7 июня 2011 16:42
Оксана Бычкова: «Сегодня, даже если ты снимаешь не ремейк, тебя все равно с кем-то постоянно сравнивают»
9 июня 2011 года на питчинге в рамках 22 Открытого фестиваля «Кинотавр» аудитории профессионалов кино будут представлены два кинопроекта, в которых в качестве режиссера-постановщика заявлена Оксана Бычкова – «Защита» и «Страна хороших деточек». Корреспондент портала ПрофиСинема поинтересовался, над каким из этих проектов Оксана сейчас работает, и что следует ожидать зрителям от ее будущих фильмов.
Корреспондент:
Вы выступите режиссером проектов «Защита», который продюсирует Елена Гликман, и «Страна хороших деточек», где продюсером выступает Наталья Мокрицкая. Каким из этих проектов Вы сейчас больше заняты?
Оксана Бычкова:
Над проектом «Защита» мы в общей сложности работаем уже два года. В ближайшее время будет понятно, поддержит ли его государство. В случае положительного решения я буду плотно заниматься «Защитой». В августе мы уже должны будем приступить к съемкам. Если же ничего в этом смысле не сложится, то я буду работать над вторым проектом «Страна хороших деточек», поскольку там уже имеется часть финансирования независимо от государственной поддержки. Подготовительный период по этому проекту начнется только осенью, а съемки с января.
Корреспондент:
Как у Вас возникла идея сделать фильм по сценарию Александра Миндадзе?
Оксана Бычкова:
Я была на премьере фильма Миндадзе «Отрыв» и в фойе кинотеатра ЦДЛ купила сборник сценариев Александра Анатольевича, который выпустил журнал «Сеанс». Он так и называется «Отрыв». Мне все сценарии Миндадзе нравятся, но сценарий «Слово для защиты» меня поразил тем, что он написан от «я», то есть от первого лица. И это первое лицо - женщина 26-ти лет. Все остальные его сценарии написаны от третьего лица, и главный герой в них мужчина. Сценарий удивительно написан, и он сразу же задел меня за живое.
Корреспондент:
Насколько существенны изменения, которые Вы внесли в этот сценарий?
Оксана Бычкова:
Сценарий «Защиты» написан мною почти полностью вплоть до диалогов по мотивам сценария Александра Миндадзе, и его авторство как человека, который придумал подобную сценарную конструкцию, абсолютно и неоспоримо. Я лишь попыталась осовременить персонажей, их профессии, чтобы история была больше похожа на сегодняшний день. Но сама тема сценария вечна.
Корреспондент:
То есть Ваш фильм будет все-таки ремейком картины Вадима Абдрашитова «Слово для защиты»?
Оксана Бычкова:
Скорее всего, да. Но получилось так, что я сначала прочитала сценарий Миндадзе, а потом уже посмотрела фильм. Это произошло случайно, я просто переключала каналы, по одному из которых шел фильм «Слово для защиты». И, конечно, мне стало так интересно, что я досмотрела его до конца. Но акценты в нашем фильме будут расставлены немного по-другому. В отличие от сценария Александра Анатольевича, фильм получился более социальным. В сценарии было больше человеческой составляющей. Он был такого бергмановского толка, похож на фильм «Персона». Миндадзе прекрасный сценарист. В его сценариях очень много читается между строк, там есть какое-то внутреннее напряжение. И космос этих сценариев очень трудно передать в кино. Каждый что-то свое в них находит.
Корреспондент:
А если говорить о теме фильма. Как бы Вы ее для себя сформулировали?
Оксана Бычкова:
В сценарии «Слова для защиты» говорится о способности человека любить в принципе. О том, что любовь – это не просто какое-то слово или какие-то кратковременные эмоции. Там рассказывается история двух женщин одного возраста. Одна - адвокат, другая - подсудимая. Мы наблюдаем, как эти настолько разные женщины взаимодействуют между собой. И в какой-то момент адвокат начинает жить жизнью своей подсудимой, как актер, который готовится к определенной роли, прокручивает ее для себя в голове. И события этой роли вдруг начинают воплощаться в ее собственной жизни. В результате судебного процесса, который ведет главная героиня, ее картина мира начинает трещать по швам. Мое кино будет про это. В нем не будет какого-то месседжа человечеству, как часто бывает в кино. Там будут заданы вопросы, которые я, в том числе, задаю и самой себе. Ответы на них найти почти невозможно, но задавать эти вопросы все-таки нужно. Иначе все теряет смысл. А социального контекста в фильме практически не будет. Александр Миндадзе и его ровесники считают, что люди очень сильно изменились, и современное поколение совсем другое. Но я думаю, что времена меняются, а человеческая природа неизменна.
Корреспондент:
То ест акцент на эпохе ставится не будет?
Оксана Бычкова:
Время действия будет сегодняшнее. Бывает, что режиссеры намеренно уходят от времени и пространства и делает какую-то притчевую историю. Ничего подобного у нас не предвидится. Абсолютно бытовая Москва. На меня картина производит более сильное впечатление, когда все рассыпано в ежеминутном бытовом материале. Вы знаете, есть такой французский фильм «Кус-кус и барабулька». Он снят совершенно обыкновенно, но там на бытовом фоне разворачивается удивительная история, которая вырастает в притчу. Но это сделано не специально. Возможно, и у нас так получится.
Корреспондент:
А Вас не пугает перспектива того, что Вашу картину будут сравнивать с замечательным фильмом Вадима Абдрашитова «Слово для защиты»?
Оксана Бычкова:
Нет, абсолютно не пугает. Сейчас такое время, что даже если ты снимаешь не ремейк, а просто кино, то тебя все равно с кем-то постоянно сравнивают. Трудно себе представить, что кто-то возьмет и скажет, - вот это кино ни на что не похоже. Как будто кинокартина – набор из кусочков каких-то других фильмов, начиная от старых и заканчивая современными. Я буду снимать свою историю, и она будет не похожа на то, что я делала до этого. Такое камерное актерское кино.
Корреспондент:
Каких актеров Вы рассматриваете на предмет участия в проекте «Защита»?
Оксана Бычкова:
Эти две героини – адвокат и подсудимая - должны быть просто невероятными блестящими актрисами. Практически все действие будет происходить в диалогах между ними. И они должны уметь держать этот космос. Но им должно быть до 30-ти лет, что еще более усложняет задачу. В роли подсудимой я по всей вероятности буду снимать Ольгу Смирнову – замечательную актрису. Широкий зритель узнал ее после показа сериала «Достоевский», где она сыграла Апполинарию Суслову. Из мужчин у нас будет также сниматься Кирилл Пирогов. А с ролью адвоката я пока не определилась. Я знаю прекрасных актрис этого возраста, но все равно буду проводить пробы на эту роль. Не люблю пробовать в свои фильмы, так как это все равно очень относительно. Но в данном случае пробы необходимы, потому что промахнуться здесь нельзя. Если я промахнусь с выбором актрисы, то, как говорится, «кина не будет».
Корреспондент:
Важно ли для Вас, как воспримет фильм, когда он будет закончен, Александр Миндадзе?
Оксана Бычкова:
Конечно, важно. Мне будет интересно, что он скажет. Но на фильм ведь это уже никак не повлияет. И я все-таки делаю кино не для оценок профессионалов, а для обычных зрителей.
Корреспондент:
Итоговую версию сценария «Защиты» Вы Миндадзе не показывали?
Оксана Бычкова:
Нет. Возможно, я в чем-то ошибаюсь. Но это все равно будет моя история, то, как я ее чувствую, как вижу и делаю. Нужно твердо понимать, чего ты хочешь. Если будешь всех слушать, ничего хорошего не получится. Я пришла к такому выводу еще во время учебы на Высших курсах. Я очень люблю своих мастеров, Наталью Рязанцеву и Петра Тодоровского, но когда ты все время слушаешь, что тебе говорят мастера, а они часто говорят противоположные друг другу вещи, ты теряешь свою точку зрения, и у тебя получается абсолютная невнятица в голове. Нужно делать только то, что хочешь ты. Пусть это будет неправильно, но зато - твое.
Корреспондент:
Cкажите также несколько слов о проекте “Страна хороших деточек”. На какой стадии сейчас находится работа над ним?
Оксана Бычкова:
Я совсем недавно прочитала первую версию сценария, который написала Анна Старобинец. Сценарий очень хороший, сказочный, но в то же время достаточно острый. Я очень обрадовалась этому предложению, потому что давно мечтала снять сказку.
Корреспондент:
На какие известные киносказки Вы бы ориентировались, снимая этот фильм?
Оксана Бычкова:
Могу назвать несколько идеальных в моем представлении сказок, но я не знаю, насколько они будут применимы к проекту «Страна хороших деточек» и к его небольшому бюджету. Мне нравится то, что в сказочном стиле делает Тим Бертон или Терри Гиллиам, нравится американский фильм-фэнтези «Мост в Терабитию». Но мы будем стараться минимальными средствами создать сказочную обстановку.
Корреспондент:
Вы выступите режиссером проектов «Защита», который продюсирует Елена Гликман, и «Страна хороших деточек», где продюсером выступает Наталья Мокрицкая. Каким из этих проектов Вы сейчас больше заняты?
Оксана Бычкова:
Над проектом «Защита» мы в общей сложности работаем уже два года. В ближайшее время будет понятно, поддержит ли его государство. В случае положительного решения я буду плотно заниматься «Защитой». В августе мы уже должны будем приступить к съемкам. Если же ничего в этом смысле не сложится, то я буду работать над вторым проектом «Страна хороших деточек», поскольку там уже имеется часть финансирования независимо от государственной поддержки. Подготовительный период по этому проекту начнется только осенью, а съемки с января.
Корреспондент:
Как у Вас возникла идея сделать фильм по сценарию Александра Миндадзе?
Оксана Бычкова:
Я была на премьере фильма Миндадзе «Отрыв» и в фойе кинотеатра ЦДЛ купила сборник сценариев Александра Анатольевича, который выпустил журнал «Сеанс». Он так и называется «Отрыв». Мне все сценарии Миндадзе нравятся, но сценарий «Слово для защиты» меня поразил тем, что он написан от «я», то есть от первого лица. И это первое лицо - женщина 26-ти лет. Все остальные его сценарии написаны от третьего лица, и главный герой в них мужчина. Сценарий удивительно написан, и он сразу же задел меня за живое.
Корреспондент:
Насколько существенны изменения, которые Вы внесли в этот сценарий?
Оксана Бычкова:
Сценарий «Защиты» написан мною почти полностью вплоть до диалогов по мотивам сценария Александра Миндадзе, и его авторство как человека, который придумал подобную сценарную конструкцию, абсолютно и неоспоримо. Я лишь попыталась осовременить персонажей, их профессии, чтобы история была больше похожа на сегодняшний день. Но сама тема сценария вечна.
Корреспондент:
То есть Ваш фильм будет все-таки ремейком картины Вадима Абдрашитова «Слово для защиты»?
Оксана Бычкова:
Скорее всего, да. Но получилось так, что я сначала прочитала сценарий Миндадзе, а потом уже посмотрела фильм. Это произошло случайно, я просто переключала каналы, по одному из которых шел фильм «Слово для защиты». И, конечно, мне стало так интересно, что я досмотрела его до конца. Но акценты в нашем фильме будут расставлены немного по-другому. В отличие от сценария Александра Анатольевича, фильм получился более социальным. В сценарии было больше человеческой составляющей. Он был такого бергмановского толка, похож на фильм «Персона». Миндадзе прекрасный сценарист. В его сценариях очень много читается между строк, там есть какое-то внутреннее напряжение. И космос этих сценариев очень трудно передать в кино. Каждый что-то свое в них находит.
Корреспондент:
А если говорить о теме фильма. Как бы Вы ее для себя сформулировали?
Оксана Бычкова:
В сценарии «Слова для защиты» говорится о способности человека любить в принципе. О том, что любовь – это не просто какое-то слово или какие-то кратковременные эмоции. Там рассказывается история двух женщин одного возраста. Одна - адвокат, другая - подсудимая. Мы наблюдаем, как эти настолько разные женщины взаимодействуют между собой. И в какой-то момент адвокат начинает жить жизнью своей подсудимой, как актер, который готовится к определенной роли, прокручивает ее для себя в голове. И события этой роли вдруг начинают воплощаться в ее собственной жизни. В результате судебного процесса, который ведет главная героиня, ее картина мира начинает трещать по швам. Мое кино будет про это. В нем не будет какого-то месседжа человечеству, как часто бывает в кино. Там будут заданы вопросы, которые я, в том числе, задаю и самой себе. Ответы на них найти почти невозможно, но задавать эти вопросы все-таки нужно. Иначе все теряет смысл. А социального контекста в фильме практически не будет. Александр Миндадзе и его ровесники считают, что люди очень сильно изменились, и современное поколение совсем другое. Но я думаю, что времена меняются, а человеческая природа неизменна.
Корреспондент:
То ест акцент на эпохе ставится не будет?
Оксана Бычкова:
Время действия будет сегодняшнее. Бывает, что режиссеры намеренно уходят от времени и пространства и делает какую-то притчевую историю. Ничего подобного у нас не предвидится. Абсолютно бытовая Москва. На меня картина производит более сильное впечатление, когда все рассыпано в ежеминутном бытовом материале. Вы знаете, есть такой французский фильм «Кус-кус и барабулька». Он снят совершенно обыкновенно, но там на бытовом фоне разворачивается удивительная история, которая вырастает в притчу. Но это сделано не специально. Возможно, и у нас так получится.
Корреспондент:
А Вас не пугает перспектива того, что Вашу картину будут сравнивать с замечательным фильмом Вадима Абдрашитова «Слово для защиты»?
Оксана Бычкова:
Нет, абсолютно не пугает. Сейчас такое время, что даже если ты снимаешь не ремейк, а просто кино, то тебя все равно с кем-то постоянно сравнивают. Трудно себе представить, что кто-то возьмет и скажет, - вот это кино ни на что не похоже. Как будто кинокартина – набор из кусочков каких-то других фильмов, начиная от старых и заканчивая современными. Я буду снимать свою историю, и она будет не похожа на то, что я делала до этого. Такое камерное актерское кино.
Корреспондент:
Каких актеров Вы рассматриваете на предмет участия в проекте «Защита»?
Оксана Бычкова:
Эти две героини – адвокат и подсудимая - должны быть просто невероятными блестящими актрисами. Практически все действие будет происходить в диалогах между ними. И они должны уметь держать этот космос. Но им должно быть до 30-ти лет, что еще более усложняет задачу. В роли подсудимой я по всей вероятности буду снимать Ольгу Смирнову – замечательную актрису. Широкий зритель узнал ее после показа сериала «Достоевский», где она сыграла Апполинарию Суслову. Из мужчин у нас будет также сниматься Кирилл Пирогов. А с ролью адвоката я пока не определилась. Я знаю прекрасных актрис этого возраста, но все равно буду проводить пробы на эту роль. Не люблю пробовать в свои фильмы, так как это все равно очень относительно. Но в данном случае пробы необходимы, потому что промахнуться здесь нельзя. Если я промахнусь с выбором актрисы, то, как говорится, «кина не будет».
Корреспондент:
Важно ли для Вас, как воспримет фильм, когда он будет закончен, Александр Миндадзе?
Оксана Бычкова:
Конечно, важно. Мне будет интересно, что он скажет. Но на фильм ведь это уже никак не повлияет. И я все-таки делаю кино не для оценок профессионалов, а для обычных зрителей.
Корреспондент:
Итоговую версию сценария «Защиты» Вы Миндадзе не показывали?
Оксана Бычкова:
Нет. Возможно, я в чем-то ошибаюсь. Но это все равно будет моя история, то, как я ее чувствую, как вижу и делаю. Нужно твердо понимать, чего ты хочешь. Если будешь всех слушать, ничего хорошего не получится. Я пришла к такому выводу еще во время учебы на Высших курсах. Я очень люблю своих мастеров, Наталью Рязанцеву и Петра Тодоровского, но когда ты все время слушаешь, что тебе говорят мастера, а они часто говорят противоположные друг другу вещи, ты теряешь свою точку зрения, и у тебя получается абсолютная невнятица в голове. Нужно делать только то, что хочешь ты. Пусть это будет неправильно, но зато - твое.
Корреспондент:
Cкажите также несколько слов о проекте “Страна хороших деточек”. На какой стадии сейчас находится работа над ним?
Оксана Бычкова:
Я совсем недавно прочитала первую версию сценария, который написала Анна Старобинец. Сценарий очень хороший, сказочный, но в то же время достаточно острый. Я очень обрадовалась этому предложению, потому что давно мечтала снять сказку.
Корреспондент:
На какие известные киносказки Вы бы ориентировались, снимая этот фильм?
Оксана Бычкова:
Могу назвать несколько идеальных в моем представлении сказок, но я не знаю, насколько они будут применимы к проекту «Страна хороших деточек» и к его небольшому бюджету. Мне нравится то, что в сказочном стиле делает Тим Бертон или Терри Гиллиам, нравится американский фильм-фэнтези «Мост в Терабитию». Но мы будем стараться минимальными средствами создать сказочную обстановку.
Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр
07.07.2022
Минкульт объявил конкурс на проведение кинофестиваля в Сочи
30.03.2022
Минкульт готовит фестиваль на замену Кинотавру
24.03.2022
Кинотавр отложен на неопределенный срок
22.02.2022
Кинотавр объявил даты проведения и сроки приема заявок
29.12.2021
Киноитоги 2021 года: мы ждем перемен! Но не таких…
Другие статьи по теме Питчинги
22.11.2024
Министерство культуры объявило расписание питчингов детского и дебютного кино
18.11.2024
Министерство культуры назвало даты питчингов детского и дебютного кино
18.09.2024
Фонд кино открыл прием заявок от лидеров и иных компаний
04.09.2024
Завершен новый проект призера питчинга Время кино
29.08.2024
Питчинг Фонда кино: композиторы, говорящие овощи и космонавты
Другие статьи по теме Режиссер Оксана Бычкова
03.06.2014
Фильм «Еще один год» Оксаны Бычковой выйдет в прокат в декабре
01.02.2014
Оксана Бычкова получила приз Роттердамского кинофестиваля
27.01.2014
Оксана Бычкова: «Предложение о новом фильме мне пришло, благодаря фейсбук»
07.06.2011
Оксана Бычкова: «Сегодня, даже если ты снимаешь не ремейк, тебя все равно с кем-то постоянно сравнивают»
25.05.2011
Елена Гликман: «Надеюсь, наш тандем с Оксаной Бычковой – гарант тонкого и качественного кино»
Реклама