«Кислород»: Текст о том, как Саша полюбил Сашу
С момента первых просмотров новой киноработы Ивана Вырыпаева «Кислород» на фестивале «Кинотавр» прошло около полутора месяцев. Воспоминания об удивительной атмосфере и энергетике фильма заставляют с нетерпением ожидать выхода картины на российские экраны (дата релиза – 30 июля 2009 года, дистрибьютор – киноторговая компания «Вольга»). Что необычного в так называемом «авторском блокбастере Ивана Вырыпаева»?
Надо сразу отметить, что «Кислород» - кино фестивальное, а, значит, крайне специфическое. Оно не может вызывать у зрителей нейтральные эмоции. Если не нравится, то спектр реакций может включать интеллектуальный снобизм или простое непонимание. Если наоборот, то не исключено и ощущение как будто бы наркотической зависимости. «Если ты плотно подсядешь на кислород, то ни деньги, ни медицинские препараты, ни даже смерть, не смогут ограничить ту жажду красоты и свободы, которую ты приобретешь» - предостерегает Иван Вырыпаев репликами своих героев Саши (Алексей Филимонов) и Саши (Каролина Грушка).
Итак, парень из маленького провинциального городка полюбил девушку из большого города. Встреча произошла на Чистых прудах возле памятника А.С. Грибоедову. Санек поцеловал обладательницу кислорода - «не в щеку, не в губы, не в лоб, не ухо, не в шею, не в плечо, не в грудь, не в живот, не в спину, не в бедро, не в ягодицы, не в ноги, не вовсе эти перечисленные места, а поцеловал ее, и прямо на улице, среди белого дня». Потом он убил лопатой свою жену, поскольку в ней не было кислорода, и приютил у себя Сашу, сбежавшую от разъяренного ревнивого мужа.
История всепоглощающей любви рассказывается то ли Алексеем Филимоновым и Каролиной Грушкой, то ли Сашей и Сашей, сидящими в студии и записывающими альбом музыкальных треков. «Кислород» необычен формой подачи материала, многим уже знакомого по одноименной театральной постановке Ивана Вырыпаева. Десять композиций как десять библейских заповедей, переосмысленных автором. Монологи сопровождаются отличной музыкой (на «Кинотавре» фильм снискал не только приз Гильдии киноведов и кинокритиков, приз за лучшую режиссерскую работу, но и приз за лучшее музыкальное оформление). Ритмизованная проза из уст земляка режиссера и польской актрисы, не говорившей ранее на русском языке, завораживает. Транслируемая с экрана, она вызывает дрожь по всему телу – однозначно приятную дрожь, а не такую, как, допустим, недавно вышедший «Антихрист» Ларса фон Триера.
Отдельно нужно сказать о визуальном решении фильма. Вторая киноработа Ивана Вырыпаева – еще одно успешное сотрудничество с оператором Андреем Найденовым. Такой картинки давно не было в российском кино: она сочная, яркая, запоминающаяся. Несомненно, это – эффект качественного соединения основного видеоряда с анимацией и компьютерной графикой, что еще раз подчеркивает: «Кислород» - не просто кино, а Текст. Впечатляющий как по форме, так и по содержанию. Приятного просмотра, прослушивания и прочтения!