Елена Лотова: ««Три дня до весны» — возможность ещё раз сказать, что «никто не забыт и ничто не забыто»»
4 мая 2017 года к 72-летию со Дня Победы киностудия «Ленфильм» выпускает на экраны новую полнометражную картину «Три дня до весны» режиссёра Александра Касаткина. Елена Лотова, исполнительница главной женской роли, рассказала в интервью, чья реальная история легла в основу образа Ольги Марицкой, почему важно быть похожей на свою героиню и как актриса смогла научиться играть на рояле на съёмках за обеденный перерыв.
Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, о вашей героине в фильме «Три дня до весны». Как бы вы ее охарактеризовали?
Елена Лотова:
Я бы назвала Ольгу Марицкую «локомотивом». Она умна, деятельна, справедлива, совестлива, предана профессии, людям и самой себе. Несмотря на весь ужас войны, блокады, голода и коснувшихся её семьи репрессий, эта девушка не закрылась, не спряталась, не озлобилась. Наоборот, она всегда готова помочь! Делом, словом или даже просто улыбкой, что роскошь в блокадном Ленинграде. Она ежеминутно думает о других. Может быть, потому что завтра может не наступить… Именно эти качества помогают главному герою, Володе Андрееву, найти ответы на самые главные вопросы. Даже на те, которые он себе лично не отваживался задать.
Для меня история картины «Три дня до весны», как и Второй мировой войны, и Великой Отечественной заключается не в датах, а подвигах людей, которые через любовь к своему делу спасли свою семью, деревню, город, страну, нацию.
Корреспондент:
«Три дня до весны» — многогранная картина, у которой много составляющих. Какова на ваш взгляд её главная тема?
Елена Лотова:
Здесь и тема войны, и тема предательства, и преданности, и тема любви — все они неотделимы друг от друга. Когда я готовилась к этой роли, читала много разной литературы. Столько всего потрясло, столько стало открытием, но сильнее всего в память врезалась биография Ольги Берггольц. Я взяла её за основу образа и истории моей героини.
Корреспондент:
Насколько я знаю, исполнительницу роли Марицкой искали долго. Как проходил кастинг?
Елена Лотова:
Кастинг на эту роль шёл больше месяца. Пробы проходили на «Ленфильме», в декорациях и костюмах, приближенных к тому, что зритель увидит в фильме.
Корреспондент:
Есть ли у вас нечто общее с вашей героиней? Насколько вам в принципе важно быть с героиней «на одной волне»?
Елена Лотова:
Мне близки те качества в Ольге, которые я описала. Важно, чтобы у актёра и его героя было что-то схожее, нужно однозначно «попасть», иначе тебя просто не утвердят на эту роль.
Корреспондент:
Как вы погружались в роль? Была ли особенная подготовка?
Елена Лотова:
Я приступила к съёмкам позже остальной группы, поэтому почитать необходимую литературу успела, встретилась с несколькими инфекционистами, чтобы глубже погрузиться в суть происходящего. Загвоздка была в том, что с чумой медицина научилась справляться ещё в середине ХХ века, поэтому обширных знаний у нынешних специалистов мало, приходилось обращаться к учебникам, справочникам и профессорам, которые их писали. Ещё я на YouTube смотрела, как раны зашивают, — тоже пригодилось на съёмках.
Корреспондент:
Вы выглядите очень органично для тех обстоятельств, в которых разворачивается действие фильма, — бледность, впалые щёки (и ясные живые глаза!). Такое чувство, что вы очень похудели к роли. Или это грамотный грим?
Елена Лотова:
Нет, специально для роли я не худела. У нас на проекте работали замечательные художники по гриму — это их рук дело!
Корреспондент:
Какова была атмосфера на площадке? Как вы сработались с Александром Касаткиным? А с остальной съёмочной группой?
Елена Лотова:
Знаете, это была по-настоящему слаженная группа. Мы все были буквально «заражены» этой историей, каждый из нас с удовольствием выполнял свою работу, хотелось сделать всё правильно и честно. Этот импульс и верный настрой, безусловно, исходил от режиссёра Саши Касаткина. Он по-хорошему настойчив, местами требователен, но в то же время чуток и внимателен к предложениям и вопросам. Я полностью доверилась ему и очень счастлива и благодарна, что всё сложилось для меня именно так.
Корреспондент:
Возникали ли трудности на площадке?
Елена Лотова:
Ничего экстраординарного не происходило! Могу лишь сказать, что мы снимали в феврале-марте, было много натурных сцен, но с погодой очень повезло: и сильных морозов уже не было, и весна пришла рано и с ярким солнцем.
Корреспондент:
Если технически не было сложностей, то как на счёт трудных или просто особо запомнившихся вам с точки зрения актёрской задачи сцен?
Елена Лотова:
Однажды мы готовились снимать эпизод в квартире скрипача, разбирали с режиссёром и оператором мои задачи, и тут Саша Касаткин говорит: «А вот здесь, в конце, ты садишься за рояль и наигрываешь мелодию». Пауза. Дело в том, что я инструментом не владею, но по опыту знаю, что научиться чему-либо в кратчайшие сроки — это моё. (*смеётся*). Например, для съёмок в сериале «Пётр Лещенко. Всё, что было» я за месяц научилась аккомпанировать себе на аккордеоне. В итоге наш оператор, Руслан, наиграл мне нужный отрывок, я записала его на видео и за обед выучила.
Корреспондент:
Мне очень понравилась одна из закрывающих сцен и необычная смесь эмоций героев — смех и слёзы. Не будем раскрывать, на что они так реагируют, но как бы вы описали то, что они чувствуют в этот момент?
Елена Лотова:
Для них это освобождение. Кстати, такое решение сцены предложил Кирилл Плетнёв. Режиссёру эта идея понравилась.
Корреспондент:
Фильм «Три дня до весны» — подарок героям блокадного Ленинграда и другим ветеранам. Что бы вы хотели сказать людям, которые прошли войну?
Елена Лотова:
Я хочу сказать ветеранам спасибо за их подвиг и за наши жизни. Низкий поклон каждому, кто прошёл войну. Мне очень важно и отрадно, что картину уже успели оценить ветераны, люди, пережившие блокаду Ленинграда, потому что эта история, и эта роль в частности, — возможность ещё раз сказать, что «никто не забыт и ничто не забыто».