3 октября 2012 13:56
Кирси Тюккюлайнен: «Это же Россия. Кто может гарантировать, что будет через год?»
В Санкт-Петербурге завершился Международный Кинофорум, объединивший несколько фестивалей. С 21 по 29 сентября 2012 в городе проходили показы Международного кинофестиваля, с 22 по 29 сентября - XXII МКФ документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку», с 24 по 28 сентября - XX Всероссийского Государственного кинофестиваля «Виват кино России!» и с 21 по 27 сентября XI Открытого Санкт-Петербургского фестиваля фильмов студентов киношкол «Начало».
В мире каждый день открываются или закрываются международные кинофестивали. В последние три года Санкт-Петербург также ищет возможности, персональные и финансовые ресурсы, чтобы вписаться в эту фестивальную карту.
Например, во время Второго Кинофорума в прошлом году, под покровительством Алексея Германа фестивальная конкурсная программа делилась на две концепции Best of the Best и «Новые территории». Кто-то радовался, кто-то критиковал, но организаторы обещали, что в 2012 году продолжение будет. Все состоялось. С одной коррекцией. Подобные затратные мероприятия в России зависят от близости организаторов к властям или расположения самих властей к инициативам творческой интеллигенции. Вот ушла Алла Юрьевна Манилова с должности вице-губернатора Санкт-Петербурга и двухлетний Кинофорум, сохранив некие общие контуры, поменял свою концепцию.
Кинофорум позвал к себе (некоторые оппоненты утверждают, что при этом использовались «почти насильные методы») городские фестивали с многолетней историей. «Начало» - студенческий проводится уже 11 лет. 22 года исполнилось МКФ «Послание к Человеку» - документального, короткометражного, анимационного и экспериментального кино. 20-летие в сверкающем золоте Александринского театра отметил «Виват, кино России!». Юбилейный фестиваль впервые стал конкурсным, все предыдущие годы лучший отечественный фильм определяли только зрители.
Новые власти города Санкт-Петербурга посчитали, что объединение выше перечисленных фестивалей весьма разумно, так как не придется выискивать дополнительные ресурсы на рекламу (которой в фестивальные дни в городе действительно было очень много), приглашение СМИ из Москвы и так далее. Сказано – сделано.
Городским властям явно нравились фестивальные дни. Иначе не появлялся бы на официальных мероприятиях с оптимистичными (и, по выражению ведущей церемоний «Послания к Человеку» Екатерины Мцитуридзе, «человеческими, не бюрократическими речами») нынешний вице-губернатор, господин Василий Кичеджи. Он даже дал обещание построить в городе Фестивальный дворец. Так что, можно уже начать делать ставки – Москва ли опередит Питер с актуальной стройкой, или наоборот…
Но Питер – город конфликтный. Киносообщество это прекрасно знает по ситуации с «Ленфильмом». Фестивальная зона оказалась не менее напряженной. «Вибрирующую» ситуацию умело поддерживали экс-сотрудники бывших двух Кинофорумов, в том числе и журналисты-кураторы, оставшиеся без своих программ. Упорно от Кинофорума старались дистанцироваться и организаторы «Послания к Человеку», постоянно подчеркивая: «Мы вне Кинофорума, мы партнеры».
Это, скажу прямо, выглядело неуместно, нервно и в хорошую фестивальную атмосферу, которую умело создавала команда генерального директора Марии Авербах, вносило неприятный оттенок скандальности. Так что, в предстоящем году борьба за фестивальную межу, очевидно, будет не менее яркой, чем за «Ленфильм». И, зная характер и организационные способности президента «Послания к Человеку», режиссера и продюсера Алексея Учителя, можно предсказать, что за идею поглотить Международный кинофестиваль и стать главными на этой поляне он будет бороться до конца. Как и за создание на базе студии «Леннаучфильма» своеобразного центра российских кинодебютов.
Но Международный кинофестиваль также рассчитывает на долгую и счастливую жизнь. В том, что так и будет, уверена опытнейшая Кирси Тюккюлайнен (Финляндия), которая на МКФ работала в должности арт-директора. И если сотрудники оргкомитета внимательно наблюдали за деятельностью госпожи Тюккюлайнен, то даже за столь небольшой срок подготовки и проведения фестиваля смогли научиться многому.
Вита Рамм:
В мире столько кинофестивалей. Не опоздали ли в Санкт-Петербурге с идеей международного? Разве не наивно рассчитывать конкурировать с раскрученными уже фестивальными брендами?
Кирси Тюккюлайнен:
Идея проводить в Санкт-Петербурге международный кинофестиваль давнишняя. Я занимаюсь организацией фестивальной жизни с 1983 года. И столько же слышала речи о том, что в Питере МКФ вписывается идеально. И наконец-то город решил попробовать.
Вита Рамм:
И сразу пришлось столкнуться с жесткой критикой концепции?
Кирси Тюккюлайнен:
Для меня важнее, что наши кинозалы полные, что гости, в том числе и международные, хвалят программы, что жюри довольно конкурсом. Мне и всей команде МКФ Санкт-Петербурга было некогда отвлекаться и реагировать на какие-то интриги. Толки, если занимаешься делом, всегда присутствуют, таков уж киномир. Но я горжусь собранной программой.
Вита Рамм:
Простите, что повторю слова ваших критиков: программа вторичная, из каннских залежей…
Кирси Тюккюлайнен:
Какое высокомерие в этих словах. Это нечестно. Видно, что писавшие так, считают себя выше рядовых кинозрителей, которые не могут бывать на МКФ в Канне. Наша цель – устроить для любого питерского кинозрителя возможность увидеть хорошие и новые зарубежные фильмы текущего года. Нет ведь никаких гарантий, что все 60 картин – и не только из конкурсных программ Канн – попадут в российский прокат. И если журналисты не понимают такой задачи, то мне жалко времени отвечать на подобные претензии.
Вита Рамм:
Тогда зачем конкурс?
Кирси Тюккюлайнен:
Я люблю конкурсную атмосферу. Это придает хороший драйв мероприятию. И зрителям интересно сравнивать. Нам удалось собрать квалифицированное, профессиональное жюри, составом которого я горжусь.
Вита Рамм:
Состоится ли МКФ в Санкт-Петербурге в следующем году?
Кирси Тюккюлайнен:
Это же Россия. Кто может гарантировать, что будет через год? Но если что-то зависит от меня, то МКФ обязательно будет. Главное, чтобы и организаторы, городские власти и суровые критики поняли – невозможно выстроить фестиваль за один год. Это как от маленького ребенка, делающего первый шаг, требовать пробежать стометровку с мировым рекордом. Достаточно почитать историю мировых фестивалей, чтобы понять, как они развивались за десятилетия, через что прошли, как выстраивались их программы, их работа с профессиональной средой и зрителями. У нас нет амбиций, чтобы стать вторым Канном или, по схожести городов, вторым МКФ в Венеции. Повторю еще раз: наш международный кинофестиваль – для питерского кинозрителя. Фестиваль должен расти и в международном плане, и внутри города. Я прошла опыт организаций фестивалей в Хельсинки и в Таллинне. Видела, как постепенно растет зрительский интерес. Поэтому нужен план развития минимум на три года. И такой план у меня есть. Теперь надо запастись терпением.
Вита Рамм:
У фестивалей тоже есть свои модные тенденции. Последний бренд – локальные кинорынки.
Кирси Тюккюлайнен:
Правильная мода, я считаю. И потому мы тоже сделали такой день, воспользовавшись близостью Хельсинки. В эти дни там проходит свой МКФ и я пригласила в Санкт-Петербург на один день своих друзей sale-агентов. Они по безвизовой программе «тур одного дня» побывали в Питере, и я показала некоторые новые русские картины и познакомила с ними российских продюсеров. Быстрых результатов ждать не следует, но возможность познакомиться, поговорить в неформальной обстановке (на рынке в Канне это делать в тысячу раз труднее), может стать хорошим началом для будущей дружбы…
Вита Рамм:
Поговорим о финском кино. По-прежнему главный принцип работы местного киноинститута: «Кто для финнов снимет кино, если не мы сами»?
Кирси Тюккюлайнен:
Да, по-прежнему. Программа работы с кинотеатрами, финансирования проектов дают потрясающие результаты – доля финского кино достигает 25%, сюда входит в том числе и полнометражное документальное кино. Это много. Финны любят свое кино, а цель и долг любого небольшого государства - финансировать кинопроизводство. Иначе не выстоять перед мощью Голливуда. Есть еще один важный нюанс. В отечественное кино, кроме государственного бюджета, у нас вкладывается и телевидение. Затем получает права на определенное количество показов. Проекты, в которые готовы вложиться, телеканалы выбирают сами. Свои коррективы внесла и технологическая революция. Государство постоянно анализирует, что происходит в мире и теперь помогает владельцам кинотеатров перейти на цифровой показ. Десятки грантов, субсидий работают в нашем киномире. О том, какое кино мы снимаем, российский зритель узнает один из первых. Например, в конце 2012 года в Питере пройдет уже 23-я неделя нового финского кино. И в Москве с Музеем кино мы делаем в начале каждого года фестиваль «Подарки страны Деда Мороза».
Вита Рамм:
Расскажите, как же в Финляндии решается проблема выделения субсидий? Кого зовут в эксперты?
Кирси Тюккюлайнен:
У нас роль экспертов выполняют отдельные люди. По каждому направлению – документальному и короткометражному, детскому, игровому мейнстриму и артхаусу работают специалисты. Они своей подписью гарантируют качество будущего фильма. Конечно, кино – дело непредсказуемое, и фильм может не получиться. Но сговора или коррупции дружбой в такой системе гораздо меньше, чем в коллективе экспертов. Когда решение за многими голосами – в творческих вопросах никогда не побеждает лучший. Такова цена политики компромиссов большинства.
Я могу привести яркий пример того, как не работают у нас связи. Если сценарий плохой, то ничто и никто не помогут. Даже знаменитейшему кинематографисту Финляндии Аки Каурисмяки. Был случай, когда он принес сырой сценарий, а его давний друг, курирующий артхаусные проекты, ему тогда отказал. И все обошлось без обид. И Аки понимал, что у него слабый сценарий, и дружба между друзьями сохранилась, а чиновник сберег свою репутацию. Ведь на своем посту он три года – один цикл производства фильма. Конечно, каждое решение подвергается критике, но все понимают риски чиновника и его отношение к делу. Где потом он найдет работу без репутации? Финляндия же страна маленькая.
Вита Рамм:
Не могу не спросить о дочери, актрисе Марии Ярвенхельми. Как складывается ее творческая судьба?
Кирси Тюккюлайнен:
Она активно снимается в Финляндии. Выступает с циклом концертов по стране. А недавно исполнилась ее мечта. Мария снялась в русском фильме. У Константина Лопушанского в картине «Роль» она сыграла на русском языке, а ее партнером был сам Максим Суханов. Кино замечательное. А между Максимом и Марией на экране получилась «химия». И я порадовалась за дочь. Такая роль – новая ступень в ее творческой жизни.
Вита Рамм:
А Ваши дальнейшие планы?
Кирси Тюккюлайнен:
15 октября я буду в Москве на мероприятиях Фонда кино Red Square Screenings, чтобы готовить следующий МКФ в Санкт-Петербурге. Как я уже сказала, у меня стратегия развития фестиваля минимум на три года…
В мире каждый день открываются или закрываются международные кинофестивали. В последние три года Санкт-Петербург также ищет возможности, персональные и финансовые ресурсы, чтобы вписаться в эту фестивальную карту.
Например, во время Второго Кинофорума в прошлом году, под покровительством Алексея Германа фестивальная конкурсная программа делилась на две концепции Best of the Best и «Новые территории». Кто-то радовался, кто-то критиковал, но организаторы обещали, что в 2012 году продолжение будет. Все состоялось. С одной коррекцией. Подобные затратные мероприятия в России зависят от близости организаторов к властям или расположения самих властей к инициативам творческой интеллигенции. Вот ушла Алла Юрьевна Манилова с должности вице-губернатора Санкт-Петербурга и двухлетний Кинофорум, сохранив некие общие контуры, поменял свою концепцию.
Кинофорум позвал к себе (некоторые оппоненты утверждают, что при этом использовались «почти насильные методы») городские фестивали с многолетней историей. «Начало» - студенческий проводится уже 11 лет. 22 года исполнилось МКФ «Послание к Человеку» - документального, короткометражного, анимационного и экспериментального кино. 20-летие в сверкающем золоте Александринского театра отметил «Виват, кино России!». Юбилейный фестиваль впервые стал конкурсным, все предыдущие годы лучший отечественный фильм определяли только зрители.
Новые власти города Санкт-Петербурга посчитали, что объединение выше перечисленных фестивалей весьма разумно, так как не придется выискивать дополнительные ресурсы на рекламу (которой в фестивальные дни в городе действительно было очень много), приглашение СМИ из Москвы и так далее. Сказано – сделано.
Городским властям явно нравились фестивальные дни. Иначе не появлялся бы на официальных мероприятиях с оптимистичными (и, по выражению ведущей церемоний «Послания к Человеку» Екатерины Мцитуридзе, «человеческими, не бюрократическими речами») нынешний вице-губернатор, господин Василий Кичеджи. Он даже дал обещание построить в городе Фестивальный дворец. Так что, можно уже начать делать ставки – Москва ли опередит Питер с актуальной стройкой, или наоборот…
Но Питер – город конфликтный. Киносообщество это прекрасно знает по ситуации с «Ленфильмом». Фестивальная зона оказалась не менее напряженной. «Вибрирующую» ситуацию умело поддерживали экс-сотрудники бывших двух Кинофорумов, в том числе и журналисты-кураторы, оставшиеся без своих программ. Упорно от Кинофорума старались дистанцироваться и организаторы «Послания к Человеку», постоянно подчеркивая: «Мы вне Кинофорума, мы партнеры».
Это, скажу прямо, выглядело неуместно, нервно и в хорошую фестивальную атмосферу, которую умело создавала команда генерального директора Марии Авербах, вносило неприятный оттенок скандальности. Так что, в предстоящем году борьба за фестивальную межу, очевидно, будет не менее яркой, чем за «Ленфильм». И, зная характер и организационные способности президента «Послания к Человеку», режиссера и продюсера Алексея Учителя, можно предсказать, что за идею поглотить Международный кинофестиваль и стать главными на этой поляне он будет бороться до конца. Как и за создание на базе студии «Леннаучфильма» своеобразного центра российских кинодебютов.
Но Международный кинофестиваль также рассчитывает на долгую и счастливую жизнь. В том, что так и будет, уверена опытнейшая Кирси Тюккюлайнен (Финляндия), которая на МКФ работала в должности арт-директора. И если сотрудники оргкомитета внимательно наблюдали за деятельностью госпожи Тюккюлайнен, то даже за столь небольшой срок подготовки и проведения фестиваля смогли научиться многому.
Вита Рамм:
В мире столько кинофестивалей. Не опоздали ли в Санкт-Петербурге с идеей международного? Разве не наивно рассчитывать конкурировать с раскрученными уже фестивальными брендами?
Кирси Тюккюлайнен:
Идея проводить в Санкт-Петербурге международный кинофестиваль давнишняя. Я занимаюсь организацией фестивальной жизни с 1983 года. И столько же слышала речи о том, что в Питере МКФ вписывается идеально. И наконец-то город решил попробовать.
Вита Рамм:
И сразу пришлось столкнуться с жесткой критикой концепции?
Кирси Тюккюлайнен:
Для меня важнее, что наши кинозалы полные, что гости, в том числе и международные, хвалят программы, что жюри довольно конкурсом. Мне и всей команде МКФ Санкт-Петербурга было некогда отвлекаться и реагировать на какие-то интриги. Толки, если занимаешься делом, всегда присутствуют, таков уж киномир. Но я горжусь собранной программой.
Вита Рамм:
Простите, что повторю слова ваших критиков: программа вторичная, из каннских залежей…
Кирси Тюккюлайнен:
Какое высокомерие в этих словах. Это нечестно. Видно, что писавшие так, считают себя выше рядовых кинозрителей, которые не могут бывать на МКФ в Канне. Наша цель – устроить для любого питерского кинозрителя возможность увидеть хорошие и новые зарубежные фильмы текущего года. Нет ведь никаких гарантий, что все 60 картин – и не только из конкурсных программ Канн – попадут в российский прокат. И если журналисты не понимают такой задачи, то мне жалко времени отвечать на подобные претензии.
Вита Рамм:
Тогда зачем конкурс?
Кирси Тюккюлайнен:
Я люблю конкурсную атмосферу. Это придает хороший драйв мероприятию. И зрителям интересно сравнивать. Нам удалось собрать квалифицированное, профессиональное жюри, составом которого я горжусь.
Вита Рамм:
Состоится ли МКФ в Санкт-Петербурге в следующем году?
Кирси Тюккюлайнен:
Это же Россия. Кто может гарантировать, что будет через год? Но если что-то зависит от меня, то МКФ обязательно будет. Главное, чтобы и организаторы, городские власти и суровые критики поняли – невозможно выстроить фестиваль за один год. Это как от маленького ребенка, делающего первый шаг, требовать пробежать стометровку с мировым рекордом. Достаточно почитать историю мировых фестивалей, чтобы понять, как они развивались за десятилетия, через что прошли, как выстраивались их программы, их работа с профессиональной средой и зрителями. У нас нет амбиций, чтобы стать вторым Канном или, по схожести городов, вторым МКФ в Венеции. Повторю еще раз: наш международный кинофестиваль – для питерского кинозрителя. Фестиваль должен расти и в международном плане, и внутри города. Я прошла опыт организаций фестивалей в Хельсинки и в Таллинне. Видела, как постепенно растет зрительский интерес. Поэтому нужен план развития минимум на три года. И такой план у меня есть. Теперь надо запастись терпением.
Вита Рамм:
У фестивалей тоже есть свои модные тенденции. Последний бренд – локальные кинорынки.
Кирси Тюккюлайнен:
Правильная мода, я считаю. И потому мы тоже сделали такой день, воспользовавшись близостью Хельсинки. В эти дни там проходит свой МКФ и я пригласила в Санкт-Петербург на один день своих друзей sale-агентов. Они по безвизовой программе «тур одного дня» побывали в Питере, и я показала некоторые новые русские картины и познакомила с ними российских продюсеров. Быстрых результатов ждать не следует, но возможность познакомиться, поговорить в неформальной обстановке (на рынке в Канне это делать в тысячу раз труднее), может стать хорошим началом для будущей дружбы…
Вита Рамм:
Поговорим о финском кино. По-прежнему главный принцип работы местного киноинститута: «Кто для финнов снимет кино, если не мы сами»?
Кирси Тюккюлайнен:
Да, по-прежнему. Программа работы с кинотеатрами, финансирования проектов дают потрясающие результаты – доля финского кино достигает 25%, сюда входит в том числе и полнометражное документальное кино. Это много. Финны любят свое кино, а цель и долг любого небольшого государства - финансировать кинопроизводство. Иначе не выстоять перед мощью Голливуда. Есть еще один важный нюанс. В отечественное кино, кроме государственного бюджета, у нас вкладывается и телевидение. Затем получает права на определенное количество показов. Проекты, в которые готовы вложиться, телеканалы выбирают сами. Свои коррективы внесла и технологическая революция. Государство постоянно анализирует, что происходит в мире и теперь помогает владельцам кинотеатров перейти на цифровой показ. Десятки грантов, субсидий работают в нашем киномире. О том, какое кино мы снимаем, российский зритель узнает один из первых. Например, в конце 2012 года в Питере пройдет уже 23-я неделя нового финского кино. И в Москве с Музеем кино мы делаем в начале каждого года фестиваль «Подарки страны Деда Мороза».
Вита Рамм:
Расскажите, как же в Финляндии решается проблема выделения субсидий? Кого зовут в эксперты?
Кирси Тюккюлайнен:
У нас роль экспертов выполняют отдельные люди. По каждому направлению – документальному и короткометражному, детскому, игровому мейнстриму и артхаусу работают специалисты. Они своей подписью гарантируют качество будущего фильма. Конечно, кино – дело непредсказуемое, и фильм может не получиться. Но сговора или коррупции дружбой в такой системе гораздо меньше, чем в коллективе экспертов. Когда решение за многими голосами – в творческих вопросах никогда не побеждает лучший. Такова цена политики компромиссов большинства.
Я могу привести яркий пример того, как не работают у нас связи. Если сценарий плохой, то ничто и никто не помогут. Даже знаменитейшему кинематографисту Финляндии Аки Каурисмяки. Был случай, когда он принес сырой сценарий, а его давний друг, курирующий артхаусные проекты, ему тогда отказал. И все обошлось без обид. И Аки понимал, что у него слабый сценарий, и дружба между друзьями сохранилась, а чиновник сберег свою репутацию. Ведь на своем посту он три года – один цикл производства фильма. Конечно, каждое решение подвергается критике, но все понимают риски чиновника и его отношение к делу. Где потом он найдет работу без репутации? Финляндия же страна маленькая.
Вита Рамм:
Не могу не спросить о дочери, актрисе Марии Ярвенхельми. Как складывается ее творческая судьба?
Кирси Тюккюлайнен:
Она активно снимается в Финляндии. Выступает с циклом концертов по стране. А недавно исполнилась ее мечта. Мария снялась в русском фильме. У Константина Лопушанского в картине «Роль» она сыграла на русском языке, а ее партнером был сам Максим Суханов. Кино замечательное. А между Максимом и Марией на экране получилась «химия». И я порадовалась за дочь. Такая роль – новая ступень в ее творческой жизни.
Вита Рамм:
А Ваши дальнейшие планы?
Кирси Тюккюлайнен:
15 октября я буду в Москве на мероприятиях Фонда кино Red Square Screenings, чтобы готовить следующий МКФ в Санкт-Петербурге. Как я уже сказала, у меня стратегия развития фестиваля минимум на три года…
Другие статьи по теме Санкт-Петербургский Международный Кинофорум
18.09.2013
Юлия Снигирь презентовала комедию «Полярный рейс»
31.08.2013
Объявлена конкурсная программа Санкт-Петербургского международного кинофестиваля
03.10.2012
Кирси Тюккюлайнен: «Это же Россия. Кто может гарантировать, что будет через год?»
27.09.2012
Алексей Балабанов: «Я уже умер»
24.09.2012
В Питере кино, дожди и Герман
Реклама