28 ноября 2014 11:17
Файт Хайдушка: «Достоевский всегда актуален»
Файт Хайдушка – один из самых значимых продюсеров европейского кино. Он спродюсировал более 50 фильмов, среди них - три картины Михаэля Ханеке, получившие Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля: «Пианистка», «Белая лента» и «Любовь» (последний фильм также получил «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке). Кроме того, Хайдушка – действительный член Американской и Европейской киноакадемий, президент Австрийской киноассоциации, председатель ассоциации креативных продюсеров FILM AUSTRIA, а также генеральный менеджер австрийского общества по защите авторских прав в аудиовизуальной сфере.
Совместно с компанией «Россфильм» кинокомпания Wega-filmproduktionsgesellschaft Файта Хайдушки занимается производством двух кинокартин. Первая - двухсерийная телевизионная документальная лента «Венский конгресс», рассказывающая об одном из самых масштабных и интересных политических событий XIX века, когда после поражения Наполеона в 1814 году в Вене был созван знаменитый конгресс для согласованного раздела территорий и решения геополитической судьбы Европы. Одной из ключевых фигур на конгрессе был русский царь Александр I, и именно за русскую часть этой истории будет отвечать компания «Россфильм».
Второй совместный проект – экранизация повести Федора Михайловича Достоевского «Белые ночи». Автор сценария – известный драматург Вячеслав Дурненков, лауреат премий «Действующие лица» и «Новая драма», режиссер – Татьяна Воронецкая. В картине будут задействованы ведущие российские и иностранные актеры.
Корреспондент:
Доктор Файт, расскажите, как завязалось ваше сотрудничество с компанией «Россфильм»?
Файт Хайдушка:
Мы познакомились на одной из недель русского кино в Австрии, потом встречались на других фестивалях – в том числе, во время фестиваля «Восток & Запад. Классика и Авангард» в городе Оренбурге. Я знаком со многими продюсерами, но далеко не со всеми мне хочется вместе работать. Это как в любви: женишься не на каждой встретившейся женщине. Но если продюсеры друг другу интересны и у них совпадает взгляд на кино, знакомство рано или поздно перерастает в сотрудничество. Так случилось и у нас с Татьяной Воронецкой. Она предложила идею «Белых ночей», а у меня был проект «Венский конгресс», в котором «Россфильм» согласился участвовать.
Корреспондент:
Как возникла идея снять фильм про «Венский конгресс»? Это был заказ австрийского телевидения?
Файт Хайдушка:
Нет, это была моя идея. Дело в том, что в 2014 году европейские продюсеры поглощены темой 100-летия начала Первой мировой войны - буквально все делают об этом свои кинопроекты. И тут мне пришло в голову, что 200 лет назад тоже было большое историческое событие, сильнейшим образом повлиявшее на становление Европы. То есть, если есть желание сделать исторический документальный фильм, то тема Венского конгресса напрашивается сама собой. Но удивительным образом все про него забыли.
Корреспондент:
Венский конгресс, безусловно, был очень важным и ярким событием в истории Австрии. Проект получил какую-то государственную поддержку?
Файт Хайдушка:
Мы получили поддержку Австрийского телевизионного фонда, Венского фонда, а также Министерства образования - короткая тридцатиминутная версия картины будет показана в школах.
Корреспондент:
А какие негосударственные структуры участвуют в финансировании фильма? Австрийское телевидение?
Файт Хайдушка:
Австрийское телевидение не принимает прямого участия в финансировании нашего фильма, потому что не так давно они уже сделали документальный фильм о «Венском конгрессе», и он не пользовался успехом у аудитории. Впрочем, это был фильм не о самом конгрессе, а о женщинах легкого поведения, которые сопровождали гостей Венского конгресса. Руководство канала думало, что столь пикантная тема привлечет зрителей, но они ошиблись.
В итоге наш проект поддержало Баварское телевидение и компания «Россфильм».
Корреспондент:
В историческом кино огромную роль играет трактовка, угол зрения на события. Каким предстанет Венский конгресс в вашем фильме?
Файт Хайдушка:
Мы хотим показать реальное историческое событие: рассказать о том, как все происходило в действительности, и какое влияние конгресс оказал на политическую жизнь Европы. За основу взят дневник секретаря Клеменса Меттерниха – австрийского дипломата, одного из главных организаторов Венского конгресса. Также мы планируем пригласить трех историков – из Франции, Австрии и России, – чтобы они прокомментировали в фильме, как видят и оценивают эти события каждый со своей стороны.
Корреспондент:
Будут ли в фильме проведены какие-то параллели или намечена связь между событиями 1814 года и современностью?
Файт Хайдушка:
Нет, фильм слишком короткий, чтобы проводить в нем такого рода анализ. Но, возможно, кое-что будет вытекать из интервью с экспертами. Хотя лично я не уверен, что зрителю это нужно. Мы, продюсеры, всегда должны задавать себе вопрос, как привлечь наибольшее количество зрителей. И я думаю, что зритель насытился разговорами о сегодняшнем дне, ведь каждая телекомпания, каждый телеканал – бесконечно снимают сюжеты, фильмы, и передачи о том, что происходит сегодня.
Корреспондент:
Как вы думаете, обострение отношений между Россией и Европой повлияет на восприятие зрителями фильма «Венский конгресс», учитывая, что одной из ключевых фигур конгресса является русский царь?
Файт Хайдушка:
В целом, я не думаю, что политическая ситуация будет оказывать влияние на наш фильм. Мы не собираемся заострять внимание и специально проводить параллели, но некоторые сравнения, вероятно, будут возникать автоматически. Сейчас другая ситуация, нежели 200 лет назад – после крупных войн всегда происходил территориальный передел, и Венский конгресс был созван специально для того, чтобы согласованно поделить Европу. В любом случае, наш фильм будет честно и беспристрастно рассказывать про Венский конгресс. Пусть зритель сам думает и размышляет.
Корреспондент:
Кто станет режиссером фильма «Венский конгресс»? Что для вас было основополагающим при выборе режиссера?
Файт Хайдушка:
Для нас было важно, чтобы у него был опыт как в документальном, так и в игровом кино. Ведь «Венский конгресс» задуман как документальный фильм с игровыми вставками. И, конечно, мы искали режиссера, который будет хорошо известен Баварскому телевидению.
Корреспондент:
Если «Венский конгресс» ваш собственный проект, то идею «Белых ночей» придумала продюсер и режиссер Татьяна Воронецкая. Как вам кажется, насколько европейскому зрителю будет интересна экранизация Достоевского – камерная любовная история, действие которой происходит в Санкт-Петербурге?
Файт Хайдушка:
Достоевский всегда актуален – это же значимая фигура в мировой литературе, а Петербург – живописная и интересная декорация для фильма. Вообще, должен сказать, в настоящий момент исторические ленты пользуются повышенным спросом. Мода на них возникла в Англии, где снимают огромное количество исторических картин, но сейчас это уже общемировая тенденция.
Корреспондент:
Как вам кажется, в случае экранизации зрителям в большей степени будет интересна классическая экранизация в старинных декорациях или модернизированная версия литературного произведения?
Файт Хайдушка:
Классическая экранизация. Очень хорошо идет костюмное историческое кино. Мне кажется, зритель ощущает тоску по тем временам.
Корреспондент:
Авторским фильмам в России сложно пробиться на экраны, уж не говоря о том, чтобы заработать в прокате. Как это регулируется в Австрии? Есть ли у вас системная поддержка авторского кино?
Файт Хайдушка:
Я стоял у истоков создания Австрийского фонда кино. Мы с самого начала ратовали за то, чтобы фильмы получали поддержку независимо от жанра – то есть авторская или коммерческая лента – неважно. Этого принципа фонд придерживается и по сей день, финансируя как маленькие маргинальные проекты, так и картины, прославляющие государство. Есть только два вида фильмов, которые фонд никогда не поддерживает – порнография и картины, разжигающие межнациональную и прочую рознь.
Корреспондент:
А существует ли в Австрии поддержка национальных фильмов в прокате? Есть ли для них преференции, квоты на иностранное кино?
Файт Хайдушка:
Нет, никаких преференций для австрийского кино в прокате нет. Нам пришлось долго бороться за зрителей, потому что у многих было предвзятое негативное отношение к австрийским фильмам, да и критики часто воспринимали наши картины в штыки. Любопытно, что первые три ленты Михаэля Ханеке успеха на родине не имели: они были известны в Америке и Франции, но не в Австрии.
Корреспондент:
У вас огромный опыт в копродукции. По вашему опыту, копродуцкию легче окупить? Ведь копродукционные фильмы рассчитаны сразу на несколько стран, соответственно и аудитория больше.
Файт Хайдушка:
Нет, тут не угадаешь. Например, в Австрии огромным успехом пользовался мой продюсерский проект «Бюро Мюллера», который принес мне больше дохода, чем все фильмы Ханеке вместе взятые (а многие из них были копродукциями). В случае копродукции очень сложная система расчетов. Взять картину Ханеке «Любовь». Фильм собрал в общемировом прокате $19 млн., но мне как продюсеру досталось только $1.5 млн. от этих денег. От США мы получили $200 тыс., от России ожидаем $30 тыс., а от Венгрии всего $3 тыс. И я понимаю, почему может получиться так мало: прокатчик на своей стороне делает субтитры, рекламу, плакаты – это все стоит денег.
Корреспондент:
Вы уже много лет сотрудничаете с Михаэлем Ханеке и являетесь продюсером большинства его фильмов. Переросла ли совместная работа в дружбу?
Файт Хайдушка:
В первую очередь, нас связывает работа. Мы близки, а сейчас, когда Ханеке вошел в долю моей кинокомпании, стали еще ближе, но сохраняем необходимую дистанцию, - в противном случае трудно будет друг другу что-то возразить.
Корреспондент:
Откройте секрет, Михаэль Ханеке уже снимает новый фильм? Что это будет за картина?
Файт Хайдушка:
Много сказать не могу. Это будет большая копродукция совместно с Францией и Германией. Часть фильма будет сниматься в США, часть – в Берлине. В течение последнего года мы занимаемся кастингом главных героев. Проект очень амбициозный, мы возлагаем на него столь большие ожидания, что все тщательно выверяем и каждое решение обдумываем по много раз.
Совместно с компанией «Россфильм» кинокомпания Wega-filmproduktionsgesellschaft Файта Хайдушки занимается производством двух кинокартин. Первая - двухсерийная телевизионная документальная лента «Венский конгресс», рассказывающая об одном из самых масштабных и интересных политических событий XIX века, когда после поражения Наполеона в 1814 году в Вене был созван знаменитый конгресс для согласованного раздела территорий и решения геополитической судьбы Европы. Одной из ключевых фигур на конгрессе был русский царь Александр I, и именно за русскую часть этой истории будет отвечать компания «Россфильм».
Второй совместный проект – экранизация повести Федора Михайловича Достоевского «Белые ночи». Автор сценария – известный драматург Вячеслав Дурненков, лауреат премий «Действующие лица» и «Новая драма», режиссер – Татьяна Воронецкая. В картине будут задействованы ведущие российские и иностранные актеры.
Корреспондент:
Доктор Файт, расскажите, как завязалось ваше сотрудничество с компанией «Россфильм»?
Файт Хайдушка:
Мы познакомились на одной из недель русского кино в Австрии, потом встречались на других фестивалях – в том числе, во время фестиваля «Восток & Запад. Классика и Авангард» в городе Оренбурге. Я знаком со многими продюсерами, но далеко не со всеми мне хочется вместе работать. Это как в любви: женишься не на каждой встретившейся женщине. Но если продюсеры друг другу интересны и у них совпадает взгляд на кино, знакомство рано или поздно перерастает в сотрудничество. Так случилось и у нас с Татьяной Воронецкой. Она предложила идею «Белых ночей», а у меня был проект «Венский конгресс», в котором «Россфильм» согласился участвовать.
Корреспондент:
Как возникла идея снять фильм про «Венский конгресс»? Это был заказ австрийского телевидения?
Файт Хайдушка:
Нет, это была моя идея. Дело в том, что в 2014 году европейские продюсеры поглощены темой 100-летия начала Первой мировой войны - буквально все делают об этом свои кинопроекты. И тут мне пришло в голову, что 200 лет назад тоже было большое историческое событие, сильнейшим образом повлиявшее на становление Европы. То есть, если есть желание сделать исторический документальный фильм, то тема Венского конгресса напрашивается сама собой. Но удивительным образом все про него забыли.
Корреспондент:
Венский конгресс, безусловно, был очень важным и ярким событием в истории Австрии. Проект получил какую-то государственную поддержку?
Файт Хайдушка:
Мы получили поддержку Австрийского телевизионного фонда, Венского фонда, а также Министерства образования - короткая тридцатиминутная версия картины будет показана в школах.
Корреспондент:
А какие негосударственные структуры участвуют в финансировании фильма? Австрийское телевидение?
Файт Хайдушка:
Австрийское телевидение не принимает прямого участия в финансировании нашего фильма, потому что не так давно они уже сделали документальный фильм о «Венском конгрессе», и он не пользовался успехом у аудитории. Впрочем, это был фильм не о самом конгрессе, а о женщинах легкого поведения, которые сопровождали гостей Венского конгресса. Руководство канала думало, что столь пикантная тема привлечет зрителей, но они ошиблись.
В итоге наш проект поддержало Баварское телевидение и компания «Россфильм».
Корреспондент:
В историческом кино огромную роль играет трактовка, угол зрения на события. Каким предстанет Венский конгресс в вашем фильме?
Файт Хайдушка:
Мы хотим показать реальное историческое событие: рассказать о том, как все происходило в действительности, и какое влияние конгресс оказал на политическую жизнь Европы. За основу взят дневник секретаря Клеменса Меттерниха – австрийского дипломата, одного из главных организаторов Венского конгресса. Также мы планируем пригласить трех историков – из Франции, Австрии и России, – чтобы они прокомментировали в фильме, как видят и оценивают эти события каждый со своей стороны.
Корреспондент:
Будут ли в фильме проведены какие-то параллели или намечена связь между событиями 1814 года и современностью?
Файт Хайдушка:
Нет, фильм слишком короткий, чтобы проводить в нем такого рода анализ. Но, возможно, кое-что будет вытекать из интервью с экспертами. Хотя лично я не уверен, что зрителю это нужно. Мы, продюсеры, всегда должны задавать себе вопрос, как привлечь наибольшее количество зрителей. И я думаю, что зритель насытился разговорами о сегодняшнем дне, ведь каждая телекомпания, каждый телеканал – бесконечно снимают сюжеты, фильмы, и передачи о том, что происходит сегодня.
Корреспондент:
Как вы думаете, обострение отношений между Россией и Европой повлияет на восприятие зрителями фильма «Венский конгресс», учитывая, что одной из ключевых фигур конгресса является русский царь?
Файт Хайдушка:
В целом, я не думаю, что политическая ситуация будет оказывать влияние на наш фильм. Мы не собираемся заострять внимание и специально проводить параллели, но некоторые сравнения, вероятно, будут возникать автоматически. Сейчас другая ситуация, нежели 200 лет назад – после крупных войн всегда происходил территориальный передел, и Венский конгресс был созван специально для того, чтобы согласованно поделить Европу. В любом случае, наш фильм будет честно и беспристрастно рассказывать про Венский конгресс. Пусть зритель сам думает и размышляет.
Корреспондент:
Кто станет режиссером фильма «Венский конгресс»? Что для вас было основополагающим при выборе режиссера?
Файт Хайдушка:
Для нас было важно, чтобы у него был опыт как в документальном, так и в игровом кино. Ведь «Венский конгресс» задуман как документальный фильм с игровыми вставками. И, конечно, мы искали режиссера, который будет хорошо известен Баварскому телевидению.
Корреспондент:
Если «Венский конгресс» ваш собственный проект, то идею «Белых ночей» придумала продюсер и режиссер Татьяна Воронецкая. Как вам кажется, насколько европейскому зрителю будет интересна экранизация Достоевского – камерная любовная история, действие которой происходит в Санкт-Петербурге?
Файт Хайдушка:
Достоевский всегда актуален – это же значимая фигура в мировой литературе, а Петербург – живописная и интересная декорация для фильма. Вообще, должен сказать, в настоящий момент исторические ленты пользуются повышенным спросом. Мода на них возникла в Англии, где снимают огромное количество исторических картин, но сейчас это уже общемировая тенденция.
Корреспондент:
Как вам кажется, в случае экранизации зрителям в большей степени будет интересна классическая экранизация в старинных декорациях или модернизированная версия литературного произведения?
Файт Хайдушка:
Классическая экранизация. Очень хорошо идет костюмное историческое кино. Мне кажется, зритель ощущает тоску по тем временам.
Корреспондент:
Авторским фильмам в России сложно пробиться на экраны, уж не говоря о том, чтобы заработать в прокате. Как это регулируется в Австрии? Есть ли у вас системная поддержка авторского кино?
Файт Хайдушка:
Я стоял у истоков создания Австрийского фонда кино. Мы с самого начала ратовали за то, чтобы фильмы получали поддержку независимо от жанра – то есть авторская или коммерческая лента – неважно. Этого принципа фонд придерживается и по сей день, финансируя как маленькие маргинальные проекты, так и картины, прославляющие государство. Есть только два вида фильмов, которые фонд никогда не поддерживает – порнография и картины, разжигающие межнациональную и прочую рознь.
Корреспондент:
А существует ли в Австрии поддержка национальных фильмов в прокате? Есть ли для них преференции, квоты на иностранное кино?
Файт Хайдушка:
Нет, никаких преференций для австрийского кино в прокате нет. Нам пришлось долго бороться за зрителей, потому что у многих было предвзятое негативное отношение к австрийским фильмам, да и критики часто воспринимали наши картины в штыки. Любопытно, что первые три ленты Михаэля Ханеке успеха на родине не имели: они были известны в Америке и Франции, но не в Австрии.
Корреспондент:
У вас огромный опыт в копродукции. По вашему опыту, копродуцкию легче окупить? Ведь копродукционные фильмы рассчитаны сразу на несколько стран, соответственно и аудитория больше.
Файт Хайдушка:
Нет, тут не угадаешь. Например, в Австрии огромным успехом пользовался мой продюсерский проект «Бюро Мюллера», который принес мне больше дохода, чем все фильмы Ханеке вместе взятые (а многие из них были копродукциями). В случае копродукции очень сложная система расчетов. Взять картину Ханеке «Любовь». Фильм собрал в общемировом прокате $19 млн., но мне как продюсеру досталось только $1.5 млн. от этих денег. От США мы получили $200 тыс., от России ожидаем $30 тыс., а от Венгрии всего $3 тыс. И я понимаю, почему может получиться так мало: прокатчик на своей стороне делает субтитры, рекламу, плакаты – это все стоит денег.
Корреспондент:
Вы уже много лет сотрудничаете с Михаэлем Ханеке и являетесь продюсером большинства его фильмов. Переросла ли совместная работа в дружбу?
Файт Хайдушка:
В первую очередь, нас связывает работа. Мы близки, а сейчас, когда Ханеке вошел в долю моей кинокомпании, стали еще ближе, но сохраняем необходимую дистанцию, - в противном случае трудно будет друг другу что-то возразить.
Корреспондент:
Откройте секрет, Михаэль Ханеке уже снимает новый фильм? Что это будет за картина?
Файт Хайдушка:
Много сказать не могу. Это будет большая копродукция совместно с Францией и Германией. Часть фильма будет сниматься в США, часть – в Берлине. В течение последнего года мы занимаемся кастингом главных героев. Проект очень амбициозный, мы возлагаем на него столь большие ожидания, что все тщательно выверяем и каждое решение обдумываем по много раз.
Другие статьи по теме Кинокомпания Россфильм
11.08.2017
Картина «Белые ночи» продолжает фестивальное шествие
23.06.2017
39 ММКФ: В ожидании «Белых ночей»
01.07.2015
Фильм Татьяны Воронецкой «Архипелаг» стал призером Международного кинофестиваля «Кимера» в Италии
19.06.2015
«Архипелаг» Татьяны Воронецкой: Сущностный путь российского кино
18.06.2015
Татьяна Воронецкая: ««Архипелаг» - это матрица русской жизни»
Реклама