7 октября 2013 13:45
Полина Зуева: «Со стороны многим кажется, что нет ничего проще, чем провести неделю кино где-то за рубежом»
С 8 по 14 октября 2013 года в Нью-Йорке пройдет Неделя российского кино, организованная при поддержке Министерства культуры. Второй раз этой осенью на североамериканском континенте будут показаны лучшие российские фильмы последних полутора лет. Главный редактор интернет-портала «ПрофиСинема» Нина Ромодановская расспросила главу компании-организатора нескольких российских Недель Полину Зуеву о том, какие фильмы отбираются для показов, почему правообладатели иногда не хотят давать свое кино на Недели и как прошла Неделя голландского кино в Москве.
Нина Ромодановская:
Кинематографисты Вас знают, как бессменного в течение нескольких лет продюсера Кинотавра, а теперь Вы организуете другие фестивали, недели российского кино. Почему решили расширить сферу деятельности?
Полина Зуева:
За 8 лет работы на Кинотавре накопился огромный опыт и определенные профессиональные навыки. Поэтому желание расширить сферу своей деятельности очевидно. Мы договорись с Александром Ефимовичем Роднянским, что я начинаю реализовывать самостоятельные проекты, но Кинотавр остается приоритетным. И работа над 25-м Юбилейным открытым российским кинофестивалем Кинотавр уже началась.
Из уже состоявшихся проектов хочется особо выделить фестиваль кинодебютов в Омске, который мы достойно организовали за невероятно короткий срок. Сейчас идут переговоры о проведении второго фестиваля, однако работа будет отложена на время после Кинотавра, так как именно он – главный среди национальных смотров и все дебютанты стремятся попасть сначала именно в Сочи.
Следующий мой проект – это Недели кино, к которым я отношусь как к мини-фестивалям с очень непростой организацией: логистика, транспорт, билеты, гости, пиар и так далее. При этом ресурсы намного меньше, чем у больших фестивалей. Я говорю не только о бюджете, но и о команде. Хотя со стороны многим кажется, что нет ничего проще, чем провести неделю кино где-то за рубежом.
Нина Ромодановская:
Министерство культуры, решив самостоятельно заняться международной деятельностью, продвигает российское кино за рубежом разными способами, в том числе посредством стенда «Кино России» и Российских недель. Какие задачи стоят перед организаторами Российских недель?
Полина Зуева:
На рынке несколько компаний, которые занимаются неделями кино. Но конечно, на мой взгляд, главная цель Минкульта – структурировать этот процесс.
Нина Ромодановская:
Какова ваша задача? Где обычно проводятся Недели?
Полина Зуева:
Наша главная задача – продвижение отечественного кино за рубежом. Все фильмы субтитрированы в обязательном порядке, для того, чтобы их могли смотреть и представители местной русскоязычной диаспоры, и не владеющее языком, но интересующееся российским кино местное население.
Недели российского кино проводятся в Риге, Ереване, Душанбе, Париже, Берлине, Лондоне, всего не перечислить, география обширная. Мы организуем мероприятия в Киеве, Одессе. Для нас интересен регион стран СНГ, страны, где активно смотрят кино. А также города, в которых проходят крупные кинофестивали.
Нина Ромодановская:
Почему для вас важно, чтобы Недели проходили параллельно с крупными фестивалями?
Полина Зуева:
Потому что на крупных международных фестивалях, как правило, на деловых площадках присутствует объединенный российский стенд RU.C. В этом случае мы сотрудничаем с ним по схеме кросс-промо. Например, на наши показы приходят заинтересованные байеры со стенда. Конечно, им приятней посмотреть фильм на большом экране, а не с диска. Ощутите разницу! К тому же на таких фестивалях, как TIFF, собирается широкий круг профессиональной публики, которой тоже интересно познакомиться с зарубежными киноновинками. То есть в этом случае мы не ориентированы исключительно на обычного зрителя. И конечно, будем продолжать работать в этом направлении.
Нина Ромодановская:
Сколько мероприятий проведено и сколько еще планируется? Где и когда?
Полина Зуева:
Успешно проведена Неделя кино в Одессе во время Одесского МКФ в июле и в Торонто во время TIFF в сентябре. К сожалению, мы не успели организовать наши просмотры, как отдельную программу в Торонто, так как этот вопрос надо начинать решать за год до мероприятия. Поэтому наша Неделя проходила отдельно, но параллельно с фестивалем.
В начале октября, с 9 по 14, проведем Неделю российского кино в Нью-Йорке. Она там проходила постоянно, но традиция была, к сожалению, прервана. Удалось найти замечательных американских партнеров, которые полноценно участвуют в организации, так как Нью-Йорк город дорогой и со своей спецификой. Нам удалось составить широкую программу. Один фильм покажем в большом зале в Бруклине, это будет международная премьера фильма «Горько!». Открытие пройдет в одном из самых больших залов на Манхеттене – театре Зигфилд. Остальные показы будут проходить в зале Школы визуального искусства также на Манхэттене. Это очень дорогое мероприятие с большой рекламной кампанией. И еще два документальных фильма будут показаны в Колумбийском Университете. Таким образом, мы пытаемся охватить очень разную аудиторию. А акцент на Манхэттене сделан для того, чтобы на показы пришел именно американский зритель.
Следующее мероприятие пройдет в Киеве в рамках кинофестиваля «Молодость», который начнется 19 октября.
В ноябре Неделя кино переедет в Израиль. В наши планы в Израиле входит проведение делового мероприятия. Сейчас мы ищем отечественных дистрибьюторов, которые заинтересованы в покупке израильского кино, так как израильская сторона будет смотреть наши фильмы с прицелом покупки прав на прокат. Это интересно, учитывая, что в нашем прокате фактически нет израильских фильмов. Сейчас мы ведем переговоры с компанией «Экспонента».
Например, после показов в Канаде к нам обратился местный дистрибьютор, заинтересованный в покупке прав на картину «Легенда №17». Сейчас идут переговоры с продюсером Леонидом Верещагиным.
Нина Ромодановская:
Как формируется программа Российских недель? Кто отбирает фильмы? Были ли случаи, когда Вам отказывали правообладатели? По какой причине?
Полина Зуева:
Во-первых, по конкурсной документации и по субсидиям, мы ограничены годом выпуска картины и наличием удостоверения национального фильма. Для Недель кино в 2013 году - это соответственно ленты 2012-2013 годов. Для нас важно жанровое и тематическое разнообразие, исходя из территории, где будут проходить показы. В Торонто мы показывали фильмы-достижения в своем жанре: «Метро», «Духless». Тематически канадцам была близка «Легенда №17». Очень понравился «Географ глобус пропил» - наш замечательный новейший артмейнстрим, призер Кинотавра 2013.Фильм-явление, по нашему мнению, «Интимные места» - также был представлен публике в Торонто.
Программа недели кино в Нью-Йорке будет отличаться от той, что мы показывали в Торонто. Мы с нашими американскими партнерами пригласили Антона Долина в качестве программного директора. В итоге, нью-йоркцы увидят «Географ глобус пропил», «Легенду №17», «Интимные места», «Метро», «Долгая счастливая жизнь», «Небесные жены луговых мари», «Я тоже хочу». А откроется Неделя премьерным показом фильма «Горько!». Хотим также познакомить американских зрителей с двумя документальными фильмами: первый - «Рожденные в СССР. Часть 2» Сергея Мирошниченко, а второй фильм станет сюрпризом. Незадолго до нашего события в Нью-Йорке пройдет фестиваль российского документального кино, и его победитель будет представлен также в рамках нашей недели кино.
Что касается отказов правообладатей в той или иной картине для наших показов, то, конечно, они были, но причина, как правило, в том, что права на прокат фильмов уже были проданы на данную территорию. Это понятная причина, мы и сами не хотим брать проект раньше его официального старта и мешать его международному прокату.
Нина Ромодановская:
Какова основная аудитория фильмов, показываемых в рамках недель?
Полина Зуева:
Мы были очень рады тому, что в Торонто в зале было много молодежи, недаром же выбрали университетскую площадку для показов. Это оправдало себя. Реагировали зрители тоже очень ярко. Например, после фильма «Интимные места» я наблюдала между двумя канадскими девушками серьезный спор о картине. Площадки в Нью-Йорке мы тоже выбирали с прицелом на молодежь! В Нью-Йорке вообще есть пусть небольшой, но стабильный интерес к иностранному кино.
Нина Ромодановская:
Вы не только вывозите российское кино за рубеж, но еще и привозите. Почему именно голландское кино приехало в Москву первым?
Полина Зуева:
Сейчас перекрестный год Голландии в России и наоборот. На эту неделю постарались привезти те фильмы, с которыми наш зритель еще не знаком. Показы прошли с аншлагами в малом зале кинотеатра «Художественный». Мы столкнулись с тем, что в столице вообще нет свободного зала нужного формата на 100-150 мест для проведения подобных мероприятий.
Нина Ромодановская:
Чье кино будет следующим в Москве?
Полина Зуева:
Следующая неделя зарубежного кино в Москве будет посвящена современным фильмам Щвейцарии и пройдет в конце октября. Наш швейцарский партнер помог сформировать программу из семи игровых картин! Сейчас заканчиваем переговоры со всеми правообладателями. Конечно, кинематограф этой страны малоизвестен и не относится к передовым по объемам производства, но от этого не менее интересен. Кстати, наши коллеги провели в сентябре в Лозанне кинофестиваль с большим российским участием.
Нина Ромодановская:
Каковы результаты вашей работы? В каком направлении планируете развиваться?
Полина Зуева:
В этом году очень плотный рабочий график, так как мы хотим отработать систему, проанализировать, что удалось лучше, что хуже. Это бесценный опыт. К тому же, стали появляться предложения от коллег из разных стран, которые готовы полностью финансировать проведение недели российского кино на новых территориях без поддержки Минкульта РФ. Это говорит о том, что у публики и профессиональной, в том числе, складывается положительный «сарафан» и впечатления от нашей работы и фильмов. Это уже отличные результаты. Мы будем рассматривать все предложения, где действительно Неделя российского кино будет востребована, нужна, интересна, результативна. Эффект для нас заключается не только в промоушене, но и в знакомстве иностранного зрителя с современным российским кино, в налаживании контактов. Ну и конечно, очень важно живое общение зрителей с авторами картин.
Нина Ромодановская:
Кинематографисты Вас знают, как бессменного в течение нескольких лет продюсера Кинотавра, а теперь Вы организуете другие фестивали, недели российского кино. Почему решили расширить сферу деятельности?
Полина Зуева:
За 8 лет работы на Кинотавре накопился огромный опыт и определенные профессиональные навыки. Поэтому желание расширить сферу своей деятельности очевидно. Мы договорись с Александром Ефимовичем Роднянским, что я начинаю реализовывать самостоятельные проекты, но Кинотавр остается приоритетным. И работа над 25-м Юбилейным открытым российским кинофестивалем Кинотавр уже началась.
Из уже состоявшихся проектов хочется особо выделить фестиваль кинодебютов в Омске, который мы достойно организовали за невероятно короткий срок. Сейчас идут переговоры о проведении второго фестиваля, однако работа будет отложена на время после Кинотавра, так как именно он – главный среди национальных смотров и все дебютанты стремятся попасть сначала именно в Сочи.
Следующий мой проект – это Недели кино, к которым я отношусь как к мини-фестивалям с очень непростой организацией: логистика, транспорт, билеты, гости, пиар и так далее. При этом ресурсы намного меньше, чем у больших фестивалей. Я говорю не только о бюджете, но и о команде. Хотя со стороны многим кажется, что нет ничего проще, чем провести неделю кино где-то за рубежом.
Нина Ромодановская:
Министерство культуры, решив самостоятельно заняться международной деятельностью, продвигает российское кино за рубежом разными способами, в том числе посредством стенда «Кино России» и Российских недель. Какие задачи стоят перед организаторами Российских недель?
Полина Зуева:
На рынке несколько компаний, которые занимаются неделями кино. Но конечно, на мой взгляд, главная цель Минкульта – структурировать этот процесс.
Нина Ромодановская:
Какова ваша задача? Где обычно проводятся Недели?
Полина Зуева:
Наша главная задача – продвижение отечественного кино за рубежом. Все фильмы субтитрированы в обязательном порядке, для того, чтобы их могли смотреть и представители местной русскоязычной диаспоры, и не владеющее языком, но интересующееся российским кино местное население.
Недели российского кино проводятся в Риге, Ереване, Душанбе, Париже, Берлине, Лондоне, всего не перечислить, география обширная. Мы организуем мероприятия в Киеве, Одессе. Для нас интересен регион стран СНГ, страны, где активно смотрят кино. А также города, в которых проходят крупные кинофестивали.
Нина Ромодановская:
Почему для вас важно, чтобы Недели проходили параллельно с крупными фестивалями?
Полина Зуева:
Потому что на крупных международных фестивалях, как правило, на деловых площадках присутствует объединенный российский стенд RU.C. В этом случае мы сотрудничаем с ним по схеме кросс-промо. Например, на наши показы приходят заинтересованные байеры со стенда. Конечно, им приятней посмотреть фильм на большом экране, а не с диска. Ощутите разницу! К тому же на таких фестивалях, как TIFF, собирается широкий круг профессиональной публики, которой тоже интересно познакомиться с зарубежными киноновинками. То есть в этом случае мы не ориентированы исключительно на обычного зрителя. И конечно, будем продолжать работать в этом направлении.
Нина Ромодановская:
Сколько мероприятий проведено и сколько еще планируется? Где и когда?
Полина Зуева:
Успешно проведена Неделя кино в Одессе во время Одесского МКФ в июле и в Торонто во время TIFF в сентябре. К сожалению, мы не успели организовать наши просмотры, как отдельную программу в Торонто, так как этот вопрос надо начинать решать за год до мероприятия. Поэтому наша Неделя проходила отдельно, но параллельно с фестивалем.
В начале октября, с 9 по 14, проведем Неделю российского кино в Нью-Йорке. Она там проходила постоянно, но традиция была, к сожалению, прервана. Удалось найти замечательных американских партнеров, которые полноценно участвуют в организации, так как Нью-Йорк город дорогой и со своей спецификой. Нам удалось составить широкую программу. Один фильм покажем в большом зале в Бруклине, это будет международная премьера фильма «Горько!». Открытие пройдет в одном из самых больших залов на Манхеттене – театре Зигфилд. Остальные показы будут проходить в зале Школы визуального искусства также на Манхэттене. Это очень дорогое мероприятие с большой рекламной кампанией. И еще два документальных фильма будут показаны в Колумбийском Университете. Таким образом, мы пытаемся охватить очень разную аудиторию. А акцент на Манхэттене сделан для того, чтобы на показы пришел именно американский зритель.
Следующее мероприятие пройдет в Киеве в рамках кинофестиваля «Молодость», который начнется 19 октября.
В ноябре Неделя кино переедет в Израиль. В наши планы в Израиле входит проведение делового мероприятия. Сейчас мы ищем отечественных дистрибьюторов, которые заинтересованы в покупке израильского кино, так как израильская сторона будет смотреть наши фильмы с прицелом покупки прав на прокат. Это интересно, учитывая, что в нашем прокате фактически нет израильских фильмов. Сейчас мы ведем переговоры с компанией «Экспонента».
Например, после показов в Канаде к нам обратился местный дистрибьютор, заинтересованный в покупке прав на картину «Легенда №17». Сейчас идут переговоры с продюсером Леонидом Верещагиным.
Нина Ромодановская:
Как формируется программа Российских недель? Кто отбирает фильмы? Были ли случаи, когда Вам отказывали правообладатели? По какой причине?
Полина Зуева:
Во-первых, по конкурсной документации и по субсидиям, мы ограничены годом выпуска картины и наличием удостоверения национального фильма. Для Недель кино в 2013 году - это соответственно ленты 2012-2013 годов. Для нас важно жанровое и тематическое разнообразие, исходя из территории, где будут проходить показы. В Торонто мы показывали фильмы-достижения в своем жанре: «Метро», «Духless». Тематически канадцам была близка «Легенда №17». Очень понравился «Географ глобус пропил» - наш замечательный новейший артмейнстрим, призер Кинотавра 2013.Фильм-явление, по нашему мнению, «Интимные места» - также был представлен публике в Торонто.
Программа недели кино в Нью-Йорке будет отличаться от той, что мы показывали в Торонто. Мы с нашими американскими партнерами пригласили Антона Долина в качестве программного директора. В итоге, нью-йоркцы увидят «Географ глобус пропил», «Легенду №17», «Интимные места», «Метро», «Долгая счастливая жизнь», «Небесные жены луговых мари», «Я тоже хочу». А откроется Неделя премьерным показом фильма «Горько!». Хотим также познакомить американских зрителей с двумя документальными фильмами: первый - «Рожденные в СССР. Часть 2» Сергея Мирошниченко, а второй фильм станет сюрпризом. Незадолго до нашего события в Нью-Йорке пройдет фестиваль российского документального кино, и его победитель будет представлен также в рамках нашей недели кино.
Что касается отказов правообладатей в той или иной картине для наших показов, то, конечно, они были, но причина, как правило, в том, что права на прокат фильмов уже были проданы на данную территорию. Это понятная причина, мы и сами не хотим брать проект раньше его официального старта и мешать его международному прокату.
Нина Ромодановская:
Какова основная аудитория фильмов, показываемых в рамках недель?
Полина Зуева:
Мы были очень рады тому, что в Торонто в зале было много молодежи, недаром же выбрали университетскую площадку для показов. Это оправдало себя. Реагировали зрители тоже очень ярко. Например, после фильма «Интимные места» я наблюдала между двумя канадскими девушками серьезный спор о картине. Площадки в Нью-Йорке мы тоже выбирали с прицелом на молодежь! В Нью-Йорке вообще есть пусть небольшой, но стабильный интерес к иностранному кино.
Нина Ромодановская:
Вы не только вывозите российское кино за рубеж, но еще и привозите. Почему именно голландское кино приехало в Москву первым?
Полина Зуева:
Сейчас перекрестный год Голландии в России и наоборот. На эту неделю постарались привезти те фильмы, с которыми наш зритель еще не знаком. Показы прошли с аншлагами в малом зале кинотеатра «Художественный». Мы столкнулись с тем, что в столице вообще нет свободного зала нужного формата на 100-150 мест для проведения подобных мероприятий.
Нина Ромодановская:
Чье кино будет следующим в Москве?
Полина Зуева:
Следующая неделя зарубежного кино в Москве будет посвящена современным фильмам Щвейцарии и пройдет в конце октября. Наш швейцарский партнер помог сформировать программу из семи игровых картин! Сейчас заканчиваем переговоры со всеми правообладателями. Конечно, кинематограф этой страны малоизвестен и не относится к передовым по объемам производства, но от этого не менее интересен. Кстати, наши коллеги провели в сентябре в Лозанне кинофестиваль с большим российским участием.
Нина Ромодановская:
Каковы результаты вашей работы? В каком направлении планируете развиваться?
Полина Зуева:
В этом году очень плотный рабочий график, так как мы хотим отработать систему, проанализировать, что удалось лучше, что хуже. Это бесценный опыт. К тому же, стали появляться предложения от коллег из разных стран, которые готовы полностью финансировать проведение недели российского кино на новых территориях без поддержки Минкульта РФ. Это говорит о том, что у публики и профессиональной, в том числе, складывается положительный «сарафан» и впечатления от нашей работы и фильмов. Это уже отличные результаты. Мы будем рассматривать все предложения, где действительно Неделя российского кино будет востребована, нужна, интересна, результативна. Эффект для нас заключается не только в промоушене, но и в знакомстве иностранного зрителя с современным российским кино, в налаживании контактов. Ну и конечно, очень важно живое общение зрителей с авторами картин.
Другие статьи по теме Кинобизнес
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
20.11.2024
Российской киноиндустрии ежегодно будут выделять дополнительные 2,6 млрд рублей
20.11.2024
2025 год станет ключевым для супергеройского кино
20.11.2024
Warner Bros. займется ремейками знаменитых корейских фильмов
Другие статьи по теме Неделя российского кино
15.03.2019
В Париже проходит фестиваль «Пламя русской души»
25.11.2013
Показ фильма «Географ глобус пропил» завершил сезон Недель российского кино
23.11.2013
Неделя российского кино в Вене
20.11.2013
Неделя российского кино в Израиле: Фоторепортаж
05.11.2013
В Лос-Анджелесе завершается Неделя российского кино
Реклама