«Гарри Поттер и Принц-полукровка»: слушайся старших в формате 3D
15 июля 2009 года в Москве состоялись две премьеры фильма «Гарри Поттер и Принц-полукровка» (режиссёр Дейвид Йейтс, Великобритания/CША) — в мультиплексах «Октябрь» (широкоэкранный вариант) и Nescafe IMAX (формат IMAX 3D). Наш корреспондент Игорь Перунов побывал на «трёхмерной» премьере и, похоже, совсем не разочарован!
Согласен с Марией Мухиной (читайте её рецензию на страницах портала): перед просмотром «Гарри Поттера и Принца-полукровки» настоятельно рекомендуется перечитать литературный оригинал, поскольку сюжетных загадок и непрояснённостей в фильме довольно много. После премьеры я разговорился с великовозрастным «поттероманом», который - внимание! - специально приехал на премьеру «трёхмерной» версии из Санкт-Петербурга (зал IMAX есть и там, но он истинного фаната не устраивает по качеству). Фанат насчитал четыре отступления от романной версии, которые, по его мнению, нанесли вред восприятию фильма.
Да уж, зритель оказался в довольно «интересном положении»: если сам Гарри Поттер, Избранный, вынужден практически всё воспринимать на веру и беспрекословно подчиняться приказам своего наставника Дамблдора, то что остаётся нам, по эту сторону экрана? Не задавать вопросов — ответов всё равно не получим (может быть, до поры до времени). «Гарри Поттер и Принц-полукровка» снят почти в тоталитарной, или скажем мягче, авторитарной эстетике — в какой-то неведомой точке советское кино 30-50-х годов и фэнтези первого десятилетия XXI века, представляющее магию в весьма привлекательном свете, сомкнулись. Подростки Хогвартса, школы мастерства и магии, все как один, мечтают «о хорошей, большой любви», Гарри Поттер подчёркнуто политкорректен, а погружение в Омут Памяти выглядит совсем «по-школьному»: как будто в прозрачную водичку напустили обычных чернил... В сильной сцене траурной церемонии по погибшему Дамблдору, когда все поднимают волшебные палочки, горящие словно свечи, неожиданно кажется, что Дамблдор воскреснет... Но в магическом мире Джоан Роулинг божественные законы, похоже, не действуют. Как достоинство хотелось бы ещё отметить великолепную игру Руперта Грина (Рон Уизли), проявившего незаурядный комедийный талант, покорившего невероятным обаянием и, пожалуй, переигравшего всех в знаменитой дружеской тройке.
Объяснюсь по поводу кавычек в слове «трёхмерный». Строго говоря, стереоизображение присутствует только в первых 15 минутах фильма, начальных сценах. Мы эффектно «пролетаем» над эмблемой компании «Уорнер Бразерс», залетаем в какую-то из букв названия фильма, вместе с Пожирателями Смерти разрушаем пол-квартала Лондона, встречаемся с Гарри Поттером и Дамблдором, «трансгрессируем» в дом, где обитает Слизнорт и с помощью волшебной палочки наводим там порядок. Всё. За это время мы успеем ощутить фактуру металлических и стеклянных поверхностей и даже игру света и мрака на лице Слизнорта (Джим Броадбент)... Психологически это воздействует безотказно, создаёт необходимый драйв для восприятия обычных сцен, в формате 2D. Собственно говоря, весь «Гарри Поттер и Принц-полукровка» - это старое доброе широкоформатное кино. Раньше, лет 25 назад, технология была довольно проста: для больших экранов «избранных» кинотеатров делали 70-миллиметровые копии, для остальных - 35-миллиметровые, широкоэкранные. Сейчас с помощью технологии IMAX DMR широкий экран доводят до широкого формата, получая сверхчёткое изображение с утончённой цвето- и светонюансировкой. Назвать это стандартом рука не поднимется – сделать что-либо лучше вряд ли получится. Можно сделать только хуже (пример тому — IMAX-версия блокбастера «Трансформеры: месть падших»).
Благородная красота широкого формата сместила восприятие фильма с вопросов по сюжету на ощупывание и оглядывание волшебного мира, ставшего неожиданно объёмным и реальным. А это для современной сказки и есть самое главное: поверить не столько в носителей благого «магического начала», сколько в свои ощущения от сказочного, виртуального мира, окружившего тебя на два с половиной часа. Потому версия «Гарри Поттера и Принца-полукровки» в формате IMAX 3D (условно) наиболее адекватна. К сожалению, в России слишком мало кинотеатров, которые могут эту адекватность до зрителя донести.