21 октября 2009 13:58
«Не оглядывайся»: долой субъективный идеализм
22 октября 2009 года в российский прокат (дистрибьютор – кинокомпания «Люксор») выходит фильм «Не оглядывайся» режиссера Марины де Ван, создателя картины «В моей коже» и со-сценариста Франсуа Озона на проектах «Под песком» и «Восемь женщин». Лента, в которой одну роль на двоих исполняют Софи Морсо и Моника Белуччи, принимала участие в конкурсе 62 Каннского кинофестиваля.
Опираясь на рассказы матери и используя фотографии, Жанна пишет роман о своем детстве, которого она не помнит из-за того, что, будучи восьмилетней девочкой, попала в аварию и потеряла память. Рукопись не впечатляет ни издателя, ни мать главной героини. Резкая критика романа расстраивает Жанну. Она пытается найти поддержку в лице мужа и детей, но вдруг перестает узнавать сначала их, потом себя. Привычные для Жанны вещи и близкие ей люди начинают стремительно меняться. Вместе своего отражения в зеркале она видит отражение другой женщины. Героиня, глазами которой зрители следят за развитием действия фильма, перестает понимать, какая она и окружающий ее мир на самом деле.
Картина «Не оглядывайся» снята в жанре мистического триллера. Саспенс создается за счет невозможности предугадать и объяснить происходящие на экране метаморфозы. Именно изменения задают ритм, в принципе, неспешному повествованию, движут историю – не в будущее, а прошлое. Добротный сценарий, качественные визуальные эффекты и впечатляющая игра двух, ставших уже легендарными, актрис – таковы козыри в руках режиссера Марины де Ван, гарантирующие удовольствие от просмотра картины.
Однако есть еще одна весьма ценная составляющая фильма – возможно, именно она и создает послевкусие, из-за которого можно снова и снова мысленно возвращаться к истории, рассказанной в картине «Не оглядывайся». В фильме есть философский мотив. Жанна – отнюдь не сумасшедшая, но у нее возникают психологические проблемы из-за того, что она живет в собственном, выдуманном мире, составленном из ее личных ощущений, переживаний, настроений и действий. Героиня не подозревает о существовании объективной реальности. Философия называет подобное субъективным идеализмом – первым шагом на пути к основополагающему для эпохи постмодернизма релятивизму. Марина де Ван демонстрирует губительность этих явлений, но в финале картины не дает героине, равно как и зрителям, прочной почвы под ногами. Она лишь обнажает ее необходимость – так сказать, намечает будущее освобождение мира от власти субъективного идеализма, развившегося до всеобщей постмодернистской шаткости.
Опираясь на рассказы матери и используя фотографии, Жанна пишет роман о своем детстве, которого она не помнит из-за того, что, будучи восьмилетней девочкой, попала в аварию и потеряла память. Рукопись не впечатляет ни издателя, ни мать главной героини. Резкая критика романа расстраивает Жанну. Она пытается найти поддержку в лице мужа и детей, но вдруг перестает узнавать сначала их, потом себя. Привычные для Жанны вещи и близкие ей люди начинают стремительно меняться. Вместе своего отражения в зеркале она видит отражение другой женщины. Героиня, глазами которой зрители следят за развитием действия фильма, перестает понимать, какая она и окружающий ее мир на самом деле.
Картина «Не оглядывайся» снята в жанре мистического триллера. Саспенс создается за счет невозможности предугадать и объяснить происходящие на экране метаморфозы. Именно изменения задают ритм, в принципе, неспешному повествованию, движут историю – не в будущее, а прошлое. Добротный сценарий, качественные визуальные эффекты и впечатляющая игра двух, ставших уже легендарными, актрис – таковы козыри в руках режиссера Марины де Ван, гарантирующие удовольствие от просмотра картины.
Однако есть еще одна весьма ценная составляющая фильма – возможно, именно она и создает послевкусие, из-за которого можно снова и снова мысленно возвращаться к истории, рассказанной в картине «Не оглядывайся». В фильме есть философский мотив. Жанна – отнюдь не сумасшедшая, но у нее возникают психологические проблемы из-за того, что она живет в собственном, выдуманном мире, составленном из ее личных ощущений, переживаний, настроений и действий. Героиня не подозревает о существовании объективной реальности. Философия называет подобное субъективным идеализмом – первым шагом на пути к основополагающему для эпохи постмодернизма релятивизму. Марина де Ван демонстрирует губительность этих явлений, но в финале картины не дает героине, равно как и зрителям, прочной почвы под ногами. Она лишь обнажает ее необходимость – так сказать, намечает будущее освобождение мира от власти субъективного идеализма, развившегося до всеобщей постмодернистской шаткости.
Реклама