«Обстоятельства»: семейные, не совсем традиционные
15 сентября 2009 года в кинотеатре «35 мм» состоялась премьера комедии Павла Руминова «Обстоятельства». Второй фильм одного из главных экспериментаторов отечественного кинематографа стал первой «ласточкой» дистрибьюторской компании «Аргумент кино», созданной в этом году и возглавляемой Натальей Мокрицкой, Верой Кутергиной, Максимом Максимовым. На российские экраны «Обстоятельства» выходят 24 сентября 2009 года.
Две супружеские пары (Агнесса-Тихон и Лиза-Артур) собираются провести вечер за совместным дружеским ужином и даже реализуют этот план. Только трое из них (Тихон, Артур и Агнесса) почему-то чрезвычайно напряжены. Может быть, кто-то кого-то убил? Может быть, кто-то кого-то покрывает? Может быть, кто-то восстал из мертвых?
Творчество таких режиссеров, как Павел Руминов, «неправильно», нетрадиционно по определению. В учебниках сколько угодно могут писать о том, как следует переходить с одного плана на другой, о том, что обилие деталей и портретных съемок утяжеляют восприятие визуального ряда – апологеты авторского кино будут делать фильмы так, как им подсказывает сердце, к чему их обязывает идея картины. Спорить, хорошо это или плохо, - бессмысленно. В «Обстоятельствах» Павел Руминов делает акцент на лицах главных героев, поскольку фильм существенно бы обеднел без фантастической игры актеров: Елены Морозовой, Ильи Любимова, Полины Кутеповой и Михаила Крылова. Их невероятно выразительной мимикой, несомненно, удобнее любоваться при помощи крупных планов. Изображение местами в расфокусе, а картинка временами кажется зеленоватой. Все это – по неясным причинам. То ли так было задумано изначально. То ли так получилось, но все будут считать, что так было задумано изначально.
При этом, как ни удивительно, по форме «Обстоятельства» - настоящая классицистическая комедия. Выдержано и единство времени (действие фильма разворачивается на протяжении одного вечера), и единство места (все происходит в квартире Артура и Лизы), и единство действия (без малого полтора часа экранного времени отведены на разрешение одного семейного конфликта). Только работающий на кухне телевизор делает внутреннее пространство фильма объемнее. История развивается по классической траектории от незнания к знанию. Чтобы удержать внимание зрителей, авторы сценария Павел Руминов и Николай Куликов вводят несколько весьма любопытных поворотных пунктов. Один из них происходит, когда Артур видит телепередачу о зомби, которую ведет сам Павел Руминов в образе одноглазого специалиста по ожившим мертвецам.