30 марта 2010 18:21
«Как я провел этим летом»: однажды на Чукотке…
1 апреля 2010 года на российские экраны выходит фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» (дистрибьютор – киноторговая компания «Вольга»). Картина достойна внимания зрителей уже хотя бы потому, что за последние пять лет она первая приняла участие в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля и единственная за всю историю Берлинале привезла в Россию трех «Серебряных медведей». Наградами были отмечены актеры Григорий Добрыгин, Сергей Пускепалис и оператор-постановщик Павел Костомаров.
На острове в Северном ледовитом океане несут вахту начальник полярной станции Сергей Гулыбин (Сергей Пускепалис) и практикант Павел Данилов (Григорий Добрыгин). Кругом никого, кроме белых медведей, нет. Единственный канал общения с миром – неустойчивая радиосвязь с центральной базой. Однажды «Фея» (позывной базовой станции) вызвала «Аарчим» (радиопозывной героев фильма), и Данилов получил трагические известия о семье Гулыбина. Юноша испугался передать сообщение старшему товарищу. Так, в картине появилась еще одна героиня – маленькая ложь, которая постепенно стала расти…
«Остряки» уже стали складывать анекдоты относительно заглавия фильма. Борцам за чистоту русского языка стоит расслабиться – меняя «рабочее» название «Последний день» на финальное «Как я провел этим летом», сценарист и режиссер Алексей Попогребский использовал фигуру речи «анаколуф», то есть нарочито нарушил грамматическую согласованность членов предложения. Для чего? Вероятно, этот стилистический прием скрывает сказовую интонацию, подражание простонародной, не вполне грамотной форме речи начальника полярной станции Гулыбина. Герой с «брутально-каменно-льдинной» фамилией, в силу специфики своей работы не обязанный изъясняться на литературном русском, произносит неправильную фразу в порыве гнева. Также неотесанный персонаж не знает, что такое «смайлик» в конце смс-сообщения, которое ему зачитывает диспетчер с материка. Подобные детали помогли Алексею Попогребскому на уровне сценария сделать Сергея Гулыбина фактурным героем.
Роли матерого полярника и юнца-практиканта исполняют опытный Сергей Пускепалис и дебютирующий Григорий Добрыгин. Этот «разномастный» дуэт сложился удачно, скорее всего, благодаря условиям, которые Алексей Попогребский создал во время съемок. Трехмесячная экспедиция, где Пускепалис был «учителем» Добрыгина, пошла на пользу обоим. Они не фантазировали о том, «как там, в Заполярье, может быть», а жили под «прицелом» камеры. Поэтому усталый взгляд Сергея Пускепалиса, которые многие помнят по его игре в «Простых вещах», стал еще и безнадежно грустным, а глаза Григория Добрыгина, несколько опустошившиеся в «Черной молнии», продемонстрировали зрителям, какой может быть печаль двадцатилетнего парня.
Нюанс, который может обеспокоить зрителя, - правомерно возникающий вопрос: почему режиссер, имеющий высшее психологическое образование, не объясняет мотивацию лжи практиканта Данилова? Казалось бы, так просто своевременно выпалить Гулыбину «горькую» правду. Однако вместо того, чтобы преподнести зрителям на блюдечке с голубой каемочкой ответы на все «почему?» и «зачем?», Алексей Попогребский запечатлевает в картине человеческие страхи и слабости. Показанное в фильме столкновение незлобивости и малодушия юноши работает на создание саспенса, позволившего немецким критикам назвать «Как я провел этим летом» «полярным триллером».
И все же, жанр картины – отнюдь не триллер, а самая что ни на есть драма. Без лишних слов, зато с выстрелами и красноречивым молчанием героев на фоне сурово-прекрасных чукотских пейзажей, заснятых оператором Павлом Костомаровым на цифровую камеру RED. Природа, как и уже упомянутая ложь, - еще один женский персонаж фильма «Как я провел этим летом», который, как принято среди красавиц, губит хрупкую душу юного парня. Ее крупные планы сменяют «неудобное» для восприятия чередование крупных и общих планов с участием Пускепалиса и Добрыгина (такие «грубые» переходы можно назвать уже фирменным приемом Алексея Попогребского) в минуты наивысшего драматизма. В результате, действие развивается крайне медленно, что может слегка разочаровать поклонников экшенов, решивших посмотреть это тонкое, психологическое кино от создателя картин «Коктебель» и «Простые вещи». Но не спешите разочаровываться – в фильме «Как я провел этим летом» есть глубина, на которую зрителям приходится «заныривать» нечасто.
На острове в Северном ледовитом океане несут вахту начальник полярной станции Сергей Гулыбин (Сергей Пускепалис) и практикант Павел Данилов (Григорий Добрыгин). Кругом никого, кроме белых медведей, нет. Единственный канал общения с миром – неустойчивая радиосвязь с центральной базой. Однажды «Фея» (позывной базовой станции) вызвала «Аарчим» (радиопозывной героев фильма), и Данилов получил трагические известия о семье Гулыбина. Юноша испугался передать сообщение старшему товарищу. Так, в картине появилась еще одна героиня – маленькая ложь, которая постепенно стала расти…
«Остряки» уже стали складывать анекдоты относительно заглавия фильма. Борцам за чистоту русского языка стоит расслабиться – меняя «рабочее» название «Последний день» на финальное «Как я провел этим летом», сценарист и режиссер Алексей Попогребский использовал фигуру речи «анаколуф», то есть нарочито нарушил грамматическую согласованность членов предложения. Для чего? Вероятно, этот стилистический прием скрывает сказовую интонацию, подражание простонародной, не вполне грамотной форме речи начальника полярной станции Гулыбина. Герой с «брутально-каменно-льдинной» фамилией, в силу специфики своей работы не обязанный изъясняться на литературном русском, произносит неправильную фразу в порыве гнева. Также неотесанный персонаж не знает, что такое «смайлик» в конце смс-сообщения, которое ему зачитывает диспетчер с материка. Подобные детали помогли Алексею Попогребскому на уровне сценария сделать Сергея Гулыбина фактурным героем.
Роли матерого полярника и юнца-практиканта исполняют опытный Сергей Пускепалис и дебютирующий Григорий Добрыгин. Этот «разномастный» дуэт сложился удачно, скорее всего, благодаря условиям, которые Алексей Попогребский создал во время съемок. Трехмесячная экспедиция, где Пускепалис был «учителем» Добрыгина, пошла на пользу обоим. Они не фантазировали о том, «как там, в Заполярье, может быть», а жили под «прицелом» камеры. Поэтому усталый взгляд Сергея Пускепалиса, которые многие помнят по его игре в «Простых вещах», стал еще и безнадежно грустным, а глаза Григория Добрыгина, несколько опустошившиеся в «Черной молнии», продемонстрировали зрителям, какой может быть печаль двадцатилетнего парня.
Нюанс, который может обеспокоить зрителя, - правомерно возникающий вопрос: почему режиссер, имеющий высшее психологическое образование, не объясняет мотивацию лжи практиканта Данилова? Казалось бы, так просто своевременно выпалить Гулыбину «горькую» правду. Однако вместо того, чтобы преподнести зрителям на блюдечке с голубой каемочкой ответы на все «почему?» и «зачем?», Алексей Попогребский запечатлевает в картине человеческие страхи и слабости. Показанное в фильме столкновение незлобивости и малодушия юноши работает на создание саспенса, позволившего немецким критикам назвать «Как я провел этим летом» «полярным триллером».
И все же, жанр картины – отнюдь не триллер, а самая что ни на есть драма. Без лишних слов, зато с выстрелами и красноречивым молчанием героев на фоне сурово-прекрасных чукотских пейзажей, заснятых оператором Павлом Костомаровым на цифровую камеру RED. Природа, как и уже упомянутая ложь, - еще один женский персонаж фильма «Как я провел этим летом», который, как принято среди красавиц, губит хрупкую душу юного парня. Ее крупные планы сменяют «неудобное» для восприятия чередование крупных и общих планов с участием Пускепалиса и Добрыгина (такие «грубые» переходы можно назвать уже фирменным приемом Алексея Попогребского) в минуты наивысшего драматизма. В результате, действие развивается крайне медленно, что может слегка разочаровать поклонников экшенов, решивших посмотреть это тонкое, психологическое кино от создателя картин «Коктебель» и «Простые вещи». Но не спешите разочаровываться – в фильме «Как я провел этим летом» есть глубина, на которую зрителям приходится «заныривать» нечасто.
Реклама