-лист, снятых, либо находящихся на стадии пост-продакшн около 100. Из снятых фильмов можно вспомнить альманахи «Свидетели», «Это не навсегда», «Ближе, чем кажется», документальные фильмы «Териберка-Live», «Жизнь с бактериями», «Последний вальс», короткометражные картины «Первый», «Я тебя вижу», «628». В программе «Будем жить» сразу несколько таких фильмов: короткометражки «Подстава», «Кальмар», «Валенки», «Теорема», «Старый вояка», документальная лента «Земля». Готовятся к прокату и фестивальным премьерам полнометражные картины «Хандра» Алексея Камынина, «Битва» Анара Аббасова, «Ярды» Андрея Корытько, «Тварь» Ольги Городецкой, «Кантия» Марии Вихровой, ожидаем больших фестивальных успехов от документальных фильмов «Реанимация» Андрея Тимощенко и Станислава Ставинова, «Бой» Максима Арбугаева, «Фенченко» Марии Мельник, Юлии Бобковой, Андрея Ананина. Участие в питчинге — это не только денежные призы или техническая поддержка, это привлекательность, оценка проекта для возможных инвесторов, возможность получить поддержку и обратную связь от ведущих экспертов. Так что рекомендуем дебютантам участвовать в различных питчингах и не отчаиваться, если проект не получил поддержки.
Корреспондент:
Помимо общественной деятельности, и организации фестивалей и питчингов, вы продюсируете кино. Расскажите, пожалуйста, об этом направлении своей деятельности.
Дмитрий Якунин:
Да, недавно мы открыли продюсерский центр, который называется также как наш портал – MovieStart. Основная задача – производство дебютных, экспериментальных, региональных, документальных фильмов. Сейчас мы с коллегами формируем «пул» проектов, набираем команду единомышленников. На данный момент наш основной проект – документальный цикл «Мой рок». Хэдлайнером стал документальный фильм Дарьи Иванковой «Анатолий Крупнов. Он был», получивший приз зрительских симпатий на ММКФ и диплом им. Саввы Кулиша в Выборге. В ноябре вместе с Центром документального кино мы выходим в прокат. Фильм зрелищный, динамичный, в нем используются уникальные архивы. В картине приняли участие медийные лица - Гарик Сукачев, Юрий Шевчук, Константин Кинчев. Выход фильма поддержат многие рок-музыканты, СМИ, любители русского рока. Уверен, картина станет заметным событием в индустрии документального кино и будет интересна не только любителям рок-музыки, но и самой широкой зрительской аудитории.
Корреспондент:
Каким будет продолжение проекта?
Дмитрий Якунин:
Планов много и некоторые пока рано обсуждать публично. Скажу, что в одном из наших проектов мы хотим продолжить документальные исследования наших коллег об отечественной рок-музыке. Ведь если подумать, что останется в истории и памяти от нашей культуры 80-90-х? Мне кажется, что русский рок, его поэзия, харизматичные герои – то немногое, что будет интересно, и потому важно для изучения.
Планируется, что каждый год мы будем создавать несколько «байопиков» о легендарных музыкантах, рассказывать историю не только рок-музыки, но через ее призму - историю нашей страны и культуры.
Данный проект будет включать в себя создание фильмов, издание публицистических книг, организацию фотовыставок.
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса