Антон Бильжо: «Думаю, у нас получился легкий, зрительский и при этом необычный фильм»
C 6 по 13 июня 2016 года в Сочи состоится XXVII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Участник конкурсной программы, режиссер-дебютант Антон Бильжо и продюсер фильма Юлия Мишкинене рассказали порталу «ПрофиСинема» –– многолетнему информационному партнеру фестиваля –– об особенностях работы над черной комедией «Рыба-мечта» с Владимиром Мишуковым, Максимом Виторганом и Северией Янушаускайте в главных ролях, краудфандинге, копродукции с Эстонией, жанровой специфике ленты и многом другом.
Алена Сычева:
Расскажите, как и когда появилась идея этого проекта?
Антон Бильжо:
Идея фильма возникла в Усть-Нарве, где самый широкий и самый пустынный пляж в Эстонии. Однажды я увидел там одиноко загорающего мужчину. Принимая воздушные ванны, он слушал песню «Don’t worry, be happy», игравшую в его магнитофоне. В руке мужчина держал банан. Он был настолько самодостаточен, что я невольно подумал: «Есть ли такая вещь, которая может вывести его из себя?». Потом возникла история корректора: скромного человека из Петербурга, который приехал в тихий курортный город, чтобы просто поработать, а вместо этого встретил девушку, смешавшую его карты.
Алена Сычева:
Как долго вы работали над сценарием?
Антон Бильжо:
Первый вариант сценария я написал за неделю. Это было года четыре назад. Потом было еще шесть драфтов. Мне помогал профессиональный и очень талантливый сценарист – Евгений Керов. Мы совершенствовали историю, что-то добавляли, что-то убавляли. Работа продолжалась два года в общей сложности. Параллельно я искал продюсера.
Алена Сычева:
Когда к проекту присоединилась Юлия Мишкинене? Какую поддержку она вам оказала?
Антон Бильжо:
Когда фильм был закончен, я отнес материал Юлии и даже как-то сам не заметил, как осел в ее монтажке и стал монтировать. Почти год я ходил туда как на работу. Ко мне привыкли. Потом я познакомился со звукорежиссером Рустамом Медовым, которого посоветовала Юлия, мы приступили к озвучанию. Так постепенно начался постпродакшн. При поддержке Vita Aktiva был запущен краудфандинг, началась рассылка фильма по фестивалям…
Алена Сычева:
У картины очень непростая финансовая судьба: вы и сейчас продолжаете краудфандинговый сбор средств… Как вы считаете, краудфандинг – реальная альтернатива госфинансированию или способ, на который приходится идти в крайнем случае?
Антон Бильжо:
Не знаю насчет больших сумм, но небольшие, покрывающие постпродакшн или его часть при определенных совместных усилиях, собрать можно. Кроме того, краудфандинг - помогает привлечь единомышленников на раннем этапе: найти «своих» людей, рассказать им о фильме, предложить им стать частью команды…
Алена Сычева:
В какой момент вы решили делать фильм в копродукции с Эстонией?
Антон Бильжо:
Поскольку история задумывалась в Эстонии – в Усть-Нарве, в месте, которое я слишком хорошо знаю – моей идеей фикс было и снимать там. Я случайно узнал, что Илья Медовый, которого я знаю еще по своему рекламному прошлому, сейчас живет в Эстонии, снимает рекламу. Ему и его эстонскому партнеру Эско Рипсу понравился сценарий, и мы решили рискнуть: снять фильм за небольшой бюджет. Основные деньги на съемки дал мой отец, Андрей Бильжо. Копродукция не была самоцелью, так получилось.
Алена Сычева:
Жанр фильма «Рыба-мечта» сформулирован как «черная комедия с элементами мелодрамы»…
Антон Бильжо:
Мне не интересны простые эмоции: поржать, поплакать, ужаснуться… Они не дают развития. Зритель, который знает, чего от него хочет режиссер, перестает работать самостоятельно (хотя понятно, что жанровые истории для зрителя комфортней). В жизни мы чаще имеем дело со сложными коктейлями эмоций. Перед нами нечто объемное, что не дает подсказок, а как нам это воспринимать – в этом как раз и состоит почерк личности. Кино позволяет делать такие штуки. Одна из причин, по которым я снимаю кино, – мне жутко любопытно, как это будет воспринято. Я, когда слышу реакции разных людей на фильм, лучше понимаю не только мир, но и себя, кто я такой и что хотел сказать.
Алена Сычева:
Сформулированный жанр намекает на то, что фильм – зрительский, увлекательный, но при этом вы наверняка старались создать самобытное произведение искусства: вы пытались совместить авторское кино с жанровым, зрительским?
Антон Бильжо:
Хотелось донести мысль, некое собственное ощущение, но без надрыва и занудства. Думаю, в результате у нас получился легкий, зрительский и при этом необычный фильм. Я рад, что в процессе создания мы уходили от жанровости, заложенной в сценарии, к правде жизни. Во многом, это заслуга прекрасных актеров. Главный герой в исполнении Владимира Мишукова перевернул мое представление о корректоре. Маленький человек – Акакий Акакиевич – оказался одновременно и страстным Отелло, и великим ученым. Это очень соотносится с реальностью. В реальности маленьких людей не существует. Мы всегда разные. Смешные и героические, сейчас застенчивые, а через секунду способные на все.
Алена Сычева:
Каковы особенности визуального решения, найденного вами вместе с оператором Павлом Емелиным?
Антон Бильжо:
Мы работали в основном на средних планах. Статики совсем мало, в основном – подвижная камера. Снимали однокадрово, но на монтаже многое было порезано, что создало особый скачкообразный темп повествования, пошедший истории на пользу. Хотелось минимализма, прибалтийской атмосферы. Одним из референсов было старое эстонское телевидение, где на студиях обычно не хватает предметов. У нас был маленький бюджет, мы сделали бедность приемом. Многие визуальные ходы были придуманы совместно с художниками Наной Абдрашитовой и Павлом Копаевым, моими старыми «боевыми» друзьями. Очень помогли местные талантливые люди. Татьяна Сонина из нарвского театра стала нашим художником по костюмам, это был ее первый фильм. Он все поняла в процессе и блестяще справилась с задачей, придумывала свои решения, непонятно как и где доставала нужные костюмы.
Алена Сычева:
Как долго вы искали исполнителей главных ролей?
Антон Бильжо:
Кастинг занял почти год. Сложнее всего было найти Хелену. Многие девушки отказывались от роли, узнав, что придется сниматься ню. Нужен был особый тип – роковой женщины, но при этом холодной, скандинавского образца. Не представляю, кто бы мог это сделать лучше, чем Северия Янушаускайте. В ней было то, что нужно: раскованность, гибкость, способность импровизировать, свобода, уверенность и, конечно, сексуальность. Она сразу поняла, в чем ключ к роли: существование, как бы между строк, в неопределенном эмоциональном поле. Каждое ее слово герой может воспринимать так, а может иначе. Это постоянно ставит Романа в тупик. Его мы тоже искали очень долго. Я счастлив, что эту роль исполняет Владимир Мишуков, ученик Левертова, постоянно направлявший меня в русло реализма – «я» в заданных обстоятельствах. В результате герой не получился плоским, отстраненным, декоративным. По-моему, у нас родился живой человек. За время работы над фильмом Володя стал моим другом и настоящим соавтором. Опыт работы с Максимом Виторганом тоже поразителен. Он многое нашел сам, много предлагал. Его герой – метущийся, играющий, полная противоположность серьезному Роману, корректору, который больше всего на свете боится ошибиться. Марк, которого играет Виторган, пытается хоть за что-то зацепиться в мире, хотя ни во что по-настоящему не верит. Если честно, я очень доволен актерским составом и считаю его едва ли не главным достоинством фильма.
Алена Сычева:
Какое значение для вас имеет участие фильма в конкурсе «Кинотавра»?
Антон Бильжо:
Я трижды был на Кинотавре с короткометражками. Фильмы ничего не выигрывали, но мотивация сделать что-то и вернуться на этот фестиваль была тем сильней. Главное на «Кинотавре» – то, что происходит помимо официальных церемоний. Ты видишь живых людей вокруг и чувствуешь, что не один, что есть какой-то общий процесс, общие потуги. Я, как ни странно, тоскую по ощущению цеха. Мне кажется, люди, которые занимаются одним делом, должны время от времени общаться и хотя бы говорить друг другу, что они друг о друге думают. Ну, или просто – «делиться теплом».
Юлия Мишкинене: «Короткометражный фильм Антона Бильжо запомнился своей философией, оригинальным киноязыком, стало интересно познакомиться с режиссером и сделать с ним новое кино»
Алена Сычева:
Почему вы решили принять участие в создании фильма «Рыба-мечта», что вас привлекло в этом проекте?
Юлия Мишкинене:
В году, по-моему, 2012 я была в жюри конкурса «Кинотавр. Короткий метр». И там я увидела фильм Антона Бильжо «Сказание о нас с Евгенией». Он мне сразу очень запомнился своей философией, оригинальным киноязыком. Мне было понятно, о чем он. Стало интересно познакомиться с режиссером, что вскоре и произошло.
Захотелось сделать с ним новое кино. Сценарий фильма «Рыба-мечта» Антон мне прислал, и тогда им заинтересовались несколько продюсеров. В силу разных обстоятельств, Антон начал съемки самостоятельно. Но уже на этапе подготовки мы много общались, потом Антон почти поселился в нашем офисе, и как-то само собой получилось, что я вошла в этот проект. Вот теперь доделываем его, будучи уже в конкурсе «Кинотавра».
Алена Сычева:
Какое для вас, как продюсера ленты, имеет значение участие фильма в конкурсе «Кинотавра»?
Юлия Мишкинене:
Я считаю, что «Кинотавр» – это самый важный для индустрии российский фестиваль. Хотя и другие фестивали, такие как «Движение» и «Окно в Европу», по-своему важны.
Алена Сычева:
Какие у вас на фильм фестивальные и прокатные планы?
Юлия Мишкинене:
Так как фильм еще находится в стадии завершения, мы только планируем показывать его фестивальным отборщикам и только начинаем переговоры с прокатчиками.