10 сентября 2012 13:47
Эдуард Пичугин: «Мне будет приятно, если что-то окажется полезным из тех идей, которые мы смогли выработать»
11 сентября 2012 года в Москве состоятся открытые слушания концепций развития «Ленфильма», подготовленных двумя заинтересованными сторонами - Общественным советом киностудии и Советом директоров.
«ПрофиСинема» публиковала интервью продюсера и композитора Андрея Сигле, в котором он изложил позицию Общественного совета: реконструкция и переоснащение Ленфильма должны произойти за счет субсидий из федерального бюджета. Кроме того, киностудии необходимо вернуть фильмофонд.
Совет директоров предлагает сохранение структуры Ленфильма, создание продюсерского центра для привлечения заказов и кредитование в размере порядка 1,5 млрд. рублей. На портале «ПрофиСинема» концепцию представляет председатель Совета директоров ОАО «Ленфильм» Эдуард Пичугин.
Корреспондент:
Как Вы думаете, почему именно Вы, за какие Ваши предыдущие заслуги, Вас просили вывести из мертвого состояния «Ленфильм»?
Эдуард Пичугин:
Дело в том, что моя специализация по бизнесу – инвест-банкир. И мне удалось реализовать много интересных и успешных инновационных проектов. Есть большой опыт привлечения организаций в финансирование, с помощью кредитных учреждений.
Правительство знало меня, как основателя в Петербурге первой сети современных многозальных кинотеатров «Кронверк Синема». Меня радует, что этот питерский бренд пошел дальше по всей России. На данный момент сеть входит в пятерку крупнейших федеральных сетей в нашей стране. Сейчас мы развиваем Проект федерального масштаба КИНО СИТИ, в планах которого строительство более 250 кинотеатров на территории России, в том числе в малых и средних городах. 10 лет назад мы с партнерами начали разрабатывать проект строительства студии в Сочи, для этого была выкуплена территория недостроенного санатория Ленгорисполкома. Мы долго прорабатывали этот вопрос, изучали американский опыт, общались с зарубежными специалистами. С эти проектом я обошел много кабинетов, но он не получил развития из-за кризиса. Необходимость развития студийных комплексов нами неоднократно поднималась и на площадке форума Кино России 2020.
Также многие знали о нашей с Федором Бондарчуком идее строительства многозального семейного кинотеатра «Великан» в Александровском парке, возведение которого мы уже завершаем.
А вот 10-й корпус «Ленфильма» стоит возле Александровского парка ровно напротив «Великана». Таким образом, это место превращается в культурный кластер города. Идея кластера понравилась всем. Подобные кластеры украшают Лондон, Нью-Йорк. Чем же Санкт- Петербург хуже?
Мы считаем, что киностудия – это культурное наследие нашей страны и является украшением, неотъемлемой частью Санкт-Петербурга.
Корреспондент:
В каком состоянии сегодня находится студия?
Эдуард Пичугин:
«Ленфильм» задолжал более 80 млн. рублей различным структурам и, как Вы знаете, они ведут со студией судебные разбирательства. Но по искам о взыскании задолженности с Ленфильма от ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» в размере 1,38 млн. рублей, охранной организации «Барьер» (4,8 млн. рублей) и комитета по культуре (15 млн. рублей) киностудия планирует решить вопросы в досудебном порядке. Это, конечно, сложно осуществить. Как мы знаем, любая компания, даже при лояльном к себе отношении, если существует долг, обязана обращаться в суд, иначе она, списывая на убытки, получит претензии от налоговой и прочих государственных органов. У студии сегодня нет достаточных средств для погашения этих задолженностей, потому что утрачены права на собственную киноколлекцию, нет уже государственного финансирования, не достаточно заказов и так далее.
Дело в том, что ОАО «Киностудия «Ленфильм»» уже несколько лет живет по принципу акционерного общества, то есть как коммерческая компания, а это накладывает определенные бизнес-обязательства, в том числе работать на операционную прибыль и капитализацию компании. И Совет директоров понимает, что решения, которые требует логика ведения бизнеса, обязаны учитывать миссию и задачи самой студии, как части культурного наследия всей нашей страны.
Важное уточнение о нашей концепции. Она исходит не из Совета директоров, это концепция «Ленфильма». Имя собственное придумали журналисты – «концепция Совета директоров». На самом же деле ее создавала студия с нашей помощью и привлеченных специалистов, а потом уже на ее основе мы писали бизнес-план и передали на рассмотрение, согласование и утверждение главному акционеру студии – государству.
Потому скажу сразу – в какой бы концепции ни развивалась в дальнейшем студия, принципиальное главное решение уже принято и в прямом поручении Президента России Правительству ясно сказано, что киностудию необходимо сохранить и возрождать.
Корреспондент:
Осталось решить, каким путем это возможно осуществить.
Эдуард Пичугин:
Как Вы знаете, было три концепции, но поскольку в пятницу в Министерство культуры было передано официальное письмо об отказе ОАО АФК «Система» от дальнейшего участия в судьбе «Ленфильма», то 11 сентября нынешнего года Минкультуры проведет открытое обсуждение двух концепций при участии членов Общественного совета при Министерстве Культуры, специалистов «Открытого Правительства РФ», Министерства финансов, Министерства экономического развития и представителей киностудии.
У нас есть разработанная дорожная карта развития киностудии, которая предполагает привлечение кредита государственного банка по ставке до 12%. Я не считаю правильным обременять федеральный бюджет финансированием Ленфильма. По нашим подсчетам, для возрождения Ленфильма необходимо около 1,5 млрд. рублей.
Корреспондент:
Ваши оппоненты в лице Общественного совета студии не только говорят о других цифрах, но и о том, что, выстраивая свой бизнес-план, Совет директоров не провел даже простой проверки состояния «Ленфильма».
Эдуард Пичугин:
Я не буду комментировать подобные высказывания. Первое, что я сделал, придя на студию, так провел комплексные исследования состояния активов, пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности студии. И в нашей программе «Возрождение «Ленфильма», среди прочих полезных дел – это и полная каталогизация всего реквизита, и восстановление фондов. Работая над бизнес-планом, мы пригласили строительные компании, экспертов, которые нам смогли полностью сделать дефектовку и проанализировали состояние зданий.
И скажу, что в первые же дни мне удалось выстроить товарищеские отношения с Общественным советом студии. Концепция была представлена совету директоров 23 декабря и в январе её получили члены Общественного совета студии. У меня была общая встреча, которую организовала Светлана Игоревна Кармалита, председатель Общественного совета. На этой встрече были самые активные участники совета, включая Александра Николаевича Сокурова, Алексея Германа-младшего, Андрея Сигле. Я ответил на все их вопросы, которые на тот момент возникли. И мы продолжали работать уже над бизнес-планом, в рамках этой концепции, попросив участников встречи сделать свои предложения и комментарии.
Корреспондент:
Какова суть Вашей концепции?
Эдуард Пичугин:
По данным наших маркетинговых исследований и опираясь на логику бизнеса, мы увидели, что из 86 полнометражных фильмов в год поддерживаемых государством, для успешного существования «Ленфильма» нужно, чтобы на студии были размещены заказы на производство не менее 15 фильмов и 4 сериалов. Но для этого необходимо иметь современное оснащение и современный продюсерский сервис.
Корреспондент:
Модель киноконцерна «Мосфильм»?
Эдуард Пичугин:
Да, жизнь показала, что она успешна. Мы понимаем, что пока у нас недостаточно собственных условий для полной загрузки студии. Просчитывая свою бизнес-модель, мы стремились понять, сколько нам нужно оборудования, какого оборудования и что у нас есть, но нуждается в ремонте. Имея под рукой всю эту информацию, несложно построить бизнес-план создания студийного комплекса. Мы также советовались с нашими коллегами продюсерами из Ассоциации кино-телепродюсеров и Гильдии продюсеров России, потому что именно они являются основными заказчиками услуг студии. Нам было важно понимать, при каких условиях они бы предпочли «Ленфильм», скажем «Беларусьфильму» или студи Баррандов в Чехии. И, кроме технических ответов, мы получили существенную информацию. Так как основные клиенты студийного комплекса «Ленфильм» – иногородние или иностранные съемочные группы, для них одним из привлекательных моментов могут стать доступные цены на гостиницы и прочие дополнительные сервисы. Важно обеспечить комплексный продюсерский сервис, помимо павильонов, оборудования и т.д.
Корреспондент:
Собираетесь, кроме строительства кинотеатров и управления студий, заниматься и гостиничным бизнесом?
Эдуард Пичугин:
«Ленфильму» не надо в Санкт-Петербурге строить свои гостиницы. В городе их много. Но нужны правильные договоренности – специальные цены, специальные скидки и так далее. И административно это решается. Нам нужны две категории – самые дешевые гостиницы и пятизвездочные отели, например, «Европа», «Астория». Мы рассчитываем, что продюсеры будут получать привлекательный пакет услуг от студийных мощностей до гостиничного сервиса.
Корреспондент:
Студия планирует снимать фильмы под брендом Ленфильм?
Эдуард Пичугин:
Конечно, для этого в мае мы создали дочернее предприятие ООО «Продюсерский центр киностудии «Ленфильм»». Миноритарным участником общества стал Алексей Герман-старший. По ходатайству Общественного совета директором этого центра назначен Андрей Сигле, тем самым получив возможность под брендом «Ленфильм» создавать собственные фильмы с обязательством использовать мощности киностудии.
Господдержка для создания кинокартин у нас определена, и регулируется законами. И потому данный продюсерский центр может подавать заявки в Фонд кино для работы над крупными коммерческими проектами. Дебютное, авторское кино, как известно, получает субсидии в Министерстве культуры. Так что у «Продюсерского центра киностудии «Ленфильм»» широкие возможности для творческой работы и борьбы за финансирование.
Таким образом, были созданы инструменты для работы, но, подчеркну особо, мы не смешиваем активы «Ленфильма» – землю, недвижимость, дорогостоящий реквизит и технику – с возможными творческими авторскими успехами или неудачами.
Например, Комитет по культуре Санкт- Петербурга обратился в суд с требованием вернуть 15 миллионов рублей, выделенных ОАО «Ленфильм» для финансирования проекта «Моя бабушка – ведьма». Да, увы, «Ленфильм» по срокам немножко опаздывает со сдачей, хотя картина уже сделана. Но юридически можно проиграть суд и истец вправе взыскать деньги за счет активов студии. То есть, можно и здание описать, и арест на имущество наложить. А «Продюсерский центр киностудии «Ленфильм»», который не имеет больших активов, позволяет минимизировать риски в судебных разбирательствах. И еще один аргумент для создания продюсерского центра. Сейчас на киностудии «Ленфильм» есть долги по производству двух фильмов федерального заказа – «Крылья» и «Лимузин». Они не позволяют студии подавать заявки на новые проекты и участвовать в тендерах. Поэтому, чтобы разделить все риски, мы и создали продюсерский центр, как дочернюю компанию студии.
Корреспондент:
Вы уверены в том, что Ваш план осуществим? А если Фонд кино и Министерство культуры откажутся финансировать проекты продюсерского центра? Ведь именно так и случилось в свое время со студией Горького.
Эдуард Пичугин:
Да, «Ленфильм» не является мэйджором и в Фонде кинопроекты продюсерского центра рассматриваются в общей очереди. Но ведь требуется спасение старейшей студии, и этот вопрос находится под особым контролем Президента и Правительства России. У нас нет пока других клиентов и заказчиков. И потому для студийного комплекса главным, даже генеральным заказчиком и является наш продюсерский центр. А «Ленфильму» нужны новые заказы. И нас спасло, если бы государство для «Ленфильма» позволило, в виде особого исключения, получать небольшие преференции. Например, Фонд кино, естественно, по договоренности с экспертами и киносообществом, мог бы рассматривать заявки нашего продюсерского центра наряду со списком мейджоров.
Корреспондент:
О спасении студии говорят не первый год. И планы спасения обнародуются тоже не впервые. В чем же причина, что все происходит по принципу, как говорилось в пьесе перестроечных времен: «Как бы все поменять, ничего не меняя»?
Эдуард Пичугин:
Да, несколько лет назад было принято решение о создании государственно-частного партнерства с «СММ» и, соответственно, слияния с Всемирными Русскими Студиями. Но оно долго не могло быть реализовано из-за несовершенства законодательства. RWS – это современный студийный комплекс, преимущественно с акцентом на телевизионные проекты, и есть менеджмент, финансирование, средства. Теоретически, если бы с дополнительным финансированием АФК «Система» вошла в «Ленфильм», то можно было бы соединить и держать в одних руках студийный комплекс, с крупнейшими в регионе павильонами. Но потребовалось несколько лет для создания необходимых нормативно-правовых актов, а студия была уже лишена финансирования. Никто не понимал, что там будет, и, соответственно, количество заказов сократилось. С 2006 года студия «Ленфильм» стала проедать свою, ранее накопленную прибыль и в какой-то момент, полностью лишенная субсидирования и прочих программ, оказалась в долговой яме.
Приведу простой пример. Студия рассчитывала жить, получая ежегодно определенный объем субсидий. Руководство студии к пятому корпусу пристроило офисные помещения, которые были необходимы для съемочного процесса. Часть средств из субсидий была потрачена на авансирование строителей. Они закончили работу, но с ними не рассчитались, так как субсидии в следующем году не пришли. Министерство культуры посчитало: «А зачем нам выделать средства, если у студии уже есть перспективы в виде государственно-частного партнерства и богатый инвестор в лице «СММ»?». Но партнерство так и не случилось, а накопившиеся долги естественным образом перекладывались из года в год. Поэтому естественным образом образовались судебные дела и проигранные суды, претензии уже имеют материальный вид.
Соответственно, если сейчас не будет принято никакого решения, то автоматически судебные иски, по которым студия уже должна десятки миллионов рублей, будут предъявлены, придут приставы и начнут взыскивать имущество. Это может быть или реквизит, или здание, помещения студии, что в дальнейшем приведет уже к банкротству.
Корреспондент:
Сколько есть времени, чтобы этого избежать?
Эдуард Пичугин:
Времени фактически нет. Поэтому Министерство культуры 11 сентября и проводит общественные слушания. И я надеюсь, что тогда и будет принято единственно верное решение о развитии, создании и поддержании студии на базе существующих активов.
Комплекс мер и мероприятий, которые мы предложили в нашем бизнес-плане, подробно расписан, это уже не теоретическая концепция, а «дорожная карта» с конкретными предложениями.
Например, компания «Dolby» предлагает прямую поставку наисовременнейшего оборудования - звук «Dolby Atmos» и все, что связано с post production. Предложена огромная скидка. Фактически это товарный кредит или отсрочка платежа с помощью лизинговых, факторинговых программ.
Американская компания «Butler», третья в мире в своем сегменте, «построила», пока, конечно, на бумаге павильон более 5000 квадратных метров с 18 метровой высотой и 4000 квадратных метров офисных вспомогательных помещений. Компания предлагает строительство павильона по цене 48 тысяч рублей за квадратный метр, что даже дешевле, чем самое дешевое жилье сегодня. Проектную документацию компания предоставила бесплатно.
Инвестиционный объем финансирования всего бизнес-плана составляет 1 миллиард 530 миллионов 300 тысяч рублей, которые включают и строительную часть. Это и реконструкция на Каменноостровском проспекте, 10 (273 миллиона рублей), и строительство павильонов на ул. Тамбасова. Там планируем сделать натурную площадку, что позволит создать декорации под открытым небом, как на «Мосфильме». Если бы этот вопрос, например, был решен год назад, то я уверен, что для проекта Федора Бондарчука «Сталинград» мы смогли бы предоставить территорию на улице Тамбасова под строительство декораций Сталинграда и впоследствии использовали бы их для съемок фильмов про войну. Это было бы очень востребовано. Но ничего, впереди наверняка будут еще очень интересные проекты.
Корреспондент:
Как все-таки Совет директоров взаимодействует с Общественным советом студии?
Эдуард Пичугин:
Взаимодействует напрямую, плодотворно и конструктивно. На постоянной прямой связи с председателем Общественного совета Светланой Кармалитой.
Мы работали с менеджментом студии и привлеченными экспертами. Любая концепция – это всего лишь общая идея. Ее надо переродить в бизнес-план и затем наполнять конкретными предложениями. Бизнес-план Совета директоров сформирован. Работа была тяжелой, и замечу, делалась без специальной оплаты. И после принятия решения Правительством, наш бизнес-план, считаю, необходимо брать за основу. Надо, не тратя уже времени, двигаться дальше. И кому бы Правительство России ни поручило спасение ОАО «Ленфильм», все смогут воспользоваться нашей «дорожной картой».
В свою очередь, некоторые члены Общественного совета после встреч с Советом директоров и менеджментом студии решили предложить собственную концепцию развития студии.
Так, в один прекрасный момент мы из прессы узнали о том, что Общественный совет в лице Андрея Сигле стал бороться за звание спасителя «Ленфильма». В этой концепции делается акцент на роль и значение «Ленфильма», как бренда в создании памятников культуры, то есть авторского, дебютного кино и так далее. Мы помимо авторского кино также делаем ставку и на коммерчески успешное кино. Остальные тезисы отличаются от тех, что мы совместно обсуждали на студии, в нюансах.
Например, в нашем бизнес-плане расписана сумма на полтора миллиарда рублей, Сигле говорит о необходимости двух миллиардов. Единственное отличие в том, что в нашем бизнес-плане все поставки совершаются напрямую, а в концепции Общественного совета предполагается некий интегратор, который будет собирать оборудование, поставлять на студию и так далее. Но, по сути, отличие небольшое. В концепции Общественного совета, например, предлагается на площадях на улице Тамбасова сделать павильон с бассейном для подводных съемок. А мы посчитали, что это слишком дорогое изделие, специальное и не очень часто востребованное. Подобных павильонов с бассейнами на планете уже существует определенное количество.
Со стороны некоторых членов Общественного совета, увы, слышим много популистских реплик в наш адрес. Например, были слухи о том, что мы собираемся продать Сосновую поляну или убрать производство с Каменноостровского проспекта и настроить, вместо павильонов, рестораны, карусели или еще какие-то вещи. А потом общество узнало, что ничего этого нет, и не было даже на уровне идей. Мы в своем плане лишь рекомендуем в входном корпусе, с колоннами, оборудовать музей студии, а из конференц-зала сделать кинозал «Ленфильма». На сегодняшний день эти помещения простаивают, да и никогда они не были задействованы под производство. Хотим интегрировать «Ленфильм» в жизнь города как туристический центр. Это делается элементарным переносом турникета у входа на студию, грубо говоря, на 20 метров в сторону.
Однако в целом я вообще не вижу никакого конфликта между Советом директоров и Общественным советом, члены которого тратят свое время, потому что им хочется как-то помочь студии. Мы же обязаны работать над бизнес-планом, как должностные лица, связанные с киностудией и подотчетные собственнику – Правительству России. Поэтому я говорю спасибо всем, с кем пришлось сотрудничать, их идеи, предложения были полезными и услышаны.
И на сегодняшний день все амбиции и пожелания Общественного совета могут быть сконцентрированы как раз в ООО «Продюсерский центр киностудии «Ленфильм»». Под брендом «Ленфильм» Общественный совет уже рассматривает сценарии и планирует продюсировать фильмы, то есть заниматься привычной профессиональной деятельностью.
Корреспондент:
Могут ли помочь студии власти города?
Эдуард Пичугин:
Городские власти поддерживают нашу концепцию. Они положительно оценили план превентивных мер.
Корреспондент:
Остается невыясненным вопрос про киноколлекцию «Ленфильма», которой теперь владеет Госфильмофонд.
Эдуард Пичугин:
Сложнейший вопрос. После акционирования студии в соответствии с законами права перешли в государственную коллекцию, также как и у студии Горького. Но будет справедливо и правильно, если киностудии будут получать основную часть дохода от реализации киноколлекции. Для Ленфильма это ежегодный объем 100 миллионов рублей и больше. И это все реально. Собственность может оставаться у государства в лице Госфильмофонда, но основную часть дохода, за вычетом агентских, конечно, надо направлять на студию.
Киноколлекция и доходы от нее являются основанием для обращения за кредитом в любой банк, в любое кредитное учреждение или организацию.
Нам нужна кредитная линия в пределах 300 миллионов рублей. И на такую линию мы, с гарантированным доходом в 100 миллионов в год, конечно же, можем претендовать.
Корреспондент:
Что Вы ждете от открытых слушаний?
Эдуард Пичугин:
На мой взгляд, подобный метод достаточно интересный для принятия решений.
Может быть, будет отредактирована наша «дорожная карта», может быть, чем-то интересным дополнят ее другие. А, может быть, будут какие-то идеи экспертов, которые изучают все предложения. Насколько я знаю, создана рабочая группа при Общественном совете Министерства культуры, которая состоит из очень известных экспертов и каждый из них сейчас занят этой работой. В любом случае, для «Ленфильма» это только плюс.
Мы не претендуем на истину. И решение, которое будет принято в итоге слушаний 11 сентября – это не концепция Пичугина или Сигле, не концепция «Ленфильма» или Общественного совета. Это концепция собственника «Ленфильма» - Правительства России.
И я рад, что наш труд оказался не напрасным, и мне будет вдвойне приятно, если что-то окажется полезным из тех идей, которые мы смогли выработать. Мне приятно, что в жизни выпала такая честь поучаствовать в нужном, полезном деле и оставить след.
«ПрофиСинема» публиковала интервью продюсера и композитора Андрея Сигле, в котором он изложил позицию Общественного совета: реконструкция и переоснащение Ленфильма должны произойти за счет субсидий из федерального бюджета. Кроме того, киностудии необходимо вернуть фильмофонд.
Совет директоров предлагает сохранение структуры Ленфильма, создание продюсерского центра для привлечения заказов и кредитование в размере порядка 1,5 млрд. рублей. На портале «ПрофиСинема» концепцию представляет председатель Совета директоров ОАО «Ленфильм» Эдуард Пичугин.
Корреспондент:
Как Вы думаете, почему именно Вы, за какие Ваши предыдущие заслуги, Вас просили вывести из мертвого состояния «Ленфильм»?
Эдуард Пичугин:
Дело в том, что моя специализация по бизнесу – инвест-банкир. И мне удалось реализовать много интересных и успешных инновационных проектов. Есть большой опыт привлечения организаций в финансирование, с помощью кредитных учреждений.
Правительство знало меня, как основателя в Петербурге первой сети современных многозальных кинотеатров «Кронверк Синема». Меня радует, что этот питерский бренд пошел дальше по всей России. На данный момент сеть входит в пятерку крупнейших федеральных сетей в нашей стране. Сейчас мы развиваем Проект федерального масштаба КИНО СИТИ, в планах которого строительство более 250 кинотеатров на территории России, в том числе в малых и средних городах. 10 лет назад мы с партнерами начали разрабатывать проект строительства студии в Сочи, для этого была выкуплена территория недостроенного санатория Ленгорисполкома. Мы долго прорабатывали этот вопрос, изучали американский опыт, общались с зарубежными специалистами. С эти проектом я обошел много кабинетов, но он не получил развития из-за кризиса. Необходимость развития студийных комплексов нами неоднократно поднималась и на площадке форума Кино России 2020.
Также многие знали о нашей с Федором Бондарчуком идее строительства многозального семейного кинотеатра «Великан» в Александровском парке, возведение которого мы уже завершаем.
А вот 10-й корпус «Ленфильма» стоит возле Александровского парка ровно напротив «Великана». Таким образом, это место превращается в культурный кластер города. Идея кластера понравилась всем. Подобные кластеры украшают Лондон, Нью-Йорк. Чем же Санкт- Петербург хуже?
Мы считаем, что киностудия – это культурное наследие нашей страны и является украшением, неотъемлемой частью Санкт-Петербурга.
Корреспондент:
В каком состоянии сегодня находится студия?
Эдуард Пичугин:
«Ленфильм» задолжал более 80 млн. рублей различным структурам и, как Вы знаете, они ведут со студией судебные разбирательства. Но по искам о взыскании задолженности с Ленфильма от ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» в размере 1,38 млн. рублей, охранной организации «Барьер» (4,8 млн. рублей) и комитета по культуре (15 млн. рублей) киностудия планирует решить вопросы в досудебном порядке. Это, конечно, сложно осуществить. Как мы знаем, любая компания, даже при лояльном к себе отношении, если существует долг, обязана обращаться в суд, иначе она, списывая на убытки, получит претензии от налоговой и прочих государственных органов. У студии сегодня нет достаточных средств для погашения этих задолженностей, потому что утрачены права на собственную киноколлекцию, нет уже государственного финансирования, не достаточно заказов и так далее.
Дело в том, что ОАО «Киностудия «Ленфильм»» уже несколько лет живет по принципу акционерного общества, то есть как коммерческая компания, а это накладывает определенные бизнес-обязательства, в том числе работать на операционную прибыль и капитализацию компании. И Совет директоров понимает, что решения, которые требует логика ведения бизнеса, обязаны учитывать миссию и задачи самой студии, как части культурного наследия всей нашей страны.
Важное уточнение о нашей концепции. Она исходит не из Совета директоров, это концепция «Ленфильма». Имя собственное придумали журналисты – «концепция Совета директоров». На самом же деле ее создавала студия с нашей помощью и привлеченных специалистов, а потом уже на ее основе мы писали бизнес-план и передали на рассмотрение, согласование и утверждение главному акционеру студии – государству.
Потому скажу сразу – в какой бы концепции ни развивалась в дальнейшем студия, принципиальное главное решение уже принято и в прямом поручении Президента России Правительству ясно сказано, что киностудию необходимо сохранить и возрождать.
Корреспондент:
Осталось решить, каким путем это возможно осуществить.
Эдуард Пичугин:
Как Вы знаете, было три концепции, но поскольку в пятницу в Министерство культуры было передано официальное письмо об отказе ОАО АФК «Система» от дальнейшего участия в судьбе «Ленфильма», то 11 сентября нынешнего года Минкультуры проведет открытое обсуждение двух концепций при участии членов Общественного совета при Министерстве Культуры, специалистов «Открытого Правительства РФ», Министерства финансов, Министерства экономического развития и представителей киностудии.
У нас есть разработанная дорожная карта развития киностудии, которая предполагает привлечение кредита государственного банка по ставке до 12%. Я не считаю правильным обременять федеральный бюджет финансированием Ленфильма. По нашим подсчетам, для возрождения Ленфильма необходимо около 1,5 млрд. рублей.
Корреспондент:
Ваши оппоненты в лице Общественного совета студии не только говорят о других цифрах, но и о том, что, выстраивая свой бизнес-план, Совет директоров не провел даже простой проверки состояния «Ленфильма».
Эдуард Пичугин:
Я не буду комментировать подобные высказывания. Первое, что я сделал, придя на студию, так провел комплексные исследования состояния активов, пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности студии. И в нашей программе «Возрождение «Ленфильма», среди прочих полезных дел – это и полная каталогизация всего реквизита, и восстановление фондов. Работая над бизнес-планом, мы пригласили строительные компании, экспертов, которые нам смогли полностью сделать дефектовку и проанализировали состояние зданий.
И скажу, что в первые же дни мне удалось выстроить товарищеские отношения с Общественным советом студии. Концепция была представлена совету директоров 23 декабря и в январе её получили члены Общественного совета студии. У меня была общая встреча, которую организовала Светлана Игоревна Кармалита, председатель Общественного совета. На этой встрече были самые активные участники совета, включая Александра Николаевича Сокурова, Алексея Германа-младшего, Андрея Сигле. Я ответил на все их вопросы, которые на тот момент возникли. И мы продолжали работать уже над бизнес-планом, в рамках этой концепции, попросив участников встречи сделать свои предложения и комментарии.
Корреспондент:
Какова суть Вашей концепции?
Эдуард Пичугин:
По данным наших маркетинговых исследований и опираясь на логику бизнеса, мы увидели, что из 86 полнометражных фильмов в год поддерживаемых государством, для успешного существования «Ленфильма» нужно, чтобы на студии были размещены заказы на производство не менее 15 фильмов и 4 сериалов. Но для этого необходимо иметь современное оснащение и современный продюсерский сервис.
Корреспондент:
Модель киноконцерна «Мосфильм»?
Эдуард Пичугин:
Да, жизнь показала, что она успешна. Мы понимаем, что пока у нас недостаточно собственных условий для полной загрузки студии. Просчитывая свою бизнес-модель, мы стремились понять, сколько нам нужно оборудования, какого оборудования и что у нас есть, но нуждается в ремонте. Имея под рукой всю эту информацию, несложно построить бизнес-план создания студийного комплекса. Мы также советовались с нашими коллегами продюсерами из Ассоциации кино-телепродюсеров и Гильдии продюсеров России, потому что именно они являются основными заказчиками услуг студии. Нам было важно понимать, при каких условиях они бы предпочли «Ленфильм», скажем «Беларусьфильму» или студи Баррандов в Чехии. И, кроме технических ответов, мы получили существенную информацию. Так как основные клиенты студийного комплекса «Ленфильм» – иногородние или иностранные съемочные группы, для них одним из привлекательных моментов могут стать доступные цены на гостиницы и прочие дополнительные сервисы. Важно обеспечить комплексный продюсерский сервис, помимо павильонов, оборудования и т.д.
Корреспондент:
Собираетесь, кроме строительства кинотеатров и управления студий, заниматься и гостиничным бизнесом?
Эдуард Пичугин:
«Ленфильму» не надо в Санкт-Петербурге строить свои гостиницы. В городе их много. Но нужны правильные договоренности – специальные цены, специальные скидки и так далее. И административно это решается. Нам нужны две категории – самые дешевые гостиницы и пятизвездочные отели, например, «Европа», «Астория». Мы рассчитываем, что продюсеры будут получать привлекательный пакет услуг от студийных мощностей до гостиничного сервиса.
Корреспондент:
Студия планирует снимать фильмы под брендом Ленфильм?
Эдуард Пичугин:
Конечно, для этого в мае мы создали дочернее предприятие ООО «Продюсерский центр киностудии «Ленфильм»». Миноритарным участником общества стал Алексей Герман-старший. По ходатайству Общественного совета директором этого центра назначен Андрей Сигле, тем самым получив возможность под брендом «Ленфильм» создавать собственные фильмы с обязательством использовать мощности киностудии.
Господдержка для создания кинокартин у нас определена, и регулируется законами. И потому данный продюсерский центр может подавать заявки в Фонд кино для работы над крупными коммерческими проектами. Дебютное, авторское кино, как известно, получает субсидии в Министерстве культуры. Так что у «Продюсерского центра киностудии «Ленфильм»» широкие возможности для творческой работы и борьбы за финансирование.
Таким образом, были созданы инструменты для работы, но, подчеркну особо, мы не смешиваем активы «Ленфильма» – землю, недвижимость, дорогостоящий реквизит и технику – с возможными творческими авторскими успехами или неудачами.
Например, Комитет по культуре Санкт- Петербурга обратился в суд с требованием вернуть 15 миллионов рублей, выделенных ОАО «Ленфильм» для финансирования проекта «Моя бабушка – ведьма». Да, увы, «Ленфильм» по срокам немножко опаздывает со сдачей, хотя картина уже сделана. Но юридически можно проиграть суд и истец вправе взыскать деньги за счет активов студии. То есть, можно и здание описать, и арест на имущество наложить. А «Продюсерский центр киностудии «Ленфильм»», который не имеет больших активов, позволяет минимизировать риски в судебных разбирательствах. И еще один аргумент для создания продюсерского центра. Сейчас на киностудии «Ленфильм» есть долги по производству двух фильмов федерального заказа – «Крылья» и «Лимузин». Они не позволяют студии подавать заявки на новые проекты и участвовать в тендерах. Поэтому, чтобы разделить все риски, мы и создали продюсерский центр, как дочернюю компанию студии.
Корреспондент:
Вы уверены в том, что Ваш план осуществим? А если Фонд кино и Министерство культуры откажутся финансировать проекты продюсерского центра? Ведь именно так и случилось в свое время со студией Горького.
Эдуард Пичугин:
Да, «Ленфильм» не является мэйджором и в Фонде кинопроекты продюсерского центра рассматриваются в общей очереди. Но ведь требуется спасение старейшей студии, и этот вопрос находится под особым контролем Президента и Правительства России. У нас нет пока других клиентов и заказчиков. И потому для студийного комплекса главным, даже генеральным заказчиком и является наш продюсерский центр. А «Ленфильму» нужны новые заказы. И нас спасло, если бы государство для «Ленфильма» позволило, в виде особого исключения, получать небольшие преференции. Например, Фонд кино, естественно, по договоренности с экспертами и киносообществом, мог бы рассматривать заявки нашего продюсерского центра наряду со списком мейджоров.
Корреспондент:
О спасении студии говорят не первый год. И планы спасения обнародуются тоже не впервые. В чем же причина, что все происходит по принципу, как говорилось в пьесе перестроечных времен: «Как бы все поменять, ничего не меняя»?
Эдуард Пичугин:
Да, несколько лет назад было принято решение о создании государственно-частного партнерства с «СММ» и, соответственно, слияния с Всемирными Русскими Студиями. Но оно долго не могло быть реализовано из-за несовершенства законодательства. RWS – это современный студийный комплекс, преимущественно с акцентом на телевизионные проекты, и есть менеджмент, финансирование, средства. Теоретически, если бы с дополнительным финансированием АФК «Система» вошла в «Ленфильм», то можно было бы соединить и держать в одних руках студийный комплекс, с крупнейшими в регионе павильонами. Но потребовалось несколько лет для создания необходимых нормативно-правовых актов, а студия была уже лишена финансирования. Никто не понимал, что там будет, и, соответственно, количество заказов сократилось. С 2006 года студия «Ленфильм» стала проедать свою, ранее накопленную прибыль и в какой-то момент, полностью лишенная субсидирования и прочих программ, оказалась в долговой яме.
Приведу простой пример. Студия рассчитывала жить, получая ежегодно определенный объем субсидий. Руководство студии к пятому корпусу пристроило офисные помещения, которые были необходимы для съемочного процесса. Часть средств из субсидий была потрачена на авансирование строителей. Они закончили работу, но с ними не рассчитались, так как субсидии в следующем году не пришли. Министерство культуры посчитало: «А зачем нам выделать средства, если у студии уже есть перспективы в виде государственно-частного партнерства и богатый инвестор в лице «СММ»?». Но партнерство так и не случилось, а накопившиеся долги естественным образом перекладывались из года в год. Поэтому естественным образом образовались судебные дела и проигранные суды, претензии уже имеют материальный вид.
Соответственно, если сейчас не будет принято никакого решения, то автоматически судебные иски, по которым студия уже должна десятки миллионов рублей, будут предъявлены, придут приставы и начнут взыскивать имущество. Это может быть или реквизит, или здание, помещения студии, что в дальнейшем приведет уже к банкротству.
Корреспондент:
Сколько есть времени, чтобы этого избежать?
Эдуард Пичугин:
Времени фактически нет. Поэтому Министерство культуры 11 сентября и проводит общественные слушания. И я надеюсь, что тогда и будет принято единственно верное решение о развитии, создании и поддержании студии на базе существующих активов.
Комплекс мер и мероприятий, которые мы предложили в нашем бизнес-плане, подробно расписан, это уже не теоретическая концепция, а «дорожная карта» с конкретными предложениями.
Например, компания «Dolby» предлагает прямую поставку наисовременнейшего оборудования - звук «Dolby Atmos» и все, что связано с post production. Предложена огромная скидка. Фактически это товарный кредит или отсрочка платежа с помощью лизинговых, факторинговых программ.
Американская компания «Butler», третья в мире в своем сегменте, «построила», пока, конечно, на бумаге павильон более 5000 квадратных метров с 18 метровой высотой и 4000 квадратных метров офисных вспомогательных помещений. Компания предлагает строительство павильона по цене 48 тысяч рублей за квадратный метр, что даже дешевле, чем самое дешевое жилье сегодня. Проектную документацию компания предоставила бесплатно.
Инвестиционный объем финансирования всего бизнес-плана составляет 1 миллиард 530 миллионов 300 тысяч рублей, которые включают и строительную часть. Это и реконструкция на Каменноостровском проспекте, 10 (273 миллиона рублей), и строительство павильонов на ул. Тамбасова. Там планируем сделать натурную площадку, что позволит создать декорации под открытым небом, как на «Мосфильме». Если бы этот вопрос, например, был решен год назад, то я уверен, что для проекта Федора Бондарчука «Сталинград» мы смогли бы предоставить территорию на улице Тамбасова под строительство декораций Сталинграда и впоследствии использовали бы их для съемок фильмов про войну. Это было бы очень востребовано. Но ничего, впереди наверняка будут еще очень интересные проекты.
Корреспондент:
Как все-таки Совет директоров взаимодействует с Общественным советом студии?
Эдуард Пичугин:
Взаимодействует напрямую, плодотворно и конструктивно. На постоянной прямой связи с председателем Общественного совета Светланой Кармалитой.
Мы работали с менеджментом студии и привлеченными экспертами. Любая концепция – это всего лишь общая идея. Ее надо переродить в бизнес-план и затем наполнять конкретными предложениями. Бизнес-план Совета директоров сформирован. Работа была тяжелой, и замечу, делалась без специальной оплаты. И после принятия решения Правительством, наш бизнес-план, считаю, необходимо брать за основу. Надо, не тратя уже времени, двигаться дальше. И кому бы Правительство России ни поручило спасение ОАО «Ленфильм», все смогут воспользоваться нашей «дорожной картой».
В свою очередь, некоторые члены Общественного совета после встреч с Советом директоров и менеджментом студии решили предложить собственную концепцию развития студии.
Так, в один прекрасный момент мы из прессы узнали о том, что Общественный совет в лице Андрея Сигле стал бороться за звание спасителя «Ленфильма». В этой концепции делается акцент на роль и значение «Ленфильма», как бренда в создании памятников культуры, то есть авторского, дебютного кино и так далее. Мы помимо авторского кино также делаем ставку и на коммерчески успешное кино. Остальные тезисы отличаются от тех, что мы совместно обсуждали на студии, в нюансах.
Например, в нашем бизнес-плане расписана сумма на полтора миллиарда рублей, Сигле говорит о необходимости двух миллиардов. Единственное отличие в том, что в нашем бизнес-плане все поставки совершаются напрямую, а в концепции Общественного совета предполагается некий интегратор, который будет собирать оборудование, поставлять на студию и так далее. Но, по сути, отличие небольшое. В концепции Общественного совета, например, предлагается на площадях на улице Тамбасова сделать павильон с бассейном для подводных съемок. А мы посчитали, что это слишком дорогое изделие, специальное и не очень часто востребованное. Подобных павильонов с бассейнами на планете уже существует определенное количество.
Со стороны некоторых членов Общественного совета, увы, слышим много популистских реплик в наш адрес. Например, были слухи о том, что мы собираемся продать Сосновую поляну или убрать производство с Каменноостровского проспекта и настроить, вместо павильонов, рестораны, карусели или еще какие-то вещи. А потом общество узнало, что ничего этого нет, и не было даже на уровне идей. Мы в своем плане лишь рекомендуем в входном корпусе, с колоннами, оборудовать музей студии, а из конференц-зала сделать кинозал «Ленфильма». На сегодняшний день эти помещения простаивают, да и никогда они не были задействованы под производство. Хотим интегрировать «Ленфильм» в жизнь города как туристический центр. Это делается элементарным переносом турникета у входа на студию, грубо говоря, на 20 метров в сторону.
Однако в целом я вообще не вижу никакого конфликта между Советом директоров и Общественным советом, члены которого тратят свое время, потому что им хочется как-то помочь студии. Мы же обязаны работать над бизнес-планом, как должностные лица, связанные с киностудией и подотчетные собственнику – Правительству России. Поэтому я говорю спасибо всем, с кем пришлось сотрудничать, их идеи, предложения были полезными и услышаны.
И на сегодняшний день все амбиции и пожелания Общественного совета могут быть сконцентрированы как раз в ООО «Продюсерский центр киностудии «Ленфильм»». Под брендом «Ленфильм» Общественный совет уже рассматривает сценарии и планирует продюсировать фильмы, то есть заниматься привычной профессиональной деятельностью.
Корреспондент:
Могут ли помочь студии власти города?
Эдуард Пичугин:
Городские власти поддерживают нашу концепцию. Они положительно оценили план превентивных мер.
Корреспондент:
Остается невыясненным вопрос про киноколлекцию «Ленфильма», которой теперь владеет Госфильмофонд.
Эдуард Пичугин:
Сложнейший вопрос. После акционирования студии в соответствии с законами права перешли в государственную коллекцию, также как и у студии Горького. Но будет справедливо и правильно, если киностудии будут получать основную часть дохода от реализации киноколлекции. Для Ленфильма это ежегодный объем 100 миллионов рублей и больше. И это все реально. Собственность может оставаться у государства в лице Госфильмофонда, но основную часть дохода, за вычетом агентских, конечно, надо направлять на студию.
Киноколлекция и доходы от нее являются основанием для обращения за кредитом в любой банк, в любое кредитное учреждение или организацию.
Нам нужна кредитная линия в пределах 300 миллионов рублей. И на такую линию мы, с гарантированным доходом в 100 миллионов в год, конечно же, можем претендовать.
Корреспондент:
Что Вы ждете от открытых слушаний?
Эдуард Пичугин:
На мой взгляд, подобный метод достаточно интересный для принятия решений.
Может быть, будет отредактирована наша «дорожная карта», может быть, чем-то интересным дополнят ее другие. А, может быть, будут какие-то идеи экспертов, которые изучают все предложения. Насколько я знаю, создана рабочая группа при Общественном совете Министерства культуры, которая состоит из очень известных экспертов и каждый из них сейчас занят этой работой. В любом случае, для «Ленфильма» это только плюс.
Мы не претендуем на истину. И решение, которое будет принято в итоге слушаний 11 сентября – это не концепция Пичугина или Сигле, не концепция «Ленфильма» или Общественного совета. Это концепция собственника «Ленфильма» - Правительства России.
И я рад, что наш труд оказался не напрасным, и мне будет вдвойне приятно, если что-то окажется полезным из тех идей, которые мы смогли выработать. Мне приятно, что в жизни выпала такая честь поучаствовать в нужном, полезном деле и оставить след.
Другие статьи по теме Кинобизнес
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
20.11.2024
Российской киноиндустрии ежегодно будут выделять дополнительные 2,6 млрд рублей
20.11.2024
2025 год станет ключевым для супергеройского кино
20.11.2024
Warner Bros. займется ремейками знаменитых корейских фильмов
Другие статьи по теме Киностудия Ленфильм
04.10.2024
СПбМКФ 2024: Пионер, Ленфильм и Капелла
20.08.2024
Эдуард Суворов назначен генеральным директором Ленфильма
14.06.2024
Начинается обучение в лаборатории Ленфильм-дебют
21.05.2024
Завершился отбор в лабораторию Ленфильм-дебют 2024
09.04.2024
Итоги приема заявок в лабораторию Ленфильм-дебют
Другие статьи по теме «Дорожная карта»
30.11.2012
Наше кино за рубежом все еще диковинка
14.11.2012
Разработка «дорожной карты»: Что учесть и как действовать
09.11.2012
Иван Демидов: «2/3 денег в российской киноиндустрии – государственные»
12.10.2012
Еще не дорога, но уже «дорожная карта»….
01.10.2012
«Дорожная карта» отечественной киноотрасли…
Реклама