3 февраля 2011 13:55
"Черный лебедь": Фуэте по мечте
Что в жизни каждого человека значит совершенство? Насколько достижим наш идеал – невольный или придуманный? Стоит ли ради этого… умереть? Стоит ли ощущение абсолютного познания бытия потери этого самого бытия? На все эти вечные экзистенциальные вопросы по-своему, как всегда оригинально и точным кинематографическим языком отвечает Даррен Аронофски, режиссер ленты «Чёрный лебедь» - в российском прокате с 10 февраля 2011 года (дистрибьютор – Двадцатый Век Фокс СНГ).
Внешней формой раскрытия своего взгляда на индивидуальную духовную жизнь человека Аронофски сделал историю балерины Нины (Натали Портман). Она получает главную партию в новой, более чувственной и раскрепощенной трактовке «Лебединого озера» Чайковского. Этот факт становится решающим в ее жизни, толчком к активизации комплексов, сомнений, душевных и физических метаний. Параллельно с этим пробуждается и мощное подсознание Нины, оно становится одним сплошным наваждением.
У проблем Нины есть и поверхностное объяснение – ей не удается партия. Причем если белая лебедь идет легко, то разучивать па черного лебедя Нине все труднее и труднее. Руководитель труппы Томас Лерой (Венсан Кассель) требует от балерины других красок, других движений, даже предлагает свои сексуальные услуги, чтобы пробудить в девушке необходимую чувственность. Но мраморная душа Нины жаждет другого, не банальной интрижки с боссом – она требует абсолютного совершенства от себя, от своего тела, от своего духа.
На этом противостоянии – борьбы Нины с самой собой, строится и остальная внешняя сюжетная канва фильма, за которой, несмотря на всю ее кажущуюся простоту и банальность, также интересно наблюдать. В труппу приходит новая танцовщица Лили (Мила Кунис), у которой партия черного лебедя идет лучше, и ее делают дублершей Нины. А действующую примадонну театра (Вайнона Райдер), бывшую любовницу коварного руководителя-искусителя отправляют на пенсию за ненадобностью.
Дома Нину ждет еще один источник нервного перевозбуждения – ее собственная мать, тоже в прошлом танцовщица, карьера которой не удалась. Она требует от дочери тотального повиновения и самоотреченности. Но Нина и здесь дает отпор, ведь она уже не та нежная домашняя девочка, который была раньше. Механизм ее душевной трансформации запущен, наступает главный час «Икс» ее жизни.
Ведь даже нам, зрителям, проще всего решить, что мать ей просто завидует, Лили хочет отобрать роль, а Лерою нужно только то, что нужно всем мужикам от красивой женщины. И ради партии черного лебедя Нина также допускает все эти темные мысли в свое сердце, в свое подсознание. И подсознание начинает трансформировать все это в навязчивые идеи, в псевдофизические мутации, и блаженное ощущение мнимого счастья. И лишь в финале, познав свое совершенство, Нина освобождается от гнета своей собственной личности. Она обретает свой абсолют. Но какой ценой?
Последним заметным фильмом «про балет» в Голливуде можно считать «Поворотный пункт» (1977) Хэлберта Росса, получившего 11 номинаций на Оскар, и остававшийся в итоге без единой награды Киноакадемии. У «Чёрного лебедя» пусть и всего 5 номинаций, но одна статуэтка, считай, что у него уже в кармане – Натали Портман, блестяще исполнив роли Нины, пожалуй, достигла своего абсолюта в профессии, и равных ей в 2010-м году не было. Ее игра, процесс постижения партии черного лебедя сравнимы, как это ни парадоксально звучит, с гениальной игрой Джеффри Раша в картине «Блеск» Скотта Хикса, когда его герой – сверходаренный пианист сходит с ума, пытаясь «покорить» рояль и третий концерт Рахманинова. Раш получил своего Оскара за эту роль в 1996 году.
«Чёрный лебедь» - это кино, которое также нужно покорить, чтобы оно покорило вас. Это кино на сопротивление. Иногда вам захочется закрыть глаза, или даже выбежать из зала, но оторваться от экрана будет невозможно. Даррен Аронофски создал один из самых лучших фильмов последних лет, соткав из, казалось бы, невозможных психоделических и авторских нитей удивительно зрительское полотно. Об этом свидетельствуют и впечатляющие кассовые сборы «Лебедя» в США, и всевозможные награды и номинации профессиональных и любительских ассоциаций и киноакадемий. Теперь пришла очередь и российского зрителя, который, выйдя из темного зала со слезами на глазах, прошепчет: «Да! Я испытал свое киносовершенство!». Ну, если раньше не сбежит, конечно.
Внешней формой раскрытия своего взгляда на индивидуальную духовную жизнь человека Аронофски сделал историю балерины Нины (Натали Портман). Она получает главную партию в новой, более чувственной и раскрепощенной трактовке «Лебединого озера» Чайковского. Этот факт становится решающим в ее жизни, толчком к активизации комплексов, сомнений, душевных и физических метаний. Параллельно с этим пробуждается и мощное подсознание Нины, оно становится одним сплошным наваждением.
У проблем Нины есть и поверхностное объяснение – ей не удается партия. Причем если белая лебедь идет легко, то разучивать па черного лебедя Нине все труднее и труднее. Руководитель труппы Томас Лерой (Венсан Кассель) требует от балерины других красок, других движений, даже предлагает свои сексуальные услуги, чтобы пробудить в девушке необходимую чувственность. Но мраморная душа Нины жаждет другого, не банальной интрижки с боссом – она требует абсолютного совершенства от себя, от своего тела, от своего духа.
На этом противостоянии – борьбы Нины с самой собой, строится и остальная внешняя сюжетная канва фильма, за которой, несмотря на всю ее кажущуюся простоту и банальность, также интересно наблюдать. В труппу приходит новая танцовщица Лили (Мила Кунис), у которой партия черного лебедя идет лучше, и ее делают дублершей Нины. А действующую примадонну театра (Вайнона Райдер), бывшую любовницу коварного руководителя-искусителя отправляют на пенсию за ненадобностью.
Дома Нину ждет еще один источник нервного перевозбуждения – ее собственная мать, тоже в прошлом танцовщица, карьера которой не удалась. Она требует от дочери тотального повиновения и самоотреченности. Но Нина и здесь дает отпор, ведь она уже не та нежная домашняя девочка, который была раньше. Механизм ее душевной трансформации запущен, наступает главный час «Икс» ее жизни.
Ведь даже нам, зрителям, проще всего решить, что мать ей просто завидует, Лили хочет отобрать роль, а Лерою нужно только то, что нужно всем мужикам от красивой женщины. И ради партии черного лебедя Нина также допускает все эти темные мысли в свое сердце, в свое подсознание. И подсознание начинает трансформировать все это в навязчивые идеи, в псевдофизические мутации, и блаженное ощущение мнимого счастья. И лишь в финале, познав свое совершенство, Нина освобождается от гнета своей собственной личности. Она обретает свой абсолют. Но какой ценой?
Последним заметным фильмом «про балет» в Голливуде можно считать «Поворотный пункт» (1977) Хэлберта Росса, получившего 11 номинаций на Оскар, и остававшийся в итоге без единой награды Киноакадемии. У «Чёрного лебедя» пусть и всего 5 номинаций, но одна статуэтка, считай, что у него уже в кармане – Натали Портман, блестяще исполнив роли Нины, пожалуй, достигла своего абсолюта в профессии, и равных ей в 2010-м году не было. Ее игра, процесс постижения партии черного лебедя сравнимы, как это ни парадоксально звучит, с гениальной игрой Джеффри Раша в картине «Блеск» Скотта Хикса, когда его герой – сверходаренный пианист сходит с ума, пытаясь «покорить» рояль и третий концерт Рахманинова. Раш получил своего Оскара за эту роль в 1996 году.
«Чёрный лебедь» - это кино, которое также нужно покорить, чтобы оно покорило вас. Это кино на сопротивление. Иногда вам захочется закрыть глаза, или даже выбежать из зала, но оторваться от экрана будет невозможно. Даррен Аронофски создал один из самых лучших фильмов последних лет, соткав из, казалось бы, невозможных психоделических и авторских нитей удивительно зрительское полотно. Об этом свидетельствуют и впечатляющие кассовые сборы «Лебедя» в США, и всевозможные награды и номинации профессиональных и любительских ассоциаций и киноакадемий. Теперь пришла очередь и российского зрителя, который, выйдя из темного зала со слезами на глазах, прошепчет: «Да! Я испытал свое киносовершенство!». Ну, если раньше не сбежит, конечно.
Реклама