29 мая 2013 12:06
Софико Кикнавелидзе: «Мне хочется детально понимать каждый этап создания кино»
Софико Кикнавелидзе – молодой продюсер и генеральный директор кинокомпании «Белое Зеркало», учрежденной ею вместе с оператором Дмитрием Улюкаевым в 2011 году. «Разносчик» Андрея Стемпковского – полнометражный кинопроект, ставший для «Белого Зеркала» дебютным, создан на личные средства компании с привлечением финансирования от частных лиц, искренне любящих и интересующихся кинематографом. Участие фильма в конкурсе грядущего «Кинотавра» стало поводом для знакомства и беседы с продюсером-дебютантом Софико Кикнавелидзе.
Алена Сычева:
Скажите, какие фильмы Вы сделали до «Разносчика»?
Софико Кикнавелидзе:
Строго говоря «Разносчик» – моя дебютная работа в качестве продюсера и первая полнометражная работа нашей компании «Белое Зеркало».
Алена Сычева:
Как началось Ваше сотрудничество с Андреем Стемпковским?
Софико Кикнавелидзе:
Мы увидели его первую картину «Обратное движение», Андрей нам показался очень интересным автором. На мой взгляд, он очень талантливый режиссер и должен снимать кино. Мы познакомились, он предложил свою историю, которая тогда называлась «Убийство». Сценарий был на стадии написания. Идея заинтриговала, и мы приняли решение о запуске проекта.
Алена Сычева:
К этому времени Ваша компания «Белое Зеркало» уже существовала?
Софико Кикнавелидзе:
Идея учредить кинокомпанию у нас была давно, но, скажем так, не было необходимости. Она появилась именно тогда, когда мы решили делать проект.
Алена Сычева:
Расскажите, почему Вы не стали добиваться получения финансовой поддержки от государства и сняли фильм при помощи частного капитала?
Софико Кикнавелидзе:
Есть две причины. Во-первых, мы решили запускаться в то время, когда в Министерстве Культуры, да и в Фонде кино все было неопределенно. Во-вторых, большие сомнения вызывала реальность получения государственных денег молодой начинающей компанией, не сделавшей ни одного фильма.
К счастью, есть люди, которые просто любят кино и помогают его создавать. И мы им очень благодарны.
Мы сумели их убедить, что молодой режиссер, уже получивший признание после своего дебюта, справится с этим проектом.
Алена Сычева:
Как Вы считаете, насколько перспективны и разумны поиски альтернативного, негосударственного финансирования?
Софико Кикнавелидзе:
Я начинающий продюсер, мне сложно на этом этапе дать какую-то точную оценку, анализ от имени индустрии о разумности или перспективности такого пути.
Но если посмотреть на мировую практику, то почти нигде государство не финансирует кинематограф в таких масштабах, как у нас. Такой объем государственных «вливаний» может свидетельствовать только о неокрепшей индустрии.
Алена Сычева:
Свои следующие проекты Вы планируете реализовывать тоже на частные деньги?
Софико Кикнавелидзе:
Наш второй проект – «Я умею вязать» – снят на частные деньги. Но на данный момент мы пытаемся получить государственное финансирование в Министерстве культуры на завершение проекта.
Если наш проект поддержат, конечно, будем очень рады, но даже если не удастся получить финансирование – это не повод останавливаться: мы закончим картину.
Алена Сычева:
Как Вам работалось с Андреем Стемпковским, у Вас возникали разногласия?
Софико Кикнавелидзе:
Мы с Андреем обсуждали все и на всех стадиях. Конечно, спорили, не соглашались в чем-то, иногда не понимали друг друга в деталях, но в итоге приходили к одному решению и видели в конце один результат. Я старалась во все вникать, присутствовала на съемочной площадке каждый день. Это был мой первый проект, и мне было важно не отдать все на откуп группе и директорам. Мне хотелось научиться делать кино и детально понимать каждый этап его создания, поэтому мне было важно быть в курсе всего, что меняет Андрей, что он убирает или привносит в процессе работы.
Алена Сычева:
Вы старались вникать, но при этом не мешать?
Софико Кикнавелидзе:
Не мешать, ни в коем случае. И второй проект я снимала точно так же: была каждый день на площадке и старалась вместе со всеми решать какие-то проблемы. В случае с «Разносчиком» мы столкнулись с огромным количеством проблем. Это был, конечно, огромный опыт, не всегда приятный.
Алена Сычева:
Признайтесь, Вы по неопытности допустили какие-то ошибки? Какой бы совет Вы дали продюсеру-дебютанту, исходя из Вашего нынешнего опыта?
Софико Кикнавелидзе:
Конечно, было множество ошибок, сейчас можно их долго перечислять. Я бы начинающему продюсеру посоветовала не пренебрегать тщательной подготовкой перед съёмками. Будет возможность проверить людей, которые находятся рядом с вами, и многое лучше продумать и организовать.
Именно на площадке вы понимаете, как работает съемочная группа и как она должна работать. Впоследствии это очень хорошо учит экономить деньги, снимать хорошее кино с небольшим бюджетом. Я иногда читаю о сумасшедших бюджетах и просто удивляюсь: надо же, эта картина столько стоила?
Алена Сычева:
Непонятно, куда ушли эти огромные деньги?
Софико Кикнавелидзе:
Они наверняка ушли на нужное дело. Видимо, возникли какие-то проблемы, их приходилось решать, это стоило денег. Для продюсеров в итоге это всегда выливается в деньги.
Алена Сычева:
Как началась работа над Вашим вторым проектом - «Я умею вязать»?
Софико Кикнавелидзе:
Сценарий два года назад занял третье место в конкурсе сценариев полнометражных игровых фильмов, который проводит журнал «Искусство кино».
Это полуавтобиографичная, очень трогательная и тонкая история взросления молодой девушки.
Алена Сычева:
«Я умею вязать» совсем не похож на «Разносчик»…
Софико Кикнавелидзе:
Да, это абсолютно другой проект! Мы долго искали режиссера, который смог бы его снять. Известные, опытные режиссеры, которым мы предлагали проект, отказывались. Со временем мы познакомились с молодой девушкой Надей Степановой, которая учится у Сергея Александровича Соловьева на третьем курсе режиссерского факультета ВГИКа. Надя уникальная: талантливая, очень работоспособная, упрямая и стойкая.
Алена Сычева:
Какие еще проекты Вы планируете в ближайшее время реализовать?
Софико Кикнавелидзе:
У нас есть несколько проектов, но, к сожалению, пока нет режиссеров. Мы в свое время предлагали Андрею Стемпковскому снимать одну из наших историй, но он не увидел ничего интересного для себя. Поэтому пока рано о них рассказывать. Сценарии лежат и ждут своего часа.
Алена Сычева:
Какое значение для Вас имеет участие фильма «Разносчик» в конкурсе «Кинотавра»?
Софико Кикнавелидзе:
Это наша первая картина, у компании абсолютный дебют, и мы сразу – в конкурсе главного российского кинофестиваля! Мы очень рады – на мой взгляд, это успех.
Алена Сычева:
Что Вы ожидаете от грядущего «Кинотавра», какое значение для Вас имеют призы?
Софико Кикнавелидзе:
Всегда интересно увидеть работы коллег. И, конечно, приятно участие. Если жюри решит, что мы достойны награды – будет еще приятнее и группе, и режиссеру, и нашей кинокомпании. Приз – всегда хороший повод напомнить о себе, ведь мы намерены сразу после «Кинотавра» выходить в прокат.
Алена Сычева:
Скажите, какие фильмы Вы сделали до «Разносчика»?
Софико Кикнавелидзе:
Строго говоря «Разносчик» – моя дебютная работа в качестве продюсера и первая полнометражная работа нашей компании «Белое Зеркало».
Алена Сычева:
Как началось Ваше сотрудничество с Андреем Стемпковским?
Софико Кикнавелидзе:
Мы увидели его первую картину «Обратное движение», Андрей нам показался очень интересным автором. На мой взгляд, он очень талантливый режиссер и должен снимать кино. Мы познакомились, он предложил свою историю, которая тогда называлась «Убийство». Сценарий был на стадии написания. Идея заинтриговала, и мы приняли решение о запуске проекта.
Алена Сычева:
К этому времени Ваша компания «Белое Зеркало» уже существовала?
Софико Кикнавелидзе:
Идея учредить кинокомпанию у нас была давно, но, скажем так, не было необходимости. Она появилась именно тогда, когда мы решили делать проект.
Алена Сычева:
Расскажите, почему Вы не стали добиваться получения финансовой поддержки от государства и сняли фильм при помощи частного капитала?
Софико Кикнавелидзе:
Есть две причины. Во-первых, мы решили запускаться в то время, когда в Министерстве Культуры, да и в Фонде кино все было неопределенно. Во-вторых, большие сомнения вызывала реальность получения государственных денег молодой начинающей компанией, не сделавшей ни одного фильма.
К счастью, есть люди, которые просто любят кино и помогают его создавать. И мы им очень благодарны.
Мы сумели их убедить, что молодой режиссер, уже получивший признание после своего дебюта, справится с этим проектом.
Алена Сычева:
Как Вы считаете, насколько перспективны и разумны поиски альтернативного, негосударственного финансирования?
Софико Кикнавелидзе:
Я начинающий продюсер, мне сложно на этом этапе дать какую-то точную оценку, анализ от имени индустрии о разумности или перспективности такого пути.
Но если посмотреть на мировую практику, то почти нигде государство не финансирует кинематограф в таких масштабах, как у нас. Такой объем государственных «вливаний» может свидетельствовать только о неокрепшей индустрии.
Алена Сычева:
Свои следующие проекты Вы планируете реализовывать тоже на частные деньги?
Софико Кикнавелидзе:
Наш второй проект – «Я умею вязать» – снят на частные деньги. Но на данный момент мы пытаемся получить государственное финансирование в Министерстве культуры на завершение проекта.
Если наш проект поддержат, конечно, будем очень рады, но даже если не удастся получить финансирование – это не повод останавливаться: мы закончим картину.
Алена Сычева:
Как Вам работалось с Андреем Стемпковским, у Вас возникали разногласия?
Софико Кикнавелидзе:
Мы с Андреем обсуждали все и на всех стадиях. Конечно, спорили, не соглашались в чем-то, иногда не понимали друг друга в деталях, но в итоге приходили к одному решению и видели в конце один результат. Я старалась во все вникать, присутствовала на съемочной площадке каждый день. Это был мой первый проект, и мне было важно не отдать все на откуп группе и директорам. Мне хотелось научиться делать кино и детально понимать каждый этап его создания, поэтому мне было важно быть в курсе всего, что меняет Андрей, что он убирает или привносит в процессе работы.
Алена Сычева:
Вы старались вникать, но при этом не мешать?
Софико Кикнавелидзе:
Не мешать, ни в коем случае. И второй проект я снимала точно так же: была каждый день на площадке и старалась вместе со всеми решать какие-то проблемы. В случае с «Разносчиком» мы столкнулись с огромным количеством проблем. Это был, конечно, огромный опыт, не всегда приятный.
Алена Сычева:
Признайтесь, Вы по неопытности допустили какие-то ошибки? Какой бы совет Вы дали продюсеру-дебютанту, исходя из Вашего нынешнего опыта?
Софико Кикнавелидзе:
Конечно, было множество ошибок, сейчас можно их долго перечислять. Я бы начинающему продюсеру посоветовала не пренебрегать тщательной подготовкой перед съёмками. Будет возможность проверить людей, которые находятся рядом с вами, и многое лучше продумать и организовать.
Именно на площадке вы понимаете, как работает съемочная группа и как она должна работать. Впоследствии это очень хорошо учит экономить деньги, снимать хорошее кино с небольшим бюджетом. Я иногда читаю о сумасшедших бюджетах и просто удивляюсь: надо же, эта картина столько стоила?
Алена Сычева:
Непонятно, куда ушли эти огромные деньги?
Софико Кикнавелидзе:
Они наверняка ушли на нужное дело. Видимо, возникли какие-то проблемы, их приходилось решать, это стоило денег. Для продюсеров в итоге это всегда выливается в деньги.
Алена Сычева:
Как началась работа над Вашим вторым проектом - «Я умею вязать»?
Софико Кикнавелидзе:
Сценарий два года назад занял третье место в конкурсе сценариев полнометражных игровых фильмов, который проводит журнал «Искусство кино».
Это полуавтобиографичная, очень трогательная и тонкая история взросления молодой девушки.
Алена Сычева:
«Я умею вязать» совсем не похож на «Разносчик»…
Софико Кикнавелидзе:
Да, это абсолютно другой проект! Мы долго искали режиссера, который смог бы его снять. Известные, опытные режиссеры, которым мы предлагали проект, отказывались. Со временем мы познакомились с молодой девушкой Надей Степановой, которая учится у Сергея Александровича Соловьева на третьем курсе режиссерского факультета ВГИКа. Надя уникальная: талантливая, очень работоспособная, упрямая и стойкая.
Алена Сычева:
Какие еще проекты Вы планируете в ближайшее время реализовать?
Софико Кикнавелидзе:
У нас есть несколько проектов, но, к сожалению, пока нет режиссеров. Мы в свое время предлагали Андрею Стемпковскому снимать одну из наших историй, но он не увидел ничего интересного для себя. Поэтому пока рано о них рассказывать. Сценарии лежат и ждут своего часа.
Алена Сычева:
Какое значение для Вас имеет участие фильма «Разносчик» в конкурсе «Кинотавра»?
Софико Кикнавелидзе:
Это наша первая картина, у компании абсолютный дебют, и мы сразу – в конкурсе главного российского кинофестиваля! Мы очень рады – на мой взгляд, это успех.
Алена Сычева:
Что Вы ожидаете от грядущего «Кинотавра», какое значение для Вас имеют призы?
Софико Кикнавелидзе:
Всегда интересно увидеть работы коллег. И, конечно, приятно участие. Если жюри решит, что мы достойны награды – будет еще приятнее и группе, и режиссеру, и нашей кинокомпании. Приз – всегда хороший повод напомнить о себе, ведь мы намерены сразу после «Кинотавра» выходить в прокат.
Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр
07.07.2022
Минкульт объявил конкурс на проведение кинофестиваля в Сочи
30.03.2022
Минкульт готовит фестиваль на замену Кинотавру
24.03.2022
Кинотавр отложен на неопределенный срок
22.02.2022
Кинотавр объявил даты проведения и сроки приема заявок
29.12.2021
Киноитоги 2021 года: мы ждем перемен! Но не таких…
Реклама