Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 июля 2013 12:53

Армен Адилханян: «Важнейшей фигурой в кино является продюсер»

Армен Адилханян: «Важнейшей фигурой в кино является продюсер»

1 августа 2013 года начнется съемочный период мистической мелодрамы «Выстрел в тишину», которая станет первым проектом продюсерского центра «Киноостров». Компания также готовит к запуску романтическую комедию «Прогулка со звездой», приключенческую картину «Райская птица» и анимационные ленты «Аффл» и «Царь зверей». Мы поговорили с основателем «Киноострова» Арменом Адилханяном, ранее возглавлявшим продюсерский центр компании «Парадиз», о том, каково выходить с новой компанией на российский кинорынок, особенностях работы с начинающими кинематографистами и роли продюсера в кинопроизводстве.

Корреспондент:
До недавнего времени Вы были главой продюсерского центра «Парадиз». Почему Вы решили покинуть компанию и основать собственный продюсерский центр «Киноостров»?

Армен Адилханян:

Я работал в «Парадизе» очень долго – с 2004 по 2011 годы – и в какой-то момент понял, что уже готов заниматься продюсированием самостоятельно. Все-таки одно дело руководить подразделением крупного холдинга и совсем другое – возглавлять собственное предприятие. У больших компаний имеется четкая стратегия, и ты всегда должен следовать определенным предписаниям, вне зависимости от того, нравятся они тебе или нет. Это совершенно обычная практика: когда ты растешь и развиваешься как профессионал, то в конце концов созреваешь для того, чтобы начать свой личный бизнес.

Корреспондент:
Наверняка работать под крылом известной компании гораздо легче, чем быть самостоятельной единицей. Вы уже почувствовали на себе все прелести свободного плавания?

Армен Адилханян:

Конечно! Мне фактически приходится начинать все с нуля. Пока ты являешься частью большой компании, мнение о тебе неотделимо от отношения к самой компании. Но когда ты оказываешься один, участники рынка начинают заново к тебе присматриваться, чтобы оценить, можно ли вести с тобой бизнес. А ты в свою очередь должен сдать этот экзамен и продемонстрировать, что умеешь и на что способен. В общем, свобода стоит дорого и дается очень тяжело.

Корреспондент:
И все же Вы находитесь в выигрышной ситуации: Вы пришли не со стороны, вас все уже знают, у вас большой опыт. Можете сформулировать, чему Вы научились за годы работы в компании «Парадиз»?

Армен Адилханян:

«Парадиз» стал для меня настоящей школой. Например, до работы в «Парадизе» я плохо представлял, как устроен механизм дистрибьюции. И я многому научился у главы компании Геворга Нерсисяна – у него прекрасно развита интуиция, он тонко чувствует и понимает, чего хочет зритель. Интуиция – очень важное качество. Я думаю, в работе люди делятся на ремесленников и профессионалов. Ремесленник – это тот, кто освоил определенный навык, то есть выучился правильно кроить, шить или строгать. Но настоящий талантливый профессионал помимо навыков обязательно должен обладать природным чутьем. У Геворга оно определенно есть, ведь он сумел построить такую империю, как «Парадиз».

Корреспондент:
Судя по списку проектов Вашей новой компании, «Киноостров» ориентирован на семейные фильмы, комедии и романтические истории. Почему Вы работаете именно с этими жанрами? На какую аудиторию рассчитаны фильмы продюсерского центра «Киноостров»?

Армен Адилханян:

В целом, у нас нет конкретных жанровых предпочтений. Я приветствую сумасшедшее разнообразие и готов работать над чем угодно, лишь бы история была интересной. Если фильм качественно снят и сделан по всем правилам драматургии, то он понравится всем – и молодым, и взрослым, и интеллектуалам, и массовому зрителю.

Корреспондент:
В описании продюсерского центра «Киноостров» указано, что компания нацелена на работу с молодыми кинематографистами. Что это – желание помочь с трудоустройством начинающим или рациональное понимание, что у дебютантов меньше замылен глаз и разумные, пока еще не завышенные, запросы?

Армен Адилханян:

Скорее, это стратегия, которая может вылиться в обоюдовыгодное сотрудничество. «Киноостров» молодая компания, а сам я, конечно, уже не молодой, но еще начинающий независимый продюсер. Создавать новую команду и реализовывать свои идеи мне проще с молодежью, чем с профессионалами, у которых уже есть устоявшееся представление о том, что и как нужно делать.

Корреспондент:
Работа с начинающими имеет свои минусы, ведь их всему нужно учить. Многие продюсеры считают, что главная проблема российского кинообразования – тотальное отсутствие практики...

Армен Адилханян:

Да, дебютанты неопытны, но меня это не пугает. По-моему, гораздо хуже, когда недавний выпускник считает, что он уже все умеет. В моей практике бывало, что молодые продюсеры отказывались выполнять поручения, считая, что их дело – руководить на съемочной площадке. А я уверен, что все должны начинать юнгой. Чтобы знать, что требовать от подчиненных, когда ты станешь боцманом, нужно для начала самому научиться правильно драить палубу.

Корреспондент:
В данный момент идет кастинг для первого проекта компании «Киноостров» – мистической мелодрамы «Выстрел в тишину». Известно, что ключевые позиции в съемочной группе займут студенты ВГИКа, то есть дебютанты без опыта работа. По какому принципу Вы отбираете претендентов?

Армен Адилханян:

Необходимо наличие внутреннего драйва, огонь в глазах и готовность включиться в рабочий процесс в любое время суток. Всему остальному можно научить. Также очень важно умение схватывать на лету — если человеку требуется все разжевывать по несколько раз, то проще обойтись без его участия.

Корреспондент:
В основе сюжета «Выстрела в тишину» – трагическая история человека, который может предчувствовать приближение смерти. Как Вы видите судьбу картины? Это будет зрительский или фестивальный фильм?

Армен Адилханян:

Я надеюсь, что это будет в первую очередь хороший фильм. А если он будет хорошим, то может стать и коммерческим, и фестивальным. Мы будем снимать наше кино не для фестивалей, а для зрителей, потому что лавры, призы, ковровые дорожки и высокие оценки критиков не так важны, как признание аудитории. Главная награда – это когда зритель готов купить билет, чтобы посмотреть твой фильм.

Корреспондент:
Кажется, самый потенциально зрительский проект «Киноострова» – романтическая авантюрная комедия «Прогулка со звездой» о приключениях студентки и известного молодого актера, который нанят для того, чтобы изображать бойфренда героини. Во-первых, это фильм легкого жанра, во-вторых, он предполагает участие в картине знаменитости. Вы уже ведете с кем-нибудь переговоры?

Армен Адилханян:

Нет, переговоры пока не ведутся, но главную мужскую роль по задумке должен сыграть кумир современной молодежи. Наверное, кто-то наподобие Данилы Козловского или, может, Александра Головина, который в какой-то момент стал героем всех девушек от 13 до 25.
В фильме Вуди Аллена «Знаменитость» есть эпизод, в котором Леонардо Ди Каприо играет молодого актера, то есть отчасти самого себя. По сюжету он дебоширит, ругается, кричит «Да вы знаете, кто я такой!?» и так далее... В «Прогулке со звездой» нашему герою надо будет выполнить примерно такой же трюк, то есть предстать шаблонной истеричной капризной звездой. Понятно, что многие актеры испугаются: далеко не все захотят, чтобы зритель ассоциировал их со столь эксцентричным образом, поэтому нам нужен артист с чувством юмора. Кроме того, это должен быть яркий персонаж, желательно – частый герой желтой прессы.

Корреспондент:
Ничего себе условия! Не так-то просто Вам будет подобрать актера, учитывая, что выбор в принципе невелик – молодых звезд в российском кино не так уж и много.

Армен Адилханян:

В отечественном кино и вправду мало кумиров – мы не умеем их создавать, фабрика звезд у нас находится в зачаточном состоянии. Но я об этом пока даже не думаю. Мы сейчас доделываем сценарий, и я уверен, что если он получится интересный, то и главный герой обязательно найдется.

Корреспондент:
В пакете «Киноострова» есть два 3D-мультфильма: один из них — это «Царь зверей», детективно-приключенческая история в духе «Мадагаскара», другой – «Аффл» – анимационный фильм про обитателей подводного мира. Очень немногим отечественным анимационным картинам удается добиться успеха в прокате. Почему Вы решились на такой непростой жанр, как анимация?

Армен Адилханян:

Да, анимация сложная вещь. Мультфильмы делаются довольно долго, и за это время многие сценарные задумки успевают устареть. Меняются приоритеты государства, меняется психология зрителя, то, что казалось очень своевременным, смешным и крутым, перестает быть таковым. Поэтому для анимационных картин нужно стараться придумывать сюжеты, которые в течение долго времени будут оставаться актуальными.

Корреспондент:
К вопросу об актуальности: один из главных героев анимационного фильма «Царь зверей» – Олимпийский мишка. Проект был заточен под Сочинскую Олимпиаду?

Армен Адилханян:

Идея мультфильма появилась еще до того, как определили столицу XII Зимних Олимпийских игр. Потом началась эпопея с Сочи и выбором эмблемы, и мы решили ввести в сценарий кандидатов на новый символ Олимпиады, которых тренирует Олимпийский мишка. Но Мишка в сюжете был с самого начала. Он играет ключевую роль в поисках золотой шишки, вокруг которой разворачивается действие фильма. Наш мишка напоминает мудрого старого деда, он похож на медведя Балу из «Маугли», а еще немножко – на тренера из «Рокки».
Иногда говорят, что современное отечественное кино лишь копирует западные образцы, а чисто российских историй в нем не встретишь. По-моему, «Царь зверей» – самая что ни на есть российская история! В сюжете будут и Олимпийский мишка, и знаменитая картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору», и шишка, а ведь «мишка и шишка» – тоже типично русское сочетание.

Корреспондент:
А как появилась идея «Аффла» – анимационного фильма про потерявшегося дельфиненка? Проект задуман как наш ответ «В поисках Немо»?

Армен Адилханян:

Сюжет «Аффла» придумал я сам. На эту идею меня натолкнул просмотр документальной ленты про охоту на огромный косяк карасей, в которой участвуют самые разные обитатели океана – дельфины, кашалоты, акулы и многие другие. В фильме был показан очень драматичный момент, когда мама-дельфин потеряла в косяке (который представляет собой плотную непробиваемую массу рыбы) своего детеныша, и вся стая принялась его искать. В итоге дельфиненка вытащили и все закончилось благополучно, но я подумал — а что, если бы его не нашли? Что, если бы он остался в косяке, вырос среди рыб и считал себя карасем? Наш Аффл – как Маугли, который был воспитан волками и теперь сам называет себя волком.

Корреспондент:
На какой стадии находятся «Аффл» и «Царь зверей»? Вы уже знаете, кто и как их будет снимать? Планируете ли сотрудничать с какой-нибудь анимационной студией?

Армен Адилханян:

По «Царю зверей» готов сценарий (его написали Роман и Марина Доронины), а теперь идет доработка персонажей. По «Аффлу» у нас есть только синопсис, и сейчас я ищу специалистов, которые могли бы развить эту историю и сделать на ее основе полноценный сценарий.
В «Парадизе» мне довелось заниматься производством нескольких анимационных лент, поэтому я представляю себе технологию съемок. Может, попробуем сделать «Аффла» и «Царя зверей» совместно с какой-нибудь компанией, у которой есть соответствующий опыт.

Корреспондент:
В планах компании «Киноостров» также значится приключенческий фильм «Райская птица», основное действие которого разворачивается в джунглях. По сюжету сотрудница провинциального архива отправляется в Новую Гвинею на поиски исчезнувшего вида птиц. Это будет крупнобюджетный проект?

Армен Адилханян:

По меркам нашей компании он точно будет крупнобюджетным, мы рассчитываем на бюджет порядка $3 миллионов. Можно, конечно, поехать снимать Новую Гвинею в Сочи и на этом сэкономить, но тогда получится трэш.

Корреспондент:
В том-то и дело, зрителя не обманешь. И голливудскую жанровую продукцию он часто предпочитает как раз потому, что она дороже, масштабнее и качественнее сделана.

Армен Адилханян:

На самом деле, фильмы, на которые мы ориентируемся в случае с «Райской птицей» – «Крокодил Данди» и «Роман с камнем» – по голливудским меркам малобюджетные. Ничего особо масштабного в них нет, что не помешало этим картинам обзавестись огромным числом поклонников по всему свету. Дело не в количестве спецэффектов или красивых видов природы: в приключенческом кино должно быть много разнопланового действия, чтобы глаз не уставал.

Корреспондент:
Кстати, в частности, именно для этого – то есть для повышения качества и конкурентоспособности российских жанровых фильмов для массовой аудитории – был в свое время создан Фонд кино. Как Вам кажется, удалось ли Фонду достичь этой цели? И будете ли Вы обращаться за господдержкой по проектам «Киноострова»?

Армен Адилханян:

Пытаться будем, а там уж как сложится. Что касается нашей системы господдержки, то по-моему, это довольно искусственное разграничение, когда деньги выдаются отдельно на авторское и отдельно на массовое кино. Хотя, может, я просто каких-то вещей не понимаю по неопытности.

Корреспондент:
А как, по-вашему, в идеале должна быть устроена система распределения государственных средств на кино?

Армен Адилханян:

Во-первых, государство должно поддерживать не режиссеров и не сценаристов, а продюсеров. Именно продюсер – важнейшая фигура в кино. Дайте ему денег, и пусть ищет под свои идеи сценариста и режиссера, собирает команду, шевелит мозгами. Если продюсер не научится зарабатывать, то ни один режиссер не сможет снимать кино.
Во-вторых, если продюсер уже состоялся и его фильмы приносят прибыль, то помощь государства ему не нужна. Вы можете назвать хоть одного успешного голливудского кинематографиста, который сидит на дотации конгресса США? Лично я думаю, что госфинансирование должно быть предназначено исключительно для молодых. Только так можно обновить индустрию и открыть новые имена.
В-третьих, сумма, которую получает молодой продюсер, должна зависеть от того, сколько собрал его предыдущий фильм. Однако на первом этапе я бы давал финансирование практически всем, даже на самые бредовые идеи. Если продюсер сумеет отбить вложенные средства, то в следующий раз ему можно дать больше. Если не сумеет, то это будет негативный, но полезный опыт, из которого можно извлечь урок: продюсер должен увидеть реакцию зрителей и критиков, осознать, что он сделал не так.

Корреспондент:
Кто же возьмется прокатывать и показывать такое количество дебютного, дешевого и, понятное дело, часто некачественного кино?

Армен Адилханян:

Это должна делать специальная государственная кинотеатральная сеть, созданная для показа молодого кино, которое снято по вышеозначенной схеме.

Корреспондент:
В 2011 году Вы организовали в Армении Фонд поддержки и развития кино. Вы реализовали в нем какие-то из этих идей? Что это вообще за организация, как она устроена?

Армен Адилханян:

Армянский Фонд поддержки и развития кино не имеет никакого отношения к господдержке, это обычный некоммерческий фонд, цель которого – помогать молодым талантливым сочинителям. В прошлом году мы сняли с Фондом короткометражный фильм на 23 минуты – это был наш первый опыт. Сейчас нам присылают большое количество сценариев, которые мы отсматриваем в поисках ярких интересных идей.

Корреспондент:
Одно из заявленных направлений деятельности компании «Киноостров» – помощь по выводу запущенного кинопроекта из кризиса. На нашем рынке такие услуги, кажется, ноу-хау. Почему Вы решили этим заняться?

Армен Адилханян:

У меня уже был подобный опыт в 2000-х. Я собрал небольшую команду, которую звали в тех случаях, когда съемки по какой-то причине остановились, начался перерасход и требовалось закончить картину. Это была, по большей части, административная работа. Задача состояла в том, чтобы оценить ситуацию, понять ее слабые места, по мере необходимости поменять людей (не трогая, конечно, ключевые фигуры вроде режиссера) и довести съемки до конца.
Наша деятельность была довольно востребованной, потому что в то время в отрасли остро не хватало профессионалов. После кризиса 90-х многие кинематографисты ушли из индустрии, а в 2000-х, когда кинопроизводство стало опять набирать обороты и понадобились новые кадры, начали привлекать людей едва ли не с улицы – тех, кто вообще ничего не понимал в кино. В результате многие проекты оказывались под угрозой срыва.

Корреспондент:
Проблема нехватки профессионалов до сих пор стоит так остро?

Армен Адилханян:

Настоящих профессионалов всегда не хватает. Поэтому я и решил попробовать в рамках компании «Киноостров» создать мобильную оперативную антикризисную группу. Мне кажется, такого рода деятельность можно превратить в отдельную профессию, но сначала надо понять, будет ли на нее спрос.

Другие статьи по теме Продюсерский центр Киноостров

Реклама