«Дориан Грей»: снова молод
Литературная классика обладает невероятной притягательной силой для кинематографистов всего мира. Единственный роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» экранизировался не менее двадцати раз. Режиссер Оливер Паркер, ранее дважды обращавшийся к творчеству ирландского писателя (пьесам «Идеальный муж» и «Как важно быть серьезным»), предлагает новую киноверсию «бессмертного» произведения. Российские зрители смогут посмотреть фильм «Дориан Грей» в кинотеатрах с 4 февраля 2009 года (дистрибьютор – кинокомпания «Люксор»).
В целом, история картины Оливера Паркера верна первоисточнику: прекрасный юноша (Бен Барнс), попавший под влияние гедониста лорда Генри (Колин Ферт), любуясь собственным портретом и страшась неизбежной утраты молодости и Красоты, заключает сделку с Дьяволом. С того момента вся грязь его жизни, полной распутства и преступных страстей, начинает пачкать и портить полотно, оставляя лицо Дориана Грея вечно юным, непорочным и прекрасным.
Философский роман Оскара Уайльда насыщен длинными диалогами. Его фабула не обладает достаточным для захватывающего кино количеством событий и перипетий. Поэтому Оливер Паркер и Тоби Финлэй перекроили содержание романа и внесли в историю дополнительные сюжетные линии, за счет чего кинокартина получилась невероятно динамичной. В сценарий добавлен рассказ о том, как Дориан Грей приезжает в Лондон, во власти какого Порока оказывается герой и кто заставляет его раскаяться в греховном поведении. С придуманным сценаристами «Дориана Грея» персонажем – дочерью Генри Уоттона Эмили (Ребекка Холл) – связаны почти все перипетии во второй половине фильма. Отдельные эпизоды киноленты возникают из метафор Оскара Уайльда: например, в книге Дориан Грей лишь единожды назван «дитя Любви и Смерти», в фильме этому посвящена сквозная мистическая сюжетная линия.
«Уайльдовское» и «паркеровское» соединяются в убедительную целостную кинокартину, достойную названия «Дориан Грей»: идея о губительности эстетизма, не подкрепленного Красотой души человеческой, доносится до зрителей без искажений.
Нельзя не отметить слаженную игру яркого актерского ансамбля. Исполнители трех главных ролей воплотили на экране разные ипостаси мужской чувственности. Невинную, порочную, раскаявшуюся – в образе Дориана. Цинично-сдержанную, опытную, властную – в образе лорда Генри. Женоподобную, робкую, ранимую – в образе Бэзила. Обаятельный Бен Барнс (пусть и не соответствующий книжному описанию главного героя) постарался передать все грани неоднозначного, меняющегося характера Дориана Грея. Двадцативосьмилетний актер уверенно выглядит на экране в образе непорочного юноши и развращенного любовника. Колин Ферт в очередной раз продемонстрировал свой драматический талант – он сыграл таинственного персонажа, сильного и слабого одновременно. Актеру удалось справиться даже с тем, что в конце фильма лорд Генри значительно старше его самого. Бен Чаплин, исполнивший роль Бэзила Хэллуорда, не стал «перегружать» образ несчастного художника морализаторскими функциями. Он сосредоточился на том, чтобы максимально убедительно показать мятущийся характер и творческо-любовные муки своего героя.
Ребекка Холл сыграла «эмансипе» своего времени, роль умной и уверенной в себе девушки, каких на рубеже XIX-XX веков существовало немало (именно тогда в Англии набирало силу движение за предоставление женщинам избирательных прав). Актриса была освобождена от бремени исполнять роль персонажа, о котором у каждого зрителя уже есть собственное представление. Ей пришлось самостоятельно формировать образ Эмили Уоттон, яркой, харизматичной героини, покорившей сердце Дориана, совершившей революцию в его холодной и порочной душе и, ранее, в душе своего отца, великого циника лорда Генри. Во многом Ребекке Холл помогли художники по костюмам, которые одели ее в простые блузки и длинные юбки – это сразу подчеркнуло отличие героини от других женских персонажей в фильме, по-прежнему верных ярким и пышным платьям. Скромный наряд актрисы не отвлекал внимание от ее лица, с которого не сходило выражение благородства, образованности и рассудительности – ключевых характеристик образа Эмили Уоттон.
Роман Оскара Уайльда стараниями Оливера Паркера был превращен в атмосферный мистико-эротический триллер. Мрачный Лондон, воспроизведенный на экране за счет сочетания натурных съемок с компьютерной графикой, контрастирует с ослепительной яркостью красивых интерьеров. Режиссер сделал город не просто фоном, а полноценным героем фильма, оказывающим значительное влияние на характер Дориана Грея. Ловкая игра с деталями (например, смена карет первыми автомобилями) позволила Оливеру Паркеру отобразить в картине ход времени, использование визуальных эффектов – наглядно продемонстрировать, как изменялся портрет, а мастерски подобранные костюмы, декорации и музыка – передать особое «уайльдовское» настроение.
Фильм «Дориан Грей» как экранизация классики получился интересным и понятным сегодняшнему зрителю. Это значит, что роману Оскара Уайльда обеспечена очередная «молодость», а тем, кто придет в кинотеатры, – удовольствие от просмотра красивого, динамичного экшена с глубоким смыслом и блистательной игрой любимых актеров.