Алексей Красовский: «Широкий кинопрокат нам скорее всего уже не грозит»
Фильм «Праздник» можно будет посмотреть в интернете, 31 декабря он будет выложен в свободном доступе на YouTube. Эта комедия, действие которой происходит в окрестностях блокадного Ленинграда, а герои – номенклатурная семья, стала предметом пристального внимания возмущенной общественности, фильм еще не смотревшей, но запретить глумление на всякий случай потребовавшей. Режиссер фильма, лауреат «Ники» и «Белого слона», Алексей Красовский рассказал ПрофиСинема о том, как готовили «Праздник», и чего он ждет от показа фильма в интернете.
Корреспондент:
Не опасаетесь взломов, блокировок из-за большого количества запросов, например?
Алексей Красовский:
Фильм, разумеется, могут блокировать, но все ресурсы заблокировать невозможно. И потом, мы же догадываемся, кто у нас крышует онлайн-казино, которое в свою очередь помогает пиратству. Забавно будет наблюдать, как эти конторы предпочтут в Новый год лишить себя заработка, лишь бы не выдать своих покровителей.
Корреспондент:
Показ в интернете исключает дальнейший прокат, кинотеатральный либо фестивальный?
Алексей Красовский:
Широкий кинопрокат нам скорее всего уже не грозит. Это немного грустно, но поправимо со временем; когда-нибудь мы победим цензуру и сможем показывать свои фильмы, не кланяясь в пояс историческим обществам и чиновникам. Насчет фестивалей… Да, большинство отказываются брать фильм, премьера которого уже состоялась где-либо. Но, откровенно говоря, и тут большой беды не вижу, с «Коллектором» я побывал на почти всех фестивалях от Кинотавра до Карловых Вар, однажды даже получил награду, когда уже вернулся в Москву, во время церемонии меня просто забыли вызвать на сцену. Это приятный вид культурного досуга, особенно если у отборщиков хороший вкус и крепкие связи, но гарантировать картине коммерческий успех или привлечь к ней внимание зрителей с помощью фестивалей удается все реже.
Корреспондент:
На какой стадии сегодня находятся претензии к вам чиновников и обеспокоенной общественности?
Алексей Красовский:
Нас регулярно дергают звонками и повестками, были и наверное еще будет много проверок: каждый отдел стремится выполнить свою скажем так работу: доказать что в сценарии есть признаки 282 статьи УК (оскорбление категории граждан «ветераны войны»), а отсутствие чека за елку свидетельствует об экономическом преступлении. Помогать этим людям посадить нас в тюрьму мне некогда, пока хватает своей работы без кавычек.
Корреспондент:
Если проводится проверка, значит было некое заявление в прокуратуру. Вам что-то известно об этом?
Алексей Красовский:
Прокуратура делает вид что среагировала на публикации в СМИ, я сделаю вид, что поверил в это.
Корреспондент:
Из Министерства культуры были просьбы показать сценарий или дать посмотреть фильм? Если бы были, вы бы дали?
Алексей Красовский:
Все, кто хотел прочесть сценарий – спрашивали и читали. В Минкульте работает много людей, некоторых я знаю лично и хорошо к ним отношусь, делать из всей этой организации врага мне не хочется. Но и специальный показ я бы делать не стал, если эта организация осуществляет запрет и мешает фильмам добраться до зрителей – я не буду для них делать исключения.
Корреспондент:
Как ваши партнеры по фильму отнеслись к этой истории? Кино – коллективный труд, и, видимо, в таких ситуациях члены съемочной группы должны придерживаться более или менее одинаковых убеждений.
Алексей Красовский:
Мы примерно одинаково оцениваем политическую ситуацию, но это не потому что я всех переубедил или набирал группу исходя из политических взглядов и принципов. Так совпало. Главное в такой ситуации - пережить первый месяц, когда пропаганда заряжает троллей и выпускает на вас сумасшедших. Потом вы замечаете, что нормальных людей намного больше, чем ноунеймов, и постепенно возвращаетесь к прежним делам. С той только разницей, что если раньше вы разбегались по новым проектам, то сейчас общаетесь чаще, и за это гонителям даже можно сказать спасибо. Друзей у нас у каждого заметно прибавилось.
Корреспондент:
У потенциального зрителя уже есть предубеждение по поводу «Праздника»: одни ждут поклёпа, другие – откровения о блокадном Ленинграде. Вы можете что-нибудь сказать и тем и другим?
Алексей Красовский:
Пусть посмотрят фильм.
Корреспондент:
Недавно на своей странице в Facebook вы высказывались в том смысле, что неважно, просит ли кинематографист денег у государства или не просит, но он государству все время что-то должен просто по факту того, что он что-то создает. Но сами вы денег в любом случае не просите?
Алексей Красовский:
Многие коллеги наивно считают, что, если режиссера сажают под домашний арест, так это потому что он в чем-то виноват, а не потому что государство хочет вселить страх, чтобы увеличить число лояльных. Я не вижу сегодня другой официальной идеологии, кроме насаждения страха, но и она работает плохо: поколение, воспитанное гаджетами, разучилось бояться. Да и нам бесполезно выкручивать руки, сегодня стало проще снимать и доставлять фильмы зрителю. В случае с «Праздником» мы действительно не брали денег у государства, но один раз я все же обращался за помощью – когда не мог получить разрешение на съемки в подведомственном объекте. До нас в нем снимали десятки других фильмов и сериалов, но нам все-таки отказали, причем, за неделю до команды «мотор». За три дня до съемок мы нашли ему замену. Так что и в этом случае обошлись своими силами.
Мы сняли «Праздник» с пятой попытки. Став продюсерами сами. Оператор Сергей Астахов не любит называть себя этим словом, да и я тоже, но других начальников над нами действительно не было: съемки фильма мы оплачивали из своего кармана. Предыдущие четыре попытки были неудачными по разным причинам, и не всегда это был страх, что нас запретят, один раз я поймал продюсеров на банальном желании «снять сливки» на производстве, они включили в смету полугодовую аренду офиса и такую же зарплату бухгалтера, мне такой подход не близок. Как и «Коллектор», «Праздник» можно назвать эргономичным: в каждом только одна локация, минимум декораций, костюмов и реквизита. Оба фильма мы сняли за семь смен, уложившись примерно в один и тот же бюджет: 3,5 миллиона рублей, за которые у нас обычно снимаются короткие метры.
Корреспондент:
Начиная кампанию на «Планете», вы хотели собрать 1,5 млн. руб. Но собрали только 127 тыс. Эти деньги пришлось возвращать инвесторам?
Алексей Красовский:
На краудфандинговой платформе мы рассчитывали частично добрать деньги на постпродакшн. Я не думал, что мы соберем много на «Планете», кино - это не вещь первой необходимости, в которую люди охотно инвестируют. Вникать в наши трения с чиновниками зрителям не хочется, проще заклеймить всех позором и посмотреть новый выпуск «честного трейлера» (можете считать это рекламой, ребята, что их делают, очень крутые). До желанных 1,5 миллионов мы не дотянули, но сто тысяч нам действительно перевели, потому что произошел инцидент: один из инвесторов, отправивший крупную сумму, затребовал ее назад, в итоге компания пошла навстречу и ему и нам. Я рассчитывался с актерами и всеми участниками съемочной группы, кроме операторского цеха, их работу оплачивал Сергей Астахов. Но говорить об итоговой сумме еще рано – мы только доделали цветокоррекцию, еще не закончена работа над звуком. Деньги на эту часть работы у меня есть, пришлось продать один из сценариев, который когда-то мечтал снять сам.
Корреспондент:
И в итоге вы показываете «Праздник» в интернете, о получении прокатного даже не думали?
Алексей Красовский:
Строго говоря, выбор в моем случае был не между кинотеатрами и интернетом, и даже не между доходом и разорением, а между свободой и заключением. Пока у следствия нет фильма - у них нет и весомых оснований для суда. Получить «Праздник» они могут либо от меня, либо через Минкульт, куда я должен буду предоставить копию фильма. Очевидно, что если «Праздник» никто не увидит, то о нем и дальше может будет сочинять ахинею, а меня обвинять в чем угодно. Поэтому я решил не играть по их правилам с известным результатом, а пойти в народ – показав кино сразу всем. Пусть потом попробуют убедить людей, что они увидели именно тот кошмар, про который им все эти месяцы кричали с федеральных телеканалов.