12 февраля 2015 12:28
Андрей Хржановский и Любовь Гайдукова: «В российской анимации уважение к традициям и их продолжение всегда сочеталось с новым взглядом»
На 65-м Берлинском международном кинофестивале (5-15 февраля) в программе Short Films Generation 14plus проходят показы короткометражного анимационного фильма Светланы Разгуляевой «Почему банан огрызается» (производство – школа-студия «Шар»). В эти дни картина также представлена на Европейском кинорынке на стенде Russian Cinema, организуемом Фондом кино при поддержке Министерства культуры – главном игроке, реализующем государственные задачи по продвижению российского кино за рубежом. Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с художественным руководителем школы-студии «Шар» Андреем Хржановским и продюсером Любовью Гайдуковой.
Андрей Хржановский: «Мы стараемся воспитать в молодых людях индивидуальность, основанную на крепком мастерстве и уважении к традициям»
Корреспондент:
На Берлинском фестивале в секции короткометражных фильмов представлена работа Светланы Разгуляевой «Почему банан огрызается». Сам факт того, что ее отобрали, свидетельствует о высокой оценке фильма. Чем работа привлекла берлинских отборщиков?
Андрей Хржановский:
Ответ на данный вопрос знают только сами отборщики. Думаю, что она привлекла и их, и Суздальский фестиваль, и, я надеюсь, привлечет и другие смотры, оригинальностью взгляда на мир и самобытностью почерка. По-моему, это главное, а к нему примыкают и стилистика, и сценарное решение и т.д. Мы настаиваем, что все элементы мультфильма должны быть гармонически связаны, сценарий не должен превалировать над изобразительным решением, и наоборот.
Корреспондент:
Если говорить о русской анимации, насколько она может быть востребована на зарубежных рынках? В чем её отличительные черты?
Андрей Хржановский:
В российской анимации уважение к традициям и их продолжение всегда сочеталось с новым взглядом и новациями. Это изумительное сочетание раньше всегда вызывало интерес зарубежных коллег и прокатчиков. Надеюсь, те же самые критерии существуют и сейчас. Я не приветствую современные попытки делать полнометражные мультфильмы по лекалам иностранных блокбастеров. Во-первых, в России нет таких денег, которые затрачиваются на производство в зарубежных компаниях. Во-вторых, нет того класса и того количества художников, которые могли бы это дорогостоящее производство обеспечить. И, в-третьих, всегда будет присутствовать вторичность, как бы мы ни старались прикрыться национальным героем или сказочным сюжетом. Таков мой личный взгляд, но он подтверждается и теми работами, которые выбирают на фестивали, в частности – Берлинский. Чуть ли не первый приз в анимации получил Иван Максимов за свой прелестный дебютный фильм «Болеро». Это была, так сказать, штучная вещь, как и работа Светы Разгуляевой. Да, и сами наши режиссеры являются штучными единицами. Мы стараемся воспитать в молодых людях индивидуальность, основанную на крепком мастерстве и уважении к традициям.
Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, на каких принципах построено обучение в школе-студии «Шар»?
Андрей Хржановский:
Все на демократических началах. Формально я являюсь одним из первых учредителей вместе с покойным Федором Хитруком, Эдуардом Назаровым и Юрием Норштейном, а также – председателем Совета учредителей и художественным руководителем. При этом все педагоги, замечательные мастера, среди которых есть и наши бывшие ученики (Алексей Дёмин, Иван Максимов, Елена Чернова, Михаил Тумеля), имеют такое же право голоса в решении всех вопросов. Мы всё делаем согласованно, но наше демократические установки вовсе не означают, что мы во всем придерживаемся одного мнения. Бывают и споры, и какие-то активные дискуссии, но тем интереснее. Всегда находится единое решение, которое позволяет идти вперед.
В основе устройства школы-студии «Шар» лежат определенные принципы. Мы преподаем науки, которые могут показаться напрямую не связанными с анимацией: это и пантомима, и карикатура, и изобразительное решение, и рисунок, и история кино, и общая история анимации, и монтаж. Прообразом студии «Шар» послужили мастерские времен Возрождения, когда молодые люди поступали на обучение к мэтрам и работали вместе с ними, иногда в качестве подмастерья, а затем сами становились мастерами. Кроме того, у нас педагогический процесс сочетается с производством, с практикой. Часто бывает, что наши выпускники, поблуждавши по разным студиям, возвращаются в «Шар» и делают фильмы при поддержке своих бывших педагогов, чей авторитет для них, видимо, все-таки важен. То есть существует некий круговорот, оптимальный для функционирования творческого организма.
Корреспондент:
Какие изменения произошли за годы работы школы-студии?
Андрей Хржановский:
Мы стараемся придерживаться традиций, того, что у нас нажито и вошло в постоянный устойчивый опыт. Речь идет и о системе преподавания, и о системе общения со студентами, которых мы воспринимаем как своих коллег и стараемся внушить им такое же отношение. У нас царит равноправие и соучастие в обсуждаемых вопросах, в том числе касающихся педагогики. Иногда студенты подсказывают нам, чего, на их взгляд, не достает в практике учебы, а что, наоборот, нарушает цельность учебного процесса.
Корреспондент:
Как вы оцениваете современное состояние полнометражной отечественной анимации?
Андрей Хржановский:
К сожалению, у меня нет возможности смотреть все выходящие в прокат фильмы, но, по моим впечатлениям, количество полнометражных фильмов, вышедших в прокат и получивших какую-то известность, можно пересчитать по пальцам.
Корреспондент:
Если же говорить о короткометражной анимации, то не будет преувеличением сказать, что раньше она была более востребована зрителями, чем сейчас. По каким причинам это произошло и что нужно менять в системе кинопроката, чтобы упрочить позиции короткометражной мультипликации?
Андрей Хржановский:
Действительно, раньше в Малом зале кинотеатра «Россия» на Пушкинской площади показывали исключительно мультипликацию. Фильмы выступали блоками, программа длилась чуть более часа. Был какой-то стержень – либо тематический, либо годовая продукция, либо сочетание кукольной и рисованной анимации. Эти подборки пользовались огромным успехом, ведь на фестивалях также показывают фильмы блоками, и зрители воспринимают это с интересом. Чередование картин по принципу сходства, или, наоборот, контраста – очень эффектный способ сочетания.
Однако я думаю, что пока мы не разработаем и не привьем прокатчикам некий принцип, необходимый для выживания отрасли, дела так и будут идти неважно. Вот, например, канал «Дождь» взял и показал в первый день нового года огромную программу мультфильмов школы-студии «Шар». Нам было приятно, а зрителям, как минимум, любопытно познакомиться с программой всемирно известной анимационной школы-студии, ведь аудитория «Дождя» - люди любознательные. За долгие годы «Шар» успел нажить доброе имя и авторитет именно фильмами своих выпускников и педагогов. Эти работы отмечены, как правило, и мастерством, и верностью лучшим традициям авторского кино. Государство же ведет курс на развлекательность в патриотической упаковке. К такой упаковке можно относиться по-разному, но она существует и позиционируется как знамя российского киноискусства, в частности – мейджорами, которые оттянули на себя все деньги.
Корреспондент:
Несколько лет назад вы представляли проект «Нос» на питчинге Кинотавра. На каком этапе картина находится сейчас?
Андрей Хржановский:
После Кинотавра все сдвинулось путем больших усилий, но незначительно. В конце концов, мы получили некую скромную сумму от «Фонда Кино», которая позволила нам начать работу. Потом последовали традиционные формулировки: «Нет, извините, мы работаем только с коммерческими проектами». Тем не менее, мы надеемся на какое-то благополучное продолжение этой работы. Это важно, на мой взгляд, как в культурно-просветительском, так и в социальном плане – ведь речь идет об экранизации наших классиков – Гоголя и Шостаковича.
Любовь Гайдукова: «Короткий метр имеет свою специфику, и для его продаж необходимо обладать определенным опытом и навыками в этой сфере»
Корреспондент:
Школа-студия «Шар» на Европейском кинорынке представлена в рамках стенда Russian Cinema, организуемом Фондом кино при поддержке Министерства культуры – главной площадке по системному продвижению российского кино на мировых кинорынках. Какие проекты вы презентуете на Кинорынке?
Любовь Гайдукова:
Мы представляем фильм «Почему банан огрызается», который отобран в секцию короткометражных работ Generation 14plus Берлинале. Надеемся найти заинтересованных покупателей или партнеров для нашего нового сериала «Ин и Яна». Этот проект делается по мотивам детской серии, которая называется «Другой, другие, о других», которую курирует Людмила Улицкая, под эгидой Института толерантности. Также мы привезли на Европейский кинорынок и можем показать всем заинтересованным лицам все нашу анимационную коллекцию. За эти годы уже немало фильмов накопилось.
Корреспондент:
Сколько?
Любовь Гайдукова:
Около сотни работ. Если у потенциальных покупателей возникнет заинтересованность в фильмах из нашего каталога, то мы готовы их показывать и обсуждать возможность продажи прав на показ.
Корреспондент:
То есть вы представляете все работы школы-студии ШАР, или провели среди них отбор?
Любовь Гайдукова:
Нет, предварительной селекции мы не проводили. Мы прекрасно понимаем, что старые фильма мало кому интересны, поэтому, конечно, будем упор делать на новые картины, которые имеют больше шансов на продажу. Однако рынок непредсказуем, поэтому также мы презентуем и более ранние наши работы – всегда есть вероятность, что и они смогут найти покупателей.
Корреспондент:
У вас есть международный сейлз-агент?
Любовь Гайдукова:
К сожалению, международного сейлз-агента у нас нет. Коротким метром мало кто занимается. Мы пытались разговаривать с российскими дистрибьюторами, которые тоже будут представлять фильмы на Берлинале, но они не выразили заинтересованности. Нужно отдавать себе отчет в том, что короткий метр имеет свою специфику, и для его продаж необходимо обладать определенным опытом и навыками в этой сфере, да и в целом дистрибьюторам гораздо выгоднее иметь дело с полным метром, нежели с коротким. Так что пока обходимся своими силами, а по результатам Кинорынка посмотрим, в каком направлении двигаться дальше.
Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль
14.11.2024
Тодд Хейнс возглавит жюри 75 Берлинского кинофестиваля
12.11.2024
Берлинале 2025: объявлены члены жюри программы European Shooting Stars
08.10.2024
Испания будет в центре внимания Европейского кинорынка 75 Берлинале
22.08.2024
Берлинский кинофестиваль представил новую отборочную комиссию
02.07.2024
Берлинский кинофестиваль запустит конкурс дебютных фильмов
Другие статьи по теме Европейский кинорынок/European film market (EFM)
08.10.2024
Испания будет в центре внимания Европейского кинорынка 75 Берлинале
22.02.2024
EFM 2024: какие фильмы будут показаны в России
22.02.2024
EFM 2024: итоги рекордного кинорынка
15.02.2024
EFM 2024: ИИ, новые сериалы и юбилейные программы
31.01.2024
Берлинале 2024: программы Европейского кинорынка и Berlinale Spotlight
Другие статьи по теме Объединенный российский стенд Russian Cinema
15.05.2019
Российское присутствие на Каннском кинофестивале
25.11.2015
Итоги работы MIPCancun 2015 в Мексике: Страны Латинской Америки заинтересованы в российском контенте
30.10.2015
Вирджиния Мауслер: «Маркетинг, искусство продаж и заключения сделок зачастую бывают важнее качества самого контента»
19.10.2015
Фонд кино и Reed MIDEM подписали соглашение о долгосрочном стратегическом партнерстве
12.10.2015
MIPCOM 2015: Российская анимация завоевывает новые международные рынки
Другие статьи по теме Школа-студия анимационного кино ШАР
28.10.2024
28 октября — Международный день анимации
29.08.2024
Питчинг Фонда кино: композиторы, говорящие овощи и космонавты
27.08.2024
28 и 29 августа Фонд кино проведет защиту анимационных и семейных фильмов
06.08.2024
Анастасия Лисовец: «Мне хочется развернуться масштабнее в своем творчестве»
19.07.2024
Надя Гольдман: «Мартины коленки» – идейное продолжение фильма «Полынь-25»
Реклама