Ян Гэ: «Название фильма «Троица» - символично»
С 9 по 16 июня в Сочи в тридцатый раз пройдет Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. За главный приз киносмотра поборется новая картина Ян Гэ «Троица». Название фильма - символично, а его создатели верят в магию чисел, поэтому даже на интервью они пришли втроем. Специально для интернет-портала ПрофиСинема - многолетнего информационного партнера фестиваля - режиссер, соавтор сценария и актриса Ян Гэ рассказала о концепции своей второй картины, поиске актрис на роль, которую сыграла сама, и своем отношении к искусству, а продюсеры Екатерина Кононенко и Ольга Леснова поделились ожиданиями от проката фильма и российской премьеры на Кинотавре.
Дарья Осташева:
Гэ, вы говорили, что в дебютной работе «Ню» выразили всю свою боль и обиду, это была своеобразная киноисповедь. Как родилась идея создания второго фильма «Троица»? Он тоже основан на личных переживаниях?
Ян Гэ:
Не хочу, чтобы все подумали, что в «Троице» я снова рассказала личную историю. Мол, сначала искала с кем спать, а теперь - изменяла.
Это не так. Историю об измене мне рассказала на кухне близкая подруга. И я поняла, что не могу ее не снять - у меня в голове сразу возникли кадры, сцены, я ее увидела. Мы начали работать над сценарием. Надо сказать, что в процессе работы над ним ничего не придумывалось, мы все оставляли как есть - и диалоги, и сцены реальных встреч подруги с психологом, со священником. Я только что-то переставила местами, где-то убрала лишнее... Но мой фильм - не только об измене и любви. Никому не будет интересно, кто с кем спал и кто кому изменял. Этим сегодня не удивишь. Поэтому я привнесла в сюжет какое-то свое понимание веры.
Дарья Осташева:
Как в фильме такие ценности, как Бог, семья и любовь соотносятся с восточным и западным миром - в чем разница и близость отношения к этим ценностям в культурах нескольких стран? Почему в картине вам важно было показать четыре страны - Россию, Китай, Германию и Францию?
Ян Гэ:
Когда вы посмотрите кино, вы не зададитесь вопросом, почему мы снимали в этих странах, вы спросите, где это происходило. Действие фильма разворачивается в условном идеальном мире. Главные герои фильма - представители разных наций. Но в картине я не столько говорила об отношениях между людьми разных культур и вероисповеданий. Я затрагивала общие темы о понимании мира, любви и веры.
Дарья Осташева:
Ольга, Екатерина, сегодня Ян Гэ - одна из немногих китайских кинематографистов, чье имя широко известно в России. Почему вам захотелось поработать над ее новым проектом? Чем вас зацепил сценарий?
Ольга Леснова:
Изначально эта история зацепила меня своей глубиной и, в тоже время, универсальностью - она, действительно, могла произойти в любом городе и месте мира, в любой семье. Казалось бы, банальная история про любовный треугольник – но взятый ракурс заставляет посмотреть на измену с другой стороны. Так сказать – «женскими» глазами. Мне также понравилось, что в истории есть и восточные мотивы, которые накладываются на тему межэтнических браков. Думаю, что кино заставит зрителей задуматься о том, как моральные принципы, общество, традиции, религия влияют на замужнюю женщину. Кроме того, мне хотелось поработать вместе с Ян Гэ, просто потому что я доверяла ее художественному видению.
Екатерина Кононенко:
Могу сказать, что мне тоже сразу понравилась тема сценария. Но в первую очередь, «Троица» - авторское кино, и я полностью отдавала себе отчет в том, что эта классическая история заиграет другими красками, когда к ней прикоснется режиссер - с ее уникальным видением, чувством кадра и композиции. Я изначально верила в это кино, и мне кажется, Ян Гэ удалось интересно рассказать свою историю.
Дарья Осташева:
В основе сценария - теория о треугольнике Капмана?
Ян Гэ:
Да. В любом треугольнике есть жертва, спаситель и мучитель. И самое интересное, что в разных ситуациях они меняются ролями. И в каждой - будут искать оправдание друг для друга. На мой взгляд, это очень интересно, ведь у любого человека - свое восприятие любви и веры. Марго изменила мужу, но она не считает, что поступила плохо, потому что так сильно полюбила этого человека... Она честна с мужем и признается ему во всем. Марго далека от церкви, а Георгий религиозен, он верит, что сможет вернуть ее, если она примет религию и станет жить «по правилам». У него такое представление о любви и вере. У любовника Марго - другое. Так или иначе признание героини все меняет, и постепенно жизнь Марго наполняется более глубокими смыслами.
Дарья Осташева:
Что вы вложили в название ленты? Имеет ли оно какое-то отношение к религии, ведь Троица - один из главных символов христианства?
Ян Гэ:
Оно имеет отношение к христианской религии, к Святой Троице. Но картина - о религии в целом, и о том, как она влияет на поступки людей. Название этого фильма символично. Я вообще очень верю в знаки и символы. Мне тридцать лет, «Троица» участвует в конкурсе 30 Кинотавра, а закрытие фестиваля состоится в день Святой Троицы.
Дарья Осташева:
Вашими партнерами по съемочной площадке стали Георгий Бликштейн, Андрей Курганов. Что вы искали в артистах как режиссер, во-первых, и исполнительница главной роли, во-вторых? Изначально хотели сами играть в фильме?
Ян Гэ:
Поскольку я сама актриса, многих актеров я знаю лично - кто хорошо, кто плохо играет - и выбирать мне было не сложно. Но в данном случае выбор претендентов сильно сузился, потому что, во-первых, мы искали артистов, которые бы прекрасно владели английским - одним из языков, на котором говорят герои фильма. Во-вторых, было важно, чтобы они представляли три основные расы: по концепции картины, три персонажа олицетворяют людей всего мира. Я не хотела играть в фильме сама. Долго искала артистку, но оказалось, в Москве мало актрис с азиатской внешностью - их всего пять-шесть, включая киргизок и таджичек... Продюсеры сказали: «Играй сама, сколько можно искать?!» И в итоге, пришлось сниматься. А это очень тяжело, ведь каждый раз, проверяя дубль, я вынуждена выходить из состояния своей героини... И еще, я себе никогда не нравлюсь как актриса.
Ненавижу смотреть в кадре на свои толстые руки и ноги, грязные волосики. А как режиссеру мне всё нравится! В этом - самый большой конфликт. Режиссер Ян Гэ заставляет актрису Ян Гэ быть уродиной!
Но главное, что они (продюсеры) всем довольны.
На роль мужа я утвердила Андрея Курганова, он просто идеально говорит на английском, у него очень красивый британский акцент. Когда показывала сцены с участием Андрея своим знакомым, никто даже не понял, что он русский. И еще, он, конечно, хороший актер. На роль любовника искали темнокожего актера, и в этом был опасный момент. Темнокожие люди от природы гиперсексуальны, а фильму это бы очень мешало, отвлекало зрителей, уводило от главного смысла. Они думали бы, что Марго с героем ради секса. Поэтому на роль любовника я выбрала очень красивого и трогательного актера Георгия Бликштейна.
Дарья Осташева:
У вашего первого полнометражного фильма был практически нулевой бюджет. Вы писали сценарий, делали раскадровки вместе с оператором Марией Андросовой, снимали, сочинили музыку, сыграли главную роль и продюсировали картину. Насколько проще было работать над вторым фильмом в команде профессионалов? Сколько времени заняла работа над картиной, и как предыдущий опыт помог вам в создании второй ленты?
Ян Гэ:
Работая над первым фильмом, помимо всего прочего, мне самой приходилось звонить, договариваться, возиться с документами... Это ужас для меня! Я не способна даже купить билеты на самолет или забронировать гостиницу, не потратив уйму времени... Здесь все это делали за меня. А вообще, работа над «Ню» очень помогла мне в режиссуре. Это была лучшая школа - я научилась производству кино на практике. И конечно, работать над второй картиной было намного легче. В съемочной группе «Троицы» было не два, не восемь, и даже не двадцать – а сорок человек! Это значительно ускорило процесс съемок. Если работа над «Ню» шла два года (съемки были долгими), то второй фильм мы сняли всего за 16 смен. Столько же времени во ВГИКе дают на постановку короткометражной картины. Мне было очень важно уложиться в этот срок из-за своей загруженности в театре, и снять ленту осенью.
Дарья Осташева:
Как распределялись продюсерские и режиссерские обязанности, были ли продюсеры вовлечены в работу над творческой частью фильма?
Ольга Леснова:
Изначально мы постарались полностью оградить Ян Гэ от технических, производственных вопросов и оставить ей больше пространства для творчества. Можно даже сказать, что свобода творчества режиссера - осознанное продюсерское решение.
Екатерина Кононенко:
Мы полностью доверяли режиссеру, не мешали ей во время съемок, но всегда общались и делились своими мыслями. На этапе монтажа Ян Гэ стала прислушиваться к нашим советам. Вместе мы много с чем поиграли, где-то изменили смысл...
Ян Гэ:
В какой-то момент, на этапе монтажа, я буквально начала сходить с ума, и поддержка продюсеров была очень кстати. Получилось здорово! Я благодарна Кате и Оле за то, что они дали мне возможность творить, искать собственный почерк. Они не вмешивались в процесс, не говорили «как правильно». Это крайне важно для начинающего режиссера, у которого стиль еще не полностью сформирован.
Дарья Осташева:
«Троица» примет участие в основном конкурсе Кинотавра. Каких результатов вы ожидаете от премьеры на фестивале?
Ян Гэ:
Для меня очень важно участвовать в Кинотавре, и я благодарна организаторам за возможность представить на нем свою картину. Крайне приятно и волнительно, что на фестиваль приедет мой мастер, Сергей Александрович Соловьев. Кинотавр - главный российский фестиваль, поэтому надеюсь после премьеры на нем смогу понять, режиссер я или нет...
Екатерина Кононенко:
Для нас всех участие картины в основном конкурсе Кинотавра - большое достижение. Конечно, все благодаря Ян Гэ. Но это был холодный расчет, мы знали, что она нас туда приведет. Мы никогда не сомневались в том, что Ян Гэ - отличный режиссер.
Ольга Леснова:
Мы очень рады участию «Троицы» в таком престижном фестивале как Кинотавр. За время работы над картиной мы полюбили эту историю и чудесную команду, воплотившую ее в жизнь. Поэтому сейчас, выпуская фильм в открытое плавание, конечно, волнуемся и желаем ленте всяческих успехов. Кроме того, надеемся, эта работа станет новой ступенью для Ян Гэ, откроет ей новые двери.
От премьеры ждем зрительской реакции – не скрою, хотелось бы, чтобы картина нашла отклик в сердцах зрителей. Но также мы готовы получить критическую оценку и понять мнение профессиональной киноаудитории.
Дарья Осташева:
Какими хотите видеть зрителей, выходящих после просмотра «Троицы»?
Ян Гэ:
Я бы хотела, чтобы они вошли в кинозал одними, а вышли другими. Что-то должно произойти, а что именно - каждый должен решить для себя сам. Для меня кино - это волшебство, и важно, чтобы у зрителей что-то изменилось внутри после просмотра картины. Не надеюсь, что фильм понравится всем, но если он затронет чьи-то чувства, если в зале кто-то будет смеяться, я буду очень рада.
Дарья Осташева:
Гэ, вы профессиональная певица, актриса, режиссер. В интервью вы говорили, что не можете выбрать лишь одно из направлений деятельности и планируете заниматься тем, что будет делать людей счастливыми. Может ли что-то заставить вас отказаться от режиссуры в дальнейшем? Есть ли у вас идеи для новых проектов?
Ян Гэ:
Да, у меня, действительно, нет никаких конкретных планов. Я просто хочу жить счастливенько и заниматься тем, что мне интересно. Что мне в данный момент необходимо. Как любое искусство, кино - крик души. Многие бедные художники стали знамениты только после смерти. Им было нечего жрать, их не ценили, но что-то происходило в их душах, и энергия любви, их переживаний отражалась в искусстве... Поэтому заниматься кино есть смысл только в одном случае - если это настоящее искусство. И конечно, если мне будет о чем говорить, я продолжу снимать фильмы. Идей у меня много, но пока что я работаю в спектаклях - надеюсь, после закрытия сезона случится что-то классное.
Дарья Осташева:
Съемки «Троицы» проходили в четырех странах. Можно предположить, что бюджет производства ленты - достаточно высокий, при этом, картина, насколько мы знаем, снималась без государственной поддержки.
Екатерина Кононенко:
Нет, бюджет не высокий. Мне очень хотелось снять картину, но я прекрасно понимала, что это камерное кино, на производство которого государство не выделит денег. Ясно было - если мы будем искать 30 или 40 миллионов, то фильм не снимем никогда. Поэтому я сразу честно сказала Ян Гэ, что нужно уложиться в определенную сумму, она небольшая. Инвестор, выделивший средства на производство, не хотел обогатиться на картине, для него было важно поддержать качественное авторское кино. Но естественно, мы должны вернуть деньги - к этой сумме и стремимся.
Дарья Осташева:
Какие задачи вы ставите перед собой, как продюсеры фильма? Какова стратегия продвижения ленты к зрителю?
Ольга Леснова:
«Троица» - глубокое авторское кино, у которого в России есть своя аудитория. Кроме того, безусловно, картина является одной из ожидаемых после премьеры на ММКФ дебютного фильма Ян Гэ «Ню». Во многом успех ленты в прокате будет зависеть от того, как она будет принята критикой на Кинотавре и на других фестивалях. Мы очень переживаем за эту картину - она стала для нас родной и личной - и поэтому хотим, чтобы ее посмотрело как можно большее количество зрителей. Выпустить фильм в российский прокат планируем с одной из ведущих кинопрокатных компаний осенью этого года. А уже летом после премьеры на Кинотавре в «Гараже» стартуют специальные показы.
Дарья Осташева:
«Троица» - российский фильм, созданный китаянкой и снятый в четырех странах. Какой вы видите судьбу картины в мировом прокате?
Ольга Леснова:
Сейчас мы ведем переговоры о продаже прав на показ картины с дистрибьюторами на территории Европы, Азии и Латинской Америки. Безусловно, речь идет об ограниченном прокате. Поскольку история фильма универсальна, мы очень надеемся на интерес к этой картине не только у российской, но и международной аудитории.