Андрей Смирнов: «Фильм «Француз» - размышление о том, что значило прожить жизнь в России двадцатого века»
24 июня в программе Имена фестиваля «Утро Родины» прошел первый публичный показ картины выдающегося кинорежиссера Андрея Смирнова «Француз». Премьера фильма прошла на фестивале Кинотавр, где его смогла оценить профессиональная аудитория. 31 октября лента выйдет в прокат. Продюсер интернет-портала ПрофиСинема Матвей Ромодановский поговорил с автором фильма об идее его создания, работе с черно-белым изображением и подборе актеров.
Матвей Ромодановский:
Картина «Француз» - ваша шестая полнометражная работа. Как родилась идея ее создания? Как долго работали над сценарием, и почему решили на экране показать страну глазами молодого француза?
Андрей Смирнов:
Когда я заканчивал предыдущую картину «Жила-была одна баба», у меня возникла идея сделать фильм о человеке, который прошел ГУЛАГ и решил уйти от цивилизации. Я начал ее разрабатывать, а потом оторвался от замысла - тогда я ставил сериал на основе фильма «Жила-была одна баба». В начале 2012 года сценарий начал складываться, но я понял, что нужен новый взгляд. И решил построить сюжет на истории французских стажеров, которые в 50-е приезжали в нашу страну. Один из них - мой близкий друг Жорж Нива. Мы с ним много беседовали, и прежде, чем закончить сценарий, я поехал во Францию и познакомился с несколькими бывшими стажерами, выдающимися славистами. Среди них - ныне покойный Жак Катто, издавший трехтомник переписки Достоевского. Женевьева Жоаннэ-Костанди, которая вместе со своим мужем Жозе перевела на французский «Красное колесо» Солженицына. Луи Мартинес, переведший «Евгения Онегина». Тогда большинству из них было за 80, и многие умерли, пока я работал над картиной.
Обычно я работаю медленно, но на этот раз закончил сценарий меньше, чем за год - 31 декабря 2014 года, за полтора часа до наступления Нового года. В конце 2015 мы нашли финансирование, запустились, но за месяц до съемок «лопнул» банк, в котором хранились деньги спонсоров, а заодно и все то, что мы с женой заработали за последние сорок лет. Мы буквально остались ни с чем. Группу пришлось распустить. Вновь найти деньги на съемки удалось только спустя полтора года. 18 февраля 2018 года был первый съемочный день, а 6 июня - последний. Так появилась эта картина.
Матвей Ромодановский:
Вы сами написали сценарий и выступили режиссером картины. Насколько жизненные обстоятельства, производственная необходимость видоизменяет сценарий?
Андрей Смирнов:
Сценарий и фильм - совершенно разные вещи. Мало того, когда садишься монтировать, надо забыть об истории и целиком сосредоточиться на том материале, который у тебя есть. У сценария своя мелодия, у картины- своя.
Матвей Ромодановский:
Ваша короткометражная картина «Ангел» была снята в 1967 году и посвящена Гражданской войне, а предпоследняя лента 2011 года «Жила-была одна баба» - крестьянскому восстанию. Герой «Француза» пытается отыскать русского отца, ставшего жертвой репрессий. Можно сказать, что тема, проходящая красной нитью через ваше творчество - истоки советской власти. Почему в фильме-завещании вы выбрали именно это время, самое начало «хрущевской оттепели»?
Андрей Смирнов:
Это время молодости моего поколения - младших шестидесятников, которое все-таки оставило след в нашей истории. В какой-то мере мне хотелось рассказать о своей юности и товарищах. В частности, в сцене встречи нового года я показал свою компанию - молодых врачей, студентов консерватории, кинематографистов - студентов ВГИКа.
Матвей Ромодановский:
Как вы сказали в одном из интервью, вы выбрали черно-белую стилистику в фильме «Француз», чтобы подчеркнуть идею верности исторической правде.
Андрей Смирнов:
О том, что картина будет черно-белой, я решил еще во время работы над сценарием, потому что такая стилистика точнее соответствует эпохе. Даже на съемках монитор был изначально настроен на черно-белое изображение. Думаю, это было правильным решением. Кроме того, невероятно интересно работать с черно-белой гаммой, поскольку она требует особого подхода - к построению кадра, работе со светом, тканями...
Матвей Ромодановский:
В картине - потрясающие актерские работы. Расскажите, пожалуйста, про съемки, как вам удалось этого добиться?
Андрей Смирнов:
Съемки картины я вспоминаю с радостью, потому что у меня была изумительная группа, и атмосфера на площадке царила дивная - настоящая творческая атмосфера. Все понимали, что мы снимали кино не ради денег, ради чего-то особенного. Конечно, это воздействовало на артистов. Вообще, актерские работы - главное в этом фильме. Роль Татищева - бывшего белого офицера - была написана специально для Александра Балуева. Он стал одним из первых, кто прочел сценарий. В картине у него одна большая сцена, которая снималась в Переславле-Залесском дня три или четыре. Это весь его вклад в фильм, тем не менее - он огромен. Как режиссер, я сказал актеру пару реплик за весь съемочный период, а в остальном - просто наслаждался его игрой. Двух старух-аристократок играют звезды нашего театра и кино, замечательные артистки - Нина Дробышева из Театра имени Моссовета, которую можно вспомнить еще по работе в знаменитом фильме Григория Чухрая «Чистое небо», и Наталья Тинякова, вдова Сергея Юрского, артистка МХАТа. Небольшую роль в коротком эпизоде исполняет превосходный Михаил Ефремов. Слесаря Устюгова играет Александр Анисимов.
Матвей Ромодановский:
Насколько сложным оказался выбор актера на главную роль во «Французе»?
Андрей Смирнов:
На главную роль пробовалось несколько французов, но Риваль оказался для нас настоящим кладом. Во-первых, у него такая же биография, как у моего героя. За исключением того, что у персонажа русские оба родителя, а у Антона - только мама (его папа - француз). Он вырос в Париже, разговаривает на двух языках без акцента. Кроме того, Риваль закончил школу-студию МХАТ, играл на сцене Табакерки и МХАТа. Конечно, у него не было большого опыта съемок, поэтому в работе над ролью ему помогала моя жена. Тем не менее, мне кажется, на площадке мы с Ривалем понимали друг друга с полуслова. Думаю, у него большое будущее в кино. После просмотра картины многие даже сравнивали его с молодым Аленом Делоном.
Матвей Ромодановский:
В ваших фильмах вы всегда уделяете большое внимание не только образам главных героев, но и второстепенным. Во «Французе» показан целый срез общества конца 60-х. В роли Анны Федоровны, завхоза дома культуры, снялась Вера Лашкова - соратница Гинзбурга, которому посвящена картина. Что она привнесла в картину, по вашему мнению?
Андрей Смирнов:
Мы уговорили ее сниматься с большим трудом. Вера Лашкова - замечательный человек, она напечатала и «Белую книгу» Гинзбурга по делу Синявского и Даниэля, и первые выпуски «Хроники текущих событий». У нее очень непростая судьба. В конце фильма есть посвящение Гинзбургу и его друзьям - тем, кто хотел жить не по лжи. Безусловно, это относится к Вере Лашковой - близкой подруге Алика Гинзбурга. Я очень рад, что она снялась у нас и поставила своим присутствием своеобразную печать памяти в картине.
Матвей Ромодановский:
Ваша картина о трагедии людей, которые имели смелость быть свободными в несвободной стране. Несмотря на то, что фильм нас переносит на 60 лет назад, он абсолютно злободневный. Ваша работа - это предупреждение, призыв извлечь уроки истории, или предсказание?
Андрей Смирнов:
Не дай Бог! Ни то, ни другое. Мне не свойственно проповедовать. Это скорее моё размышление о том, что значило прожить жизнь в России двадцатого века. По большей части, судьбы у людей того времени были трагическими.