18 мая 2010 12:35
«Шрэк навсегда»: дурдом для любящих сердец
20 мая 2010 года в российский прокат выходит анимационный блокбастер «Шрэк навсегда» (режиссер Майк Митчелл, США; дистрибьютор — компания «Централ Партнершип»).
Стоил ли четвертый «Шрэк» такого пафосного, я бы сказал, отношения к себе голливудских продюсеров?
На исходе второй трети фильма ощущение того, что перед нами современный мультик, парадоксальным образом теряется: настолько проработан сюжет, искрящийся уморительными гэгами и афористичными фразами; качество юмора делает честь сценаристам, а зритель испытывает при этом уважение к себе и получает удовольствие от многочисленных постмодернистских «крючков» и «зацепок».
Очистив сладкий «стереоскопический» апельсин от «кожуры» в виде «интеллектуальной» иронии, мы обнаружим Шрэка, которому наскучили притязания толпы и однообразие семейной жизни. Он заключает договор со злобным Румпельштильцхеном (персонажем немецкой романтической литературы) и попадает в «альтернативную реальность» (чтобы мы не сомневались насчёт правильного обозначения этой реальности, проговаривают прямым текстом: «аль-тер-на-тив-на-я ре-аль-ность»). А там его жена Фиона — предводительница «революционного движения» за свободу огров, а Кот в сапогах, между прочим, – разжиревший Пушистик, однако, не утративший способности «давить на жалость» одним только взглядом... Можно не сомневаться — хэппи-энд гарантирован, злые чары развеются, тарам-парам и всё такое.
В семидесятые годы прошлого века в мировой критике широко обсуждался феномен «эскапистского кино» – то есть кино, отвлекающего от действительности, уводящего зрителя от повседневных проблем в мир мечты, фантазии. В некотором смысле «Шрэк навсегда» – это эскапистское кино, поскольку оно в максимально красочных подробностях показывает сказочный, фэнтезийный мир; связь с реальной реальностью опирается, как раньше говорили, на «принципы абстрактного гуманизма», по-американски практичного и прагматичного (например – главное не то, что было и будет, а то, что есть, цени это). Уводя в мир сказки, разделяя мир сказочный и реальный (как разделяя – раскрывать ради интриги не буду, скажу только, что довольно прямолинейно и не слишком изобретательно), четвертый «Шрэк» настойчиво примиряет с реальной действительностью. Каким бы «дурдомом» она ни казалась: ибо, вопреки опять же устоявшейся традиции играть на зрительском «комплексе супергероя», «Шрэк» приподнимает над заурядностью только «поцелуями любви» и легко считываемыми цитатами из популярных источников. Согласитесь, среди зрителей тех, кто не тешит себя в глубине души грандиозными планами по переустройству мира, а занят исключительно устройством личной жизни, решает бытовые, семейные проблемы, то есть живёт жизнью обывателя, почитывая «сказки на ночь» – не так уж и мало. Если не большинство.
Расчёт авторов, и не в последнюю очередь, продюсеров верен и прицельно точен. «Шрэк навсегда» – качественный «мульт» и «демисезонный» хит.
Стоил ли четвертый «Шрэк» такого пафосного, я бы сказал, отношения к себе голливудских продюсеров?
На исходе второй трети фильма ощущение того, что перед нами современный мультик, парадоксальным образом теряется: настолько проработан сюжет, искрящийся уморительными гэгами и афористичными фразами; качество юмора делает честь сценаристам, а зритель испытывает при этом уважение к себе и получает удовольствие от многочисленных постмодернистских «крючков» и «зацепок».
Очистив сладкий «стереоскопический» апельсин от «кожуры» в виде «интеллектуальной» иронии, мы обнаружим Шрэка, которому наскучили притязания толпы и однообразие семейной жизни. Он заключает договор со злобным Румпельштильцхеном (персонажем немецкой романтической литературы) и попадает в «альтернативную реальность» (чтобы мы не сомневались насчёт правильного обозначения этой реальности, проговаривают прямым текстом: «аль-тер-на-тив-на-я ре-аль-ность»). А там его жена Фиона — предводительница «революционного движения» за свободу огров, а Кот в сапогах, между прочим, – разжиревший Пушистик, однако, не утративший способности «давить на жалость» одним только взглядом... Можно не сомневаться — хэппи-энд гарантирован, злые чары развеются, тарам-парам и всё такое.
В семидесятые годы прошлого века в мировой критике широко обсуждался феномен «эскапистского кино» – то есть кино, отвлекающего от действительности, уводящего зрителя от повседневных проблем в мир мечты, фантазии. В некотором смысле «Шрэк навсегда» – это эскапистское кино, поскольку оно в максимально красочных подробностях показывает сказочный, фэнтезийный мир; связь с реальной реальностью опирается, как раньше говорили, на «принципы абстрактного гуманизма», по-американски практичного и прагматичного (например – главное не то, что было и будет, а то, что есть, цени это). Уводя в мир сказки, разделяя мир сказочный и реальный (как разделяя – раскрывать ради интриги не буду, скажу только, что довольно прямолинейно и не слишком изобретательно), четвертый «Шрэк» настойчиво примиряет с реальной действительностью. Каким бы «дурдомом» она ни казалась: ибо, вопреки опять же устоявшейся традиции играть на зрительском «комплексе супергероя», «Шрэк» приподнимает над заурядностью только «поцелуями любви» и легко считываемыми цитатами из популярных источников. Согласитесь, среди зрителей тех, кто не тешит себя в глубине души грандиозными планами по переустройству мира, а занят исключительно устройством личной жизни, решает бытовые, семейные проблемы, то есть живёт жизнью обывателя, почитывая «сказки на ночь» – не так уж и мало. Если не большинство.
Расчёт авторов, и не в последнюю очередь, продюсеров верен и прицельно точен. «Шрэк навсегда» – качественный «мульт» и «демисезонный» хит.
Реклама