Алексей Попогребский: «Меньше всего нам хочется, чтобы КиноСоюз стал «клубом пикейных жилетов»»
В конце июня 2017 года прошли перевыборы руководства КиноСоюза. Новым председателем организации стал режиссер Алексей Попогребский. В эксклюзивном интервью продюсеру портала ПрофиСинема Матвею Ромодановскому кинематографист рассказал об управлении КиноСоюзом, взаимодействии с Минкультом и Фондом кино, новых проблемах, вызовах и перспективах развития киноиндустрии, а также о своей преподавательской деятельности в Московской школе кино и будущих проектах.
Матвей Ромодановский:
Как бы вы оценили всё, что сделал КиноСоюз до вашего председательства? С чего начинали, к чему пришли?
Алексей Попогребский:
Если говорить кратко, можно разделить деятельность КиноСоюза на три этапа. Первый этап – пассионарный. Нужно помнить, что семь лет назад КиноСоюз возник благодаря усилиям невероятно уважаемых мною людей на волне противодействия событиям, происходящим в Союзе кинематографистов, участником которых я не был, потому что не состоял в Союзе и вообще был, скажем так, молод.
Второй этап, на мой взгляд, самый содержательный и полезный, это попытка наладить конструктивное взаимодействие с различными инстанциями, которые отвечают в стране за кинематографию. Это был деятельный этап с председательством Андрея Прошкина. Мои коллеги, например, смогли в 2011 году организовать очень интенсивную и полезную конференцию в Воскресенском «Стратегия развития отечественной кинокультуры», ставшую площадкой для деловых обсуждений, дискуссий о том, как можно развивать и продвигать российское кино. Само мероприятие было проведено вместе с Фондом кино, которым руководил тогда Сергей Толстиков, при поддержке Министерства культуры.
Этому идеалистическому этапу на смену пришел этап перехода КиноСоюза, если не в спячку, то в такой режим постоянного ожидания. Есть масса факторов, объясняющих эту перемену. Один из них связан со сменой руководства в Министерстве культуры.
Сейчас самый главный вопрос для всех нас, и в первую очередь для меня, раз уж так случилось, что я стал председателем КиноСоюза, зачем он существует, какие у него цели и возможности.
Матвей Ромодановский:
Какова ваша программа? Есть ли направления или точечные проблемы, на которые вы планируете бросить силы в первую очередь?
Алексей Попогребский:
Я был бы счастлив сейчас сесть и по полочкам разложить все задачи и возможности их решения, сказать, что КиноСоюз может и будет делать такие-то конкретные вещи. Но, увы, не могу. Понятно, что меньше всего нам хотелось бы быть «клубом пикейных жилетов», который собирается раз в полтора года, чтобы поохать и поплакать о своей горькой судьбе.
В составе правления и в самом КиноСоюзе реально действующие кинематографисты, киноведы и кинокритики, которые снимают кино, продвигают, обсуждают и пишут про него. То, что мы смогли соединиться, это и благо и проклятие, потому что организовать творческих людей, а тем более режиссеров, скажем так, в какое-то эффективное целое, которое будет действовать по единой программе, - это нонсенс. Найти в своих рядах людей, готовых пожертвовать своей энергией и временем для того, чтобы в течение пяти лет заниматься административной работой, тоже невозможно.
Основная проблема КиноСоюза, которую я вижу сейчас – невозможность выступить с четкой, конкретной программой. С другой стороны, было бы очень странно, если бы организация, объединяющая в первую очередь кинематографистов – режиссеров, сценаристов, операторов, продюсеров, киноведов и киножурналистов – стала маленькой боевой ячейкой, которая тут же бы выступила с предложением захватить телеграф, почту, Центральный банк и так далее. Мы не революционеры и не карбонарии. У всех есть свои проекты, желание работать, необходимость зарабатывать деньги. Наверное, никогда не будем суперорганизованной структурой. Но если уж мы есть, встречаемся, переписываемся, ставим вопросы и пытаемся найти на них ответы, значит в этом есть необходимость — как минимум для нас. Но нужно, чтобы наша организация была полезна не только для ее членов (хотя о какой-то выгоде говорить вообще не приходится — скорее, наоборот). Что для этого нужно сделать — вот главный вопрос, который мы ставили на нашей конференции и на первом заседании нового правления. Вопрос острый, актуальный, но четкого ответа сегодня на него я дать не берусь.
Матвей Ромодановский:
Тем не менее вы пошли на это и приняли предложение стать во главе организации. В чем ваша личная мотивация управления КиноСоюзом?
Алексей Попогребский:
Это для меня действительно большая честь, но и не меньшая обязанность. Не стоит думать, что я выступил с какой-то пламенной программой, с идеей мощной и актуальной трансформации КиноСоюза, который будет вершить судьбы российского кинематографа в ближайшее время. Такого, увы, не было. Честно могу сказать, что я не хотел выдвигаться, не хотел, чтобы меня избирали. Но в ситуации, когда на правлении обсуждалось, какие могут быть кандидатуры и в числе других звучала моя, у меня не было права брать самоотвод. Мои ближайшие друзья и коллеги Борис Хлебников, Андрей Прошкин уже работали в этом качестве и тратили свое время и силы на то, чтобы КиноСоюз существовал. Я не мог их подвести.
Понятно, что люди, входящие в правление КиноСоюза, известные, опытные, умные, реально действующие кинематографисты, очень хорошо владеют информацией об индустрии в целом. КиноСоюзу есть что сказать, мы стараемся обобщить опыт в виде предложений и критики. Некоторое время назад к нам прислушивались, а сейчас есть полное ощущение, что любая инициатива, которая прозвучит от КиноСоюза, будет автоматически восприниматься как помеха и фрондерство, чего, конечно, нет в наших планах.
Задача КиноСоюза – содействовать профессиональной среде в создании разнообразного кино. Каждый год звучат разнонаправленные призывы: то нам нужно кассовое кино, то патриотическое, то еще что-то. Но грош цена тому автору, кинематографисту, который будет цепляться за эту конъюнктуру. Творческая среда должна равно способствовать хорошему кино, неважно на каких почвах, идеях, фундаментах оно произрастает. В момент старта КиноСоюза большие надежды внушало создание при Минкульте и Фонде кино экспертных комиссий, которым действительно отводилась серьезная роль, в них входили представители самых разных профессий, в том числе члены КиноСоюза. Сейчас формально так и остается. Я состою в попечительском совете Фонда кино, ряд наших членов – в тех или иных экспертных комиссиях. Но очень сильно настораживает, что с каждым годом эти экспертные комиссии начинают выполнять все более декоративные функции, а реальные решения в конечном итоге принимаются чиновниками.
Матвей Ромодановский:
Планирует ли КиноСоюз сотрудничество с Фондом кино и Министерством культуры?
Алексей Попогребский:
Что касается Министерства культуры, то сейчас не вижу реальных возможностей для такого сотрудничества — и это не какая-то наша принципиальная позиция, а лишь констатация факта.
С Фондом кино у нас есть диалог, который пока строится скорее в индивидуально-личной плоскости. Я член попечительского совета Фонда кино, но не официальный представитель КиноСоюза.
Если Фонд кино существует как инстанция, которая должна способствовать развитию индустрии, то в первую очередь главная его задача создавать прозрачные, единые, незыблемые правила игры и не корректировать их на каждом повороте в угоду тому или иному проекту, не обслуживать частные интересы той или иной группы, продюсерской компании. Не в этом функция Фонда кино, а в том, чтобы создать систему координат для развития индустрии. Если обобщить, чем может быть полезен КиноСоюз индустрии, то это в первую очередь отслеживание и корректировка возникающих с течением времени перекосов. Понятно, что любая государственная система, какой бы прогрессивной она ни была, с какого-то момента начинает циклиться сама на себе, обслуживая свои собственные внутренние интересы. А индустрия кино не может развиваться, ориентируясь только на решения, принимаемые функционерами. Наша задача, абстрагировавшись от любых частных или групповых интересов, — а в КиноСоюз, к счастью, входят очень разные кинематографисты, и по личным воззрениям, и по профессиональной направленности – за этим следить и вовремя поднимать голос, когда это происходит. Что мы делали и делаем.
Матвей Ромодановский:
Да, как раз одно из недавних выступлений КиноСоюза связано с ситуацией вокруг фильма «Матильда»...
Алексей Попогребский:
Да. Конечно, открытые письма не самый действенный инструмент, тем не менее я знаю, что ряд наших писем сыграли не последнюю роль в различных непростых ситуациях. В том числе и в истории вокруг фильма «Матильда». Алексей Учитель не входит в состав КиноСоюза, но мы не могли остаться в стороне и молча наблюдать за совершенно абсурдной и обскурантистской травлей, которой эта картина подвергается. Это тоже часть правил игры, отстаиваемых КиноСоюзом. Цензура в нашей стране запрещена конституцией, и не должно быть никаких допусков и использования, например, прокатных удостоверений для цензурирования деятельности кинематографистов.
Матвей Ромодановский:
Как вы будете совмещать работу в КиноСоюзе и в Московской школе кино, где курируете программу «Режиссура»?
Алексей Попогребский:
Четыре года назад меня пригласили не просто курировать эту программу, а попросили ее разработать. Первый выпуск состоялся прошлой осенью, сейчас вторые выпускники снимают свои дипломные работы, и я вижу, что разработанная мной программа правильная, рабочая, к тому же многое в нее привнесли мои коллеги. Задача состоит в том, чтобы за два года подготовить режиссера, который сможет работать не только в авторском кино, а продуктивно действовать в совершенно разных областях кинематографа, например, снять рекламу или телесериал.
Ну а как совмещать… Знаете, поначалу еще были иллюзии, что будет просто, но по факту это отнимает огромное количество времени и сил. Самый главный вопрос, совместимо ли кураторство программы режиссуры Московской школы кино с жизнью вообще. И порой мне кажется, что не очень. А потом что-нибудь прекрасное происходит, я смотрю какую-нибудь замечательную работу студента, этюд, курсовую или дипломную, и думаю, что вот ради этого и стоило включаться, впрягаться и пахать. Ребята со своим глазом, голосом, хотят делать самостоятельные вещи. И главное, у них получается! Это вдохновляет не меньше, чем собственные работы. Кстати, у нас в правлении КиноСоюза сейчас несколько известных мастеров-преподавателей. В первую очередь, конечно, Марина Разбежкина, Алексей Ханютин, Владимир Котт... На первой нашей встрече мы уже начали прикидывать, какие дополнительные возможности может здесь принести платформа КиноСоюза.
Матвей Ромодановский:
А еще же, наверное, и творческих планов громадье?
Алексей Попогребский:
Сейчас время собирать камни. Недавно вышел мой большой телевизионный проект «Оптимисты». За довольно ограниченный срок я по объему снял вдвое больше, чем за всю свою предыдущую профессиональную биографию. И при этом у меня полное ощущение, что не хуже ни разу. Очень горжусь тем, что у нас получилось.
Сейчас ведутся переговоры по поводу второго сезона «Оптимистов». Меня эта тема не отпускает, хочется думать про наших персонажей. Уже есть поэпизодники первых серий второго сезона. Но решение принимается не нами и даже не продакшн-компанией Валерия Тодоровского, а руководством канала, которое следит за рейтингами и так далее. Это был совсем не дешевый проект для нашего рынка. Поэтому надеюсь на лучшее, остаюсь оптимистом, но параллельно смотрю и на другие проекты.
В первую очередь это, конечно же, продолжение сотрудничества с Романом Борисевичем, продюсером кинокомпании «Коктебель», с которым я снял все свои полнометражные фильмы. Сейчас у нас в разработке ранее анонсированный проект «И-сайдер». С ним мы в свое время выходили на международный рынок. В первоначальном масштабе он, к сожалению, не случился. Но классная, крутая основа этого проекта не дает мне покоя. Не сомневаюсь, что главный ключ, центральный движок того замысла мы воплотим — по всей видимости, уже в виде другой истории.