3 марта 2010 17:57
«Воспитание чувств»: когда ум с сердцем не в ладу
11 марта 2010 года двумя копиями в прокат выходит ретродрама Лоне Шерфиг «Воспитание чувств» (Великобритания, 2008; три номинации на «Оскар»; прокат в России — компания Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing / WDSSPR).
Дженни (Кэрри Маллиган) — не спортсменка и не комсомолка, но красавица точно! Школьница-отличница с видами на Оксфорд. Из небогатой, очень консервативной и очень амбициозной английской семьи. Так бы Дженни и идти по предписанной родителями дорожке, или «пути наверх» (название знаменитого романа, по которому поставлен не менее знаменитый фильм), если бы... Ох уж эти 60-е годы! Многим они снесли крышу, а те, у кого она слетела, перевернули с ног на голову весь мир... Не избежала дурмана свободы и Дженни. Влюбилась 16-летняя в мужчину средних с ее точки зрения лет, мало того что еврея (авторы ехидно осмеяли косность английской буржуазии середины XX века), так еще и обаятельного, тактичного по отношению к молоденьким девушкам грабителя Дэвида (чуть сладковатый, но от этого не менее убедительный Питер Скарсгаард). И что же, лети к чертям Оксфорд? Да здравствует романтический Париж, который можно, оказывается, увидеть собственными глазами? Родители-то Дженни дальше Лондона и не выезжали, наверно... Только вот «делишки», элегантно проворачиваемые Дэвидом, Дженни не слишком устраивают. Какой выбор сделает молодая женщина (в день 17-летия она лишится невинности, в этом даже сомневаться не придется)? Думается, выбор этот насмотренному зрителю станет ясен задолго до финала...
Лоне Шерфиг — режиссер крепкой руки, добротный, теплый, приятный. Первым ее фильмам не хватало живости и динамики («Итальянский для начинающих» в международном прокате даже пришлось минут на 20 сократить, а это существенно). Следующие фильмы — как правило, житейские или семейные драмы — прибавляли во внутреннем напряжении. И в «Воспитании чувств» (оригинальное название — просто «Воспитание» или «Образование», «Обучение») Шерфиг, благодаря блестящему саундтреку, прекрасному актерскому ансамблю и тщательно выписанным диалогам, она достигла местами живости необыкновенной.
Кому-то это может показаться «попсовым» перебором, но в «Воспитании» проблема отцов и детей, актуальная во все времена, доведена до исключительной наглядности, как и признаки ретро 60-х. Картина лишена глубины и психологизма, характеры, особенно «консерваторов», очерчены остро, но не cильно развиваются. Нет в «Воспитании» и присущей ретрофильмам элегичности, тоски по давно прошедшим и невозвратным временам. Фильм, я бы даже сказал, воспевает победу либерально-демократических ценностей, и делает это насколько возможно легко, задорно и с неподражаемым английским юмором.
«Воспитание...» с интеллигентным хохотком снимает еще одну проблему, трепетавшую многие и многие века: сложные взаимоотношения англичан и французов. Дженни настолько влюблена во французскую культуру, что даже говорит, пересыпая речь изящными галлицизмами. Да и внешне она удивительно похожа на Амели из знаменитого фильма Жан-Жака Жене, только без «кукляшечности». Правда, аутентичного французского фона в «Воспитании» оказалось маловато. Поухаживал бы за Дженни какой-нибудь мсье Шарпантье, а то опять — Эйфелева башня, берег Сены... Пресновато.
Ну, это так, ироничные придирки. Ругать «Воспитание...» абсолютно не за что, помнить годами совершенно не обязательно. А за гуманистический посыл для девочек от 13 до 99 (будь доброй и благоразумной, и все у тебя будет хорошо; на ошибках учатся) авторам выносится особая благодарность.
Дженни (Кэрри Маллиган) — не спортсменка и не комсомолка, но красавица точно! Школьница-отличница с видами на Оксфорд. Из небогатой, очень консервативной и очень амбициозной английской семьи. Так бы Дженни и идти по предписанной родителями дорожке, или «пути наверх» (название знаменитого романа, по которому поставлен не менее знаменитый фильм), если бы... Ох уж эти 60-е годы! Многим они снесли крышу, а те, у кого она слетела, перевернули с ног на голову весь мир... Не избежала дурмана свободы и Дженни. Влюбилась 16-летняя в мужчину средних с ее точки зрения лет, мало того что еврея (авторы ехидно осмеяли косность английской буржуазии середины XX века), так еще и обаятельного, тактичного по отношению к молоденьким девушкам грабителя Дэвида (чуть сладковатый, но от этого не менее убедительный Питер Скарсгаард). И что же, лети к чертям Оксфорд? Да здравствует романтический Париж, который можно, оказывается, увидеть собственными глазами? Родители-то Дженни дальше Лондона и не выезжали, наверно... Только вот «делишки», элегантно проворачиваемые Дэвидом, Дженни не слишком устраивают. Какой выбор сделает молодая женщина (в день 17-летия она лишится невинности, в этом даже сомневаться не придется)? Думается, выбор этот насмотренному зрителю станет ясен задолго до финала...
Лоне Шерфиг — режиссер крепкой руки, добротный, теплый, приятный. Первым ее фильмам не хватало живости и динамики («Итальянский для начинающих» в международном прокате даже пришлось минут на 20 сократить, а это существенно). Следующие фильмы — как правило, житейские или семейные драмы — прибавляли во внутреннем напряжении. И в «Воспитании чувств» (оригинальное название — просто «Воспитание» или «Образование», «Обучение») Шерфиг, благодаря блестящему саундтреку, прекрасному актерскому ансамблю и тщательно выписанным диалогам, она достигла местами живости необыкновенной.
Кому-то это может показаться «попсовым» перебором, но в «Воспитании» проблема отцов и детей, актуальная во все времена, доведена до исключительной наглядности, как и признаки ретро 60-х. Картина лишена глубины и психологизма, характеры, особенно «консерваторов», очерчены остро, но не cильно развиваются. Нет в «Воспитании» и присущей ретрофильмам элегичности, тоски по давно прошедшим и невозвратным временам. Фильм, я бы даже сказал, воспевает победу либерально-демократических ценностей, и делает это насколько возможно легко, задорно и с неподражаемым английским юмором.
«Воспитание...» с интеллигентным хохотком снимает еще одну проблему, трепетавшую многие и многие века: сложные взаимоотношения англичан и французов. Дженни настолько влюблена во французскую культуру, что даже говорит, пересыпая речь изящными галлицизмами. Да и внешне она удивительно похожа на Амели из знаменитого фильма Жан-Жака Жене, только без «кукляшечности». Правда, аутентичного французского фона в «Воспитании» оказалось маловато. Поухаживал бы за Дженни какой-нибудь мсье Шарпантье, а то опять — Эйфелева башня, берег Сены... Пресновато.
Ну, это так, ироничные придирки. Ругать «Воспитание...» абсолютно не за что, помнить годами совершенно не обязательно. А за гуманистический посыл для девочек от 13 до 99 (будь доброй и благоразумной, и все у тебя будет хорошо; на ошибках учатся) авторам выносится особая благодарность.
Реклама