12 октября 2010 20:28
«Кочегар»: так проходит слава мира
14 октября 2010 года выходит в прокат 13-й фильм Алексея Балабанова «Кочегар». Картина, премьера которой прошла в Выборге на фестивале «Окно в Европу» и высоко оцененная критиками, давно ожидается поклонниками творчества режиссера. Съемки, начавшиеся 25 февраля в день рождения Алексея Балабанова, были завершены за три недели. Представляем вашему вниманию две рецензии на фильм, написанные Ниной Ромодановской и Марией Мухиной, отражающие разные точки зрения.
Надо сразу отметить, что промоушен, в частности позиционирование картины продюсерами, как 13–й фильм режиссера, довольно мрачный и пугающий, почти демонический ки-арт с пылающим черепом в огне топки, несколько вводят в заблуждение потенциального зрителя, потому что фильм как раз не так богат на анатомические подробности умерщвлений, чем иные ленты режиссера.
Живет себе кочегар в середине 90-х где-то окраине Питера в своей кочегарке, чтобы не стеснять дочь в маленькой квартирке, работает – кидает уголек, спит, есть и печатает рассказ на старенькой машинке. И все как-то просто и незатейливо по-балабановски, если бы за створками топки не открывались бездонные глубины смыслов, метафор практически шекспировских, опять же по-балабановски. Кочегар – якут по национальности, оказывается героем Советского Союза за подвиг в Афганистане, но после контузии он бесконечно печатает давно сочиненный и опубликованный рассказ «Хайлах» (1900 г.) этнографа Серошевского. Уж очень его зацепила несправедливость по отношению к его народу: бывших каторжников-уголовников в дореволюционной России оставляли на поселениях в Сибири, подальше от столиц, и там они, оказавшись без жесткого надзора, в обществе тихих, мирных якутов проявляли свою неисправимую тягу к криминалу, подавляя и развращая коренной народ. Этот маленький эпизод с «рассказом якута», по сути, разворачивается в метафору всего фильма о несправедливости жизни: россияне, оставшись в 90-х годах в ситуации безвластия, подпадают под гнет «хайлахов» со снайперскими винтовками и навыками ведения боевых действий. Не зря главный герой фильма якут. Малый народ – читай маленький человек – «у сильного всегда бессильный виноват». А декларируемая ими справедливость не имеет ничего общего не только с законом, но и с элементарными нормами морали. Захотела дочка снайпера-киллера стать единоличной владелицей бизнеса «Меха Якутии» - тут же исполнитель «вопрос закрывает».
Якут прячется в своей контузии, как в панцире от внешнего мира, не вникая в дела своих бывших сослуживцев, и хорошо ему в своей кочегарке, за пишущей машинкой, да еще девочки – ангелочки время от времени придут на огонь посмотреть – ничего ему больше не нужно. Но желтая туфля, однажды упавшая с ноги очередной жертвы, все-таки заставляет его вернуться в действительность и окунуться в ее проблемы.
Все это происходит под музыку Дидюли, иногда задающую ритм, иногда раздражающе навязчивую стилизацию незамысловатых мелодий 90 –х.
Мастерски выстраиваются режиссером образные ряды – переклички. По узким, протоптанным в глубоком снегу дорожкам, ходят по городу люди в смешных меховых нарядах шапках, и чтобы разойтись на этих дорожках нужно усилие – физический контакт, не то что нынешние расчищенные дороги, где можно и не обращать друг на друга внимание.
В каждом интерьере мини-кочегарка, где каждый по своему усмотрению сжигает своих или чужих мертвецов, кто-то осознанно, как кочегар парную желтую туфлю с ноги дочери, кто-то бессмысленно, как бандиты, кто-то надеется, что чаша сия его минет. Власть и деньги вмиг могут обернуться, а порой и становятся, топкой (Sic transit gloria mundi - лат.)
Жалко только, что один из немногих талантливых режиссеров современности «застрял» в 90-х, с разных сторон подходя к этой тематике. Время, конечно, интересное своей неоднозначностью, но нарочитое представление его в виде сплошного криминала уже начинает утомлять.
Становится грустно и обидно за свою юность и молодость, когда многие из нас жили, любили, радовались жизни, начинали свой бизнес и ни кого не убивали и не сжигали ради этого.
Надо сразу отметить, что промоушен, в частности позиционирование картины продюсерами, как 13–й фильм режиссера, довольно мрачный и пугающий, почти демонический ки-арт с пылающим черепом в огне топки, несколько вводят в заблуждение потенциального зрителя, потому что фильм как раз не так богат на анатомические подробности умерщвлений, чем иные ленты режиссера.
Живет себе кочегар в середине 90-х где-то окраине Питера в своей кочегарке, чтобы не стеснять дочь в маленькой квартирке, работает – кидает уголек, спит, есть и печатает рассказ на старенькой машинке. И все как-то просто и незатейливо по-балабановски, если бы за створками топки не открывались бездонные глубины смыслов, метафор практически шекспировских, опять же по-балабановски. Кочегар – якут по национальности, оказывается героем Советского Союза за подвиг в Афганистане, но после контузии он бесконечно печатает давно сочиненный и опубликованный рассказ «Хайлах» (1900 г.) этнографа Серошевского. Уж очень его зацепила несправедливость по отношению к его народу: бывших каторжников-уголовников в дореволюционной России оставляли на поселениях в Сибири, подальше от столиц, и там они, оказавшись без жесткого надзора, в обществе тихих, мирных якутов проявляли свою неисправимую тягу к криминалу, подавляя и развращая коренной народ. Этот маленький эпизод с «рассказом якута», по сути, разворачивается в метафору всего фильма о несправедливости жизни: россияне, оставшись в 90-х годах в ситуации безвластия, подпадают под гнет «хайлахов» со снайперскими винтовками и навыками ведения боевых действий. Не зря главный герой фильма якут. Малый народ – читай маленький человек – «у сильного всегда бессильный виноват». А декларируемая ими справедливость не имеет ничего общего не только с законом, но и с элементарными нормами морали. Захотела дочка снайпера-киллера стать единоличной владелицей бизнеса «Меха Якутии» - тут же исполнитель «вопрос закрывает».
Якут прячется в своей контузии, как в панцире от внешнего мира, не вникая в дела своих бывших сослуживцев, и хорошо ему в своей кочегарке, за пишущей машинкой, да еще девочки – ангелочки время от времени придут на огонь посмотреть – ничего ему больше не нужно. Но желтая туфля, однажды упавшая с ноги очередной жертвы, все-таки заставляет его вернуться в действительность и окунуться в ее проблемы.
Все это происходит под музыку Дидюли, иногда задающую ритм, иногда раздражающе навязчивую стилизацию незамысловатых мелодий 90 –х.
Мастерски выстраиваются режиссером образные ряды – переклички. По узким, протоптанным в глубоком снегу дорожкам, ходят по городу люди в смешных меховых нарядах шапках, и чтобы разойтись на этих дорожках нужно усилие – физический контакт, не то что нынешние расчищенные дороги, где можно и не обращать друг на друга внимание.
В каждом интерьере мини-кочегарка, где каждый по своему усмотрению сжигает своих или чужих мертвецов, кто-то осознанно, как кочегар парную желтую туфлю с ноги дочери, кто-то бессмысленно, как бандиты, кто-то надеется, что чаша сия его минет. Власть и деньги вмиг могут обернуться, а порой и становятся, топкой (Sic transit gloria mundi - лат.)
Жалко только, что один из немногих талантливых режиссеров современности «застрял» в 90-х, с разных сторон подходя к этой тематике. Время, конечно, интересное своей неоднозначностью, но нарочитое представление его в виде сплошного криминала уже начинает утомлять.
Становится грустно и обидно за свою юность и молодость, когда многие из нас жили, любили, радовались жизни, начинали свой бизнес и ни кого не убивали и не сжигали ради этого.
Нина Ромодановская
Первую половину фильма занимает экспозиция, выполненная в традиционной для Алексея Балабанова манере. Погрузиться в условное время и пространство его новой работы помогают репрезентативные диалоги, белыми нитками вшитые в полотно фильма, зарисовки из обыденной жизни героев, нарочито долгие переезды-переходы персонажей из одного места в другое под повторяющуюся мелодию, имеющую особое значение для создания атмосферы. Все эти эпизоды не только объясняют, что к чему, но и знакомят с фоном, на котором будут разворачиваться дальнейшие события фильма. Фон – то, чему Алексей Балабанов всегда уделял самое пристальное внимание, - в «Кочегаре», на удивление, все-таки не центральный, а второстепенный персонаж. При этом если пространство фильма достаточно конкретно – это, как уже было сказано, окраина Петербурга, то временные границы режиссер оставляет размытыми.
Очевидно, что действие происходит не в нулевые, поскольку Балабанову свойственно искать ответы на волнующие его вопросы не в современности (слишком безликой и актуальной), а в то время, когда низменные инстинкты рода людского проявляются особенно четко, – в эпоху перемен, частенько сопровождающихся кровавым бардаком. Тем не менее, это никак не середина 90-х годов, как заявлено в официальном синопсисе фильма (хотя одежда героев и, в частности, надпись «Saint Petersburg» на куртке Бизона, помощника снайпера, скорее всего, отсылает к рок-группе Владимира Рекшана, все еще популярной в 90-е). Потому что беспредел – уже не агония, а ставший привычным жуткий уклад жизни. Кроме того, Дидюля, чьи композиции выступили главным саундтреком к фильму, свой первый альбом выпустил лишь в 2000 году. Так что, вероятнее всего, «Кочегар» повествует о том, что могло происходить в так называемый миллениум – тоже, надо сказать, непростое с психологической точки зрения время.
В экспозиции закладывается фундамент всего того, что будет построено, а точнее разрушено, во второй половине фильма, демонстрируются ружья, которые в финале обязательно выстрелят. Однако, несмотря на абсолютную предсказуемость дальнейших событий, с середины картины Балабанов закручивает сюжет настолько, что сложно не втянуться: не поддаться ощущению саспенса, не начать сопереживать кочегару, блаженному маленькому человеку (и при этом подлинному герою!). «Кочегар» - по счету тринадцатая работа Алексея Балабанова, но это первый его фильм, где есть кого пожалеть и о ком погоревать.
Сам же режиссер, очевидно, жалеет и горюет не о судьбе пожилого кочегара, а как обычно, о русском народе. Об этом свидетельствуют как некоторые мотивы, отраженные в уже названных двух композиционных составляющих фильма, так и эпилог – экранизация неоконченного рассказа Ивана Скрябина, суть которого в том, что русские, сосланные в Сибирь, беспредельничали и угнетали представителей малых народов (в данном случае - якутов), у которых им приходилось жить. Русофил Алексей Балабанов с большей симпатией изображает якутов, нежели русских. Особенно четко это видно в противопоставлении статной дочери кочегара Саши в исполнении питерской модели Аиды Тумутовой и вульгарной дочери снайпера Маши (Анна Коротаева). Или в сцене беседы Скрябина с полковником, отцом одной из девочек, приходящих в кочегарку. Прием нужен Балабанову, чтобы продемонстрировать – деградация русского народа проистекает из печального факта: некуда ему приложить свою силушку – нет над ним ни контроля извне, ни внутреннего самоограничения.
Для столь самобытного режиссера, как Алексей Балабанов, в «Кочегаре» довольно много цитат. Время от времени вспоминается и «Отчаянный» Роберта Родригеса, и дети из «Мелодии для шарманки» Киры Муратовой, и «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина. Тем не менее, алмаз собственного стиля к тринадцатой работе Алексея Балабанова удалось огранить до блеска. Все его характерные приемы тикают, как часы (небрежность в деталях, раздражающая глаз – тоже прием), а взрываются, словно бомба. Если в фильмах Квентина Тарантино рекой льется кровь, то из «Кочегара», при минимуме экшена и иронии, в кинозал просачивается жуть. И эта жуть – одновременно и сильная боль Алексея Балабанова, и его слабая надежда на спасение русской души.
Мария Мухина
Реклама