8 сентября 2010 17:19
Настоящие повелители стихий
9 сентября 2010 года в российский прокат выходит документальная лента «Океаны» (дистрибьютор Кино без границ). Ее создатели – а это легендарные авторы «Микрокосмоса» и «Птиц» режиссеры Жак Перрен и Жак Клюзо снова обещают зрителям незабываемое путешествие в самые отдаленные уголки нашей планеты, но на этот раз почти весь путь пройдет ниже уровня моря, ведь океанские глубины хранят самые древние и поэтому наиболее интересные тайны.
Весь процесс создания «Океанов» занял около восьми лет: около четырех подготовительный период, и столько же съемки и постпродакшн. Такими съемочными планами может похвастаться не каждая голливудская студия, а ведь «Океаны» сняты только на европейские деньги. Неудивительно, что на подготовку ушло столько времени, весь окончательный бюджет фильма составил около 80 млн. долларов! Собрать такую сумму, даже имея в активе такие ленты как «Птицы» и «Микрокосмос», очень нелегко.
И, тем не менее, «Океаны» прошли свой долгий путь от глобального замысла режиссеров до больших экранов по всему миру. Сам Жак Перрен так комментирует идею проекта: «Мы не писали никакого сценария, мы сами шли за океаном. Он подсказывал нам, он показывал нам. Так рождалась наша картина – с ее конфликтами, с ее драматургией. Так у нас получился балет стихии. Или даже опера стихии». Поначалу такая позиция может показаться слабой и неперспективной. Но после просмотра «Океанов» ты уже сам себе кажешься слабым и неперспективным – настолько потрясает тебя этот балет, эта опера самой мощной стихии на нашей планете.
Картина снималась более чем в пятидесяти морских и приморских районах, причем некоторые области обладают статусом мирового океанического заповедника, и до этого там не бывала ни одна съемочная группа. Кадры «Океанов» можно условно разделить на «уже виденные, но интересно интерпретированные» и «уникальные, наполненные невероятными художественными образами».
К первой группе отнесем сцены охоты касаток на тюленей, жизнь дельфинов, акулье браконьерство. Множество телефильмов преподносили нам эти эпизоды, но Перрен и Клюзо добиваются максимальной эффективности от заснятого материала. Проблему истребления акул только из-за ценности их плавников, например, режиссеры показали через реконструкцию (которая выходит за рамки обычной докудрамы и смонтирована «под документ»), в которой безликие браконьеры лихо орудуют ножами и сетями. В финале сцены мы видим одинокую тушку акулы, оскопленную браконьерским лезвием. Лишенная плавников, она не может плыть, и медленно погружается на дно океана. Самое страшное, что акула еще не погибла, ее жабры жадно засасывают морскую воду, но зритель уже понимает, что эти попытки ухватиться за жизнь тщетны.
Из уникальных кадров можно привести в пример крабьи войны, когда на морском дне начинают собираться тысячи крабов, причем сразу ощущается конфликт – справа и слева экрана – две враждующие группировки, претендующие на одну и ту же территорию. Крабы медленно сходятся, и, не начиная орудовать страшными клешнями, пытаются… забраться противнику на спину! В итоге на дне вырастает многометровая живая пирамида, которая издалека потрясает правильностью геометрических линий, а вблизи кишащей в ней жизнью, граничащей тут же со смертью.
Также в «Океанах» есть потрясающая сцена, на создание которой другим режиссерам может не хватить и восьми лет съемок. Сперва она кажется такой простой – морж учит детеныша плавать. Малыш долго не рискует окунуться – мир подо льдом кажется ему темным, холодным, враждебным. В отражении его огромных глаз зритель может увидеть и свой страх перед неизвестным. И вот добрый родитель сам ныряет, собственным примером доказывая, что боятся нечего. Но наш малыш, уже опустив свою мордочку в лунку, по-прежнему не доверяет новому пространству. В конце концов, детеныш оказывается в воде, и зритель, еще не успев почувствовать тревожное присутствие хищников или браконьеров, становиться свидетелем маленького чуда. Малыш, совершая свои первые самостоятельные гребки, жмется к теплому родительскому телу, и тот, в свою очередь, оберегая свое дитя, подхватывает его на передние плавники – точь-в-точь поза Мадонны с младенцем.
Уловить такой момент, искусно его смонтировать и преподнести зрителю как факт природы – такое под силу только настоящим повелителям стихий Жаку Перрену и Жаку Клюзо, а не лысым мальчикам или выскочкам из миллионерских трущоб. Этим французским режиссерам, наряду с американцами Майклом Муром и Морганом Сперлоком, принадлежит заочное авторство термина «документальный блокбастер», так как их ленты собирают в мировом прокате десятки и даже сотни миллионов долларов. «Океаны» и здесь не станут исключением – их прокатная судьба обходится без «уикэндного куша», но во всем мире лента стабильно собирает полные залы.
Что ж, теперь пришла очередь и России внести свой скромный вклад в «Великое зрелище от великого Создателя». С таким тэглайном не поспоришь.
Весь процесс создания «Океанов» занял около восьми лет: около четырех подготовительный период, и столько же съемки и постпродакшн. Такими съемочными планами может похвастаться не каждая голливудская студия, а ведь «Океаны» сняты только на европейские деньги. Неудивительно, что на подготовку ушло столько времени, весь окончательный бюджет фильма составил около 80 млн. долларов! Собрать такую сумму, даже имея в активе такие ленты как «Птицы» и «Микрокосмос», очень нелегко.
И, тем не менее, «Океаны» прошли свой долгий путь от глобального замысла режиссеров до больших экранов по всему миру. Сам Жак Перрен так комментирует идею проекта: «Мы не писали никакого сценария, мы сами шли за океаном. Он подсказывал нам, он показывал нам. Так рождалась наша картина – с ее конфликтами, с ее драматургией. Так у нас получился балет стихии. Или даже опера стихии». Поначалу такая позиция может показаться слабой и неперспективной. Но после просмотра «Океанов» ты уже сам себе кажешься слабым и неперспективным – настолько потрясает тебя этот балет, эта опера самой мощной стихии на нашей планете.
Картина снималась более чем в пятидесяти морских и приморских районах, причем некоторые области обладают статусом мирового океанического заповедника, и до этого там не бывала ни одна съемочная группа. Кадры «Океанов» можно условно разделить на «уже виденные, но интересно интерпретированные» и «уникальные, наполненные невероятными художественными образами».
К первой группе отнесем сцены охоты касаток на тюленей, жизнь дельфинов, акулье браконьерство. Множество телефильмов преподносили нам эти эпизоды, но Перрен и Клюзо добиваются максимальной эффективности от заснятого материала. Проблему истребления акул только из-за ценности их плавников, например, режиссеры показали через реконструкцию (которая выходит за рамки обычной докудрамы и смонтирована «под документ»), в которой безликие браконьеры лихо орудуют ножами и сетями. В финале сцены мы видим одинокую тушку акулы, оскопленную браконьерским лезвием. Лишенная плавников, она не может плыть, и медленно погружается на дно океана. Самое страшное, что акула еще не погибла, ее жабры жадно засасывают морскую воду, но зритель уже понимает, что эти попытки ухватиться за жизнь тщетны.
Из уникальных кадров можно привести в пример крабьи войны, когда на морском дне начинают собираться тысячи крабов, причем сразу ощущается конфликт – справа и слева экрана – две враждующие группировки, претендующие на одну и ту же территорию. Крабы медленно сходятся, и, не начиная орудовать страшными клешнями, пытаются… забраться противнику на спину! В итоге на дне вырастает многометровая живая пирамида, которая издалека потрясает правильностью геометрических линий, а вблизи кишащей в ней жизнью, граничащей тут же со смертью.
Также в «Океанах» есть потрясающая сцена, на создание которой другим режиссерам может не хватить и восьми лет съемок. Сперва она кажется такой простой – морж учит детеныша плавать. Малыш долго не рискует окунуться – мир подо льдом кажется ему темным, холодным, враждебным. В отражении его огромных глаз зритель может увидеть и свой страх перед неизвестным. И вот добрый родитель сам ныряет, собственным примером доказывая, что боятся нечего. Но наш малыш, уже опустив свою мордочку в лунку, по-прежнему не доверяет новому пространству. В конце концов, детеныш оказывается в воде, и зритель, еще не успев почувствовать тревожное присутствие хищников или браконьеров, становиться свидетелем маленького чуда. Малыш, совершая свои первые самостоятельные гребки, жмется к теплому родительскому телу, и тот, в свою очередь, оберегая свое дитя, подхватывает его на передние плавники – точь-в-точь поза Мадонны с младенцем.
Уловить такой момент, искусно его смонтировать и преподнести зрителю как факт природы – такое под силу только настоящим повелителям стихий Жаку Перрену и Жаку Клюзо, а не лысым мальчикам или выскочкам из миллионерских трущоб. Этим французским режиссерам, наряду с американцами Майклом Муром и Морганом Сперлоком, принадлежит заочное авторство термина «документальный блокбастер», так как их ленты собирают в мировом прокате десятки и даже сотни миллионов долларов. «Океаны» и здесь не станут исключением – их прокатная судьба обходится без «уикэндного куша», но во всем мире лента стабильно собирает полные залы.
Что ж, теперь пришла очередь и России внести свой скромный вклад в «Великое зрелище от великого Создателя». С таким тэглайном не поспоришь.
Реклама