Юсуп Разыков: «Керосин» - картина очень ложно простая»
С 9 по 16 июня в Сочи пройдет 30 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Портал ПрофиСинема как многолетний информационный партнер фестиваля продолжает публикацию интервью с участниками конкурсной программы. Режиссёр Юсуп Разыков представит на Кинотавре свой фильм «Керосин», снятый без государственной поддержки. В интервью ПрофиСинема режиссёр рассказал о работе над картиной, о 83-летней дебютантке Елене Сусаниной, сыгравшей главную роль, и о том, верит ли он в вещие сны.
Александра Иванова:
Ваш предыдущий фильм «Турецкое седло» появился в первую очередь благодаря актёру Валерию Маслову. Два года назад в интервью ПрофиСинема вы сказали, что историю делали под него. Можно ли сказать, что ситуация повторилась снова, и фильм «Керосин» родился благодаря изумительной актрисе Елене Сусаниной?
Юсуп Разыков:
Да, это похожий случай. Елена Ивановна Сусанина во многом дооформила замысел, её героиня из, образно говоря, «мешка картошки» превратилась в духовный идеал, символ. Но самой истории много лет. Она, конечно, видоизменялась, но основной костяк сюжета оставался прежним. История про бабушку живёт со мной давно, ещё со времён учёбы во ВГИКе, я её частью подслушал, частью придумал. Был даже такой смешной случай. Мой оппонент на экзамене, драматург Александр Александров сказал «отдай мне эту историю, я из неё что угодно сделаю – пьесу, роман, сценарий». И я был готов её отдать, за «рюмку водки»… Но вмешался мой мастер, Валентин Константинович Черных, буквально запретил отдавать! Сказал, что она мне самому пригодится. Я много лет предлагал этот сюжет почти всем своим знакомым продюсерам, но никто за него не брался. Героине 83 года, кому это интересно?! А когда практически без бюджета был снят фильм «Турецкое седло», инвесторы поняли, что можно сделать приличное кино без серьёзных денег.
Елена Ивановна снималась у меня в «Турецком седле», играла в коротком эпизоде. Очень терпеливая и внимательная, было приятно с ней работать. Она актриса Академического театра драмы имени Ф. Волкова. Была на активной общественной работе, только два года назад оставила пост заведующего труппой. Когда рассказал ей про «Керосин», была впечатлена, история очень понравилась. Елена Ивановна – потрясающая актриса и замечательный человек. Ей пришлось нелегко, бюджета не было, она переодевалась в той же избе, где стояла камера, терпела и холод, и усталость. Но была в полном восторге от съёмок.
У Валерия Маслова жизнь стала другой после «Турецкого седла». Он ездил с картиной по фестивалям, и по России, и за рубеж. Актёра очень хорошо принимали зрители, а во время кинофестиваля в Онфлёре к нему даже женщины на улице кидались, говорили «можно мы вас поцелуем»! Так влюбились в это кино и в него. Валерий Сергеевич Маслов получил четыре приза за лучшую мужскую роль. Конечно, это изменило его жизнь. У него появился агент, актёр стал сниматься в сериалах. И студенты Ярославского театрального института, где Маслов преподаёт сцендвижение, стали к нему по другому относиться. Надеюсь, что подобные хорошие перемены после нашего фильма произойдут и в жизни Елены Сусаниной.
Александра Иванова:
Как складывался остальной актёрский состав?
Юсуп Разыков:
Это всё мой кастинг на ярославском «поле». Актрису Инну Степанову, которая сыграла дочь героини, заметил уже давно. Мне очень нравится её нервное, неспокойное лицо. Снял её уже и в «Танце с саблями» в роли балетмейстера Нины Анисимовой. Мой постоянный актёр Иван Рыжиков сыграл нефтяного магната, очень важный образ, такой Иван-дурак. В фильме много непрофессиональных актёров. Внучку героини, например, сыграла дочка одного из продюсеров. Случайно увидел её курсы английского, как она там пела, такой неуклюжий 12-летний подросток. Валерия Маслова я сразу решил снимать в роли умершего мужа героини, который является к ней с того света. Мне был важен этот образ. При жизни он сломал ей ногу, сделал инвалидом, сейчас даёт указания оттуда. Но так проявляется его опека. Ведь получается, что именно это в определённом смысле и спасает бабушку.
Александра Иванова:
Немаловажную роль в картине играет музыка, она создаёт нужную атмосферу, настраивает на правильный лад. Расскажите, пожалуйста, что это за композиции?
Юсуп Разыков:
С музыкой мы мучились целый год, пока не остановились на Сергее Николаевиче Старостине, это этно-джаз. Он выдающийся человек, стопроцентный гений. Сергей Николаевич очень интересно среагировал на кино. Сказал «надо же, чтобы самый русский фильм в России снял узбек».
Александра Иванова:
Идея поделить фильм на главы появилась сразу?
Юсуп Разыков:
Нет. Показал фильм друзьям и почувствовал, что они не очень «догоняют» сюжетную линию. Когда сказал, что хочу разбить его на главы, все эту идею поддержали. Сделал это даже не для того, чтобы стало понятней, а просто мне показалось, что мы делаем сказку. Там везде есть аллюзии с легендами, мифами, этот поросёнок, три богатыря, враги, которые выходят из леса, Иван-дурак, живая вода, мёртвая. А сказка хороша, когда есть какие-то направляющие вещи. Не очень люблю направления, не нравится даже, когда пишут курсивом, чтобы обратить моё внимание. Но в данном случае идея с разделением на главы показалась мне забавной и гармоничной. Думаю, что ритмически всё сделано правильно.
Александра Иванова:
Как вы определите жанр своей картины? Это драма, притча, какой-то былинный сказ?
Юсуп Разыков:
Затруднительный вопрос…. Это и индустриальная сказка, и магическая драма. Сказочность здесь обязательно должна учитываться. Было это или нет, никто не поймёт. Если с самого начала ощутил сочувствие к этой женщине, то уже веришь всему, что с ней происходит. Даже если она это выдумала. Эта и гигантская бочка с керосином, свинья-медалистка, курица, которая приносит ей яйца с того света, муж за забором, который дозором ходит вокруг избы.
Александра Иванова:
Фильм, при всей внешней, кажущейся простоте, имеет много слоёв, смыслов и подтекстов. А вы готовы к тому, что каждый зритель будет прочитывать эту историю по-своему?
Юсуп Разыков:
Абсолютно готов. Когда был с «Турецким седлом» на Кинотавре, молодёжная журналистская компания на пресс-конференции устроила что-то вроде соревнования, кто придумает, что означают скорлупки вот в этих банках. И они накидали множество смыслов, порадовав меня интересными открытиями. «Керосин» - картина очень ложно простая. Внешне - это история любви, ведь несмотря ни на что, Павла любила своего деда. Но это только самый первый пласт. Буду рад новым открытиям.
Александра Иванова:
Где проходили съёмки? Дом героини – это настоящая изба, или выстроенная декорация?
Юсуп Разыков:
Настоящая, конечно. Во-первых, у нас не было денег на декорацию. А во-вторых, мы искали дом, близкий к Ярославлю, чтобы не возить актрису далеко. Наш звукорежиссёр живёт в таком же старом доме, и мы у него записывали шумы для фильма. Как дом скрипит от ветра, как гудит, когда тает снег и почва меняется. Рядом с этим домом стояло кафе, которое называлось «СССР». Замазали эту надпись, потому что иначе это бы была совсем не моя тема. Публицистическими пощёчинами я не занимаюсь, мне интересней совсем другое, вызывать «милость к падшим», что называется.
Александра Иванова:
Большую роль в фильме играют сны, героине постоянно приходит во сне покойный муж и даёт ей задания. Как вы сами к ним относитесь? Случалось ли, что именно во сне к вам приходило решение какой-либо проблемы, или же вы получали предостережения, советы? Верите в вещие сны?
Юсуп Разыков:
Расскажу про свой недавний сон. Это было накануне Страстной пятницы. Я человек неверующий, но очень уважающий всё это как культурное явление. И вот вижу такой сон. Лечу на каком-то самолёте, который не имеет ничего, кроме пола. Стоят кресла, и мы в открытом небе. Поворачиваю голову и среди туч вижу стопу младенца. Потом она вдруг меняется и превращается в руку, в ней какая-то цепочка. И вот что там внизу цепочки, я не успел рассмотреть. Не могу утверждать, что это крест. Очень красивый был сон, видел всё так явственно. А вообще я сны не запоминаю и сказать, что верю в вещие сны, и они мне что-то предсказывают, не могу, система не выработалась.
Александра Иванова:
Как обстоят дела с вашей картиной «Танец с саблями»?
Юсуп Разыков:
Она завершена. Насколько я знаю, идут переговоры о зарубежных продажах и об участии в международных кинофестивалях. Релиз намечен на июль – август.
Александра Иванова:
А что можете сказать по поводу проката «Керосина», уже есть что-то конкретное?
Юсуп Разыков:
Отправили ссылки двум компаниям, находимся в режиме ожидания. Верю, что эту картину будут показывать, по крайней мере, телеканалы. Мне кажется, тут может произойти единение со зрителем даже без глубинных копаний. Если после просмотра люди вспомнят о своей маме и захотят сделать для неё что-то доброе, это уже будет успехом нашего скромного фильма.
Александра Иванова:
Как прошёл прокат «Турецкого седла», довольны ли вы результатом?
Юсуп Разыков:
Был прокат по России, и даже с приличным количеством копий. И до сих пор картина каждый месяц приносит деньги, пусть и небольшие, но всё же. На IVI она крутится, где-то ещё. Если так будет продолжаться, то она отобьёт все деньги, которые в неё были вложены. Почти половину мы уже отбили.
Александра Иванова:
С каким настроением, чувствами и эмоциями едете на Кинотавр?
Юсуп Разыков:
С огромным желанием и радостью. Кинотавр мне очень близок. Когда я туда не еду, уже начинаю дёргаться. Не потому что у меня картины нет, а из-за атмосферы, которая необходима. Читаешь у друзей в фейсбуке «чемодан собран, я на Кинотавр», и уже бьётся сердце.
Кинотавру хочется пожелать, чтобы не иссякал поток авторов. Новые лица, которые открыл фестиваль за последние десять лет – это потрясающе. Саша Велединский, Лариса Садилова, Василий Сигарев, Нигина Сайфуллаева, Алексей Чупов с Натальей Меркуловой, многие другие. Эти режиссёры повысили планку современного интеллектуального кино. И конечно мне очень приятно показывать там свои экзерсисы. По счастью получается делать это стабильно, с разницей в два – три года. Там были и «Гастарбайтер», и «Стыд», и «Турецкое седло» и вот сейчас «Керосин», моя четвёртая картина на Кинотавре. Надеюсь, что через два года привезу новый фильм.