«Белый слон» - 2019: триумф «Дылды»
22 января в Белом зале Дома кино прошла церемония вручения Премии Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» по итогам 2019 года. «Дылда» Кантемира Балагова стала триумфатором премии, получив призы в четырёх номинациях: лучший фильм, лучший режиссёр, лучшая операторская работа (Ксения Середа) и лучшая работа художника-постановщика. За всех отсутствующих победителей отдувался художник-постановщик Сергей Иванов, он единственный из группы присутствовал на церемонии.
Это, к сожалению, печальная тенденция. Чаще всего после объявления призёров звучала дежурная фраза о том, что победителя в зале нет, и награда ему будет вручена позже. Но были и те, кто всё же доехал в Дом кино за своей премией, и таких победителей зал встречал бурными аплодисментами.
Премия «За честь и достоинство» имени Мирона Черненко была присуждена Александру Сокурову. Режиссёра на церемонии не было, он прислал в адрес Премии открытое письмо, которое зачитал его ученик, режиссёр Александр Золотухин. В своём письме мэтр отметил, что удивлён подобным решением, поскольку уже несколько лет не представлял новых работ, его общественная деятельность и выступления не вызывают должной реакции, а результаты его работы в качестве педагога ещё должны пройти проверку временем. Впрочем, что касается последнего пункта, то тут с Александром Сокуровым можно и поспорить. Результаты были продемонстрированы в этот же вечер – его ученики отмечены наградами. Дебютант Александр Золотухин получил приз за картину «Мальчик русский», а Кантемир Балагов с «Дылдой» стал главным победителем церемонии.
Приз Президента Гильдии был присуждён историкам кино: Петру Багрову за восстановление полного варианта фильма Фридриха Эрмлера «Обломок Империи» (1929) и Николаю Изволову за реставрацию полнометражного фильма Дзиги Вертова «Годовщина революции» (1918). «Я испытываю сейчас сложные чувства, поскольку герой, на самом деле, Дзига Вертов, сделавший фильм «Годовщина революции» сто лет назад», - сказал Николай Изволов. Он также отметил, что это, по сути, первая и единственная награда документалиста Вертова, который при жизни никаких призов не получал.
Тремя призами был отмечен «Керосин» Юсупа Разыкова – за лучший сценарий (Юсуп Разыков), за лучшую женскую роль (Елена Сусанина) и за лучшую музыку к фильму (Сергей Старостин). Отрадно, что все победители находились в зале и смогли получить свои награды лично.
«Белого слона» за лучшую мужскую роль поделили Алексей Агранович («Юморист») и Алексей Вертков («Воскресенье»). Вертков прислал видеообращение, а Агранович вышел за наградой сам.
За лучшие роли второго плана награды присуждены актёрам из фильма «Француз» Наталье Теняковой и Александру Балуеву.
Лучшим документальным фильмом критики назвали «Кино эпохи перемен» Алексея Федорченко. Картина, снятая с иронией и грустным юмором, повествует о печальной судьбе некогда знаменитой Свердловской киностудии.
В анимационной номинации победила картина Константина Бронзита «Он не может жить без космоса».
Премии «Событие года» был удостоен мультимедийный проект Музея AZ «Свободный полет». Награду вручили автору и куратору проекта Полине Лобачевской и продюсеру, гендиректору Музея AZ Наталье Опалевой.
Вот уже несколько лет в рамках «Белого слона» молодые кинокритики вручают свою премию «Голос». И в предыдущие годы всё было чинно и благопристойно. Но на сей раз что-то пошло не так. Неизвестно тому ли виной, что кураторы премии Антон Долин и Константин Шавловский отдали бразды правления юному поколению, или то, что молодняк выпустили на сцену слишком поздно, и они успели за это время подкрепить себя веселящими горячительными средствами. Но факт остаётся фактом – вели себя ребята на сцене Дома кино, мягко говоря, не совсем прилично. Понять что-либо из их невнятной речи было невозможно, они пытались, очевидно, устроить некий перформанс, но выглядело это так, будто пьяные подростки случайно попали во взрослую гостиную. Вот взрослым в лице кинокритика Виктора Матизена и пришлось чуть ли не силой уводить их со сцены. А зрителям с трудом удалось уловить, что свой приз молодые критики присудили Даниилу Зинченко за фильм «Тиннитус».
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса