Анна Пармас: «Песня Шнурова задает нужное настроение в фильме «Давай разведемся»»
С 9 по 16 июня в Сочи пройдет 30 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Портал ПрофиСинема как многолетний информационный партнер фестиваля продолжает публикацию интервью с участниками конкурсной программы. В основном конкурсе за главный приз киносмотра поборется «Давай разведемся» - дебютная лента Анны Пармас, известной сценаристки, за плечами которой - «Кококо», «Два дня» и «История одного назначения». В интервью Анна рассказала о сложностях режиссуры, роли в фильме композиции Сергея Шнурова и работе с талантливой Анной Михалковой, а продюсер Наталья Дрозд поделилась ожиданиями от премьеры фильма на фестивале.
Дарья Осташева:
Анна, вы уже давно работаете в кино в качестве автора сценариев. «Давай разведемся» - ваша первая режиссерская работа в полнометражном кино. Что подстегнуло вас самостоятельно поставить фильм? Можно ли сказать, что вам в какой-то степени не хватало творческой свободы?
Анна Пармас:
Творческой свободы хватало, но всегда было желание «оторваться» и сделать все так, как хочется. Я мечтала снять свой фильм, но понимала, что это возможно только тогда, когда точно знаешь, что хочешь сказать.
Дарья Осташева:
Для первого режиссерского проекта вы выбрали традиционный для себя жанр комедии и историю о поисках женского счастья. В одном из источников говорится, что сценарий основан отчасти на вашем личном опыте. Как на самом деле родилась идея создания проекта и как давно вы задумали снять эту картину?
Анна Пармас:
Я задумала снять ее года три назад. Тогда пришла идея создать комедию об измене, предательстве и расставании. Думаю, мой личный опыт схож с опытом почти всех женщин мира, мне кажется, каждая из нас проходила через это. Поэтому скажу так: сценарий основан на личном опыте миллионов женщин.
Дарья Осташева:
Сегодня истории о сильных женщинах - один из главных мировых трендов кино. Почему эта тема, на ваш взгляд, так неожиданно стала интересна зрителям?
Анна Пармас:
Я вряд ли могу сказать, почему эта тема стала такой актуальной, но для нашего фильма это очень кстати, потому что она интересна лично мне. А в дебюте было крайне важно говорить со зрителем о том, что понятно и близко мне самой.
Дарья Осташева:
Расскажите пожалуйста об образе главной героини - гинекологе Маше. Ее тоже можно отнести к разряду волевых сильных женщин? Есть ли у героини реальный прототип, и почему выбрали для нее такую профессию?
Анна Пармас:
Гинеколога Машу можно отнести к разряду женщин, которые пока что не подозревают о своей силе. На работе она держит все под контролем, а в личной жизни привыкла растворяться в ситуации, а не управлять ей. Но по ходу сюжета все начнет постепенно меняться, и в один момент она поймет, что может быть сильной и решительной. Если говорить о прототипе, то, как такового, у Маши его нет. Просто мне симпатичны эти женщины, которые помогают другим женщинам. При том, что и у них самих часто - катастрофа на личном фронте... Маша постоянно находится в окружении пациенток, помогает им, половина ее жизни проходит в телефоне. И когда героиня говорит сбежавшему от нее мужу: «Думаешь, я не могла завести интрижку? Знаешь, сколько мужиков тут вокруг меня вьется?», - она как раз совершает обход по гинекологическому отделению. И совершенно понятно, что никакой интрижки тут быть не может. Иначе это будет совсем другая история.
Дарья Осташева:
В первую очередь, «Давай разведемся» - комедия. Насколько свободны в юморе вы были в этой картине? Что для вас было самым важным при отборе шуток?
Анна Пармас:
Абсолютно свободна, и очень благодарна за эту возможность своим продюсерам Сергею Сельянову и Наталье Дрозд-Макан. Ну а дальше свобода определялась монтажом: кое-что из того, что было смешно на бумаге, оказалось совершенно не смешным на экране, поэтому многое приходилось убирать, вносить правки... При написании сценария мы с Марией Шульгиной и Лизой Тихоновой не выбирали шутки, а искали ситуации, которые сами по себе вызывали бы улыбку. Думаю, поэтому у нас получилось создать ироническое кино, напоминающее комедию, но больше похожее по жанру на жизнь.
Дарья Осташева:
Строчка из песни Сергея Шнурова «Просто светят звезды» стала рабочим названием картины. Можно сказать, что эта композиция была неким вдохновением для вас? Как возникло новое название?
Анна Пармас:
Песня Сережи Шнурова подводит итог нашему хулиганству. Как мне кажется, она задает то самое, нужное настроение в финале фильма - все как-нибудь, да будет! Отчасти благодаря этой песне, фильм завершается хэппи-эндом. Если говорить о названии, то «Просто светят звезды» показалось нам слишком лиричным и нежным для этого кино. А от фразы «Давай разведемся» внутри что-то сразу сжимается... Когда Боря Хлебников посмотрел финальную версию монтажа, он сказал: «Знаешь, такое странное чувство... Вроде смотришь комедию, но все время со сжатой задницей». Тогда я поняла, что название должно отражать это состояние.
Дарья Осташева:
Поскольку «Давай разведемся» - ваша дебютная полнометражная работа, приходилось сталкиваться со сложностями при ее постановке? Что было самым трудным для вас?
Анна Пармас:
Выступив в роли режиссера, я осознала всю длину дистанции от замысла сценариста до воплощения истории на экране. Это любопытный опыт, ведь будучи автором, я всегда переживала, если моя задумка не была в точности донесена режиссером, а сейчас поняла, что иногда это попросту невозможно. Поэтому главная сложность при работе над картиной заключалась для меня в переносе действия с бумаги на экран. В один момент кино начало буквально уплывать у меня из рук. Тогда было очень важно выдохнуть и понять, что в одиночку картину сделать нельзя. Конечно, когда над фильмом работает целая команда - он меняется по отношению к первоначальному замыслу, но сейчас я думаю, что это к лучшему. Вообще, главная задача режиссера - точный кастинг и выбор группы. В этом плане мне очень повезло: у нас подобралась отличная, дружная команда и замечательные актеры.
Дарья Осташева:
Последнее время в кино вы тесно сотрудничаете с Авдотьей Смирновой, но в этой картине она не принимала непосредственного участия. Читала ли она ваш сценарий? Обращались ли вы к ней за какими-либо советами?
Анна Пармас:
А как может быть иначе - ведь очень важно, чтобы кто-то со стороны, кому ты доверяешь, мог трезво оценить твою работу. Авдотья очень помогла мне уже на этапе создания сценария. Она читала все его версии, а когда получила окончательную, сказала мне: «Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я!...» Я была абсолютно счастлива.
Дарья Осташева:
Вы довольны проделанной работой?
Анна Пармас:
Это очень сложный вопрос. Могу сказать, что работа была долгая и трудная. Все очень старались и никто ни разу не схалтурил. А получилось или нет, судить уже не нам.
Дарья Осташева:
В главной роли многих проектов, для которых вы писали сценарии, снималась Анна Михалкова. Она исполнила и главную роль в вашей картине. Почему решили вновь остановить выбор на актрисе? Сценарий писался специально под нее или рассматривали других исполнительниц?
Анна Пармас:
На этапе замысла сценария у меня не было четкого образа героини. Изначально мы хотели сделать персонажей помоложе, но это была бы совсем другая история, ведь чем старше герои, тем больше в них рефлексии - чувства вины, ощущения своей неполноценности, каких-то сомнений. Для нашего фильма это было крайне важно, чтобы показать характер главной героини в развитии. К примеру, в завязке картины Маша считает себя виноватой в том, что ей изменяет муж, потому что она сама купила ему абонемент в фитнес-клуб, где он познакомился с любовницей. Постепенно она избавляется от этого чувства.
На самом деле, все сразу встало на свои места, когда мы поняли, что главную роль должна исполнить Анна Михалкова. Она может сыграть в одной сцене так, что одновременно становится и смешно, и грустно. У нее невероятно широкий актерский диапазон. Прочитав сценарий, Аня сказала, что смеялась, и ей понятна и близка эта история. И согласилась сниматься. Работать с ней было одно удовольствие: почти все сцены с участием актрисы снимали с первых дублей. А когда мы приходили измученными на площадку, она говорила: «Ну, ничего. Сейчас я вас всех спасу». Так и было: Аня нас всегда спасала.
Мне хочется выйти на сцену и сказать слова благодарности своей команде, а потом спрятаться где-нибудь и послушать, смеются в зале или нет.
Дарья Осташева:
Вы - частый гость Кинотавра, а в прошлом году вместе с Авдотьей Смирновой и Павлом Басинским получили приз за лучший сценарий имени Григория Горина за фильм «История одного назначения». Какие эмоции испытываете перед премьерой своего дебютного фильма? Насколько важно для вас впервые показать его зрителям именно на этом фестивале?
Анна Пармас:
На Кинотавр хочется приезжать всегда. Здесь всё прекрасно - и климат, и фильмы, и компания. Понятно, что такую атмосферу создают организаторы фестиваля, за что им огромное спасибо, конечно. Кроме того, очень интересный и сильный конкурс в этом году. Прямо круто было в него попасть каким-то волшебным образом. Перед премьерой я испытываю страшное волнение, ведь это первый показ картины. Мне хочется выйти на сцену и сказать слова благодарности своей команде, а потом спрятаться где-нибудь и послушать, смеются в зале или нет.
Дарья Осташева:
Что будет для вас самой большой наградой?
Анна Пармас:
Для меня самое важное в кино - надежда. Поэтому самой большой удачей будет, если зрители после просмотра моего фильма смогут сказать себе: «Все будет хорошо».
Наталья Дрозд: «Фильм обыгрывает стереотипы, и в конце концов, главная героиня от них освобождается»
Дарья Осташева:
Наталья, в вашей фильмографии такие киноработы, как «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Сердце мира» Наталии Мещаниновой, киноальманах «Петербург. Только по любви». Во всех этих работах есть нечто общее - они развивают тему обретения семьи, поисков счастья. Продюсировать картину Анны Пармас решили по той же причине? Чем вас зацепил сценарий фильма?
Наталья Дрозд:
Во-первых, мне было очень интересно поработать над комедией - это совершенно новый для меня опыт. Кроме того, мы давно знакомы с Аней, и я всегда мечтала продюсировать ее картину. Если говорить непосредственно о сильных сторонах сценария, то нельзя не отметить его глубину, правильно найденный баланс между комедийным и драматическим, свободу, которая заключается в его послании. Фильм обыгрывает стереотипы, и в конце концов, главная героиня от них освобождается. По-моему, это очень интересная тема - о смелости и выходе за рамки ожидаемых реакций.
Дарья Осташева:
В одном из интервью вы говорили, что для вас важно предоставлять режиссеру полную творческую свободу. Как распределялись режиссерские и продюсерские обязанности при работе над картиной «Давай разведемся»?
Наталья Дрозд:
При обсуждении производственных аспектов мы всегда искали путь к компромиссу. И, несмотря на то, что для Ани это дебют, она очень опытный режиссер, за ее плечами участие в большом количестве сложнопостановочных проектов, поэтому работать с ней было только в удовольствие. Что касается креатива - я считаю, вмешиваться в творческую часть было бы попросту неправильно. «Давай разведемся» - авторское, выстраданное киновысказывание. И наверное, дебют в кино в принципе не должен быть другим.
Дарья Осташева:
Каких результатов вы ожидаете от показа картины на фестивале Кинотавр? По вашему мнению, насколько важно участие в киносмотре для авторского фильма? Как, в целом, оцениваете прокатный потенциал картины?
Наталья Дрозд:
Кинотавр продолжает оставаться ведущим кинофестивалем в нашей стране, поэтому, безусловно, участие очень важно. Конечно, поскольку картина выбрана в конкурсную программу, хочется, чтобы она победила, но для нас призы - не самое главное. Если говорить о прокате, то нужно отметить, что «Давай разведемся» создан на стыке жанрового и авторского кино, поэтому прямой связи между реакцией на Кинотавре и нашим эстимейтом нет. Но мы надеемся, что фильм будет замечен на фестивале, получит теплые отзывы прессы и вызовет интерес у зрителей.
Фильм выйдет в прокат 21 ноября 2019 года, дистрибьютор - Экспонента.