«Джонни Д»: Старая песня на новый лад
С того момента, как новой работой Майкла Манна «Джонни Д.» закрылся 31-й Московский Международный кинофестиваль, многие успели поругать картину, обвинить признанного режиссера в создании неожиданно слабого и неинтересного гангстерского боевика. Однако безграничная вера в то, что мастерство – как минимум Майкла Манна и исполнителя главной роли Джонни Деппа – никуда и ни при каких обстоятельствах не девается, заставляет поискать «изюм» в булке под названием «Джонни Д.». Тем более, в преддверии выхода фильма в российский прокат (дата релиза – 23 июля 2009 года, дистрибьютор – компания UPI).
Особенность кроется явно не в сюжете фильма. История о том, как дерзкий преступник с одинаковой легкостью грабит банки, водит за нос полицию и очаровывает женщин, мягко говоря, тривиальна. Для американцев она может быть привлекательной, поскольку многие из них знакомы с биографией гангстера Джонни Диллинджера. Российскому зрителю остается симпатизировать герою постольку, поскольку его играет «любимец публики» Джонни Депп. Актер, несомненно, справляется со своей задачей, но делает это как будто бы без особого энтузиазма. Кристиан Бэйл, исполняющий роль антагониста Диллинджера, агента Мэлвина Первиса, не выдерживает противостояния Деппу и меркнет на его фоне. И уж ни в какое сравнение парочка Депп-Бэйл не идет с блистательными Робертом де Ниро и Аль Пачино в манновской «Схватке» 1995 года. Зато очень колоритно смотрятся актеры второго плана: шайка бандитов, сопровождающая главного героя, полна ярких и запоминающихся образов. Чего стоит один Малыш Нельсон в исполнении Стивена Грэхема.
Эстетов порадует воссоздание в фильме обстановки 30-х годов. Майкл Манн не скрывает, что уделял этому пристальное внимание. Все от костюмов, причесок до оформления баров и дизайна автомобилей времен Великой депрессии выглядит «с иголочки» достоверным и чрезвычайно привлекательным. Съемки интерьеров выполнены в классической манере, чего не скажешь о перестрелках и погонях – изображение начинает трястись и раздражать глаз. В этот момент в очередной раз вспоминается 1995 год, но уже в связи с манифестом «Догмы». Что сказать, не соответствует съемка ручной камерой и, в целом, цифровая картинка благородству легендарного гангстера, жившего в величественные 30-е. Однако неприученному различать такие тонкости зрителю обаяния Деппа, как уже говорилось, будет достаточно.
И все-таки об «изюме». Самым ценным в картине является юмор, а точнее, ирония Майкла Манна. Три момента точно запомнятся публике надолго. Сначала зрители ухмыльнутся, когда узнают, что не дает заснуть Джонни Диллинджеру. Затем с восхищенными улыбками проследят за тем, как гангстер явится в полицейский участок. И, в конце концов, посмеются над собой – как бы старательно они не крутили головами, бандита рядом с собой они не заметят. Оно и правильно – его им покажут в кино, все-таки неплохом кино от Майкла Манна.