Малгожата Скульска: «Я делаю все, чтобы наш фестиваль был аполитичным»
С 8 по 18 ноября в Варшаве прошел 12 фестиваль российского кино «Спутник над Польшей». За главный приз боролись 18 лучших российских картин уходящего года. Директор фестиваля Малгожата Скульска рассказала порталу ПрофиСинема о зарождении, функциях и особенностях смотра, принципах отбора лент для показа, современной аудитории и отношении польского зрителя к российскому кино.
Корреспондент:
Как появилась идея проводить подобный фестиваль?
Малгожата Скульска:
Все, на самом деле, очень просто – я обожаю Россию и ее культуру: литературу, театр и кино в частности, несмотря на то, что по образованию я финансист. Помню, как ребенком смотрела советские картины, которые периодически появлялись на нашем телевидении. Особенно мне нравились советские мультфильмы и сказки. Помню и фильм «Андрей Рублев» Тарковского, который мы посмотрели вместе с родителями. И он не мог не появиться в программе первого фестиваля «Спутник»! А ленту Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского «Человек-амфибия» я пересматривала несколько раз – была влюблена в исполнителя главной роли Владимира Коренева! До сих пор для меня этот фильм – способ вернуться в детство.
Идея провести фестиваль российского кино в Польше родилась в 2007 году. Тогда это был, скорее, эксперимент и проект без продолжения: мы хотели посмотреть, заинтересуется ли кто-то, будут ли в зале зрители. Однако тогда гостями фестиваля в кинотеатре «Кинотека» стали семнадцать тысяч человек. Почти вся программа состояла из классики советского кинематографа, но мы добавили и парочку новых фильмов – «Изгнание» Андрея Звягинцева и триллер «Груз 200» Алексея Балабанова.
Сегодня, к сожалению, польский зритель лишен возможности познавать многогранный современный российский кинематограф и знакомиться с талантливыми режиссерами. На телевидении фильмы из России не показывают, а в широкий прокат выходят единицы – из множества достойных новинок этого года в польском прокате в Польше могли увидеть только «Лето» Кирилла Серебренникова и «Собибор» Константина Хабенского. Это явление – последствия политики конца 1990-х годов, когда произошел поворот в сторону Запада, а все российское стали считать заведомо плохим.
Корреспондент:
В каждом году фестивали проходят под новыми темами. 12-й Спутник над Польшей посвящен искусству в его широком смысле слова: театру, танцу, литературе, музыке, живописи, скульптуре, цирковому искусству, иллюзии. Почему для киносмотра этого года была выбрана такая концепция?
Малгожата Скульска:
Да, в этом году главной темой «Спутника» стало «искусство в широком понимании», потому что многие представленные на киносмотре картины так или иначе говорят о театре, актерской игре, живописи и даже цирке… Однако темы совершенно разные. Например, наш пятый «Спутник», например, был посвящен космосу, гостями фестиваля стали конструктор первого искусственного спутника Земли Юрий Силаев, советский космонавт Юрий Батурин и единственный польский космонавт Мирослав Гермашевский.
Корреспондент:
Как поляки сегодня воспринимают наш кинематограф?
Малгожата Скульска:
Не секрет, что во многие культурные мероприятия так или иначе вмешивается политика. Я делаю все, чтобы наш фестиваль был аполитичным, ведь зрители приходят в кино не обсуждать политику, но прикасаться к прекрасному, открывать для себя новые грани современного российского кинематографа. На мой взгляд, существуют отдельные сферы, в которых особую роль играет диалог между странами и умение подавать друг другу руку, и, прежде всего, это культура и спорт, наука и образование. «Спутник» старается межкультурному диалогу способствовать, однако этот фестиваль в подобном глобальном смысле – лишь капля в море. Интересно, что Запад, который ввел экономические санкции против России, от культурных связей с ней не отказывается. Неужели из-за политических конфликтов теперь не летать с русскими в космос?
Корреспондент:
Гостями фестиваля чаще становятся поляки, интересующиеся русской культурой, или все же русскоговорящие, проживающие в Польше и получившие возможность на большом экране посмотреть последние работы своих соотечественников?
Малгожата Скульска:
С уверенностью могу сказать, что 95 процентов наших гостей – поляки и только 5 – русские, украинцы или белорусы. Прежде всего, фестиваль создан для поляков, для них он важен и интересен: в нашей группе на Facebook не прекращается обсуждение ожидаемых работ следующего года или дискуссия на тему уже показанных фильмах. Мы стараемся дать своим соотечественникам возможность познакомиться с русской культурой и лучшими киноработами последнего года.
Корреспондент:
Сколько человек ежегодно посещают фестиваль и как меняется статистика посещений из года в год? Как вам удается поддерживать интерес к киносмотру?
Малгожата Скульска:
Как я уже отметила, первый «Спутник» в 2007 году посетили семнадцать тысяч зрителей, а в этом году мы ожидаем 22 тысячи гостей. Этот показатель уже несколько лет держится, и я могу предположить, почему. Дело в том, что другого такого киносмотра – такого масштаба – на свете нет. На других фестивалях российского кино показывают от пяти до тридцати картин, в то время как мы привозим в Польшу более сотни последних киноработ. Ни один фестиваль в других странах не проходит в течение 11 дней, а потом не путешествует по стране – однажды «Спутник» побывал аж в 54 польских городах.
Корреспондент:
По каким критериям проходил отбор фильмов в этом году? Какие темы в заявленных фильмах поднимаются чаще всего, можете ли вы выделить особые тенденции этого года?
Малгожата Скульска:
После завершения одного «Спутника» мы сразу начинаем готовиться к следующему – целый год смотрим российское кино на различных фестивалях. И, зная предпочтения нашей публики, особенно присматриваемся к картинам, отмеченным на ММКФ, Кинотавре в Сочи или в Выборге на киносмотре «Окно в Европу». Режиссерам и актерам, чьи фильмы участвуют в наших конкурсных программах, мы даем возможность поучаствовать в дискуссии после премьерных показов в рамках фестиваля. Случалось, что на «Спутник» приходили продюсеры и покупали права на фильмы, чтобы показывать их в широком прокате.