5 ноября 2014 13:06
Кирилл Плетнев: «Показы в регионах – наиболее важная составляющая Международного студенческого фестиваля ВГИК»
С 13 октября по 23 ноября 2014 года идет 34 Международный студенческий фестиваль ВГИК. Второй этап начнется 17 ноября, а результаты первого этапа – конкурса ВГИК – уже подведены. Один из лауреатов фестиваля – студент мастерской Д.В. Родимина и В.А. Фенченко, актер и режиссер Кирилл Плетнев, удостоенный приза студенческого жюри за фильм «Настя», рассказал о своем пути в режиссерскую профессию, причинах поступления во ВГИК и значении Международного студенческого фестиваля ВГИК.
Корреспондент:
Какое значение для Вас имеет фестиваль ВГИК?
Кирилл Плетнев:
Фестиваль ВГИК дает возможность заявить о себе: разные люди видят мой фильм, в том числе и продюсеры, появляются какие-то предложения. Недавно Ренат Давлетьяров сказал, что видел мою предыдущую картину, и она ему очень понравилась. У меня сейчас начинается вторая жизнь. Когда мне было 20 лет, после обучения в театральном институте я приехал в Москву и утверждал себя как актер, постепенно добивался узнаваемости и известности. Поскольку у меня нет влиятельных родственников, не было никаких связей, и я даже не учился в Москве, было непросто. Сейчас, в принципе, происходит то же самое. Как актера меня все знают, а как режиссера – пока знают немногие.
Корреспондент:
Приз фестиваля ВГИК имеет для Вас значение?
Кирилл Плетнев:
Да, конечно, причем призы имеют значение не только для меня как режиссера, но и для мастерской. Я учусь на факультете дополнительного профессионального образования (сейчас он называется «Высшие курсы кино и телевидения ВГИК»). Мы даже занимаемся не в самом здании ВГИКа, а на Будайке (в учебном корпусе на улице Будайская). Это старое общежитие ВГИК. Я был наслышан о нем: Рустам Хамдамов, у которого я снимался недавно, сам там жил и много мне рассказывал про студенческую жизнь, про Шукшина и других. Для меня это место со своей историей и, может быть, энергетически оно сильнее, чем само здание ВГИКа: все-таки там проходила их жизнь. Тем не менее, на тех, кто учится на Будайке, очники всегда смотрели немножко свысока. Обычно на фестивале ВГИК и призы получают известные мастерские: В.Хотиненко, В.Абдрашитова… На этом фоне то, что наша мастерская получила вторую награду, о чем-то говорит.
Корреспондент:
Когда и почему Вы решили получить режиссерское образование?
Кирилл Плетнев:
Я изначально хотел учиться на режиссера, и в 16 лет поступал на режиссерский факультет. Понятно, из-за возраста меня не взяли, и я пошел учиться на актера. Думаю, если бы я в 16 лет поступил на режиссуру, то вряд ли бы поднимал какие-то серьезные темы в своих работах. Я был просто незрелый, а режиссура – это профессия, которая требует не только определенного опыта (и в 16 лет можно иметь большой жизненный опыт), но и какой-то позиции. То, что у меня за плечами есть актерский опыт и опыт человека, который работает в киноиндустрии и знает ее изнутри, конечно помогает. Я, действительно, знаком с площадкой и прекрасно знаю, что меня ждет. Когда мне на занятиях рассказывают о съемочном процессе, то я уже понимаю, что звучит все прекрасно, но возможно только в идеальной ситуации, а в реальности все получается несколько иначе.
Корреспондент:
Получается, что теория у Вас накладывается на реальный опыт, на практику?
Кирилл Плетнев:
Да, конечно. Мне в этом смысле гораздо проще, чем людям, которые приходят учиться режиссуре без опыта работы в кино.
Потом, второе образование идешь получать более осознанно, к конкретным людям. С первым образованием даже не понимаешь, куда и чему идешь учиться. В итоге я пошел учиться режиссуре в 33 года. Конечно, это осознанный выбор, сделанный вопреки сомнениям и опасностям. Многие мои коллеги хотели поступать на режиссуру, и говорят мне об этом до сих пор, но они боятся выпасть из обоймы снимающихся артистов. Существует огромное количество страхов, которых с возрастом становится все больше.
Корреспондент:
Почему Вы решили получать образование именно во ВГИКе?
Кирилл Плетнев:
По целому ряду причин, тут много сошлось. Я хотел поступить в FAMU, киношколу в Праге, в которой учились Милош Форман и Эмир Кустурица. У нее слава мощной, одной из самых заметных школ в Европе. Но я прекрасно понимал, что там нет возможностей, которые у меня есть в Москве: тут я знаю продюсеров, актеров, продакшн… Так что я решил учиться с Москве. Первым делом я выбирал мастеров. Меня очень интересовал Владимир Алексеевич Фенченко. Все снимающие режиссеры так или иначе имеют к нему отношение, почти все у него учились. Я знал, что он хорошо владеет искусством монтажа, и у него есть реальная практика. Я искал, где преподает Владимир Алексеевич кроме Высших курсов сценаристов и режиссеров. Помимо всего прочего, на ВКСР – очное образование, а мне это не подходит: у меня двое детей и активная актерская жизнь. Мне нужно было что-то вечернее: к заочному образованию я отношусь скептически, как и к краткосрочным курсам.
Во ВГИКе мне подошла и форма обучения, и мастера, и самое классное, что была экспериментальная сценарно-режиссерская мастерская. Я всегда писал, и продолжаю писать. Я закончил гуманитарную гимназию в Санкт-Петербурге, у нас весь класс писал стихи, мы издавали сборники. Даже мое желание заниматься режиссурой изначально шло из увлечения литературой. Я хотел быть писателем, но поскольку в 90-е, когда я заканчивал школу, профессии писателя вроде как не было, то я стал искать альтернативу и увидел ее в режиссуре.
Сценарно-режиссерская мастерская мне идеально подошла. Меня очень привлек преподаватель по сценарному мастерству – Денис Родимин, ученик Юрия Арабова. Более того, он – абсолютный профессионал, топовый сценарист, работающий в индустрии, прекрасно знающий, что там происходит не понаслышке. И вместе с ним – Владимир Фенченко, у которого я мечтал учиться. Для меня, наверное, такое сочетание было решающим.
Корреспондент:
С 17 по 23 ноября 2014 года состоится второй этап Международного студенческого кинофестиваля ВГИК, в рамках которого продут кинопоказы, спектакли, мастер-классы и многое другое. Какие мероприятия Вас лично интересуют, что бы Вы хотели посетить?
Кирилл Плетнев:
Я хотел бы посмотреть студенческие фильмы. На данный момент меня интересует одна непростая творческая задача. Мы с Денисом Родиминым спорили на эту тему. Я делился своей задумкой, а Денис ответил: «Да, Кирилл, это интересно Вам, мне и еще 50 людям, а стране интересен Comedy-club». Победил Comedy-club, к сожалению. Выросло поколение, которое готово смотреть только это. Россия же не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом, и мы живем в некой иллюзии, что все обстоит по-другому. Всегда есть возможность спуститься до публики или публику поднять до себя. Многие идут по пути наименьшего сопротивления и спускаются вниз. Таким кино заниматься совсем не хочется, но хочется, чтобы мое кино смотрели. Значит, надо зрителей обманывать: главное, как подать историю.
Корреспондент:
Приходится запаковывать свою идею во вкусную, привлекательную обертку?
Кирилл Плетнев:
Именно, и это очень интересная задача, сродни обходу цензуры. Что-то надо подавать сатирическим языком, что-то – эзоповым: ситуация накладывает дополнительные ограничения, которые заставляют работать фантазию. Поэтому я хочу посмотреть зарубежные фильмы: интересно, как они справляются с этой задачей, как пользуются киноязыком, как подают историю. Меня сейчас больше всего интересует, как сделать такой арт-мейнстрим.
Корреспондент:
Как Вы думаете, какие составляющие фестиваля наиболее важны и востребованы?
Кирилл Плетнев:
Все мероприятия важны и по-своему интересны, но мне кажется, особенно востребованы показы короткометражного кино в регионах. Как-то я был в Омске на фестивале и увидел переполненные залы на показах ВГИКовских фильмов, и на показе короткометражек-лауреатов премии «Оскар». Так много людей приходит смотреть это кино! На конкурсном показе во ВГИКе, к слову, было немного зрителей.
Корреспондент:
Получается, что сами ВГИКовцы меньше интересуются фильмами друг друга, чем зрители в регионах?
Кирилл Плетнев:
Абсолютно верно: там голодные зрители, они ходят и смотрят. Мало того, ко мне многие подходили и спрашивали: «Куда лучше поступать, где можно поучиться, лучше сначала учиться или сразу снять фильм и отправлять его на фестивали?». Они хотят не только смотреть кино, но и снимать его. Перед началом фестиваля ВГИК я принимал участие в «Кинопоезде ВГИК». К сожалению, был только в двух городах: в Ярославле и Владивостоке, и там такая же история. Думаю, проведение показов за пределами не только здания ВГИК, но и Москвы, в разных городах нашей страны – это наиболее важная составляющая Международного студенческого фестиваля ВГИК.
Корреспондент:
Какое значение для Вас имеет фестиваль ВГИК?
Кирилл Плетнев:
Фестиваль ВГИК дает возможность заявить о себе: разные люди видят мой фильм, в том числе и продюсеры, появляются какие-то предложения. Недавно Ренат Давлетьяров сказал, что видел мою предыдущую картину, и она ему очень понравилась. У меня сейчас начинается вторая жизнь. Когда мне было 20 лет, после обучения в театральном институте я приехал в Москву и утверждал себя как актер, постепенно добивался узнаваемости и известности. Поскольку у меня нет влиятельных родственников, не было никаких связей, и я даже не учился в Москве, было непросто. Сейчас, в принципе, происходит то же самое. Как актера меня все знают, а как режиссера – пока знают немногие.
Корреспондент:
Приз фестиваля ВГИК имеет для Вас значение?
Кирилл Плетнев:
Да, конечно, причем призы имеют значение не только для меня как режиссера, но и для мастерской. Я учусь на факультете дополнительного профессионального образования (сейчас он называется «Высшие курсы кино и телевидения ВГИК»). Мы даже занимаемся не в самом здании ВГИКа, а на Будайке (в учебном корпусе на улице Будайская). Это старое общежитие ВГИК. Я был наслышан о нем: Рустам Хамдамов, у которого я снимался недавно, сам там жил и много мне рассказывал про студенческую жизнь, про Шукшина и других. Для меня это место со своей историей и, может быть, энергетически оно сильнее, чем само здание ВГИКа: все-таки там проходила их жизнь. Тем не менее, на тех, кто учится на Будайке, очники всегда смотрели немножко свысока. Обычно на фестивале ВГИК и призы получают известные мастерские: В.Хотиненко, В.Абдрашитова… На этом фоне то, что наша мастерская получила вторую награду, о чем-то говорит.
Корреспондент:
Когда и почему Вы решили получить режиссерское образование?
Кирилл Плетнев:
Я изначально хотел учиться на режиссера, и в 16 лет поступал на режиссерский факультет. Понятно, из-за возраста меня не взяли, и я пошел учиться на актера. Думаю, если бы я в 16 лет поступил на режиссуру, то вряд ли бы поднимал какие-то серьезные темы в своих работах. Я был просто незрелый, а режиссура – это профессия, которая требует не только определенного опыта (и в 16 лет можно иметь большой жизненный опыт), но и какой-то позиции. То, что у меня за плечами есть актерский опыт и опыт человека, который работает в киноиндустрии и знает ее изнутри, конечно помогает. Я, действительно, знаком с площадкой и прекрасно знаю, что меня ждет. Когда мне на занятиях рассказывают о съемочном процессе, то я уже понимаю, что звучит все прекрасно, но возможно только в идеальной ситуации, а в реальности все получается несколько иначе.
Корреспондент:
Получается, что теория у Вас накладывается на реальный опыт, на практику?
Кирилл Плетнев:
Да, конечно. Мне в этом смысле гораздо проще, чем людям, которые приходят учиться режиссуре без опыта работы в кино.
Потом, второе образование идешь получать более осознанно, к конкретным людям. С первым образованием даже не понимаешь, куда и чему идешь учиться. В итоге я пошел учиться режиссуре в 33 года. Конечно, это осознанный выбор, сделанный вопреки сомнениям и опасностям. Многие мои коллеги хотели поступать на режиссуру, и говорят мне об этом до сих пор, но они боятся выпасть из обоймы снимающихся артистов. Существует огромное количество страхов, которых с возрастом становится все больше.
Корреспондент:
Почему Вы решили получать образование именно во ВГИКе?
Кирилл Плетнев:
По целому ряду причин, тут много сошлось. Я хотел поступить в FAMU, киношколу в Праге, в которой учились Милош Форман и Эмир Кустурица. У нее слава мощной, одной из самых заметных школ в Европе. Но я прекрасно понимал, что там нет возможностей, которые у меня есть в Москве: тут я знаю продюсеров, актеров, продакшн… Так что я решил учиться с Москве. Первым делом я выбирал мастеров. Меня очень интересовал Владимир Алексеевич Фенченко. Все снимающие режиссеры так или иначе имеют к нему отношение, почти все у него учились. Я знал, что он хорошо владеет искусством монтажа, и у него есть реальная практика. Я искал, где преподает Владимир Алексеевич кроме Высших курсов сценаристов и режиссеров. Помимо всего прочего, на ВКСР – очное образование, а мне это не подходит: у меня двое детей и активная актерская жизнь. Мне нужно было что-то вечернее: к заочному образованию я отношусь скептически, как и к краткосрочным курсам.
Во ВГИКе мне подошла и форма обучения, и мастера, и самое классное, что была экспериментальная сценарно-режиссерская мастерская. Я всегда писал, и продолжаю писать. Я закончил гуманитарную гимназию в Санкт-Петербурге, у нас весь класс писал стихи, мы издавали сборники. Даже мое желание заниматься режиссурой изначально шло из увлечения литературой. Я хотел быть писателем, но поскольку в 90-е, когда я заканчивал школу, профессии писателя вроде как не было, то я стал искать альтернативу и увидел ее в режиссуре.
Сценарно-режиссерская мастерская мне идеально подошла. Меня очень привлек преподаватель по сценарному мастерству – Денис Родимин, ученик Юрия Арабова. Более того, он – абсолютный профессионал, топовый сценарист, работающий в индустрии, прекрасно знающий, что там происходит не понаслышке. И вместе с ним – Владимир Фенченко, у которого я мечтал учиться. Для меня, наверное, такое сочетание было решающим.
Корреспондент:
С 17 по 23 ноября 2014 года состоится второй этап Международного студенческого кинофестиваля ВГИК, в рамках которого продут кинопоказы, спектакли, мастер-классы и многое другое. Какие мероприятия Вас лично интересуют, что бы Вы хотели посетить?
Кирилл Плетнев:
Я хотел бы посмотреть студенческие фильмы. На данный момент меня интересует одна непростая творческая задача. Мы с Денисом Родиминым спорили на эту тему. Я делился своей задумкой, а Денис ответил: «Да, Кирилл, это интересно Вам, мне и еще 50 людям, а стране интересен Comedy-club». Победил Comedy-club, к сожалению. Выросло поколение, которое готово смотреть только это. Россия же не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом, и мы живем в некой иллюзии, что все обстоит по-другому. Всегда есть возможность спуститься до публики или публику поднять до себя. Многие идут по пути наименьшего сопротивления и спускаются вниз. Таким кино заниматься совсем не хочется, но хочется, чтобы мое кино смотрели. Значит, надо зрителей обманывать: главное, как подать историю.
Корреспондент:
Приходится запаковывать свою идею во вкусную, привлекательную обертку?
Кирилл Плетнев:
Именно, и это очень интересная задача, сродни обходу цензуры. Что-то надо подавать сатирическим языком, что-то – эзоповым: ситуация накладывает дополнительные ограничения, которые заставляют работать фантазию. Поэтому я хочу посмотреть зарубежные фильмы: интересно, как они справляются с этой задачей, как пользуются киноязыком, как подают историю. Меня сейчас больше всего интересует, как сделать такой арт-мейнстрим.
Корреспондент:
Как Вы думаете, какие составляющие фестиваля наиболее важны и востребованы?
Кирилл Плетнев:
Все мероприятия важны и по-своему интересны, но мне кажется, особенно востребованы показы короткометражного кино в регионах. Как-то я был в Омске на фестивале и увидел переполненные залы на показах ВГИКовских фильмов, и на показе короткометражек-лауреатов премии «Оскар». Так много людей приходит смотреть это кино! На конкурсном показе во ВГИКе, к слову, было немного зрителей.
Корреспондент:
Получается, что сами ВГИКовцы меньше интересуются фильмами друг друга, чем зрители в регионах?
Кирилл Плетнев:
Абсолютно верно: там голодные зрители, они ходят и смотрят. Мало того, ко мне многие подходили и спрашивали: «Куда лучше поступать, где можно поучиться, лучше сначала учиться или сразу снять фильм и отправлять его на фестивали?». Они хотят не только смотреть кино, но и снимать его. Перед началом фестиваля ВГИК я принимал участие в «Кинопоезде ВГИК». К сожалению, был только в двух городах: в Ярославле и Владивостоке, и там такая же история. Думаю, проведение показов за пределами не только здания ВГИК, но и Москвы, в разных городах нашей страны – это наиболее важная составляющая Международного студенческого фестиваля ВГИК.
Другие статьи по теме ВГИК
18.11.2024
В Москве завершился 44 Международный студенческий фестиваль ВГИК
06.11.2024
Второй этап 44 Международного студенческого фестиваля ВГИК
02.11.2024
В Москве закончился первый этап 44 международного студенческого фестиваля ВГИК
30.09.2024
Во ВГИКе появится НИИ киноискусства и кинообразования
02.09.2024
Грант на дипломные работы ВГИКа составит 146 млн рублей
Другие статьи по теме Продюсерский центр ВГИК-Дебют
01.12.2020
Питчинг в Минкульте: дебютанты рассказывают личные истории
15.05.2020
Марафон короткометражных фильмов от ВГИК-Дебют
25.10.2019
Объявлены имена победителей первого этапа фестиваля ВГИК
14.10.2019
В Москве стартует Международный студенческий фестиваль ВГИК
23.10.2018
Завершается первый этап 38 Международного студенческого кинофестиваля ВГИК
Другие статьи по теме Кинопоезд ВГИК-95
05.11.2014
Кирилл Плетнев: «Показы в регионах – наиболее важная составляющая Международного студенческого фестиваля ВГИК»
21.10.2014
Кинопоезд ВГИК-95. Финальная точка поставлена
08.10.2014
Кинопоезд ВГИК-95 в Сибири
30.09.2014
Кинопоезд ВГИК-95: Первые 6 дней пройдены
19.09.2014
Кинопоезд «ВГИК-95»: Из Москвы во Владивосток за 23 дня
Реклама