Александра Модестова: «Продвижение российского кино на международные рынки является одной из важных стратегических задач для отечественной киноиндустрии»
С 5 по 8 октября 2015 года в Каннах (Франция) пройдет Международный рынок аудиовизуального контента для всех платформ MIPCOM, являющийся одним из крупнейших в мире. Представителем в России и странах СНГ торговых марок MIPTV, MIPDOC, MIPCOM, MIPJUNIOR и MIPFORMATS, Азиатского Рынка и ТВ Форума в Сингапуре, а также рынка музыкального контента MIDEM в Каннах является компания «Экспоконтент». Главный редактор портала ПрофиСинема Нина Ромодановская поговорила с руководителем «Экспоконтента» Александрой Модестовой об особенностях крупнейших в мире рынков аудиовизуального контента и их отличиях друг от друга, российском присутствии на важнейших мероприятиях медиаиндустрии, объединенном стенде RUSSIAN CINEMA и его роли в продвижении отечественного контента на международные рынки и многом другом.
Нина Ромодановская:
Год от года усиливается тенденция, особенно в Европе, к объединению усилий для кино- и телепроизводства. Немаловажную роль в этом играют международные продажи. Какие основные тренды вы бы выделили?
Александра Модестова:
Основная тенденция последних лет заключается в диверсификации кинопроизводства. Многие кинокомпании, не только мейджоры, усиливают свою основную линейку телевизионным продуктом. В первую очередь — это залог финансовой стабильности компании. Сегодня продюсеру очень тяжело предсказать, как зрители отреагируют на тот или иной фильм, поэтому инвестиции в кинопроизводство с каждым годом становятся слишком рискованными.
Второй тренд — это выход на международные рынки. Мы видим много примеров, когда сборы голливудского фильма в Соединенных Штатах оказываются ниже ожидаемых, но, тем не менее, сборы на других территориях, например, в Китае, Японии или России, позволяют проекту быть рентабельным и прибыльным. Эта тенденция перекочевала и в сферу телевидения. Появились масштабные телевизионные сериалы, которые требуют больших финансовых вложений и для того, чтобы окупить такой телевизионный проект, необходим выход на новые рынки.
Третий тренд — это производство цифрового контента. Как только монетизация видео в интернете станет очевидной, профессиональные киностудии займутся производством высокобюджетного и качественного контента для онлайн-платформ и мобильных устройств.
Нина Ромодановская:
Как международные продажи влияют на развитие киноиндустрии внутри страны?
Александра Модестова:
Любые поступления денег в продакшн компании — это положительный момент. В перспективе это позволит не так сильно зависеть от внутреннего бокс-офиса. Большой шаг в этом направлении сделала «Снежная королева» — российский бокс-офис картины равен южнокорейскому, а сборы в мире давно превысили сборы ленты на внутреннем рынке.
Если говорить о размерах сделок, то раньше стоимость фильма, который еще не был в прокате или только выходит в российский прокат, для зарубежных закупщиков составляла примерно 20-50 тысяч евро или долларов. Сейчас цены постепенно увеличиваются и есть реальные примеры продаж российских картин за 400-500 тысяч долларов на одну территорию. Я думаю, не за горами сделки, когда размер контрактов будет достигать миллиона долларов. И традиционная схема продаж «твердый счет + роялти» станет нормой для российских дистрибьюторов. Мы активно работаем в этом направлении. Отмечу, что за последнее время российские кинокомпании стали обращать внимание на возможность продажи картины на международные рынки еще на стадии подготовки проекта. Правда, пока в отечественных проектах очень редко участвуют голливудские или европейские звезды, но мы придем и к этому. Когда та или иная территория сможет закрыть половину бюджета фильма, то продюсеры будут предпринимать меры, чтобы добиться этого. Кроме того, международные продажи способствуют развитию копродукции.
Нина Ромодановская:
Какие мероприятия в Европе, Азии и Америке можно отметить как системообразующие в интеграционном процессе? Как они помогают развивающимся локальным киноиндустриям?
Александра Модестова:
Во-первых, надо понимать, что есть ключевые для киноиндустрии в целом и локальных рынков мероприятия, в которых нужно принимать участие систематически, из года в год. Именно участие в каждом из этих мероприятий обеспечивает продажи, потому что заключение сделки в нашем бизнесе — это процесс, который занимает от 6 до 12 месяцев, для анимации этот период достигает порой нескольких лет.
Главный мировой рынок кино — кинорынок Marche Du Film, проходящий в мае во время Каннского кинофестиваля. Для независимого европейского кино, безусловно, обязателен — European Film Market, который проходит в феврале параллельно с Берлинале и традиционно отрывает сезон. Еще очень важен мартовский HKTDC Hong Kong International Film & TV Market (FILMART) в Гонконге, на котором идут продажи не только кинотеатральных прав, но и всех остальных видов прав. Потом апрельский MIPTV, где особенно хорошо продаются цифровые права, и октябрьский MIPCOM. Участие в сентябрьском кинорынке в Торонто важно с точки зрения присутствия в киноиндустрии и понимания общих тенденций в отрасли. В ноябре проходит еще одно важное мероприятие — американский кинорынок AFM, в который российские дистрибьюторы пока еще не успели интегрироваться в полной мере.
Нина Ромодановская:
Давайте остановимся подробнее на MIPCOMe. Вы 8 лет представляете этот крупнейший рынок в России. Как меняется медиасреда в России?
Александра Модестова:
Если говорить об отличиях MIPCOM от MIPTV, то необходимо отметить, что выставке MIPCOM 30 лет, в то время как MIPTV проводится уже 50 лет. MIPTV проходит в апреле, а MIPCOM — в октябре. Внутри компании Reed Midem, которая является бессменным организатором рынков, зреет инициатива, переименовать их в «MIP-Апрель» и «MIP-Октябрь», чтобы никого не вводить в заблуждение.
Рынок MIPCOM возник не случайно, тому были две причины. Первая связана с выставочным бизнесом. В любых индустриях есть две ключевые выставки, которые проходят с разницей в шесть месяцев, как правило, эти выставки делают две конкурирующие компании. Иными словами, если компания организует выставку при отсутствии конкурентных мероприятий, то рано или поздно они появятся. Собственно говоря, Reed Midem решилась на защитный механизм — создать собственной выставке конкурента в противоположном календарном периоде. Таким образом, получается живая равновесная система. Любая выставка, которая будет стоять между MIPTV и MIPCOM, априори будет слабее. Вторая причина связана со спецификой телевизионного сезона. Сейчас многие каналы вещают круглосуточно, они должны удерживать свою целевую аудиторию и оставаться привлекательными для рекламодателей. Наличие двух отраслевых выставок позволяет им быть более мобильными. Помимо этого, на MIPTV есть спутниковые мероприятия: рынок MIPDoc, посвященный документалистике и и рынок MIPFormats, посвященный производству телевизионных форматов. В свою очередь, в рамках MIPCOM проходят лидирующий в мире рынок контента для детей — это MIPJunior. При этом исторически сложилось, что MIPCOM очень интересен мейджорам. MIPCOM за последние тридцать лет превратился в главное мероприятие индустрии контента в мире. Если компания не участвует в MIPCOM, значит, она не встроена в систему медиабизнеса.
Продажи российского контента на MIPCOM были всегда, но основной рост произошел за счет увеличения числа посетителей, которые приезжают в Канны, чтобы купить определенный контент, понять основные телевизионные тенденции.
В течение восьми лет я наблюдаю, как зарубежные проекты получают локализации на российском рынке. Благодаря этому рынку распространение форматов очень сильно ускоряется. Например, в Россию пришли такие шоу, как «Мастер-шеф», «Адская кухня», «Голос» и многие другие. Но основная тенденция на сегодняшний день заключается в том, что мы уже можем предлагать российский контент международному рынку. Есть какие-то точечные успехи, ручеек которых, я надеюсь, в скором времени превратится в широкую реку.
Нина Ромодановская:
Как меняется состав участников, много в последнее время приходит новых игроков из России?
Александра Модестова:
Да, очень много появилось компаний, занимающихся цифровым контентом, и уже очевидно, что они останутся в бизнесе надолго. До кризиса у нас принимало участие порядка 180 компаний, а рекордное количество участников составило 500 человек. Естественно, мы сильно увеличили спектр и разнообразие компаний, участвующих в рынках контента, за счет создания объединенного стенда RUSSIAN CINEMA. У нас есть реальная точка опоры и присутствия.
Нина Ромодановская:
Что нужно учитывать компаниям, которые хотят участвовать в подобных выставках?
Александра Модестова:
Нужно понимать, что кинопроект, как и любой другой контент, — это продукт. Многим компаниям не хватает продавцов, а ведь функция продажи очень важна. Продажам нужно уделять такое же внимание, как и производству. Если контент, какого бы высокого качества он ни был, не продавать, то о монетизации не может быть и речи. Нужно иметь хорошо разработанную маркетинговую стратегию и понимать, что без вложений в паблисити не обойтись.
Мы работаем в сегменте B2B («бизнес для бизнеса») и продажи осуществляются не конечному потребителю — зрителю, а бизнесмену, который должен понимать, что из купленного у вас продукта он тоже извлечет свою прибыль. Естественно, как только мы говорим о международных продажах, то сразу возникает вопрос, рассчитан ли конкретный проект на международную аудиторию или исключительно на локальный рынок. Дистрибьюторы говорят, что нет контента, который нельзя продать, но если он не соответствует международным стандартам, то не следует ожидать, что он будет куплен за баснословную сумму. Минимальная цена — 50 долларов за час контента; например, региональная продажа по России от 50 до 200-300 долларов за час.
Многим нашим продюсерам не хватает коммерческой хватки. Порой возникают моменты, когда компании привозят на международный кинорынок русскоязычные трейлеры. Как минимум, трейлер, сопроводительные материалы, основной ки-арт должны быть на английском языке. Естественно, это стоит денег, но подобными вещами должны заниматься профессионалы.
Нина Ромодановская:
Кроме MIPCOMа вы уже 4-й год занимаетесь стендом RUSSIAN CINEMA в качестве главы компании-оператора «Экспоконтент». Какие тенденции вы бы отметили?
Александра Модестова:
Самая позитивная тенденция, которая позволяет нам гордиться этой инициативой — мы смогли на стенде RUSSIAN CINEMA объединить практически всех существующих на российском рынке дистрибьюторов, осуществляющих международные продажи отечественного контента. Если первое время все работали обособленно друг о друга, то теперь на стенде RUSSIAN CINEMA очень дружелюбная атмосфера, участники делятся друг с другом опытом. Те компании, которые сами вкладываются в международные продажи, больше не стремятся отделяться, а, наоборот, готовы проконсультировать коллег.
Нина Ромодановская:
Растет ли профессиональный уровень компаний-продавцов на стенде RUSSIAN CINEMA?
Александра Модестова:
В прошлом году оборот сделок по международным продажам компаний, которые работают в составе стенде RUSSIAN CINEMA, составил 450 миллионов рублей. В этом году эта планка была достигнута уже после Marche Du Film, и до конца года объем сделок будет продолжать расти. По моим оценкам, результаты 2014 года могут быть превышены на 20-30 процентов. И все же, на мой взгляд, компаниям не хватает профессионализма. Это происходит по ряду причин. В первую очередь, сказывается недостаток информации, как работать с определенными территориями. Но, надеюсь, мы сможем решить эту проблему. Так, в этом году состоялось несколько релизов российских фильмов на международных территориях, в том числе в Китае, благодаря чему у нас появится более точная информация о емкости китайского рынка для российского кино и о том, как на этом заманчивом рынке работать. Например, мы сейчас неплохо понимаем, как устроен рынок Южной Кореи, которая на волне «Снежной королевы» купила несколько игровых проектов для кинотеатрального показа, но сказать такое про китайский рынок мы пока не можем. Но чем дольше мы работаем, тем лучше ориентируемся в специфике продаж контента на разные территории.
Нина Ромодановская:
Как меняется отношение мирового профессионального киносообщества к российскому контенту?
Александра Модестова:
Мы профессионально представлены одним объединенным стендом RUSSIAN CINEMA. Более того, стенд RUSSIAN CINEMA — единственный стенд на Каннском кинорынке, который работает до последнего дня. У нас даже в день закрытия кинорынка, когда большинство стендов уже пустуют, проходят встречи. А это значит, что интерес к российскому кино, действительно, есть. Конечно, политическая ситуация влияет на умонастроения покупателей и продавать российский контент не просто, но ситуация однажды поменяется – мы просто должны оставаться на своем месте, упорно работать. Важно перед собой ставить амбициозные цели, причем на уровне всей индустрии и страны в целом. Например, в этом году на MIPCOM состоится FOCUS ON TURKEY, так вот Турция ставит перед собой на государственном уровне задачу увеличить к 2023 году продажи контента турецкого производства до 1 миллиарда долларов. Посмотрите на пример Южной Кореи в государственной доктрине, которой c 2001 прописано понятие креативной индустрии, включающее в себя кино, телевидение, анимацию, комиксы, музыку и игры, и перед которой поставлена амбициозная цель войти в число пяти лидирующих мировых стран по этому направлению. Хотя конкурировать с американцами и англичанами в этой области очень тяжело – но есть примеры успешной конкуренции: форматы из Голландии и Израиля, сериалы из стран Латинской Америки и Скандинавии, Франции, Турции, кино и анимация из Южной Кореи, Канады. Много новых возможностей открывается за счет новых технологий. Калейдоскоп международной индустрии контента постоянно меняется, но перемены происходят не в один день, мы должны учиться играть в долгую, думать о будущем.
Нина Ромодановская:
Как вы считаете, стенд RUSSIAN CINEMA необходимо организовывать и дальше? В каком направлении надо двигаться?
Александра Модестова:
Мы работаем над тем, чтобы наша деятельность была максимально эффективной, потому что продвижение российского кино на международные рынки является одной из важных стратегических задач для отечественной киноиндустрии. Нам бы хотелось расширить календарь мероприятий, в которых участвует стенд RUSSIAN CINEMA. Но для этого нужно, чтобы, как минимум, не сокращали бюджет. Мы благодарны компаниям, которые сами стали вкладывать свои деньги в продажи. Это логично, потому что каждая компания должна обеспечивать работу своего отдела продаж. Хотелось бы прийти к тому, чтобы каждый месяц стенд RUSSIAN CINEMA публиковал статистику сборов российского кино на различных территориях. Когда у нас будут конкретные цифры, то можно будет сказать, что мы свою работу сделали. Но надо понимать, что у нас многоплановый рынок, и есть много других смежных сфер, работа которых еще не налажена, например, онлайн продвижение российских фильмов. Очень важно, чтобы у нас появилась стратегия развития на ближайшие пять лет, понимание объемов бюджета. В этом плане хотелось бы, чтобы эти вопросы оставались в ведении Фонда кино.
Нина Ромодановская:
В последнее время в воздухе витает идея — создания форума типа MIPCOM в России. Вот, например, в Ростове-на-Дону пройдет форум, который заявляет об этом. Можете как-то прокомментировать это?
Александра Модестова:
Мне приятно, что за 8 лет моей работы как представителя MIPCOM и MIPTV в России в индустрии почти не осталось людей, которые бы не знали, что такое MIP. Но ко мне и к моим французским коллегам с подобной инициативой никто официально не обращался пока. Только в этом случае можно организовать в России свой MIP, например, такой как MIPCancun, в Мексике. Ведь MIP, MIPTV, MIPCOM – это международные зарегистрированные торговые знаки, правообладателем которых является Reed Midem, организующая MIPы более 50 лет. В свою очередь, Reed Midem является подразделением одной из крупнейших в мире выставочных компании Reed Exhibitions. А в воздухе всегда витает много идей. Правда, не все идеи получают достойную реализацию. Для того чтобы в России появилась серьезная выставка медиаконтента уровня MIPCOM или MIPTV, необходимо не только научиться производить качественный конкурентоспособный контент, в целом, вся индустрия должна быть на другом уровне развития. Я согласна c тем, что России нужно свое локальное мероприятие, но для этого всем участникам теле- и киноиндустрии нужно объявить всем «большое перемирие», всерьёз объединиться и воспользоваться опытом специалистов и профессионалов в области маркетинга и организации событий мирового уровня, с зарубежным опытом.