Алексей Пиманов: «С каждым годом мы все больше теряем своего зрителя, национальную киноидентичность»
3 января 2016 года на «Первом канале» состоится показ фильма «Овечка Долли была злая и рано умерла» (в кинопрокат картина вышла 19 февраля 2015 года, дистрибьютор – компания 20 Век Фокс). Главный редактор портала «ПрофиСинема» Нина Ромодановская поговорила с продюсером, режиссером и автором сценария картины Алексеем Пимановым о результатах проката ленты, грядущих проектах кинематографиста, а также о проблемах российской киноиндустрии, способах их решения, и многом другом.
Нина Ромодановская:
Вы известный российский журналист, политический и общественный деятель. Как сценарист, режиссер и продюсер много лет успешно работаете над разнообразными телевизионными проектами. Но в последнее время стали больше уделять внимание полному метру. В чем причина?
Алексей Пиманов:
Так получилась, что судьба дала мне возможность присутствовать каждую неделю в эфире «Первого канала». Конечно, это определенная удача, за что я благодарен передаче «Человек и Закон» и «Первому каналу». Но с самого начала своей творческой карьеры я был, прежде всего, режиссёром. Вначале телевизионным — снимал шоу, клипы, документальные фильмы. Даже, когда выполнял обязанности продюсера, больше всего интересовался процессом постановки программы. Мне нравилось придумывать декорации, стиль, образы ведущих, приёмы в спецпроектах вроде «Кумиры + кумиры». Ведущим же я стал по необходимости, и это затянуло. Да, политология – одно из моих увлечений, поэтому достаточно легко было в этом освоиться. Иногда меня спрашивают: «Вы юрист?». Конечно, никакой я не юрист! Просто так жизнь сложилась. 18 лет в передаче «Человек и Закон» перебивают всё. Понятно, что для страны, извините за пафос, мой образ — это, прежде всего, образ ведущего «Человек и Закон» или, как иногда друзья подтрунивают, образ «совести нации».
А к кино я шёл с самого начала. Мечтал об этом, хотел снимать и каждый год делал небольшой шаг к реализации этого желания. Шаги были практические — опыт, полученный в производстве документального кино, телевизионной режиссуры, наблюдение за работой других режиссёров. Конечно, перелопатил все учебники, методички ВГИКа и МХТ, разбирал по кадрам великие фильмы. Самое любимое мое занятие – смотреть «фильм о фильме». Все технологии, которые сейчас существуют на рынке, я не пропускаю. Если вижу что-то и не понимаю, как это снято — начинаю разбирать и накапливаю опыт. Поскольку и на ТВ и в кино я прошел долгий путь с самого начала, то весь этот мир для меня очень родной: я понимаю каждого на съёмочной площадке — от гримёра до оператора, от человека, обслуживающего камеры, до режиссёра. Теперь, когда на телевидении бюджеты позволяют делать большие проекты, мы начали снимать, по сути, не сериалы, а многосерийное кино и вкладываемся в него также, как в полнометражное. Я не отделяю проекты уровня «Власик. Тень одиночества», «Жуков», «Назарова» от кино для кинотеатров.
Конечно, у телевидения есть свои законы, но внутренне я никогда не разделяю для себя: что похуже качеством — для ТВ, получше — для большого экрана. Любой проект должен быть для создателя самым лучшим и любимым.
Нина Ромодановская:
С нашей киноиндустрией не все ладно. И вы как никто знаете об этих проблемах. С момента принятия антипиратского закона прошло уже почти 2 года. Как вы считаете, есть уже какие-то ощутимые результаты или это возможно только в среднесрочной перспективе — нужно подождать не меньше пяти лет?
Алексей Пиманов:
Движение есть, конечно. Очень трудно добиться сразу большого результата, потому что это очень запущенная история. Прежде всего, нужно переломить психологию людей. Приведу такой пример: раньше я даже представить себе не мог, что наши люди будут пристёгиваться за рулём, а сейчас все и забыли, что раньше никто этого не делал. То же самое и в нашем случае. Я думаю, что постепенно люди привыкнут. Нужно, чтобы выросло правильно воспитанное поколение, в отличие от «пиратского поколения» 1990-х-2000-х, которое привыкло ни за что не платить и смотреть все бесплатно.
Несколько лет назад я присутствовал на заседании Ассоциации продюсеров в Госдуме с участием представителей поисковых систем. Представители интернет-индустрии настаивали, что они не только не вредят нам, потворствуя воровству, но и помогают продвигать наше кино к зрителю. Но на мое предложение сделать совместный проект, вложить в него миллион долларов и попробовать вернуть деньги при таком уровне пиратства, что-то никто тогда не откликнулся.
Я убежден, что рано или поздно интернет-технологии позволят кино окупаться. Мы должны постоянно и оперативно пресекать любые попытки нас обокрасть. Я имею ввиду в первую очередь крупные ресурсы, вроде Rutracker, который к счастью закрыли. Если бы система была налажена, и каждое скачивание приносило нам доход хотя бы в доллар, «Мужчина в моей голове» с 2009 года собрал бы уже минимум $6 млн. Мы могли бы на эти деньги другое кино снять.
Мечтаю, что когда-нибудь развитие технологий позволит делать премьеры фильмов только в интернете. Я бы хотел попробовать.
Нина Ромодановская:
Давайте поговорим о кинотеатрах. В 2009-2010 годах вы выступали с инициативой увеличения количества кинозалов за счет объединения их со спортивными дворцами. Почему тогда не получилось реализовать этот проект? Как вы сейчас смотрите на проблему кинопоказа в России?
Алексей Пиманов:
Сейчас я хотел бы понять, какие кинотеатры нужно строить. При наличии всё большего количества различных продвинутых телевизоров с 3D, со звуком 5 + 1, возможностью заказать кино за те же 150 рублей и с друзьями в комфорте его посмотреть, — все меньше людей ходит в кино.
В 2009-2010 годах наш проект представлял собой целостный подход к организации досуга в малых городах. В основу была положена синергия спортивных и развлекательных комплексов. Мысль была простая: к спортивным комплексам, строящимся в малых городах, добавить кинотеатры. Если я веду ребёнка покататься на коньках или сам иду с друзьями поиграть в футбол, то почему бы там же не посмотреть кино?
Проект уже был практически готов, мы подписали бумагу у президента, запустили механизм изменения законов, договорились с регионами, предложили деньги, которые Министерство спорта не осваивало на строительство так называемых ФОКов, вкладывать в спорт плюс кино. А мы бы со своей стороны привлекли частные инвестиции в сумме до 9 млрд рублей. Инвесторы на федеральной земле строили бы торговые моллы, где 20% площадей — кино и спорт, а остальное — аренда, торговля, банки. Представьте, как было бы здорово, когда в маленьком городе появился бы такой молл, и там началась бы совсем другая жизнь — культурная, развлекательная, спортивная, торговая.
До реализации нам не хватило двух недель. В Правительстве и Госдуме неожиданно поменялось несколько начальников, и возникла необходимость проходить весь путь по новой. Если честно, мы могли бы додавить, но нужно было ещё год жизни на это потратить.
Кстати, тогда параллельно шёл разговор о проекте КиноСити Федора Бондарчука, к которому в Минэкономразвития склонялись чуть больше, но который тоже не состоялся. На самом деле, это была величайшая глупость. Мы могли бы строить до 40 таких центров в год, в каждом в среднем по 5 залов, — а это 200 залов в год. Но такая у нас система, и в итоге я решил, что лучше потрачу время на творческую реализацию в кино.
Нина Ромодановская:
И вы решили заняться «Овечка Долли была злая и рано умерла»? В этом проекте вы выступили сценаристом, режиссером и продюсером. Хоть мы уже об этом говорили, но какая из этих профессий для вас самая привлекательная? Нет ли внутреннего конфликта между Пимановым-продюсером и Пимановым-режиссером?
Алексей Пиманов:
Да, мы спорим всегда, и очень жёстко друг к другу относимся! (смеётся) Шучу. На самом деле, нет. Мне недавно позвонили, предложили режиссёрское кресло, но пришлось отказаться, потому что не могу представить работу с другим продюсером. Так сложилось, что я сам все придумываю, делаю и контролирую. Конечно, профессия режиссёра наиболее привлекательна, но я не разделяю написание сценария и режиссуру. Мне приходилось работать с режиссёрами, которые требовали подписать каждую страничку сценария, так как считали, что их функция состоит в том, чтобы строго следовать полученному сценарию, ничего не привнося в него. Но ведь думающий, тонко чувствующий материал режиссер многое меняет именно на площадке, когда приступает к съемкам. Хороший сценарий — только повод снять хорошее кино.
Изначально я работаю в соавторстве с командой сценаристов, с которыми мы в течение года пишем первые драфты, но когда заканчиваем, я уезжаю на дачу и все равно переписываю процентов 70, да простят меня Галя Сальгарелли и Лена Серова – чудесные мои соавторы и в «Мужчине в моей голове» и в «Овечке Долли…». Просто, придуманное на бумаге — это одно, а проигранное, представленное в голове — совсем другое. Хотя на площадке все равно приходится что-то менять, но кино должно быть готово так, чтобы осталось только снять. Режиссёрский сценарий для меня — это не описание технического оснащения площадки: кран, долли и т.д. , как это часто бывает. У меня по «Овечке...» было расписано самым подробнейшим образом 1700 кадров. По каждой строчке сценария: мотивация героев, что предшествовало сцене, что следовало за ней, как это должно быть снято, почему это должна быть субъективка, кран и так далее.
К огромному сожалению, большинство своих проектов приходится делать с ограниченным финансированием. С одной стороны, это позволяет нашему кино окупаться, но режиссёру-Пиманову всегда необходимо быть в жестких рамках бюджета, к сожалению. Поэтому я с продюсером-Пимановым не конфликтую, потому что есть понимание, сколько на проекте денег, и что никто больше не даст. «Овечка...» — первый фильм, на который дал деньги Фонд кино, только 25 млн. рублей — это мало, остальное вкладывали сами, но мы их все вернули. Кстати, и все предыдущие фильмы я делал на свои средства. Слава богу, все наши проекты окупились.
Когда мы только заходили в кинобизнес, я своей команде сказал, что на телевидении у нас всё хорошо, но в кино нам необходимо учиться зарабатывать. Если Минкульт или инвестор дадут деньги, то их все равно, как минимум, нужно будет возвращать. Например, выпуская в 2007 году «Три дня в Одессе» всего на 176 копиях, мы рассчитывали также на доходы с вторичных рынков: с продаж DVD и показов по «Первому каналу». И самое интересное, что «Три дня в Одессе» был одним из четырёх окупившихся проектов года. Конечно, можно сделать проект только для проката – две недели отработал, а потом трава не расти, но ведь это не правильно с точки зрения кинобизнеса.
Нина Ромодановская:
«Овечка Долли…» была хорошо принята зрителями. Много теплых положительных отзывов. Ее и сейчас продолжают смотреть в интернет-кинотеатрах. Каким вы видите своего зрителя? Для кого вы делаете свое кино?
Алексей Пиманов:
«Овечка…» делалась с расчетом на очень широкую аудиторию. Вначале в прокате, затем в интернете и на ТВ.
И, думаю, наш зритель очень разный. И молодой, и постарше. Мы хотели, чтобы главный герой был узнаваемым представителем поколения 20-летних: в рваных джинсах, помешанный на компьютерах, конфликтующий с родителями, — одним словом, типичный современный студент. Именно он попадает в 1985 год, видит другой мир, возвращается обратно и начинает жить по-другому.
Родители тоже узнают себя: конфликты с детьми, кризис среднего возраста, жизнь, в которой не всё сложилось. Мы просчитывали эту историю, как математику, в которой старшее поколение должно увидеть себя, а младшее – себя. Насколько у нас получилось — другой вопрос.
Получается, мы делали кино для всех. Молодняк, возможно, придёт к этому кино через интернет. Старшие – через телевизор. Мне кажется, на телеэкране «Овечка...» будет жить очень долго.
Нина Ромодановская:
Фильм сделан в жанре фантастическая комедия. Кроме того, вы говорили, что это еще и мелодрама. Как вы сейчас оцениваете, удалось реализовать задуманное полностью, сохранить баланс между жанрами?
Алексей Пиманов:
Это пусть критики оценивают. Я ведь к фильму, как к ребёнку, отношусь, мне трудно о нем говорить.
Но, с другой стороны, я всегда жёстко анализирую свои ошибки. И на монтаже я очень жёсткий. Из «Овечки...» выброшено где-то 25 минут очень хорошего материала со смешными шутками. Иногда бывает даже так, что я предлагаю что-то вырезать, а режиссер монтажа отстаивает. Кино — это коллективное творчество, и я стараюсь всегда слушать коллег, хотя финальное решение принимаю сам. Если группа своё сердечко в проект не вложит, то может получиться техничное кино, но абсолютно холодное. Кроме того, я приучен думать о зрительских предпочтениях. Телевидение дает понять интересы самой широкой аудитории, проанализировать, почему один проект смотрят, а другой нет.
Нина Ромодановская:
Фильм вышел в прокат 19 февраля, более чем на 700 экранов, прокатом занимался Фокс. Вы довольны результатами кинотеатрального проката? Все ли было правильно сделано: дата, количество экранов, объем маркетинга?
Алексей Пиманов:
Нет. Честно скажу, что на этом этапе я немного расслабился. Так получилось, что работая с очень интересными, мощными телевизионными многосерийными фильмами, я 7 лет не занимался прокатом. Но даже когда имеешь суперпрофессиональных партнеров — «Первый канал» и «20 век Фокс» — пока сам этот путь не пройдёшь — не будешь готов. Сейчас же понимаю, например, что не надо было так рано, еще в сентябре, занимать дату — 23 февраля. На это же число позже встали «50 оттенков серого», «Батальонъ», «Фокус», «Kingsman: Секретная служба». Мне предлагали съехать на апрель, а я не согласился. В то же время мы понимали, что любой результат нам даст окупаемость, хотя, конечно, хотелось еще и заработать. Решили не дергаться, и получилось то, что получилось. У нас был хороший сарафан на первом уикенде, но плохая роспись. Не хочу здесь углубляться, но нас, мягко говоря, обыграли коллеги. Здесь ничего личного — только бизнес. Я спокойно к этому отнесся, это был хороший опыт. Я благодарен Вадиму Смирнову из «Фокса», он очень профессионально сработал, и я надеюсь, что в дальнейшем мы сделаем вместе ещё не один проект.
Может быть, ещё одна ошибка в том, что после проката ради «Первого канала» решили убрать фильм из интернета. Кстати, смогли это сделать — его никто полгода в интернете не видел. Может быть, это не правильно, и надо было на волне той рекламной кампании начинать работу в сети, но мы решили дать безупречную премьеру «Первому каналу» в новогодние праздники. Фильм появился на платных ресурсах только в сентябре и хорошо продается.
Нина Ромодановская:
Мы знаем, что на 2016-2017 год у вас запланирован выпуск и производство нескольких теле и кинопроектов, есть ли среди них комедии? Будете ли вы продолжать работать в этом жанре или хотите сделать несколько разноплановых фильмов?
Алексей Пиманов:
Впереди тяжёлый, но вместе с тем интересный год. На телевидении выходят три наших мощнейших сериала. Первый — «Власик. Тень одиночества», про начальника охраны Сталина, надеюсь, после этого проекта я, наконец-то, расстанусь со сталинским временем. Зачем мы его делали? Хотелось через фигуру человека, который видел всё своими глазами, 25 лет стоял за спиной вождя, расставить акценты. Это большой проект уровня «Жукова», сейчас сдали на канал — скоро выходит. Режиссер Алексей Мурадов.
В следующем году выходит в эфир комедийный сериал «Бабий бунт, или Война в Новосёлково». Это абсолютно женская, лёгкая история про трёх «фиф» из большого города, которые попадают в деревню и вступают в конфликт с местными бабами.
Кроме того, на экранах в следующем году можно будет увидеть сериал «Назарова». Я считаю, что такого на телевидении ещё не было. История любви великих дрессировщиков Маргариты Назаровой и Константина Константиновского, снята на высочайшем уровне. Главных героев играют Ольга Погодина и Андрей Чернышов, сыгранная пара, но роли удивительны, этапны, если хотите, и для одного и другого. Если бы Анджелина Джоли и Брэд Питт сделали хотя бы часть трюков с тиграми, которые выполнили ребята, сейчас бы уже все СМИ мира об этом писали — у нас, к сожалению, почти тишина. Подумаешь, голову в пасть тигру засунули! Я посмотрел сборку с черновым звуком, и хотя знал сценарий и участвовал в съёмках, три дня не мог от кино отойти, несмотря на то, что там ещё даже музыки нет. Это будет бомба.
В следующем году мы запускаем в производство шесть новых сериалов. Ольга Погодина, как сопродюсер берет на себя большой кусок работы, практически половину. В ней есть удивительная способность самоотверженно играть и параллельно работать в качестве жесткого, принимающего самые смелые решения продюсера. Она молодец, и я так говорю не только потому, что она моя жена.
Среди запланированных проектов есть комедия под названием «Пятый алимент». История двух женщин, оставшихся после развода без средств. После того, как одна помогла другой добиться от мужа денег, они решили создать агентство, которое занимается поиском сбежавших мужей. Очень много комичных ситуаций!
Что касается полного метра, то в ближайшее время выходит в прокат новый российско-итальянский фильм «Любовь прет-а-порте». Мы только закончили пост-продакшн. Это легкое европейское кино, с хорошими итальянскими артистами — Джанкарло Джаннини, Андреа Прети, Паоло Контичини. Контичини в Италии звезда. Он также снимался в «Назаровой», и мы очень подружились. С одной стороны, это артист с несомненным комическим даром, с другой — талант широчайшего диапазона.
Кроме того, на 2016-2017 годы запланирован запуск трех полных метров. Пока не хочу раскрывать всех карт. Скажу лишь, что в феврале стартует проект под условным названием «Княжество Феодоро» про события марта 2014 года в Крыму. Это современные «Ромео и Джульетта», история любви двух людей, которые стараются не потерять друг друга в водовороте известных трагических событий. Он из Севастополя, она из Киева. По ходу работы, я вдруг понял, что чувствую эту историю так, как никто из режиссёров, с которыми общался. В итоге было принято решение, что в феврале выхожу на площадку сам. Вызов огромный, но тем интереснее будет работать.
В связи с этим «Танкиста», на которого Министерством культуры было выделено финансирование, будет снимать другой режиссёр – Константин Максимов, работавший над «Назаровой». Это удивительная история о войне, основанная на реальных событиях. Радует, что в сценарии все персонажи очень живые, настоящие, похожие на героев фильма «В бой идут одни старики». В основе – подвиг экипажа лейтенанта Коновалова, который сломавшись и окопавшись на высоте, принял бой с 55 танками немцев, уничтожив 18 из них. Что было дальше, рассказывать не буду. Увидите в кинотеатрах.
После Крыма хочу снять новую комедию. Сценарий уже пишется. Очень оригинальная идея. Мне вообще нравится снимать смешные истории, потому что в жизни столько всего тяжёлого, что в творчестве хочется отдыхать, побыть настоящим, каким меня знают в жизни друзья и родные.
Нина Ромодановская:
Как вы считаете, что нужно менять в системе финансирования, кинопроизводства, продвижения и проката отечественного кино, чтобы российский зритель пошел его смотреть в кинотеатры?
Алексей Пиманов:
Государство должно дать продюсерам не рыбу в виде из года в год повторяющегося финансирования, а удочку – выстроить систему кинотеатрального показа. В России нужно открыть хотя бы 6 тысяч кинозалов, чтобы дать возможность продюсерам самим зарабатывать деньги. Сможешь вести бизнес — молодец, не сможешь — упадёшь. Почему на том же телевидении всё так жёстко? Если раз, другой рейтинги не набрал, то никто больше тебе заказ не даст. А в кино можно получать невозвратные деньги на заведомо непрокатное кино. Эта система изначально порочна. Минкульт должен финансировать дебютное, авторское, патриотическое кино, и иметь при этом право диктовать свои условия. Что в этом плохого, если министерство — заказчик? Поэтому я считаю, нужно вкладывать деньги в производство кино, нужного государству с идеологической точки зрения, а все остальное финансирование пустить на создание нормальной индустрии, строительство кинотеатров в первую очередь. Это не такие большие деньги, как кажется. И пока у нас не появится системы — не будет ничего.
С каждым годом мы все больше теряем своего зрителя, национальную киноидентичность. Недавно заговорил с молодым режиссером про «Полосатый рейс» — он даже не понял, о чем я.