7 октября 2011 13:54
Сергей Сельянов: «Наши сценаристы дороже голливудских…»
13 октября 2011 года в российский прокат выходит авантюрная комедия под названием «Бабло». Дебютанта в большом кино Константина Буслова (старшего брата Петра Буслова) запускал в производство продюсер Сергей Сельянов (кинокомпания «СТВ»). Для Сергея Михайловича это уже 68-ый фильм в его трудовой биографии. Накануне проката нового фильмы мы встретились с опытнейшим в нашей киноиндустрии продюсером (первый проект Сельянов запустил в 1995 году и назывался он «Время печали еще не пришло»). И расспросили о Фонде кино, об Ассоциации кино и телепродюсеров, о перспективах отечественного кинематографа и узнали, как Сергей Михайлович готовится решать сценарную проблему в России.
Вита Рамм:
Вы живете в Санкт-Петербурге, офис кинокомпании «СТВ» в Москве. Сколько лет так делите свою жизнь между двумя городами?
Сергей Сельянов:
Точно не помню, с 1994-95 года. До Санкт-Петербурга я, пока учился во ВГИКе, так ездил в Москву из Тулы. Сейчас я каждую неделю три-четыре рабочих дня в Москве, остальные в Питере, где так же есть офис. Он главный.
Вита Рамм:
С появлением «Сапсана» проще стало?
Сергей Сельянов:
Я езжу ночными поездами. В «Сапсан» сажусь, когда накапливается не прочитанные сценарии. Тогда в 7 утра в Санкт-Петербурге сознательно сажусь в «Сапсан» и четыре часа читаю.
Вита Рамм:
Сколько можно за такое время прочитать?
Сергей Сельянов:
Четыре-пять сценариев точно.
Вита Рамм:
Неужели читаете полностью? Или такому профессионалу, как Вы, достаточно первой фразы-абзаца, чтобы понять перспективность сценария?
Сергей Сельянов:
Нет, читаю полностью. Как правило, ко мне сценарии попадают уже после сита редакторов компании. Хороший сценарий не заметить невозможно, он бьет в глаза, как прожектор в тысячу ватт.
Вита Рамм:
И когда в последний раз попался такой «прожектор в глаза»?
Сергей Сельянов:
В прокат выходит фильм Константина Буслова «Бабло». Сценарий был именно таким – ярким, смешным, многофигурным. Сейчас приступаем к работе над фильмом «Ко-ко-ко». Режиссер Дуня Смирнова написала сценарий вместе с Анной Пармас. Это история о двух женщин, она очень хорошо прописана и выстроена.
Вита Рамм:
На сайте кинокомпании я видела приглашение отправлять вам сценарии. Не боитесь графоманов? Завалят ведь своим творчеством…
Сергей Сельянов:
Шлют много. В этом году мы еще не считали, а вот года два назад к нам поступили 1400 сценариев.
Вита Рамм:
А продюсеры плачут – нечего снимать, никто не пишет!
Сергей Сельянов:
И они правы. Из 1400 – один сценарий заслуживал реального внимания, что тоже еще недостаточно, чтобы по нему можно было сразу снимать фильм. Еще два – авторы были любопытные. Не их сценарии, а именно сами авторы. Мы с ними встречались, знакомились. Вот такое КПД, цифры в пределах статистической погрешности. Но поскольку мы являемся большой компанией, то считаю, мы должны заниматься и такой работой. С надеждой, что вдруг появится сценарий, от которого не отказался бы ни один продюсер.
Вита Рамм:
А пока Вам приходится ждать Алексея Балабанова?
Сергей Сельянов:
Он сейчас пишет сценарий. Как напишет – будем снимать. За столько лет нашего сотрудничества Алексей никогда не подводил.
Вита Рамм:
Вы можете как-то объяснить, почему у фильмов Алексея Балабанова столь малая фестивальная судьба? «Груз 200», понимаю, может шокировать, хотя румыны или корейцы шокируют не меньше, а больше. Но «Морфий» - изысканный киноязык, понятная история…
Сергей Сельянов:
Для меня самого это загадка. Уж художественные качества можно было бы оценить по достоинству. Но Балабанов снимает про Россию и только. «Груз-200» о том, что была страна СССР и, словно кто-то щелкнул, и она пропала. «Морфий» - об этом же, раз, и нет старой России. Скорей всего, в Европе не смогли разглядеть историю о том, как пропадает целая страна. Для них это неактуально.
Вита Рамм:
Тогда поговорим о глобальных проблемах. Например, в российской киноотрасли много двойных структур – две академии, две премии, два союза. И две организации, объединяющие продюсеров: Гильдия и Ассоциация кино и телепродюсеров, инициатором создания которой вы стали в 2008 году. В чем смысл этой параллельной структуры?
Сергей Сельянов:
Небольшое уточнение – я не был единственным организатором ассоциации, а принимал участие в создание в числе почти двадцати своих коллег. Моя должность Председателя правления АП – не пожизненная, а выборная и обязательно вотируемая раз в два года. А смысл Ассоциации простой, но значимый. Если проводить параллели с США, то там есть Гильдия продюсеров США (Producers Guild of America - PGA) и Американская ассоциация кинокомпаний (Motion Picture Association of America - MPAA). Гильдия занимается персоналиями, физическими лицами. MPAA – юридическими, и выстраивает взаимоотношения компаний со всем миром.
В России начинает работать аналогичная схема. В АП входят 24 компании, уже не первый год работающие на рынке: «Централ Партнершип», «RWS», «Леан-М», «Дирекция кино», «Арт Пикчерс», Star Media, «СТВ», «Профит» и так далее. В нашей стране они производят около 80% теле- и большое количество киноконтента. Напомню, что Ассоциация создавалась в год кризиса и от гибкости производителей и телеканалов, от умения договариваться зависела целая отрасль. Нам удалось выстроить тогда коридор цен, разработать рекомендации, которые снизили себестоимость производства. И отрасль выжила. Сейчас Ассоциация занимается лоббированием интересов киноиндустрии во всех органах власти: в Думе, в Совете Федерации, в Администрации Президента, в Правительстве.
Вита Рамм:
Можете привести пример?
Сергей Сельянов:
Острый вопрос – кинообразование. Свою стратегическую задачу мы видим не в конкуренции с ВГИКом или СПБУКиТом. Они готовят кадры для киноотрасли. Но практика показывает, что знаний, полученных там, недостаточно. Нужны и дополнительные площадки по подготовке специалистов в области кино. Ассоциация формирует заказ на специальности, которые нужны сейчас. Мы вели и продолжаем вести диалог с Министерством образования и науки, с Министерством экономического развития. И заместитель Министра культуры РФ Екатерина Чуковская, и Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, и руководитель Департамента культуры и образования правительства РФ Денис Молчанов, и Гендиректор Фонда кино Сергей Толстиков нас поддержали. В итоге в программу «Культура России 2012-2016» внесена важная строка об альтернативном образовании. На первый взгляд формулировка может показаться скучной, но теперь она сможет наполняться финансовыми и материальными ресурсами.
Вита Рамм:
Ректор ВГИКа Владимир Малышев строит новый корпус…
Сергей Сельянов:
Да, Владимир Сергеевич серьезно занимается техническим переоснащением ВГИКа, в СПБУКиТе нет на это финансов. Студенты занимаются на музейной, можно сказать, технике.
Вита Рамм:
Какие учебные программы подразумевает альтернативное образование?
Сергей Сельянов:
Мы изучили опыт американских школ кино. Там есть чему научиться, например, методологии и технологии образования. И у нас уже есть принципиальное согласие с Южно-Калифорнийским университетом (University of Southern California) о сотрудничестве с нашими учебными заведениями. С нового 2012 учебного года мы планируем запустить сценарный курс. Мы ведь наш разговор начали со сценарных проблем. В нашей индустрии сценарный вопрос – острейший. Мы также занимаемся с РАО актуальными вопросами авторских отчислений, с Госфильмофондом обсуждаем порядок сдачи исходных киноматериалов. Еще одна важнейшая область, в которой мы ведем активную деятельность, – борьба с пиратством.
Вита Рамм:
Сизифов труд…
Сергей Сельянов:
Нет, не все так бессмысленно, как кажется. Мы не только кричим, что надо бороться с пиратами. Мы встречаемся с лидерами ИТ: Google, Mail, Rambler, Yandex и так далее. С ними и с Министерством связи мы обсуждаем способы блокирования пиратского контента. Работаем с Советом по кино. Лоббируем и законодательные поправки в 4-ю часть Гражданского Кодекса, который сейчас пересматривается. Государственная машина действует медленно, диалог часто трудный.
Вита Рамм:
Вы говорите «мы». Сложно представить, чтобы первые лица вышеназванных кинокомпаний отложили все дела и отправились «ходоками» в высокие кабинеты.
Сергей Сельянов:
Да, именно так и происходит. Мы собираемся, обсуждаем проблемы отрасли и идем с предложениями к тем, кто может содействовать решению наших вопросов. У известных лиц, естественно, больше возможностей получить доступ в нужный кабинет. Кто-то больше занимается телевидением, кто-то киноотраслью. Мы пока все вместе. Возможно, года через три-четыре компании, работающие для кино и для телевидения, разойдутся по самостоятельным структурам, а пока у нас много общих вопросов. Мы все спокойные, прагматичные люди. Деньги не делим, а наоборот, скидываемся.
Вита Рамм:
Много надо заплатить, чтобы стать членом Ассоциации?
Сергей Сельянов:
Ежегодный взнос – 405 тысяч рублей. Вступительный – 200 тысяч. Текущие дела ведет исполнительная дирекция. Сейчас мы занимается учреждением профессиональной продюсерской телевизионной премии. На ее проведение будут отдельные взносы. Ассоциация также готовит, как принято во всем мире, доклад о состоянии индустрии 2011 года. Он выйдет в марте.
Вита Рамм:
Вы много работаете с властными структурами, но там, принимая какие-то решения в области кино, ни с кем из профессионалов не советуются. Власть больше прислушивается к творцам, к известным еще с советских времен авторам. И выделяет большие суммы «на мультипликацию», «на детское и юношеское кино». А потом встает вопрос – как же освоить эти деньги. И кто будет осваивать…
Сергей Сельянов:
Анимация – большая часть киноиндустрии. Я сам ею занимаюсь уже много лет, и понимаю, что аниматоры, идя на встречу, не подготовились и не смогли четко заявить о нуждах и предоставить план действий. В этом есть вина их продюсеров. Каждый из них работает по одиночке, и шанс такой встречи был использован весьма поверхностно. А правительство в лице Премьер-министра было готово к диалогу. Моя общественная нагрузка и так большая, иначе я бы сам занялся бы созданием Ассоциации продюсеров анимации. Но надеюсь, что среди них найдутся активные игроки, понимающие, что время одиночек уже прошло. Заинтересованным лицам надо работать на свою отрасль в целом и вместе.
Вита Рамм:
Анимационные продюсеры могут брать пример из Вашей биографии. В нашем кино Вы первым начали выдвигать идею выделения денег кинокомпаниям на несколько проектов сразу. И ведь получилось. Был создан Фонд кино, определены компании. Начали появляться фильмы. Но киношный народ ревнивый. Не попавшие под крыло Фонда уже начинают говорить о том, что результаты не оправдывают вложения…
Сергей Сельянов:
Государственная поддержка играет существенную роль в кино. Но средства распределялись по принципу: каждый, кто заявлял о себе, как о продюсере и правильно оформлял бумаги для тендера, получал финансирование. Маленькие деньги распределялись тонким слоем на сотни проектов. Департамент по кинематографии превращался в некий собес и никак не стимулировал развитие индустрии. Появление Фонда позволило структурировать финансирование. Были отобраны эффективные кинокомпании, доказавшие жизнеспособность. И сегодня я могу сказать, что прогнозы оправдались даже больше, чем виделось в самом начале. Наша общественность очень нетерпелива, и даже журналисты, занимающиеся кинематографом, как-то забывают о том, что процесс создания фильма занимает от 1,5 года (в редких случаях) до 2,5 - 3-х лет (если большой проект). Так не бывает, что сегодня придумал, завтра снял, послезавтра показываешь. Уже все позабыли, что Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в сегодняшнем его виде был зарегистрирован 31 декабря 2009 года. Пока определялись компании, пока дождались финансирования – прошло минимум полгода. Деньги ведь стали приходить в июле прошлого года. Получается реальный срок работы Фонда кино – всего год.
Вита Рамм:
В прокате идет очень хорошая картина Дуни Смирновой «Два дня», снятая с поддержкой Фонда.
Сергей Сельянов:
А 13 октября в прокат выходит дебют Константина Буслова «Бабло». Фильм получился веселым, добрым и актуальным. Олег Погодин снял «Дом» - большое, с голливудским качеством кино. «Дирекция кино» вправе рассчитывать на успех с фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой». То, что я видел, могу сказать – это будет выдающееся кинопроизведение. В нашей компании завершается работа над мультфильмом «Иван Царевич и Серый Волк». Компания «Базелевс» продолжает «Ёлки 2». Это результат 2011 года. Разве этого мало? Надеюсь, что и зрители, и кинообозреватели оценят качественный рост. А еще 11 крупных проектов с поддержкой Фонда сейчас в работе. В том числе «Сталинград» Федора Бондарчука, «Испытание» Павла Чухрая, «Легенда №17» Николая Лебедева, «Поддубный» Глеба Орлова.
При старой системе такие фильмы не могли бы появляться, потому что Департамент по кинематографии не мог выделять больше, чем было предписано. Я был на площадке у Федора Бондарчука. Если вы хотите посмотреть, как работают в Голливуде, поезжайте на съемки «Сталинграда». Большое, серьезное кино. 500 человек массовки, все лица правильные, из того времени. Сложнейшая техника с кранами. Если мы хотим, чтобы российская индустрия развивалась, без больших фильмов нам никак нельзя. Именно на них второе звено съемочных групп обретает профессиональные навыки.
Вита Рамм:
«Сталинград» снимается в 3D. Не риск ли это, формат уже приедается?
Сергей Сельянов:
Он еще просуществует долго, потому что собирает хорошую кассу. Конечно, все перечисленные фильмы снимаются лишь частично на деньги Фонда, но они дают финансовую гарантию и ощущение стабильности. И можно подтягивать инвестиционные деньги, кредитные и так далее.
Вита Рамм:
Наше кино в прокате в большинстве не окупается. Почему же ни один продюсер не сидит на паперти?
Сергей Сельянов:
Сидит. На государственной. Работать с банковскими кредитами действительно рискованный вариант. До недавнего времени некоторые продюсеры получали миллион, снимая за 600 тысяч ТВ-муви, делая вид, что снимают прокатное кино. Но с прокатом они не связывались, а продавали сразу на телевидение. Даже после всех необходимых выплат, продюсеру оставалась весьма ощутимая сумма. Подобная маржа и нефтяникам не снилась. Так что паперть для многих была весьма комфортной. Сейчас эта поляна сильно уменьшилась. Есть и другой тип продюсеров: для них паперть – инвесторы. «Развел» богатенького рассказами либо про «красную дорожку» в Каннах, Венеции, либо про бокс-офис, показывая цифры «Иронии судьбы. Продолжение» или «Яиц судьбы», и можно не беспокоиться о своем благополучии. Инвестор обеспечит. Такие продюсеры со своими проектами и отвратили российского зрителя от кинотеатров. А ведь был период, когда зритель поверил отечественному кинематографу, активно покупал билеты. А его взяли и обманули. Возвращать доверие сложнее. Надо предлагать качественное кино. Повторюсь, я верю, что это произойдет уже в конце этого года и в 2012-ом.
Вита Рамм:
На сайте вашей кинокомпании видно, что Вы стали заниматься копродукцией. Несколько лет назад Вы были скептиком, мол, ждать, пока зарубежный партнер найдет деньги, пока проект пройдет все этапы согласования, можно и два фильма снять. Что повлияло на перемену отношений к совместной работе? Вступление России в Eurimages?
Сергей Сельянов:
Это важное событие, не буду его преуменьшать. А главное – возможность стратегически планировать свою деятельность, потому что есть поддержка Фонда. Мы исходим из того, что минимум три года, минимум, эта система поддержки кино в России сохранится. И что она будет продолжаться.
Вита Рамм:
Но ее могут, да еще под критическим давлением общественности и остановить…
Сергей Сельянов:
Да, могут. Но пока она работает и позволяет снимать, в том числе и в копродукции. Хоть я и скептически относился к работе с зарубежными партнерами, но это вызов времени, никуда не деться. Надо на его отвечать. Существует мировое пространство, и надо на него выходить. Не импровизируя, а системно. Изучая спрос, рынки. Наши проекты находятся в разной степени развития. Есть немецкий проект «Последний ноябрь» Беньямина Квабека о выселении немцев из Калининградской области в 1947 году, там принимают участие и литовские наши партнеры. Другой, опять же с немцами, называется «Сибирь». Есть финский проект «Голая бухта». Фильм «Маруся» о русской матери и ее дочери в Париже по собственному сценарию снимает румынка Ева Перволовичи, главную роль играет Динара Друкарова, продюсируем мы, «KinoElektron» (Франция) и Fischer Films/Kamoli Films (Dk). Встречался я и с талантливым парнем из Молдавии Игорем Кобилянским. Он работает в Румынии, потому что там проще, и может быть, мы войдем в его фильм партнерами.
Вита Рамм:
Как вы находите друг друга?
Сергей Сельянов:
К нам поступает много предложений, и мы не на каждый даем согласие. Должно быть что-то очень интересное. Например, южноамериканское направление. Мы посмотрели проект, он понравился, и решили войти. Это может стать и хорошей фестивальной историей, и собрать бокс-офис на целом континенте. Интересно ведь поработать с совсем другим миром, установить новые бизнес-контакты. «СТВ» в международном департаменте Фонда входит в рабочую группу департамента по международным связям. Большая поляна для работы.
Вита Рамм:
Европейские амбиции понятны, но ко всем производственным сложностям добавляется и проблема языка – английский, французский, немецкий… Не проще ли восстанавливать связи с СНГ, странами Балтии? Там и русскоязычного зрителя много. Чем не рынок?
Сергей Сельянов:
Рынок. И очень существенный. Потому ведем переговоры с Казахстаном, там очень серьезно относятся к совместным проектам с Россией. С Белоруссией, опять же, стараемся не терять контактов. С Эстонией начинаем работать по сценарию Ярославы Пулинович «Я не вернусь». Драматург она молодой и хорошо чувствующий жизнь. Мы долго искали для этого проекта режиссера, и в итоге договорились с талантливым эстонцем Ильмаром Раагом. Его дебют «Класс» имел большой и горячий успех, в том числе и среди пользователей Рунета. Ильмар сейчас завершил во Франции работу над фильмом «Эстонка в Париже» с Жанной Моро и Лайне Мяги, и будет работать с нами.
Вита Рамм:
Это может быть очень интересно. Кстати, к вопросу об образовании. Посмотрев фильм «Класс», я специально отправилась в Таллинн, что поговорить с Ильмаром Раагом. И выяснилось, что учился он в Голливуде. Цитирую: «Я прошел хорошую школу в Голливуде. Там при каждой крупной студии есть специальные отделы, которые занимаются авторским кино. Если в блокбастерах недостатки сюжета или характеров можно прикрыть дорогими компьютерными спецэффектами, то в авторском фильме основой всего является сценарий. Режиссер должен быть готов к съемкам на все сто — еще и потому, что бюджет всегда ограничен. «Класс» обошелся в 100 тысяч евро».
Сергей Сельянов:
Да, и опять возвращаемся к сценариям. Вот пример. С молдавским аниматором и продюсером Дмитрием Волошиным из Кишинева готовим анимационный проект под условным названием «Цыган Гожо». Мы полтора года пытались сделать сценарий! Казалось бы, и персонажи есть и история хорошая, а ничего не получалось, не то, что целый сценарий написать, даже структуру выстроить наши авторы не смогли. Обидно, во всю уже могли производить. И в итоге решили, что будем обращаться к американским сценаристам. Сейчас проводим их кастинг.
Вита Рамм:
Но это же дорого!
Сергей Сельянов:
Это миф. Это у нас дорого. Там – цены адекватные труду. Наш сценарист за сценарий анимационной ленты просил 60 тысяч долларов, там – 30. Там другая система оплаты, там рынок. Можно найти «звезду» и за 500 тысяч. Но сумма выплачивается после сделанной работы, а не наоборот, как у нас. Важен результат, который идет в дальнейшую работу. А если человек два месяца писал, но не то, что нужно для фильма, то почему я должен ему платить? У нас такие элементарные вещи воспринимают с возмущением даже, настолько все себя любят. Нашему кинематографу не хватает крестьянско-протестантской этики по отношению к труду.
Вита Рамм:
Вы живете в Санкт-Петербурге, офис кинокомпании «СТВ» в Москве. Сколько лет так делите свою жизнь между двумя городами?
Сергей Сельянов:
Точно не помню, с 1994-95 года. До Санкт-Петербурга я, пока учился во ВГИКе, так ездил в Москву из Тулы. Сейчас я каждую неделю три-четыре рабочих дня в Москве, остальные в Питере, где так же есть офис. Он главный.
Вита Рамм:
С появлением «Сапсана» проще стало?
Сергей Сельянов:
Я езжу ночными поездами. В «Сапсан» сажусь, когда накапливается не прочитанные сценарии. Тогда в 7 утра в Санкт-Петербурге сознательно сажусь в «Сапсан» и четыре часа читаю.
Вита Рамм:
Сколько можно за такое время прочитать?
Сергей Сельянов:
Четыре-пять сценариев точно.
Вита Рамм:
Неужели читаете полностью? Или такому профессионалу, как Вы, достаточно первой фразы-абзаца, чтобы понять перспективность сценария?
Сергей Сельянов:
Нет, читаю полностью. Как правило, ко мне сценарии попадают уже после сита редакторов компании. Хороший сценарий не заметить невозможно, он бьет в глаза, как прожектор в тысячу ватт.
Вита Рамм:
И когда в последний раз попался такой «прожектор в глаза»?
Сергей Сельянов:
В прокат выходит фильм Константина Буслова «Бабло». Сценарий был именно таким – ярким, смешным, многофигурным. Сейчас приступаем к работе над фильмом «Ко-ко-ко». Режиссер Дуня Смирнова написала сценарий вместе с Анной Пармас. Это история о двух женщин, она очень хорошо прописана и выстроена.
Вита Рамм:
На сайте кинокомпании я видела приглашение отправлять вам сценарии. Не боитесь графоманов? Завалят ведь своим творчеством…
Сергей Сельянов:
Шлют много. В этом году мы еще не считали, а вот года два назад к нам поступили 1400 сценариев.
Вита Рамм:
А продюсеры плачут – нечего снимать, никто не пишет!
Сергей Сельянов:
И они правы. Из 1400 – один сценарий заслуживал реального внимания, что тоже еще недостаточно, чтобы по нему можно было сразу снимать фильм. Еще два – авторы были любопытные. Не их сценарии, а именно сами авторы. Мы с ними встречались, знакомились. Вот такое КПД, цифры в пределах статистической погрешности. Но поскольку мы являемся большой компанией, то считаю, мы должны заниматься и такой работой. С надеждой, что вдруг появится сценарий, от которого не отказался бы ни один продюсер.
Вита Рамм:
А пока Вам приходится ждать Алексея Балабанова?
Сергей Сельянов:
Он сейчас пишет сценарий. Как напишет – будем снимать. За столько лет нашего сотрудничества Алексей никогда не подводил.
Вита Рамм:
Вы можете как-то объяснить, почему у фильмов Алексея Балабанова столь малая фестивальная судьба? «Груз 200», понимаю, может шокировать, хотя румыны или корейцы шокируют не меньше, а больше. Но «Морфий» - изысканный киноязык, понятная история…
Сергей Сельянов:
Для меня самого это загадка. Уж художественные качества можно было бы оценить по достоинству. Но Балабанов снимает про Россию и только. «Груз-200» о том, что была страна СССР и, словно кто-то щелкнул, и она пропала. «Морфий» - об этом же, раз, и нет старой России. Скорей всего, в Европе не смогли разглядеть историю о том, как пропадает целая страна. Для них это неактуально.
Вита Рамм:
Тогда поговорим о глобальных проблемах. Например, в российской киноотрасли много двойных структур – две академии, две премии, два союза. И две организации, объединяющие продюсеров: Гильдия и Ассоциация кино и телепродюсеров, инициатором создания которой вы стали в 2008 году. В чем смысл этой параллельной структуры?
Сергей Сельянов:
Небольшое уточнение – я не был единственным организатором ассоциации, а принимал участие в создание в числе почти двадцати своих коллег. Моя должность Председателя правления АП – не пожизненная, а выборная и обязательно вотируемая раз в два года. А смысл Ассоциации простой, но значимый. Если проводить параллели с США, то там есть Гильдия продюсеров США (Producers Guild of America - PGA) и Американская ассоциация кинокомпаний (Motion Picture Association of America - MPAA). Гильдия занимается персоналиями, физическими лицами. MPAA – юридическими, и выстраивает взаимоотношения компаний со всем миром.
В России начинает работать аналогичная схема. В АП входят 24 компании, уже не первый год работающие на рынке: «Централ Партнершип», «RWS», «Леан-М», «Дирекция кино», «Арт Пикчерс», Star Media, «СТВ», «Профит» и так далее. В нашей стране они производят около 80% теле- и большое количество киноконтента. Напомню, что Ассоциация создавалась в год кризиса и от гибкости производителей и телеканалов, от умения договариваться зависела целая отрасль. Нам удалось выстроить тогда коридор цен, разработать рекомендации, которые снизили себестоимость производства. И отрасль выжила. Сейчас Ассоциация занимается лоббированием интересов киноиндустрии во всех органах власти: в Думе, в Совете Федерации, в Администрации Президента, в Правительстве.
Вита Рамм:
Можете привести пример?
Сергей Сельянов:
Острый вопрос – кинообразование. Свою стратегическую задачу мы видим не в конкуренции с ВГИКом или СПБУКиТом. Они готовят кадры для киноотрасли. Но практика показывает, что знаний, полученных там, недостаточно. Нужны и дополнительные площадки по подготовке специалистов в области кино. Ассоциация формирует заказ на специальности, которые нужны сейчас. Мы вели и продолжаем вести диалог с Министерством образования и науки, с Министерством экономического развития. И заместитель Министра культуры РФ Екатерина Чуковская, и Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, и руководитель Департамента культуры и образования правительства РФ Денис Молчанов, и Гендиректор Фонда кино Сергей Толстиков нас поддержали. В итоге в программу «Культура России 2012-2016» внесена важная строка об альтернативном образовании. На первый взгляд формулировка может показаться скучной, но теперь она сможет наполняться финансовыми и материальными ресурсами.
Вита Рамм:
Ректор ВГИКа Владимир Малышев строит новый корпус…
Сергей Сельянов:
Да, Владимир Сергеевич серьезно занимается техническим переоснащением ВГИКа, в СПБУКиТе нет на это финансов. Студенты занимаются на музейной, можно сказать, технике.
Вита Рамм:
Какие учебные программы подразумевает альтернативное образование?
Сергей Сельянов:
Мы изучили опыт американских школ кино. Там есть чему научиться, например, методологии и технологии образования. И у нас уже есть принципиальное согласие с Южно-Калифорнийским университетом (University of Southern California) о сотрудничестве с нашими учебными заведениями. С нового 2012 учебного года мы планируем запустить сценарный курс. Мы ведь наш разговор начали со сценарных проблем. В нашей индустрии сценарный вопрос – острейший. Мы также занимаемся с РАО актуальными вопросами авторских отчислений, с Госфильмофондом обсуждаем порядок сдачи исходных киноматериалов. Еще одна важнейшая область, в которой мы ведем активную деятельность, – борьба с пиратством.
Вита Рамм:
Сизифов труд…
Сергей Сельянов:
Нет, не все так бессмысленно, как кажется. Мы не только кричим, что надо бороться с пиратами. Мы встречаемся с лидерами ИТ: Google, Mail, Rambler, Yandex и так далее. С ними и с Министерством связи мы обсуждаем способы блокирования пиратского контента. Работаем с Советом по кино. Лоббируем и законодательные поправки в 4-ю часть Гражданского Кодекса, который сейчас пересматривается. Государственная машина действует медленно, диалог часто трудный.
Вита Рамм:
Вы говорите «мы». Сложно представить, чтобы первые лица вышеназванных кинокомпаний отложили все дела и отправились «ходоками» в высокие кабинеты.
Сергей Сельянов:
Да, именно так и происходит. Мы собираемся, обсуждаем проблемы отрасли и идем с предложениями к тем, кто может содействовать решению наших вопросов. У известных лиц, естественно, больше возможностей получить доступ в нужный кабинет. Кто-то больше занимается телевидением, кто-то киноотраслью. Мы пока все вместе. Возможно, года через три-четыре компании, работающие для кино и для телевидения, разойдутся по самостоятельным структурам, а пока у нас много общих вопросов. Мы все спокойные, прагматичные люди. Деньги не делим, а наоборот, скидываемся.
Вита Рамм:
Много надо заплатить, чтобы стать членом Ассоциации?
Сергей Сельянов:
Ежегодный взнос – 405 тысяч рублей. Вступительный – 200 тысяч. Текущие дела ведет исполнительная дирекция. Сейчас мы занимается учреждением профессиональной продюсерской телевизионной премии. На ее проведение будут отдельные взносы. Ассоциация также готовит, как принято во всем мире, доклад о состоянии индустрии 2011 года. Он выйдет в марте.
Вита Рамм:
Вы много работаете с властными структурами, но там, принимая какие-то решения в области кино, ни с кем из профессионалов не советуются. Власть больше прислушивается к творцам, к известным еще с советских времен авторам. И выделяет большие суммы «на мультипликацию», «на детское и юношеское кино». А потом встает вопрос – как же освоить эти деньги. И кто будет осваивать…
Сергей Сельянов:
Анимация – большая часть киноиндустрии. Я сам ею занимаюсь уже много лет, и понимаю, что аниматоры, идя на встречу, не подготовились и не смогли четко заявить о нуждах и предоставить план действий. В этом есть вина их продюсеров. Каждый из них работает по одиночке, и шанс такой встречи был использован весьма поверхностно. А правительство в лице Премьер-министра было готово к диалогу. Моя общественная нагрузка и так большая, иначе я бы сам занялся бы созданием Ассоциации продюсеров анимации. Но надеюсь, что среди них найдутся активные игроки, понимающие, что время одиночек уже прошло. Заинтересованным лицам надо работать на свою отрасль в целом и вместе.
Вита Рамм:
Анимационные продюсеры могут брать пример из Вашей биографии. В нашем кино Вы первым начали выдвигать идею выделения денег кинокомпаниям на несколько проектов сразу. И ведь получилось. Был создан Фонд кино, определены компании. Начали появляться фильмы. Но киношный народ ревнивый. Не попавшие под крыло Фонда уже начинают говорить о том, что результаты не оправдывают вложения…
Сергей Сельянов:
Государственная поддержка играет существенную роль в кино. Но средства распределялись по принципу: каждый, кто заявлял о себе, как о продюсере и правильно оформлял бумаги для тендера, получал финансирование. Маленькие деньги распределялись тонким слоем на сотни проектов. Департамент по кинематографии превращался в некий собес и никак не стимулировал развитие индустрии. Появление Фонда позволило структурировать финансирование. Были отобраны эффективные кинокомпании, доказавшие жизнеспособность. И сегодня я могу сказать, что прогнозы оправдались даже больше, чем виделось в самом начале. Наша общественность очень нетерпелива, и даже журналисты, занимающиеся кинематографом, как-то забывают о том, что процесс создания фильма занимает от 1,5 года (в редких случаях) до 2,5 - 3-х лет (если большой проект). Так не бывает, что сегодня придумал, завтра снял, послезавтра показываешь. Уже все позабыли, что Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в сегодняшнем его виде был зарегистрирован 31 декабря 2009 года. Пока определялись компании, пока дождались финансирования – прошло минимум полгода. Деньги ведь стали приходить в июле прошлого года. Получается реальный срок работы Фонда кино – всего год.
Вита Рамм:
В прокате идет очень хорошая картина Дуни Смирновой «Два дня», снятая с поддержкой Фонда.
Сергей Сельянов:
А 13 октября в прокат выходит дебют Константина Буслова «Бабло». Фильм получился веселым, добрым и актуальным. Олег Погодин снял «Дом» - большое, с голливудским качеством кино. «Дирекция кино» вправе рассчитывать на успех с фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой». То, что я видел, могу сказать – это будет выдающееся кинопроизведение. В нашей компании завершается работа над мультфильмом «Иван Царевич и Серый Волк». Компания «Базелевс» продолжает «Ёлки 2». Это результат 2011 года. Разве этого мало? Надеюсь, что и зрители, и кинообозреватели оценят качественный рост. А еще 11 крупных проектов с поддержкой Фонда сейчас в работе. В том числе «Сталинград» Федора Бондарчука, «Испытание» Павла Чухрая, «Легенда №17» Николая Лебедева, «Поддубный» Глеба Орлова.
При старой системе такие фильмы не могли бы появляться, потому что Департамент по кинематографии не мог выделять больше, чем было предписано. Я был на площадке у Федора Бондарчука. Если вы хотите посмотреть, как работают в Голливуде, поезжайте на съемки «Сталинграда». Большое, серьезное кино. 500 человек массовки, все лица правильные, из того времени. Сложнейшая техника с кранами. Если мы хотим, чтобы российская индустрия развивалась, без больших фильмов нам никак нельзя. Именно на них второе звено съемочных групп обретает профессиональные навыки.
Вита Рамм:
«Сталинград» снимается в 3D. Не риск ли это, формат уже приедается?
Сергей Сельянов:
Он еще просуществует долго, потому что собирает хорошую кассу. Конечно, все перечисленные фильмы снимаются лишь частично на деньги Фонда, но они дают финансовую гарантию и ощущение стабильности. И можно подтягивать инвестиционные деньги, кредитные и так далее.
Вита Рамм:
Наше кино в прокате в большинстве не окупается. Почему же ни один продюсер не сидит на паперти?
Сергей Сельянов:
Сидит. На государственной. Работать с банковскими кредитами действительно рискованный вариант. До недавнего времени некоторые продюсеры получали миллион, снимая за 600 тысяч ТВ-муви, делая вид, что снимают прокатное кино. Но с прокатом они не связывались, а продавали сразу на телевидение. Даже после всех необходимых выплат, продюсеру оставалась весьма ощутимая сумма. Подобная маржа и нефтяникам не снилась. Так что паперть для многих была весьма комфортной. Сейчас эта поляна сильно уменьшилась. Есть и другой тип продюсеров: для них паперть – инвесторы. «Развел» богатенького рассказами либо про «красную дорожку» в Каннах, Венеции, либо про бокс-офис, показывая цифры «Иронии судьбы. Продолжение» или «Яиц судьбы», и можно не беспокоиться о своем благополучии. Инвестор обеспечит. Такие продюсеры со своими проектами и отвратили российского зрителя от кинотеатров. А ведь был период, когда зритель поверил отечественному кинематографу, активно покупал билеты. А его взяли и обманули. Возвращать доверие сложнее. Надо предлагать качественное кино. Повторюсь, я верю, что это произойдет уже в конце этого года и в 2012-ом.
Вита Рамм:
На сайте вашей кинокомпании видно, что Вы стали заниматься копродукцией. Несколько лет назад Вы были скептиком, мол, ждать, пока зарубежный партнер найдет деньги, пока проект пройдет все этапы согласования, можно и два фильма снять. Что повлияло на перемену отношений к совместной работе? Вступление России в Eurimages?
Сергей Сельянов:
Это важное событие, не буду его преуменьшать. А главное – возможность стратегически планировать свою деятельность, потому что есть поддержка Фонда. Мы исходим из того, что минимум три года, минимум, эта система поддержки кино в России сохранится. И что она будет продолжаться.
Вита Рамм:
Но ее могут, да еще под критическим давлением общественности и остановить…
Сергей Сельянов:
Да, могут. Но пока она работает и позволяет снимать, в том числе и в копродукции. Хоть я и скептически относился к работе с зарубежными партнерами, но это вызов времени, никуда не деться. Надо на его отвечать. Существует мировое пространство, и надо на него выходить. Не импровизируя, а системно. Изучая спрос, рынки. Наши проекты находятся в разной степени развития. Есть немецкий проект «Последний ноябрь» Беньямина Квабека о выселении немцев из Калининградской области в 1947 году, там принимают участие и литовские наши партнеры. Другой, опять же с немцами, называется «Сибирь». Есть финский проект «Голая бухта». Фильм «Маруся» о русской матери и ее дочери в Париже по собственному сценарию снимает румынка Ева Перволовичи, главную роль играет Динара Друкарова, продюсируем мы, «KinoElektron» (Франция) и Fischer Films/Kamoli Films (Dk). Встречался я и с талантливым парнем из Молдавии Игорем Кобилянским. Он работает в Румынии, потому что там проще, и может быть, мы войдем в его фильм партнерами.
Вита Рамм:
Как вы находите друг друга?
Сергей Сельянов:
К нам поступает много предложений, и мы не на каждый даем согласие. Должно быть что-то очень интересное. Например, южноамериканское направление. Мы посмотрели проект, он понравился, и решили войти. Это может стать и хорошей фестивальной историей, и собрать бокс-офис на целом континенте. Интересно ведь поработать с совсем другим миром, установить новые бизнес-контакты. «СТВ» в международном департаменте Фонда входит в рабочую группу департамента по международным связям. Большая поляна для работы.
Вита Рамм:
Европейские амбиции понятны, но ко всем производственным сложностям добавляется и проблема языка – английский, французский, немецкий… Не проще ли восстанавливать связи с СНГ, странами Балтии? Там и русскоязычного зрителя много. Чем не рынок?
Сергей Сельянов:
Рынок. И очень существенный. Потому ведем переговоры с Казахстаном, там очень серьезно относятся к совместным проектам с Россией. С Белоруссией, опять же, стараемся не терять контактов. С Эстонией начинаем работать по сценарию Ярославы Пулинович «Я не вернусь». Драматург она молодой и хорошо чувствующий жизнь. Мы долго искали для этого проекта режиссера, и в итоге договорились с талантливым эстонцем Ильмаром Раагом. Его дебют «Класс» имел большой и горячий успех, в том числе и среди пользователей Рунета. Ильмар сейчас завершил во Франции работу над фильмом «Эстонка в Париже» с Жанной Моро и Лайне Мяги, и будет работать с нами.
Вита Рамм:
Это может быть очень интересно. Кстати, к вопросу об образовании. Посмотрев фильм «Класс», я специально отправилась в Таллинн, что поговорить с Ильмаром Раагом. И выяснилось, что учился он в Голливуде. Цитирую: «Я прошел хорошую школу в Голливуде. Там при каждой крупной студии есть специальные отделы, которые занимаются авторским кино. Если в блокбастерах недостатки сюжета или характеров можно прикрыть дорогими компьютерными спецэффектами, то в авторском фильме основой всего является сценарий. Режиссер должен быть готов к съемкам на все сто — еще и потому, что бюджет всегда ограничен. «Класс» обошелся в 100 тысяч евро».
Сергей Сельянов:
Да, и опять возвращаемся к сценариям. Вот пример. С молдавским аниматором и продюсером Дмитрием Волошиным из Кишинева готовим анимационный проект под условным названием «Цыган Гожо». Мы полтора года пытались сделать сценарий! Казалось бы, и персонажи есть и история хорошая, а ничего не получалось, не то, что целый сценарий написать, даже структуру выстроить наши авторы не смогли. Обидно, во всю уже могли производить. И в итоге решили, что будем обращаться к американским сценаристам. Сейчас проводим их кастинг.
Вита Рамм:
Но это же дорого!
Сергей Сельянов:
Это миф. Это у нас дорого. Там – цены адекватные труду. Наш сценарист за сценарий анимационной ленты просил 60 тысяч долларов, там – 30. Там другая система оплаты, там рынок. Можно найти «звезду» и за 500 тысяч. Но сумма выплачивается после сделанной работы, а не наоборот, как у нас. Важен результат, который идет в дальнейшую работу. А если человек два месяца писал, но не то, что нужно для фильма, то почему я должен ему платить? У нас такие элементарные вещи воспринимают с возмущением даже, настолько все себя любят. Нашему кинематографу не хватает крестьянско-протестантской этики по отношению к труду.
Другие статьи по теме Кинобизнес
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
20.11.2024
Российской киноиндустрии ежегодно будут выделять дополнительные 2,6 млрд рублей
20.11.2024
2025 год станет ключевым для супергеройского кино
20.11.2024
Warner Bros. займется ремейками знаменитых корейских фильмов
Другие статьи по теме Борьба с пиратством
20.11.2023
Роскомнадзор будет блокировать и пиратов за ЛГБТ*-пропаганду
13.10.2023
Аналитика ПрофиСинема: кинотеатральный рынок – рост или падение?
04.08.2023
«Барби» – самый кассовый фильм женщины-режиссера
26.07.2023
Пиратские копии «Барби» и «Оппенгеймера» доберутся до России не раньше осени
22.06.2023
Минцифры прорабатывает послабления для пиратских видеосервисов
Другие статьи по теме Фонд кино
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
01.11.2024
Стартовал новый отбор заявок на участие в программе Автор
29.10.2024
Стали известны участники пятой волны программы Автор
09.10.2024
Фонд кино принимает заявки на поддержку фильмов в прокате в 4 квартале 2024 и 1 квартале 2025
09.10.2024
Фонд кино объявил итоги питчингов анимационных и семейных фильмов
Другие статьи по теме Фонд поддержки европейского кино Eurimages
18.08.2023
Евримаж запускает программу поддержки сериалов
01.03.2022
Что будет с российской киноиндустрией, если что-то будет
23.10.2017
Фонд «Евримаж» поддержал сразу четыре российских кинопроекта
27.06.2017
Фонд «Евримаж» поддержал проекты Меркуловой, Чупова и Идова
29.03.2017
Членом фонда «Евримаж» впервые стала неевропейская страна
Реклама