"Алиса в стране чудес": старая сказка на новый лад
Тим Бертон – создатель страшных сказок и волшебных миров, приготовил для зрителей новое путешествие в удивительный мир. Только на этот раз великий выдумщик приглашает нас в знакомую с детства Страну Чудес, открытую Льисом Кэрроллом. Премьера фильма «Алиса в Стране Чудес» состоится 4 марта 2010 (дистрибьютор - «BVSPR Disney»).
Задолго до появления «Аватара» Тим Бертон творил свои невообразимые миры, используя кинематограф в ныне его самой популярной форме. Но тогда Бертон был один, его фильмы ярко выделялись на фоне традиционного кинематографа. А теперь создание фантазийных миров с невообразимыми, лишь отдаленно похожими на людей персонажами, стало делом обыденным и распространенным. И все эти новые фильмы родились вовсе не в подражании Бертону. Просто так случилось, что эпоха и технологии догнали гения.
Тем обиднее, что для своего нового творения Бертон выбрал мир чужой фантазии, - Страну Чудес, о которой у каждого сложилось своё представление. Так же, как и у самого Тима.
Афиши могут создать иллюзию, что фильм – экранизация известной книги, но на самом деле, это мрачная фантазия в готическом стиле. Алиса, которая в детстве побывала в милой, абсурдной стране, теперь оказывается в мрачном мире, порабощенным злой королевой; ей приходится убегать от страшных чудовищ, а затем и спасать чудесный мир, став, таким образом, супергероем.
Понятно, что предъявлять Бертону претензии по несоответствию духу Кэрролла – беспочвенно и ненужно. Книга про Алису не поддается не то, что экранизации, но даже адекватному переводу: абсурдная сказка, построенная по законам сна, наполнена языковыми шутками, многие из которых невозможно перевести на другие языки. Мир Кэрролла – сугубо литературен. А мир Бертона – визуален, но в данном случае он апеллирует к устоявшимся образам и законам. И закономерно, что фильм больше похож на культовую игру «American McGee`s Alice». Ведь в Стране Чудес, так же как и в Зазеркалье, в мирах, которые мы хорошо знаем, не пролилось ни одной капли крови, несмотря на бесчисленное количество попыток отрубить кому-то голову. А в кровожадной компьютерной игрушке «American McGee`s Alice» и в новом фильме Алиса выступает в новом, несвойственном ей качестве воина, она вынуждена сражаться с врагами и скрываться от преследователей. В литературном сне Алиса, хотя и принимает свои видения за реальность, но отмахивается от правил дурацкого мира и смеется над опасностями.
Постоянные актеры Бертона – Джонни Депп и Хэлена Бонем Картер появляются в новых образах: как всегда узнаваемы, но необычны, измененные компьютерной графикой. В главной роли блещет находка режиссера, юная Миа Васиковска, олицетворяющая собой прекрасное и доброе реального мира, сопротивляющееся абсурду сна, но в итоге принимающая Страну Чудес как реально-существующий мир.
Бертон заставляет свою Алису поверить в реальность Страны Чудес и жить по ее законам, разрушая все очарование и суть созданных и устоявшихся персонажей и сюжета.
Зато фильм является абсолютно самостоятельным произведением, вставая рядом с мультфильмами о загробном мире и готическими сказками про Эдварда Руки-ножницы и Всадника без головы из Сонной лощины. Списывать Тима Бертона в утиль за «не нашу Алису» рановато. Даже трагическое поглощение его творчества волной «Аватаро-подобных» фильмов – еще не конец. Бертон – смелый художник, обладающий самым ценным для современного автора качеством: он свободен от любых стереотипов, что как нельзя лучше и доказала его «Алиса в Стране Чудес».