14 февраля 2014 10:20
Антон Малышев: «Любые меры протекционистского характера в отношении нашего кино я бы поддержал»
Год назад, в конце января, в Фонде кино произошла смена руководства и реорганизация. Главный редактор интернет-портала «ПрофиСинема» Нина Ромодановская поговорила с Антоном Малышевым, исполнительным директором Фонда об итогах 2013 года, доле российского кино в прокате, международной деятельности и квотах, как одной из протекционистских мер, защищающих отечественного кинопроизводителя.
Нина Ромодановская:
Каковы итоги работы Фонда за 2013 год, удалось ли выполнить план, сохранить долю?
Антон Малышев:
По итогам работы Фонда за 2013 год можно озвучить две основные цифры. Первый плановый показатель, который был задан Попечительским советом Фонда по доле кинокомпаний-лидеров в билетах - 13,2%, по нашим подсчетам составляет 16,5%. Таким образом, кинокомпании-лидеры план 2013 года перевыполнили. Что, конечно, приятно. В начале года этого никто, включая меня, не прогнозировал.
И вторая важная цифра – доля кассовых сборов всего российского кино - 18,1%. Необходимо отметить, что именно в эту сторону сдвигается показатель эффективности деятельности Фонда.
В прокат в 2013 году вышли 64 фильма. И собрали они на треть больше, чем примерно такое же количество картин в прошлом. Причем у нас нет задачи количественного прироста проектов. Ленты выходят в прокат по мере готовности, как только появляется подходящая дата.
Доля кассовых сборов в 18,1 % - самый высокий показатель для отечественных картин за последние четыре года. При этом общие кассовые сборы в 2013 году выросли на 13%, по отношению к прошлому году, что по деньгам составляет 4,9 миллиарда рублей.
Нина Ромодановская:
Ровно год назад мы с Вами говорили о распределении госфинансирования на 2013: два миллиарда из трех были деньги субсидиарные, то есть безвозвратные, а миллиард – возвратные. Все ли вас устраивает в такой структуре распределения и считаете ли Вы, что нужно продолжать двигаться в направлении увеличения возвратной части?
Антон Малышев:
В целом задача по увеличению процента возвратности была поставлена не только на 2013 год. Действительно, раньше, по большому счету, ни о какой возвратности и речи не шло. Но уже в 2013 году доля средств, которые были выделены на возвратной основе, выросла в 2,5 раза и составила почти 32,5 %, в том числе на условиях 100% возвратности – 25%.
Конечно, деньги, которые выделяются Фондом кино на условиях 100% возвратности, менее удобны для продюсера. Но, с другой стороны, эти деньги остаются в отрасли и снова рефинансируются в кинопроизводство. Если случатся какие-то непредвиденные экономические сложности, например, секвестирование бюджета, или государство решит в какой-то момент больше не финансировать коммерческое кино, то эти деньги, оставшиеся в отрасли, позволят, по крайней мере, закончить уже начатые проекты. Это своеобразная страховка.
Более того, и сейчас эти средства не лежат мертвым грузом, а находятся постоянно в обороте. По итогам 2013 года можно сказать, что 200 миллионов рублей уже дополнительно рефинансированы в отрасль. Правда, пока это не только возвратные деньги. Раньше схема возвратности не закладывалась. Сейчас преимущественно это деньги, полученные в результате повышения качества контроля за использованием средств и соблюдением договорных обязательств по проектам. Но, тем не менее, эти средства работают на тех проектах, которым они нужны именно сейчас, а не через полгода после нового конкурса. В том числе они были направлены на поддержку в прокате тех фильмов, которые выходили на Новый год.
Нина Ромодановская:
Фонд кино до сих пор вынужден платить за возвратные деньги налог на прибыль. Мы знаем, что за последний год проведена большая работа вместе с аппаратом Правительства и Министерством культуры по внесению изменений в соответствующий раздел налогового кодекса. В результате закон был принят в первом чтении в Госдуме РФ.
Антон Малышев:
Мы стремимся сформировать на базе Фонда своеобразный неприкосновенный запас. Но если с получаемых средств придется платить по 20% налога, понятно, что формировать его мы будем долго. С этой просьбой мы и обратились к депутатам, и нас услышали. Более того, нас поддержали и Министерство финансов, и ФНС, хотя Минфин традиционно возражает против таких вещей. Закон прошел первое чтение. Ждем второго, посмотрим какие будут поправки.
Нина Ромодановская:
Давайте поговорим о международной деятельности. Будет ли восстановлен международный департамент Фонда?
Антон Малышев:
Департамент был закрыт решением Попечительского совета. Чтобы его восстановить, тоже потребуется решение, но пока мы справляемся без этого департамента.
Есть важная история, связанная с международной деятельностью. В этом году по результатам опроса экспертов отрасли мы сумели сформировать список кинорынков, участие в которых наиболее важно для российской киноиндустрии. Список утвержден в Министерстве культуры. Мы выиграли конкурс на организацию девяти площадок в течение года. Хочу отметить, что в этом году впервые есть понимание перспектив на год вперед, что позволит выстроить системную работу.
Нина Ромодановская:
Международная деятельность – огромное поле самых разнообразных отношений: копродукционных, культурного обмена, продвижения. Фонд кино будет заниматься всем, или будут обозначены конкретные направления деятельности?
Антон Малышев:
Безусловно, уже обозначено конкретное направление деятельности Фонда кино – организация деловых площадок на девяти крупнейших мировых кинорынках для реализации международных прав на отечественный контент.
Копродукция – это вообще отдельная тема, потому что заниматься копродукцией ради копродукции мне представляется не совсем верной постановкой задачи. Если бизнесу это требуется, то все само собой получается. Например, когда Sony входит в производство «Сталинграда», это происходит не потому, что Sony днями и ночами думает о том, как бы развивать копродукцию.
Мы видим немало примеров, когда проекты затевались ради копродукции. А потом они просто подвисали, даже при наличии денег с российской стороны партнеры оказывались не готовы.
Что касается недель и всех этих чудесных мероприятий, они, наверное, имеют какое-то влияние, в том числе и на продажи. Но непонятно, как посчитать их эффективность.
Со стендами все просто, государство тратит определенное количество денег на их организацию. Дальше мы должны посмотреть, какой будет эффект, выраженный в количестве сделок или изменении объемов продаж отечественного кино за рубеж.
Нина Ромодановская:
Про квоты расскажите, пожалуйста. Какой сценарий наиболее вероятен? Как Вы думаете, нужно ли их вводить?
Антон Малышев:
Любые меры протекционистского характера в отношении нашего кино я бы поддержал. И даже не потому, что Фонд кино отвечает за долю российского кино и кровно в этом заинтересован. Просто по итогам 2013 года видно: наши продюсеры научились делать конкурентоспособное нестыдное зрительское кино. В начале 2014 года уже понятны перспективы 40-45 крепких картин, которые в состоянии выйти в прокат в этом году.
Дальше возникает вопрос: а когда они выйдут? В году всего 52 недели. Кроме американских блокбастеров, таких как «Первый мститель: Другая война», «Новый Человек-паук: Высокое напряжение», «Хоббит: Туда и обратно», «Трансформеры 4» и так далее, есть еще масса картин с неопределенным потенциалом, но, тем не менее, они встанут в наших кинотеатрах и свой бокс соберут. Конечно, это не будет миллиард рублей, но, может быть 400-500 миллионов, и картин таких много. Дальше возникает вопрос, что с этим делать.
Я считаю, что меры протекционистского характера необходимы, потому что продюсерский цех доказал свою профессиональную состоятельность. Дальше уже дело государства – помогать. И очень важно, чтобы комплекс мер такой поддержки был разработан при активном участии всех кинематографистов: и продюсеров, и дистрибьютеров, и владельцов киносетей, с учетом интересов всех сторон для создания сбалансированной системы.
Версий квотирования обсуждается много. Одна из них - введение определенных периодов, в которые показывают только национальное кино. Вполне себе рабочая версия. Уже было, когда продюсеры говорили: «20% сеансов должны быть русскими», но кинотеатры сопротивлялись, а по итогам 2013 года получилось, что и так 20% сеансов в кинотеатрах занимает русское кино. А заявления были такими, что весь кинотеатральный бизнес в нашей стране кончится, если мы введем такую меру.
Я даже не беру во внимание международный опыт. В той же Южной Корее по итогам года 60% бокс-офиса - национальные фильмы. 60%! А в начале девяностых у них тоже господствовал Голливуд, и ничего больше не было. После введения квот, причем именно в формате дней (126 дней в году надо было показывать национальные фильмы) начались торговые войны с США, появились ограничения на поставку корейских автомобилей.
А квота, между прочим, действует до сих пор, правда, сниженная до 73 дней, но она очень четко отслеживается и ни при каких обстоятельствах не отменяется. Это важно.
Про остальные рынки я не буду и говорить. Во Франции уже давно нет прямых квот, но после войны они выдержали 4 года, не позволив подсадить зрителя на американское кино. Сейчас действует ряд ограничений, например, в мультиплексе должно быть не более 30 сеансов одного фильма и не более, чем в двух залах. Эта система работает и защищает кинопроизводителя. Поэтому я надеюсь, что и у нас удастся выстроить такую систему, которая позволит создать условия для успешного развития кинопроизводства.
Другие статьи по теме Кинобизнес
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
20.11.2024
Российской киноиндустрии ежегодно будут выделять дополнительные 2,6 млрд рублей
20.11.2024
2025 год станет ключевым для супергеройского кино
20.11.2024
Warner Bros. займется ремейками знаменитых корейских фильмов
Другие статьи по теме Фонд кино
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
01.11.2024
Стартовал новый отбор заявок на участие в программе Автор
29.10.2024
Стали известны участники пятой волны программы Автор
09.10.2024
Фонд кино принимает заявки на поддержку фильмов в прокате в 4 квартале 2024 и 1 квартале 2025
09.10.2024
Фонд кино объявил итоги питчингов анимационных и семейных фильмов
Другие статьи по теме Европейский кинорынок/European film market (EFM)
08.10.2024
Испания будет в центре внимания Европейского кинорынка 75 Берлинале
22.02.2024
EFM 2024: какие фильмы будут показаны в России
22.02.2024
EFM 2024: итоги рекордного кинорынка
15.02.2024
EFM 2024: ИИ, новые сериалы и юбилейные программы
31.01.2024
Берлинале 2024: программы Европейского кинорынка и Berlinale Spotlight
Реклама