7 сентября 2010 16:24
«Овсянки»: жизнь, смерть, любовь
4 сентября 2010 года в рамках основного конкурса на Венецианском фестивале был показан российский фильм «Овсянки» режиссера Алексея Федорченко. Продюсеры решили сделать подарок журналистам, не попавшим на фестиваль, и устроили в это же время специальный показ в кинотеатре «Пионер» в Москве.
«Овсянки». Наверняка, каждый, кто слышал это название, задавался вопросом: почему овсянки? О чем это? И голове возникали образы, связанные с какими-то далекими воспоминаниями детства. Как ни странно, у одного из главных героев Аиста Сергеева, от лица которого идет повествование в буквальном смысле слова (его закадровый голос занимает большую часть экранного времени, тогда как актеры на экране в основном молчат), возникают такие же ощущения, когда он видит на птичьем рынке пичужек. И поддавшись этому импульсу, покупает пару за 300 рублей, даже не подозревая, какую роль сыграют они в его судьбе.
Меряне Мирон и Аист отправляются в загадочное путешествие по России длиною в жизнь, с покойной женой Мирона на заднем сиденье машины и двумя птичками овсянками в клетке. Герои едут по дорогам русской глубинки, затерянной где-то между Волгой и Окой, а время уже давно начало обратный отсчет. Режиссер не скрывает этого с самого начала, сообщая нам, что они никогда не вернутся в свою «любимую Нею». И у каждого в этом путешествии своя миссия. Тема путешествия в загробное царство традиционна для сказки, а для русской волшебной – в особенности. Развитие сюжета фильма происходит по законам жанра. С известной долей условности передана современная действительность и быт провинции.
Оба мужчины любили покойную, но любили по-разному, создавая своеобразную аллегорию любви земной и небесной. Мирон страстно, язычески, плотски, а Аист тихо, платонически, безнадежно. Воспоминания Мирона – попытка удержать эротический образ любимой. Аист обращается к детству, думает об отце и матери, которая обрела вечное упокоение также как и Таня, «по мерянскому обряду» (они с отцом сожгли тело на берегу реки, и пепел унесла вода). Река, сродни времени уносит все горести, смывая водой вместе с пеплом неприятные воспоминания, оставляя только тихую память об ушедших. Вода в фильме – одно из действующих лиц, ее много, она практически постоянно присутствует в кадре. О воде, как о самой желанной смерти все время думает Аист. Она ему снится.
Главная героиня – Таня в исполнении Юлии Ауг пышная, фактурная женщина, скрывающая за тихой и немногословной манерой нерастраченную любовь и страсть, терпящая все причуды нелюбимого мужа, и принимающая судьбу как есть.
По утверждению авторов, история выдумана от начала до конца, включая этнографическую составляющую. Красной нитью сквозь весь фильм проходит рассказ об исчезнувшем, ассимилировавшемся среди славян фино-угорском народе меря, некогда населявшем территории, через которые проходит путь героев. Стараясь сохранить свою принадлежность к народу меря, они изо всех сил стараются сохранить слова, обряды, обычаи. На самом деле неспешный ход повествования вырастает в притчу об исчезновении малых народов, о поглощении цивилизацией их привычного образа жизни в образе крупного промышленного города с маленьким, приютившимся на его окраине Молочаевым, уже практически исчезнувшем, растаявшем в тумане, о глобализации стирающей последние следы идентичности этих народов. Языка уже нет, только отголоски в географических названиях: реки, города, местности еще доносят до нас звучание древней мерянской речи. Персонажи фильма тоже выражаются не всегда просто, порой вычурность фраз режет столичное ухо, а стихи Весы Сергеева, отца Аиста (полностью написанные Денисом Осокиным) отсылают нас к наивному народному искусству. Хотя некоторые мои коллеги усмотрели в этом говоре художественный прием – сказ подчеркивает самобытность персонажей.
Противоположностью стихам выстраивается образный ряд картины. Великолепная работа Михаила Кричмана показывает нам полный света и воздуха мир вокруг персонажей, занятых своими сиюминутными делами и не видящих этой вечной красоты. Правда, не всегда удается насладиться красотой картины, иногда авторам изменяет чувство меры, и закадровый голос слишком много комментирует и поясняет зрителям, не давая возможности самим подумать, поразмышлять, согласиться или поспорить. Навязчивая манера сказать все до последнего слова раздражает. Целевая аудитория фильма не меньше режиссера и автора сценария задумывается о судьбах своей страны и не заслуживает такой нотации.
Как уберечь себя и не раствориться, подобно меря в славянах, в безликом современном мире? Помнить и сохранять обряды прадедов в жизни, любви и смерти. Что остается героям, когда все обряды совершены и миссия выполнена? Обрести бессмертие.
«Овсянки». Наверняка, каждый, кто слышал это название, задавался вопросом: почему овсянки? О чем это? И голове возникали образы, связанные с какими-то далекими воспоминаниями детства. Как ни странно, у одного из главных героев Аиста Сергеева, от лица которого идет повествование в буквальном смысле слова (его закадровый голос занимает большую часть экранного времени, тогда как актеры на экране в основном молчат), возникают такие же ощущения, когда он видит на птичьем рынке пичужек. И поддавшись этому импульсу, покупает пару за 300 рублей, даже не подозревая, какую роль сыграют они в его судьбе.
Меряне Мирон и Аист отправляются в загадочное путешествие по России длиною в жизнь, с покойной женой Мирона на заднем сиденье машины и двумя птичками овсянками в клетке. Герои едут по дорогам русской глубинки, затерянной где-то между Волгой и Окой, а время уже давно начало обратный отсчет. Режиссер не скрывает этого с самого начала, сообщая нам, что они никогда не вернутся в свою «любимую Нею». И у каждого в этом путешествии своя миссия. Тема путешествия в загробное царство традиционна для сказки, а для русской волшебной – в особенности. Развитие сюжета фильма происходит по законам жанра. С известной долей условности передана современная действительность и быт провинции.
Оба мужчины любили покойную, но любили по-разному, создавая своеобразную аллегорию любви земной и небесной. Мирон страстно, язычески, плотски, а Аист тихо, платонически, безнадежно. Воспоминания Мирона – попытка удержать эротический образ любимой. Аист обращается к детству, думает об отце и матери, которая обрела вечное упокоение также как и Таня, «по мерянскому обряду» (они с отцом сожгли тело на берегу реки, и пепел унесла вода). Река, сродни времени уносит все горести, смывая водой вместе с пеплом неприятные воспоминания, оставляя только тихую память об ушедших. Вода в фильме – одно из действующих лиц, ее много, она практически постоянно присутствует в кадре. О воде, как о самой желанной смерти все время думает Аист. Она ему снится.
Главная героиня – Таня в исполнении Юлии Ауг пышная, фактурная женщина, скрывающая за тихой и немногословной манерой нерастраченную любовь и страсть, терпящая все причуды нелюбимого мужа, и принимающая судьбу как есть.
По утверждению авторов, история выдумана от начала до конца, включая этнографическую составляющую. Красной нитью сквозь весь фильм проходит рассказ об исчезнувшем, ассимилировавшемся среди славян фино-угорском народе меря, некогда населявшем территории, через которые проходит путь героев. Стараясь сохранить свою принадлежность к народу меря, они изо всех сил стараются сохранить слова, обряды, обычаи. На самом деле неспешный ход повествования вырастает в притчу об исчезновении малых народов, о поглощении цивилизацией их привычного образа жизни в образе крупного промышленного города с маленьким, приютившимся на его окраине Молочаевым, уже практически исчезнувшем, растаявшем в тумане, о глобализации стирающей последние следы идентичности этих народов. Языка уже нет, только отголоски в географических названиях: реки, города, местности еще доносят до нас звучание древней мерянской речи. Персонажи фильма тоже выражаются не всегда просто, порой вычурность фраз режет столичное ухо, а стихи Весы Сергеева, отца Аиста (полностью написанные Денисом Осокиным) отсылают нас к наивному народному искусству. Хотя некоторые мои коллеги усмотрели в этом говоре художественный прием – сказ подчеркивает самобытность персонажей.
Противоположностью стихам выстраивается образный ряд картины. Великолепная работа Михаила Кричмана показывает нам полный света и воздуха мир вокруг персонажей, занятых своими сиюминутными делами и не видящих этой вечной красоты. Правда, не всегда удается насладиться красотой картины, иногда авторам изменяет чувство меры, и закадровый голос слишком много комментирует и поясняет зрителям, не давая возможности самим подумать, поразмышлять, согласиться или поспорить. Навязчивая манера сказать все до последнего слова раздражает. Целевая аудитория фильма не меньше режиссера и автора сценария задумывается о судьбах своей страны и не заслуживает такой нотации.
Как уберечь себя и не раствориться, подобно меря в славянах, в безликом современном мире? Помнить и сохранять обряды прадедов в жизни, любви и смерти. Что остается героям, когда все обряды совершены и миссия выполнена? Обрести бессмертие.
Реклама