30 апреля 2014 11:23
Александр Герасимов: «Аниматоры достойны своей профессиональной премии»
В 2015 году Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале отмечает свой 20-летний юбилей. О том, чем запомнился предъюбилейный год, планах на юбилей и организации первой национальной премии для аниматоров корреспонденту портала «ПрофиСинема» рассказал директор фестиваля Александр Герасимов.
Корреспондент:
В этом году ваш фестиваль прошел уже в 19-й раз. Какие итоги Вы можете подвести? И чем Вам запомнился этот предъюбилейный год?
Александр Герасимов:
Фестиваль, как обычно, прошел замечательно и в некотором смысле вновь всех удивил. Нам удается, как говорится, быть в тренде, где-то даже предугадывать некие тенденции и направления анимации, которые только зарождаются. Фестиваль посетило около 1,5 тысяч человек, была колоссальная программа. Мы постарались обратить внимание не только на анимацию, но и на смежные виды искусств – граффити и комиксы. Граффити отразились в оформлении фестиваля и специальных акциях, которые проходили в Суздале. В фойе Турцентра, где традиционно проводится наш фестиваль, прошла выставка комиксистов и мастер-классы по комиксам. Количество фильмов на нынешнем фестивале было рекордным – 110. Различные показы и мероприятия проходили с утра и до самой ночи. Была очень насыщенная деловая программа. В частности, мы расширили программы нашего конгресса, который в этом году проводился в пятый раз. К секциям «обучение», «производство», «прокат» и «технологии» добавили пятую – «лицензирование». Сделано это было потому, что, как нам кажется, отрасль уже пришла к такому состоянию, что та самая вторая жизнь анимационных персонажей уже не только является неотъемлемой частью бизнеса, но даже его драйвером. Соответственно, мы не можем не обращать на это внимание.
Естественно, говоря о деловой программе, нельзя не отметить приезд на фестиваль Министра культуры РФ Владимира Мединского. Для нас это большое, знаковое событие. Состоялся серьезный круглый стол с министром, где прошло обсуждение всех насущных проблем анимационной отрасли. И буквально через пару дней поднятые нами проблемы были озвучены на Правительственном совете по развитию отечественной кинематографии.
Фестиваль расширился не только в своей внутренней структуре, мы значительно разрослись в масштабах Российской Федерации. Было рекордное количество площадок во Владимирской области: мероприятия проходили в 26 городах и селах. В 11 из них выезжали наши «творческие бригады» - режиссеры, писатели, композиторы, певцы рассказывали о том, как делаются мультфильмы и показывали свои новые ленты. В этом году мы продолжили проект «Большой Суздаль», второй этап которого мы проводим совместно с Ассоциацией анимационного кино. В рамках этого проекта уже состоялось более 200 показов в различных регионах. Показы продлятся до 18 мая и, как мы ожидаем, программу новых российских мультфильмов посмотрит около 100 тысяч человек. Плюс мы проверили несколько новых акций, которых раньше на фестивале не было. Например, акция «Открытая премьера». В семи крупных российских городах (Новосибирск, Омск, Оренбург, Москва, Питер, Челябинск, Владимир) и белорусском Могилеве параллельно с нашим фестивалем, проведены, по сути, мини-смотры, где были показаны почти все конкурсные фильмы, и прошло зрительское голосование, по итогам которого был выбран победитель. Им стал мультфильм «Пастуший рожок» Алексея Почивалова. Кстати, на самом фестивале этот фильм не получил ни одного приза жюри. Эта акция оказалась очень плодотворной и действенной. Директора кинотеатров с удовольствием показывали наши фильмы и говорили, что они пользовались большим интересом зрителей. Перед фестивалем мы также провели конкурс любительской анимации в интернете «БезГраницФест». На него было прислано 117 работ, которые показывались на нашем интерет-канале на Youtube. Таким образом, мы ушли еще и в интернет-пространство, чтобы захватить того зрителя, который не ходит в кинотеатры и не смотрит телевизор.
Корреспондент:
Каким Вы видите дальнейшее развитие фестиваля?
Александр Герасимов:
Руководствуясь нашим принципом: фестиваль – зеркало российской анимации, мы и дальше будем вовлекать в нашу «орбиту» смежные виды искусств, оценивать и отслеживать те формы аудиовизуальных произведений, которые появляются сейчас. В этой связи у нас задумка сфокусироваться на компьютерных играх. Давно к этому подступаем и, наверное, 20-й фестиваль и призван сделать упор на этом. Еще есть у меня давняя идея – сделать анализ нашей сериальной продукции. Фестиваль уже много лет имеет отдельный конкурс сериалов, да и всему сериальному движению больше десяти лет, поэтому, думаю, уже можно подводить какие-то итоги, дать статистику, аналитику, попытаться заглянуть в будущее.
Конечно, будем продолжать работать и с комиксистами. В этом году мы принимали делегацию фестиваля «КомМиссия», и теперь мы тоже будем серьезно представлены там – со специальной программой и серией мастер-классов. Во многих странах анимация и комиксы, как близнецы-братья. В Японии, США, Китае эта культура существует уже давно. У нас, конечно, такой культуры пока нет, но все равно мы видим, как комиксы оживают, сращиваются с анимацией, во многом благодаря появлению новых технологий, гаджетов. И я надеюсь, что фестиваль – это та площадка, которая будет способствовать дружбе наших культур.
Конечно, мы думаем о том, чтобы сделать специальную юбилейную подборку анимационных фильмов. Возможно, покажем первых победителей. Есть еще такая идея – показать в программе фильмы «детей фестиваля», ведь сейчас тем, кто приезжал на фестиваль еще в детстве, уже по 20 и более лет, и некоторые из них тоже пошли по стопам своих родителей-аниматоров.
Но главная наша идея – организовать в следующем году церемонию вручения национальной анимационной премии. Дело в том, что все эти 19 лет наш фестиваль был единственной площадкой, где существовала особая система профессиональных призов. За драматургию, звуковое решение, мультипликат и так далее. А ведь по сути это те призы, которые должны выдаваться на премиях. И 19 лет наш фестиваль, получается, выполнял функцию такой премии. Но сейчас фестиваль в Суздале уже разросся, а индустрия окрепла настолько, что на наш взгляд, настало время организовать отдельную анимационную премию. Сейчас эта идея прорабатывается внутри нашего оргкомитета.
Корреспондент:
Эта премия будет вручаться в рамках фестиваля? Или будет отдельная торжественная церемония, подобная кинопремиям «Ника» и «Золотой орел»?
Александр Герасимов:
Конечно, это будет отдельная церемония в Москве, которую мы хотим провести 8 апреля – в тот самый День российской анимации, который государство все никак не признает. А то как-то странно получается. Кинематографических премий у нас две, у документалистов есть своя премия, у драматургов, у критиков есть, у операторов есть, а у нас нет. Поэтому мы считаем, пришло время сделать премию для всех, кто занимается анимацией. Мы не хотим делать это в Суздале, чтобы не смешивать события. Конечно, все оргработы, сбор заявок мы будем проводить параллельно с фестивалем. И еще мы хотим в перерыве между Суздальским фестивалем и премией осуществить максимально широкий прокат анимационных фильмов для зрителей, чтобы россияне понимали, за кого будут голосовать наши академики.
Корреспондент:
То есть вы будете для этой премии создавать свою академию, которая и займется отбором победителей?
Александр Герасимов:
Да, в мае мы начнем формировать пул профессионалов – не знаем еще, назовем их академиками, экспертами или как-то еще. Аниматоры – все-таки люди скромные. Скорее всего, это будут просто эксперты – коллектив самых уважаемых, авторитетных, причем, всенародно выбранных людей. Мы сейчас как раз прорабатываем методику этого выбора. Очень хочется сделать эту премию максимально открытой и максимально общественной. Составим лонг-лист экспертов, где будет, думаю, порядка 150 человек, отобранных по различным критериям – звания, участие и победа на фестивалях, вклад в развитие анимации. И из этого лонг-листа максимальное количество наших коллег сформирует шорт-лист, состоящий из 30-50 экспертов, которые и займутся определением лауреатов первой национальной анимационной премии.
Корреспондент:
Название премии тоже будет выбираться всенародно?
Александр Герасимов:
Пока не знаю. У нас еще самый первый этап подготовки. Если название родится само, будет здорово, но, возможно, мы тоже кинем клич всем и потом презентуем его. Праздников много не бывает, и аниматоры достойны своей профессиональной премии. К тому же, если технические призы «уйдут» в премию, мы сможем подкорректировать список существующих в Суздале призов и разделить картины, допустим, по хронометражу, как это делается на большинстве международных фестивалей.
Я уверен, что у нас все получится, так как мы не стоим на месте, у нас есть драйв и здоровые амбиции по развитию анимационного движения.
Корреспондент:
В этом году ваш фестиваль прошел уже в 19-й раз. Какие итоги Вы можете подвести? И чем Вам запомнился этот предъюбилейный год?
Александр Герасимов:
Фестиваль, как обычно, прошел замечательно и в некотором смысле вновь всех удивил. Нам удается, как говорится, быть в тренде, где-то даже предугадывать некие тенденции и направления анимации, которые только зарождаются. Фестиваль посетило около 1,5 тысяч человек, была колоссальная программа. Мы постарались обратить внимание не только на анимацию, но и на смежные виды искусств – граффити и комиксы. Граффити отразились в оформлении фестиваля и специальных акциях, которые проходили в Суздале. В фойе Турцентра, где традиционно проводится наш фестиваль, прошла выставка комиксистов и мастер-классы по комиксам. Количество фильмов на нынешнем фестивале было рекордным – 110. Различные показы и мероприятия проходили с утра и до самой ночи. Была очень насыщенная деловая программа. В частности, мы расширили программы нашего конгресса, который в этом году проводился в пятый раз. К секциям «обучение», «производство», «прокат» и «технологии» добавили пятую – «лицензирование». Сделано это было потому, что, как нам кажется, отрасль уже пришла к такому состоянию, что та самая вторая жизнь анимационных персонажей уже не только является неотъемлемой частью бизнеса, но даже его драйвером. Соответственно, мы не можем не обращать на это внимание.
Естественно, говоря о деловой программе, нельзя не отметить приезд на фестиваль Министра культуры РФ Владимира Мединского. Для нас это большое, знаковое событие. Состоялся серьезный круглый стол с министром, где прошло обсуждение всех насущных проблем анимационной отрасли. И буквально через пару дней поднятые нами проблемы были озвучены на Правительственном совете по развитию отечественной кинематографии.
Фестиваль расширился не только в своей внутренней структуре, мы значительно разрослись в масштабах Российской Федерации. Было рекордное количество площадок во Владимирской области: мероприятия проходили в 26 городах и селах. В 11 из них выезжали наши «творческие бригады» - режиссеры, писатели, композиторы, певцы рассказывали о том, как делаются мультфильмы и показывали свои новые ленты. В этом году мы продолжили проект «Большой Суздаль», второй этап которого мы проводим совместно с Ассоциацией анимационного кино. В рамках этого проекта уже состоялось более 200 показов в различных регионах. Показы продлятся до 18 мая и, как мы ожидаем, программу новых российских мультфильмов посмотрит около 100 тысяч человек. Плюс мы проверили несколько новых акций, которых раньше на фестивале не было. Например, акция «Открытая премьера». В семи крупных российских городах (Новосибирск, Омск, Оренбург, Москва, Питер, Челябинск, Владимир) и белорусском Могилеве параллельно с нашим фестивалем, проведены, по сути, мини-смотры, где были показаны почти все конкурсные фильмы, и прошло зрительское голосование, по итогам которого был выбран победитель. Им стал мультфильм «Пастуший рожок» Алексея Почивалова. Кстати, на самом фестивале этот фильм не получил ни одного приза жюри. Эта акция оказалась очень плодотворной и действенной. Директора кинотеатров с удовольствием показывали наши фильмы и говорили, что они пользовались большим интересом зрителей. Перед фестивалем мы также провели конкурс любительской анимации в интернете «БезГраницФест». На него было прислано 117 работ, которые показывались на нашем интерет-канале на Youtube. Таким образом, мы ушли еще и в интернет-пространство, чтобы захватить того зрителя, который не ходит в кинотеатры и не смотрит телевизор.
Корреспондент:
Каким Вы видите дальнейшее развитие фестиваля?
Александр Герасимов:
Руководствуясь нашим принципом: фестиваль – зеркало российской анимации, мы и дальше будем вовлекать в нашу «орбиту» смежные виды искусств, оценивать и отслеживать те формы аудиовизуальных произведений, которые появляются сейчас. В этой связи у нас задумка сфокусироваться на компьютерных играх. Давно к этому подступаем и, наверное, 20-й фестиваль и призван сделать упор на этом. Еще есть у меня давняя идея – сделать анализ нашей сериальной продукции. Фестиваль уже много лет имеет отдельный конкурс сериалов, да и всему сериальному движению больше десяти лет, поэтому, думаю, уже можно подводить какие-то итоги, дать статистику, аналитику, попытаться заглянуть в будущее.
Конечно, будем продолжать работать и с комиксистами. В этом году мы принимали делегацию фестиваля «КомМиссия», и теперь мы тоже будем серьезно представлены там – со специальной программой и серией мастер-классов. Во многих странах анимация и комиксы, как близнецы-братья. В Японии, США, Китае эта культура существует уже давно. У нас, конечно, такой культуры пока нет, но все равно мы видим, как комиксы оживают, сращиваются с анимацией, во многом благодаря появлению новых технологий, гаджетов. И я надеюсь, что фестиваль – это та площадка, которая будет способствовать дружбе наших культур.
Конечно, мы думаем о том, чтобы сделать специальную юбилейную подборку анимационных фильмов. Возможно, покажем первых победителей. Есть еще такая идея – показать в программе фильмы «детей фестиваля», ведь сейчас тем, кто приезжал на фестиваль еще в детстве, уже по 20 и более лет, и некоторые из них тоже пошли по стопам своих родителей-аниматоров.
Но главная наша идея – организовать в следующем году церемонию вручения национальной анимационной премии. Дело в том, что все эти 19 лет наш фестиваль был единственной площадкой, где существовала особая система профессиональных призов. За драматургию, звуковое решение, мультипликат и так далее. А ведь по сути это те призы, которые должны выдаваться на премиях. И 19 лет наш фестиваль, получается, выполнял функцию такой премии. Но сейчас фестиваль в Суздале уже разросся, а индустрия окрепла настолько, что на наш взгляд, настало время организовать отдельную анимационную премию. Сейчас эта идея прорабатывается внутри нашего оргкомитета.
Корреспондент:
Эта премия будет вручаться в рамках фестиваля? Или будет отдельная торжественная церемония, подобная кинопремиям «Ника» и «Золотой орел»?
Александр Герасимов:
Конечно, это будет отдельная церемония в Москве, которую мы хотим провести 8 апреля – в тот самый День российской анимации, который государство все никак не признает. А то как-то странно получается. Кинематографических премий у нас две, у документалистов есть своя премия, у драматургов, у критиков есть, у операторов есть, а у нас нет. Поэтому мы считаем, пришло время сделать премию для всех, кто занимается анимацией. Мы не хотим делать это в Суздале, чтобы не смешивать события. Конечно, все оргработы, сбор заявок мы будем проводить параллельно с фестивалем. И еще мы хотим в перерыве между Суздальским фестивалем и премией осуществить максимально широкий прокат анимационных фильмов для зрителей, чтобы россияне понимали, за кого будут голосовать наши академики.
Корреспондент:
То есть вы будете для этой премии создавать свою академию, которая и займется отбором победителей?
Александр Герасимов:
Да, в мае мы начнем формировать пул профессионалов – не знаем еще, назовем их академиками, экспертами или как-то еще. Аниматоры – все-таки люди скромные. Скорее всего, это будут просто эксперты – коллектив самых уважаемых, авторитетных, причем, всенародно выбранных людей. Мы сейчас как раз прорабатываем методику этого выбора. Очень хочется сделать эту премию максимально открытой и максимально общественной. Составим лонг-лист экспертов, где будет, думаю, порядка 150 человек, отобранных по различным критериям – звания, участие и победа на фестивалях, вклад в развитие анимации. И из этого лонг-листа максимальное количество наших коллег сформирует шорт-лист, состоящий из 30-50 экспертов, которые и займутся определением лауреатов первой национальной анимационной премии.
Корреспондент:
Название премии тоже будет выбираться всенародно?
Александр Герасимов:
Пока не знаю. У нас еще самый первый этап подготовки. Если название родится само, будет здорово, но, возможно, мы тоже кинем клич всем и потом презентуем его. Праздников много не бывает, и аниматоры достойны своей профессиональной премии. К тому же, если технические призы «уйдут» в премию, мы сможем подкорректировать список существующих в Суздале призов и разделить картины, допустим, по хронометражу, как это делается на большинстве международных фестивалей.
Я уверен, что у нас все получится, так как мы не стоим на месте, у нас есть драйв и здоровые амбиции по развитию анимационного движения.
Другие статьи по теме Кинобизнес
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
20.11.2024
Российской киноиндустрии ежегодно будут выделять дополнительные 2,6 млрд рублей
20.11.2024
2025 год станет ключевым для супергеройского кино
20.11.2024
Warner Bros. займется ремейками знаменитых корейских фильмов
Другие статьи по теме Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале
03.04.2024
Анастасия Жакулина: «Моя аудитория – взрослые, которые внутри – дети»
25.03.2024
Проекты школы-студии ШАР победили на фестивале анимационного кино в Суздале
25.03.2024
Победители XXIX российского фестиваля анимационного кино
21.03.2024
В Суздале открылся XXIX фестиваль анимационного кино
20.03.2023
Суздальфест назвал лауреатов
Другие статьи по теме Ассоциация анимационного кино России
15.11.2024
Начались телевизионные показы анимационного сериала «Акварельные краски»
29.10.2024
В Петербурге прошла конференция, посвященная креативным индустриям
17.10.2024
Проекты Школы Артека: анимационный фильм по рассказу Чехова и биография Андрея Рублева
26.09.2024
Стартовала работа над проектом Школа Артека
19.09.2024
Сериал «Акварельные краски» переведен на жестовый язык
Реклама